Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к внедорожным транспортным средствам, и может быть использовано в качестве движителя кресел-колясок для преодоления лестничных маршей общего пользования.
Известен шнековый движитель /см. авт. свид. №835873 (кл. B62D 57/00, B60F 3/00) от 03.11.1978/, содержащий цилиндрические роторы с винтовыми гребнями с индивидуальными реверсивными приводами вращения, смонтированные на двуплечих рычагах спереди и сзади движителя.
Известный шнековый движитель - прототип неоправданно усложнен технологически, так как имеет с каждого борта по паре винтовых роторов, установленных спереди и сзади движителя на концах качающихся балансиров, и плохо приспособлен для движения по твердым поверхностям (асфальт, бетон и т.п.) с препятствиями в виде порогов, бордюров, эскарпов, тем более - в качестве движителя кресел-колясок для преодоления лестничных маршей общего пользования.
С целью устранения отмеченных недостатков в шнековом движителе, содержащем цилиндрические роторы с винтовыми гребнями с индивидуальными реверсивными приводами вращения, смонтированные на двуплечих рычагах спереди и сзади движителя, рычаги спереди и сзади движителя связаны шарниром, смонтированным на штоке, имеющим привод, обеспечивающий перемещение штока в вертикальной плоскости, увеличивая или уменьшая расстояние между осями роторов спереди и сзади движителя.
Предлагаемое изобретением техническое решение иллюстрируется фиг. 1 (вариант шарнирной связи рычагов /спереди и сзади движителя/, смонтированных на штоке, имеющим привод) и фиг. 2 (вид спереди на шнековый движитель перед въездом движителя на лестничный марш).
Предлагаемый изобретением шнековый движитель содержит цилиндрические роторы(1 и 2) с винтовыми гребнями с индивидуальными реверсивными приводами (на фиг. не показаны) вращения, смонтированные на двуплечих рычагах(3 и 4) спереди и сзади движителя. При этом рычаги (3 и 4) спереди и сзади движителя связаны шарниром 5, смонтированным на штоке 6, имеющим привод (на фиг. не показан), обеспечивающий перемещение штока 6 в вертикальной плоскости, увеличивая или уменьшая расстояние между осями роторов (1 и 2) спереди и сзади движителя.
Кресло-коляска, снабженное предлагаемым шнековым движителем, приобретает проходимость как на слабонесущих почвах (песок, торф, снег и т.п.), так и на твердых поверхностях (асфальт, бетон и т.п.) с препятствиями в виде порогов, бордюров, эскарпов, включая лестничные марши общего пользования, что расширяет функциональные возможности шнековых движителей для кресел-колясок.
Кресло-коляска, снабженное предлагаемым шнековым движителем, способно двигаться вперед - назад при встречно или в разные стороны вращающихся с одинаковыми скоростями шнеках, способно поворачиваться (разворачиваться) при вращающихся в одну сторону с разными скоростями шнеках, т.е. способно повторять все движения кресел-колясок на колесном, гусеничном и колесно-гусеничном ходу.
Предлагаемое изобретением техническое решение позволяет независимо менять клиренс спереди и сзади шнекового движителя для преодоления препятствий в виде порогов, бордюров, эскарпов, включая лестничные марши общего пользования.
Дополнительно кресло-коляска, снабженное предлагаемыми шнековыми движителями, способно двигаться вправо-влево (даже на лестничных маршах общего пользования) при вращающихся в одну сторону с одинаковыми скоростями шнеках, тем самым расширяя функциональные возможности кресел-колясок для инвалидов.
Таким образом, предлагаемое техническое решение, по мнению заявителя, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Шнековый движитель, содержащий цилиндрические роторы с винтовыми гребнями с индивидуальными реверсивными приводами вращения, смонтированные на двуплечих рычагах спереди и сзади движителя, отличающийся тем, что рычаги спереди и сзади движителя связаны шарниром, смонтированным на штоке, имеющим привод, обеспечивающий перемещение штока в вертикальной плоскости, увеличивая или уменьшая расстояние между осями роторов спереди и сзади движителя.