×
13.10.2018
218.016.919d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов. Техническим результатом заявленного изобретения является разработка критерия и методики определения минимально выявляемого дефекта методом неразрушающего контроля, пригодного для применения в эксплуатации, а также обоснованное повышение надежности контроля за счет гарантированного выявления дефекта при эксплуатации изделия по техническому состоянию до разрушения контролируемой детали, увеличение потребительских качеств двигателя за счет снижения затрат на эксплуатационные расходы путем назначения максимально возможной периодичности контроля. В качестве метода неразрушающего контроля используют вихретоковый метод, при этом в способе до начала исследования детали с надрезом осуществляют выбор параметров вихретокового преобразователя, для этого сначала изготавливают плоские образцы с различным размером подповерхностных трещин, причем толщина плоского образца должна быть не более толщины исследуемой детали в зоне контакта, исследуют плоские образцы вихретоковым преобразователем с различной частотой, определяют частоту вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала к сигналу от помех более двух, и определяют максимальную глубину залегания подповерхностной трещины, на которой обеспечено ее выявление, далее сканируют деталь с надрезом вихретоковым преобразователем с различной формой контактной поверхности вихретокового преобразователя, выбирают форму вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания, по ускоренному и эксплуатационному циклам нагружают деталь с надрезом, и определяют зависимость размера трещины от количества циклов нагружения детали с надрезом, а затем устанавливают периодичность контроля. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов.

Известен способ эксплуатации авиационного двигателя, при котором определяют характерные циклы нагружения по диапазонам изменения циклической нагрузки на детали, методом неразрушающего контроля определяют размер начального дефекта, проводят стандартные испытания для определения скорости распространения трещины, определяют значение интенсивности напряжений, соответствующее длинам трещин, по полученному графику находят критическую длину трещины, и определяют остаточный ресурс в случае приближения длины трещины к предельно допустимому значению (Патент РФ №2439527 от 23.03.2012, МПК G01M 15/14, опубл. 27.09.2011. Бюл. №27).

Недостатком способа является то, что способ относится к эксплуатации двигателя без оценки состояния деталей в эксплуатации и базируется на начальном дефекте, который может быть определен методами неразрушающего контроля. Однако такого дефекта в детали может и не быть, при этом двигатель подвергается съему в эксплуатации после достижения наработки, установленной исходя из условия наличия этого дефекта.

Наиболее близким является способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей, при котором на исследуемую деталь наносят надрез, имитирующий трещину, нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклу, при этом осуществляют контроль неразрушающим методом, определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, характеризующегося предельно допустимым значением коэффициента интенсивности напряжений для данного материала, при котором сохраняется несущая способность детали, далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины и достижением ее предельного размера (Патент РФ №2618145 от 19.08.2014, МПК G01M 15/14, опубл. 20.05.2017, бюл. №13).

Недостатками данного способа являются отсутствие критерия и методики определения минимально выявляемого дефекта методом неразрушающего контроля, пригодного для применения в эксплуатации. В результате чего, периодичность контроля может быть выбрана не оптимальна.

Техническим результатом заявленного изобретения является разработка критерия и методики определения минимально выявляемого дефекта методом неразрушающего контроля, пригодного для применения в эксплуатации, а также обоснованное повышение надежности контроля за счет гарантированного выявления дефекта при эксплуатации изделия по техническому состоянию до разрушения контролируемой детали, увеличение потребительских качеств двигателя за счет снижения затрат на эксплуатационные расходы путем назначения максимально возможной периодичности контроля.

Технический результат достигается тем, что в способе определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей, при котором на исследуемую деталь наносят надрез, имитирующий трещину, нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклу, при этом осуществляют контроль неразрушающим методом, определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, характеризующегося предельно допустимым значением коэффициента интенсивности напряжений для данного материала, при котором сохраняется несущая способность детали, далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины и достижением ее предельного размера, в отличие от известного в качестве метода неразрушающего контроля используют вихретоковый метод, при этом в способе до начала исследования детали с надрезом осуществляют выбор параметров вихретокового преобразователя, для этого сначала изготавливают плоские образцы с различным размером подповерхностных трещин, причем толщина плоского образца должна быть не более толщины исследуемой детали в зоне контакта, исследуют плоские образцы вихретоковым преобразователем с различной частотой, определяют частоту вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала к сигналу от помех более двух, и определяют максимальную глубину залегания подповерхностной трещины, на которой обеспечено ее выявление, далее сканируют деталь с надрезом вихретоковым преобразователем с различной формой контактной поверхности вихретокового преобразователя, выбирают форму вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания, по ускоренному и эксплуатационному циклам нагружают деталь с надрезом, и определяют зависимость размера трещины от количества циклов нагружения детали с надрезом, а затем устанавливают периодичность контроля.

На чертежах показаны:

Фиг. 1 - контролируемая деталь с имитатором трещины.

Фиг. 2 - зависимость роста трещины от количества циклов.

Фиг. 3 - пример реализации способа на детали типа «диск».

Способ осуществляется следующим образом.

В качестве метода неразрушающего контроля используют вихретоковый метод, позволяющий проводить точную диагностику крупногабаритных деталей.

Сначала в способе осуществляют выбор параметров вихретокового преобразователя (ВТП).

Для этого изготавливают плоские образцы из материала исследуемой потом детали или близкого по свойствам, с различным размером подповерхностной трещины, причем толщина плоского образца h должна быть не более толщины исследуемой детали в зоне контакта: h≤Н (фиг. 1).

Исследуют плоские образцы вихретоковым преобразователем с различной частотой ϑ.

Определяют частоту ϑ вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала εпс к сигналу от помех εсп более двух: εпссп>2.

Определяют максимальную глубину залегания amax подповерхностной трещины на плоских образцах, на которой обеспечено ее выявление (фиг. 1).

Затем на деталь, которую необходимо исследовать, наносят надрез, имитирующий трещину, электроэрозионным методом в зоне, где возможно развитие трещины (фиг. 1), причем толщина исследуемой детали в месте развития трещины равна Н.

Далее сканируют деталь с надрезом вихретоковым преобразователем с различной формой контактной поверхности вихретокового преобразователя, например плоской формой, или сферической формой, или в форме усеченного конуса.

Выбирают форму вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания bmax на детали с надрезом.

Нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклам, при этом осуществляют контроль вихретоковым преобразователем.

Определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, при которой сохраняется несущая способность детали с надрезом.

Определяют графическую зависимость роста трещины от количества циклов нагружения, которая представляет собой график изменения размера трещины в зависимости от количества циклов нагружения детали с надрезом (фиг. 2).

Зависимость размера трещины от количества циклов нагружения можно определять расчетным путем, например с помощью универсальной программной системы конечно-элементного (МКЭ) анализа ANSYS.

Далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины и достижением ее предельного размера:

;

где NТПЦ - количество типовых полетных циклов, проведенных до момента достижения трещиной значения, превышающего предельно допустимое, при котором еще была возможность эксплуатации;

К - коэффициент запаса, К≥2.

Благодаря тому что в способе определения периодичности контроля, при котором на исследуемую деталь наносят надрез, имитирующий трещину, нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклу, при этом осуществляют контроль неразрушающим методом, определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, характеризующегося предельно допустимым значением коэффициента интенсивности напряжений для данного материала, при котором сохраняется несущая способность детали, далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины и достижением ее предельного размера, в отличие от известного в качестве метода неразрушающего контроля используют вихретоковый метод, при этом в способе до начала исследования детали с надрезом осуществляют выбор параметров вихретокового преобразователя, для этого сначала изготавливают плоские образцы с различным размером подповерхностных трещин, причем толщина плоского образца должна быть не более толщины исследуемой детали в зоне контакта, исследуют плоские образцы вихретоковым преобразователем с различной частотой, определяют частоту вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала к сигналу от помех более двух, и определяют максимальную глубину залегания подповерхностной трещины, на которой обеспечено ее выявление, далее сканируют деталь с надрезом вихретоковым преобразователем с различной формой контактной поверхности вихретокового преобразователя, выбирают форму вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания, по ускоренному и эксплуатационному циклам нагружают деталь с надрезом, и определяют зависимость размера трещины от количества циклов нагружения детали с надрезом, а затем устанавливают периодичность контроля, достигается повышение надежности контроля за счет гарантированного выявления дефекта при эксплуатации изделия по техническому состоянию до разрушения контролируемой детали, увеличение потребительских качеств двигателя за счет снижения затрат на эксплуатационные расходы путем назначения максимально-возможной периодичности контроля.

Пример реализации способа

Изготавливают плоские образцы (Фиг. 3) из материала ОТ4 толщиной 10 мм с размером трещин, представленных в таблице.

Исследуют плоские образцы ВТП с различной частотой ϑ: 3 кГц, 6 кГц, 10 кГц, 100 кГц.

Частота (ϑ) ВТП, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала к сигналу от помех более двух: εпссп>2, равна 6 кГц.

Максимальная глубина залегания подповерхностной трещины на плоских образцах amax=5 мм, на которой обеспечено ее выявление.

На деталь диск 1 ступени компрессора высокого давления (КВД) наносят электроэрозионным методом трещину размером 8 мм (фиг. 2).

Сканируют эту деталь с надрезом ВТП с различной формой контактной поверхности ВТП: плоской, сферической и т.д.

Форма ВТП, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания, сферическая.

Нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклу, при этом осуществляют контроль ВТП, с целью выявления трещины.

Определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, при котором сохраняется несущая способность детали с надрезом. Предельный размер трещины порядка 40 мм для данного диска.

Строят графическую зависимость роста трещины от количества циклов нагружения (фиг. 3).

Периодичность контроля детали диск КВД при эксплуатации составляет 75 полетных циклов.

Способ определения периодичности контроля деталей, при котором на исследуемую деталь наносят надрез, имитирующий трещину, нагружают деталь с надрезом по ускоренному и эксплуатационному циклу, при этом осуществляют контроль неразрушающим методом, определяют долговечность исследуемой детали до предельного размера трещины, характеризующегося предельно допустимым значением коэффициента интенсивности напряжений для данного материала, при котором сохраняется несущая способность детали, далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины и достижением ее предельного размера, отличающийся тем, что в качестве метода неразрушающего контроля используют вихретоковый метод, при этом в способе до начала исследования детали с надрезом осуществляют выбор параметров вихретокового преобразователя, для этого сначала изготавливают плоские образцы с различным размером подповерхностных трещин, причем толщина плоского образца должна быть не более толщины исследуемой детали в зоне контакта, исследуют плоские образцы вихретоковым преобразователем с различной частотой, определяют частоту вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается соотношение полезного сигнала к сигналу от помех более двух, и определяют максимальную глубину залегания подповерхностной трещины, на которой обеспечено ее выявление, далее сканируют деталь с надрезом вихретоковым преобразователем с различной формой контактной поверхности вихретокового преобразователя, выбирают форму вихретокового преобразователя, при которой обеспечивается выявление подповерхностной трещины на максимальной глубине залегания, по ускоренному и эксплуатационному циклам нагружают деталь с надрезом, и определяют зависимость размера трещины от количества циклов нагружения детали с надрезом, а затем устанавливают периодичность контроля.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
16.05.2019
№219.017.520f

Устройство для электроэрозионной обработки отверстий полым электрод-инструментом

Изобретение относится к электроэрозионной обработке отверстий полым электрод-инструментом. Устройство содержит блок коммутации с электромагнитными клапанами, электронно-вычислительную машину, датчики межэлектродного промежутка, гидравлическую магистраль низкого давления смазочно-охлаждающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687525
Дата охранного документа: 14.05.2019
Showing 1-10 of 11 items.
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.05.2014
№216.012.cb34

Способ обнаружения трещин на деталях вращения

Использование: для обнаружения трещин на деталях вращения. Сущность изобретения заключается в том, что наличие трещины на контролируемом изделии определяют при получении порогового сигнала вихретокового преобразователя, при этом деталь вращают, а вихретоковый преобразователь скользит по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517786
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.06.2015
№216.013.5258

Способ оценки технического состояния деталей

Использование: для оценки технического состояния деталей посредством рентгеноструктурного контроля. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552601
Дата охранного документа: 10.06.2015
25.08.2017
№217.015.c525

Способ определения периодичности контроля деталей авиационного газотурбинного двигателя при эксплуатации по его техническому состоянию

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационного газотурбинного двигателя. Технический результат – повышение точности способа ускоренного расчетно-экспериментального установления периодичности контроля деталей двигателя для обеспечения безопасной эксплуатации по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618145
Дата охранного документа: 02.05.2017
25.08.2017
№217.015.c63a

Способ рентгеноструктурного контроля деталей газотурбинного двигателя

Использование: для неразрушающего способа рентгеноструктурного контроля и может использоваться для оценки технического состояния ремонтных деталей газотурбинного двигателя (ГТД) из титановых сплавов в лабораторных и заводских условиях. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618602
Дата охранного документа: 04.05.2017
26.08.2017
№217.015.da5a

Способ рентгеноструктурного контроля деталей газотурбинного двигателя

Использование: для неразрушающего рентгеноструктурного контроля деталей газотурбинного двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой поверхности разрушения от отражающей плоскости (11.0) без фона при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623838
Дата охранного документа: 29.06.2017
10.05.2018
№218.016.4698

Способ очистки двухконтурных форсунок камеры сгорания газотурбинного двигателя от продуктов коксования топлива и нагара и устройство для его осуществления

Изобретение относится к отраслям промышленности, связанным с необходимостью очистки проточных частей внутренних каналов: общее машиностроение, энергетика, нефтегазовая отрасль, авиация и космонавтика, химическое производство и др. Техническим результатом изобретений является упрощение способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650438
Дата охранного документа: 13.04.2018
29.03.2019
№219.016.f2c9

Способ установления ресурса деталей газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам установления ресурса деталей газотурбинного двигателя и может найти применение в авиадвигателестроении. Техническим результатом, на достижение которого направлен данный способ, является увеличение ресурса деталей при накоплении ими малоцикловой усталости в зонах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373508
Дата охранного документа: 20.11.2009
18.05.2019
№219.017.56fd

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе и испытаниях и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении. Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является выявление...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380670
Дата охранного документа: 27.01.2010
+ добавить свой РИД