×
23.04.2020
220.018.17f0

Результат интеллектуальной деятельности: КОРОБКА ПРИВОДОВ, СОДЕРЖАЩАЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ РЕДУКТОР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002719542
Дата охранного документа
21.04.2020
Аннотация: Группа изобретений относится к коробкам приводов для авиационного газотурбинного двигателя. Коробка приводов содержит приводной вал (12), вторичный приводной вал (24), который связан с приводным валом (12) через редукторный механизм (26), и выходные валы (16), каждый из которых связан с приводным валом (12) или с вторичным приводным валом (24) через систему конических зубчатых передач. Редукторный механизм (26) содержит промежуточный вал (28), первый конец (28а) которого связан с приводным валом (12) через первую ступень (30) зубчатых передач и второй конец (28b) которого связан с вторичным приводным валом (24) через вторую ступень (32) зубчатых передач. Промежуточный вал (28) установлен с возможностью вращения в коробке приводов вокруг своей главной оси (В), ориентированной по существу перпендикулярно к главной оси (А) приводного вала (12). Также заявлен авиационный газотурбинный двигатель, содержащий вышеуказанную коробку приводов. Обеспечивается упрощение конструкции и снижение массы коробки приводов, а также повышение КПД коробки. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к коробке приводов для авиационного газотурбинного двигателя, которая содержит два внутренних приводных вала, вращающихся в коробке приводов с разной скоростью вращения, и которая содержит малогабаритные средства трансмиссии.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Коробка приводов газотурбинного двигателя, например, авиационного газотурбинного двигателя, представляет собой систему распределения энергии, позволяющую приводить в действие и поддерживать различные компоненты и агрегаты газотурбинного двигателя при помощи энергии, производимой газотурбинным двигателем.

Для этого коробка приводов содержит приводной вал, соединенный с ротором газотурбинного двигателя, и несколько выходных валов, связанных с этим приводным валом.

Каждый выходной вал связан с одним или несколькими агрегатами газотурбинного двигателя, поэтому для агрегата необходимо обеспечивать соответствующие крутящий момент и скорость вращения. Так, например, выходные валы вращаются с разными скоростями вращения.

Как правило, приводной вал ориентирован по главной оси коробки приводов, тогда как выходные валы ориентированы перпендикулярно к главному валу.

Согласно варианту выполнения, соединение выходных валов с приводным валом осуществляют посредством конических зубчатых передач. Этот вариант соединения позволяет ограничить число компонентов коробки приводов и, следовательно, уменьшить потери КПД. Этот вариант соединения позволяет также уменьшить габарит и массу коробки приводов.

Однако, в случае, когда скорость вращения выходного вала значительно ниже скорости вращения приводного вала, использование только одной конической зубчатой передачи не представляется возможным, так как она должна содержать зубчатое колесо большого диаметра, что предполагает наличие большего пространства для этого зубчатого колеса в коробке приводов.

Поэтому была предложена коробка приводов, содержащая вторичный приводной вал, который соединен с главным приводным валом через редуктор.

Это позволяет ограничить размеры конической зубчатой передачи, связанной с выходным валом, который должен вращаться с меньшей скоростью.

Согласно известному варианту выполнения, коробка приводов содержит систему с геликоидальной передачей, образующую редуктор.

Однако система с геликоидальной передачей содержит большое количество компонентов, что увеличивает вес коробки приводов, а также повышает риск аварии при неисправности одного из компонентов системы с геликоидальной передачей.

Изобретение призвано предложить коробку приводов, содержащую редуктор упрощенной конструкции и имеющую уменьшенный габарит.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретением предложена коробка приводов для авиационного газотурбинного двигателя, содержащая приводной вал, вторичный приводной вал, который связан с приводным валом через редукторный механизм, и выходные валы, каждый из которых связан с приводным валом или с вторичным приводным валом через систему конических зубчатых передач, отличающаяся тем, что редукторный механизм содержит промежуточный вал, первый конец которого связан с приводным валом через первую ступень зубчатых передач и второй конец которого связан с вторичным приводным валом через вторую ступень зубчатых передач, и тем, что промежуточный вал установлен с возможностью вращения в коробке приводов вокруг своей главной оси, ориентированной по существу перпендикулярно к главной оси приводного вала.

Использование промежуточного вала для понижения скорости позволяет ограничить число компонентов редуктора. Кроме того, ориентация промежуточного вала относительно приводного вала позволяет уменьшить габарит редуктора в коробке приводов.

Предпочтительно каждая из первой и второй ступеней зубчатых передач содержит шестерню, установленную на приводному валу или на вторичном приводном валу, и шестерню, установленную на соответствующем конце промежуточного вала.

Предпочтительно главная ось вторичного приводного вала является по существу коаксиальной с главной осью приводного вала, и промежуточный вал расположен между двумя находящимися друг против друга концами приводного вала и вторичного приводного вала.

Предпочтительно на каждом из находящихся друг против друга концов приводного вала и вторичного приводного вала установлена шестерня связанной с ним первой или второй ступени зубчатых передач.

Предпочтительно коробка приводов содержит средства направления во вращении промежуточного вала вокруг его главной оси, которые расположены на каждом конце промежуточного вала.

Предпочтительно шестерни ступеней зубчатых передач, установленные на концах промежуточного вала, находятся между упомянутыми средствами направления во вращении промежуточного вала вокруг его главной оси.

Предпочтительно промежуточный вал содержит средства демпфирования вибраций.

Предпочтительно коробка приводов содержит средства соединения промежуточного вала со средствами ручного управления коробкой приводов.

Изобретением предложен также авиационный газотурбинный двигатель, содержащий описанную выше коробку приводов.

Предпочтительно газотурбинный двигатель содержит средства соединения приводного вала с ротором газотурбинного двигателя.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего подробного описания, представленного со ссылками на прилагаемые фигуры, на которых:

Фиг. 1 - схематичный вид коробки приводов, содержащей вторичный приводной вал, связанный с приводным валом через редукторный механизм в соответствии с изобретением.

Фиг. 2 - увеличенный вид редукторного механизма в соответствии с изобретением.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЧАСТНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ

На фиг. 1 показана коробка 10 приводов для газотурбинного двигателя, в частности, для авиационного газотурбинного двигателя. Эта коробка 10 приводов выполнена с возможностью отбора некоторого количества энергии на роторе газотурбинного двигателя с целью перераспределения этой энергии на различные агрегаты газотурбинного двигателя.

Коробка 10 приводов содержит приводной вал 12, соединенный с ротором (не показан) газотурбинного двигателя через систему 14 угловой передачи, при помощи которой отбирают энергию, и содержит несколько выходных валов 16, каждый из которых связан с одним или несколькими агрегатами газотурбинного двигателя.

Главная ось А приводного вала 12 в данном случае параллельна главной оси коробки 10 приводов. Главная ось каждого выходного вала 16 перпендикулярна к главной оси приводного вала 12.

Каждый выходной вал 16 соединен с приводным валом 12 через связанную с ним коническую зубчатую передачу 18. Коническая зубчатая передача 18 состоит из шестерни 20, которая установлена на приводном валу 12, и из зубчатого колеса 22, которое установлено на соответствующем выходному валу 16.

Шестерня 20 и зубчатое колесо 22 конической зубчатой передачи 18 зацепляются друг с другом и содержат комплементарные конические зубья.

Отношение между диаметром зубчатого колеса 22 и шестерни 20 конической зубчатой передачи 18 определяет понижающее передаточное отношение этой конической зубчатой передачи 18. Чем больше это отношение, то есть чем больше размер зубчатого колеса 22 или чем меньше размер шестерни 20, тем больше будет понижающее передаточное отношение конической зубчатой передачи 18.

Однако, чтобы получить пониженное передаточное отношение большего значения, недостаточно только одного размерного отношения между шестерней 20 и зубчатым колесом 22, так как это предполагает слишком большой диаметр зубчатого колеса 22.

По этой причине коробка 10 приводов содержит вторичный приводной вал 24, который расположен между приводным валом 12 и некоторыми выходными валами 16. На вторичном приводном валу установлены шестерни 20 некоторых конических зубчатых передач 18.

В данном случае вторичный приводной вал 24 является коаксиальным с приводным валом 12 и находится в его продолжении. Конец 24а вторичного приводного вала 24 находится в осевом направлении напротив и вблизи конца 12а приводного вала 12.

Вторичный приводной вал 24 связан с приводным валом 12 через редукторный механизм 26, который позволяет скорости вращения вторичного приводного вала 24 отличаться от скорости вращения приводного вала 12.

Комбинация понижающего передаточного отношения, обеспечиваемого редукторным механизмом 26, с передаточным отношением конической зубчатой передачи 18 позволяет получить достаточно большое общее понижающее передаточное отношение, при этом коробка 10 приводов не имеет компонента со слишком большими размерами.

Как более детально показано на фиг. 2, редукторный механизм 26 содержит промежуточный вал 28, который связан одновременно с находящимися друг против друга концами 12а, 24а приводного вала 12 и вторичного приводного вала 24 через две ступени 30, 32 зубчатых передач.

Главная ось В промежуточного вала 28 перпендикулярна к главной оси А приводного вала 12 и вторичного приводного вала 24.

В дальнейшем тексте описания предполагается, что осевое направление является направлением вдоль главной оси А приводного вала и что любое радиальное направление является направлением, перпендикулярным к этой главной оси А приводного вала 12.

Промежуточный вал 28 расположен в осевом направлении между находящимися друг против друга концами 12а, 24а приводного вала 12 и вторичного приводного вала 24. Он установлен с возможностью свободного вращения относительно наружного картера коробки 10 приводов вокруг своей главной оси В.

Коробка 10 приводов содержит два опорных подшипника 34, направляющих во вращении промежуточный вал 28, в каждый из которых заходит соответствующий конец 28а, 28b промежуточного вала.

Первый конец 28а промежуточного вала 28 связан с упомянутым концом 12а приводного вала 12 через первую ступень 30 зубчатых передач, и второй конец 28b промежуточного вала 28 связан с упомянутым концом 24а вторичного приводного вала 24 через вторую ступень 32 зубчатых передач.

Первая ступень 30 зубчатых передач содержит шестерню 36, установленную на упомянутом конце 12а приводного вала 12, и шестерню 38, установленную на первом конце 28а промежуточного вала 28. Вторая ступень 32 зубчатых передач содержит шестерню 40, установленную на упомянутом конце 24а вторичного приводного вала 24, и шестерню 42, установленную на втором конце 28b промежуточного вала 28.

Предпочтительно каждая ступень 30, 32 зубчатых передач представляет собой коническую зубчатую передачу или спирально-коническую зубчатую передачу.

Предпочтительно, чтобы ограничить габарит редукторного механизма 26, шестерни 38, 42, установленные на концах 28а, 28b промежуточного вала 28, находятся радиально между двумя опорными подшипниками 34 направления промежуточного вала.

Присутствие двух ступеней 30, 32 зубчатых передач в редукторном механизме позволяет получить достаточно большое понижающее передаточное отношение, не увеличивая чрезмерно объема редукторного механизма 26.

Кроме того, радиальное положение шестерен 38, 42, установленных на промежуточном валу 28, относительно главной оси А приводного вала 12, определено размером соответствующих шестерен 38, 40 и может занимать относительно мало места.

Благодаря ориентации промежуточного вала 28 перпендикулярно к главной оси А приводного вала 12, включение этого промежуточного вала 28 в коробку 10 приводов не требует увеличения размеров коробки 10 приводов вдоль главной оси А приводного вала 12.

Согласно варианту выполнения, представленному на фиг. 2, промежуточный вал 28 представляет собой металлический элемент в виде тела вращения. Этот вариант выполнения является относительно простым, недорогим и обеспечивает хорошую жесткость редукторного механизма 26.

Согласно не показанному варианту выполнения, промежуточный вал 28 выполнен из одного или нескольких материалов и содержит средства демпфирования вибраций.

Согласно другому признаку редукторного механизма 26 и учитывая, что главная ось В промежуточного вала 28 перпендикулярна к главной оси А приводного вала 12, по меньшей мере один конец 28а, 28b промежуточного вала 28 находится вблизи наружной стенки 44 коробки 10 приводов.

Кроме того, этот конец 28а, 28b промежуточного вала 28 ориентирован по существу перпендикулярно к наружной стенке 44 коробки 10 приводов.

Согласно не показанному варианту выполнения коробки 10 приводов, с концом 28а, 28b промежуточного вала 28 можно соединить элемент для ручного управления коробкой 10 приводов. Например, элемент ручного управления представляет собой рукоятку, содержащую вал управления, который может проходить через соответствующее отверстие, выполненное в стенке 44 коробки 10 приводов.

Согласно показанному на фигурах варианту выполнения, приводной вал 12 и вторичный приводной вал 24 являются коаксиальными с главной осью А.

Согласно варианту выполнения, вторичный приводной вал 24 смещен в радиальном направлении относительно главной оси А приводного вала 12. Такой вариант стал возможным благодаря тому, что можно адаптировать положение шестерни 42 второй ступени зубчатых передач вдоль промежуточного вала 28, и благодаря выбору соответствующих размеров и положений шестерен 40, 42 второй зубчатой передачи.

Согласно показанному на фигурах варианту выполнения, главная ось С вторичного приводного вала 24 является коаксиальной с главной осью А приводного вала 12. Понятно, что изобретение не ограничивается этим вариантом выполнения и что главная ось С вторичного приводного вала 24 может иметь наклон относительно главной оси А приводного вала 12.

Такое угловое смещение главных осей приводных валов стало возможным благодаря присутствию спирально-конических шестерен в редукторном механизме 26. Действительно, такие шестерни позволяют получать любой относительных наклон валов, которые, таким образом, не обязательно являются перпендикулярными или ортогональными относительно друг друга.

Следовательно, это же касается промежуточного вала 28, который может иметь наклон относительно приводного вала 12 под углом, отличным от 90°.


КОРОБКА ПРИВОДОВ, СОДЕРЖАЩАЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ РЕДУКТОР
КОРОБКА ПРИВОДОВ, СОДЕРЖАЩАЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ РЕДУКТОР
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
14.02.2019
№219.016.ba40

Встраивание системы зубчатых колес в стенку шестерни коробки приводов для газотурбинного двигателя

Группа изобретений относится к машиностроению. Приводная передача для летательного аппарата содержит множество главных шестерен, при этом первая главная шестерня включает в себя стенку, ограничивающую внутренний объем, на наружной поверхности стенки выполнен наружный зубчатый венец, входящий в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679747
Дата охранного документа: 12.02.2019
17.04.2019
№219.017.14ce

Коробка приводов агрегатов для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов для приведения в действие агрегатов авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус и множество зубчатых колес внутри корпуса. Корпус содержит средства для крепления агрегатов на стенке корпуса и для их приведения в действие зубчатыми колесами через отверстия в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684865
Дата охранного документа: 15.04.2019
09.05.2019
№219.017.49cc

Коробка приводов агрегатов (варианты) и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов газотурбинного двигателя для приведения во вращение устройства, связанного с газотурбинным двигателем, содержит картер, орган отбора движения и по меньшей мере одну кинематическую цепь. Орган отбора движения выполнен с возможностью зацепления с радиальным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686967
Дата охранного документа: 06.05.2019
24.05.2019
№219.017.5e3f

Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии, в частности, для газотурбинного двигателя, содержит входную линию (12) и выходную линию, вращаемую входной линией через упомянутые промежуточные линии, причем промежуточные линии являются параллельными....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688494
Дата охранного документа: 21.05.2019
14.08.2019
№219.017.bf65

Способ изготовления редуктора винта

Группа изобретений относится к редукторам. Способ изготовления редуктора винта содержит следующие этапы: измерение фабричных дефектов картера, вычисление первого углового люфта, наводимого на уровне каждой промежуточной шестерни, на основании измеренных фабричных дефектов, далее производится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697164
Дата охранного документа: 12.08.2019
02.10.2019
№219.017.ced7

Коробка для установки вспомогательного оборудования на газотурбинный двигатель, содержащая магнитный редуктор

Коробка для установки вспомогательного оборудования на двигатель с валом, представляющая собой коробку приводов агрегатов для турбореактивного или турбовинтового двигателя или редуктор для турбовинтового двигателя, включает вспомогательное устройство, входное зубчатое колесо, входной вал,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700837
Дата охранного документа: 23.09.2019
06.10.2019
№219.017.d2dc

Компактная трансмиссия

Компактная трансмиссия содержит коробку приводов агрегатов летательного аппарата и агрегат, выбранный из группы, в которую входят многоступенчатый топливный насос или многоступенчатый смазочный блок. Коробка выполнена с возможностью передачи мощности от силовой установки летательного аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702071
Дата охранного документа: 03.10.2019
30.10.2019
№219.017.db8a

Гидродинамический подшипник

Чтобы преодолеть недостатки питания смазкой под давлением, гидродинамический подшипник для направления вала (14) содержит неподвижную наружную кольцевую стенку, вращающуюся внутреннюю кольцевую стенку (20) и пространство (22) между этими стенками. Наружная кольцевая стенка содержит отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704374
Дата охранного документа: 28.10.2019
10.11.2019
№219.017.e041

Интегрирование насоса в хвостовик шестерни

Изобретение относится к устройствам смазки элементов системы приводов агрегатов летательного аппарата. Устройство (1) содержит шестерню (2), имеющую хвостовик (22) шестерни, который выполнен полым и имеет ось вращения (R-R’). Устройство (1) дополнительно содержит вал (23), расположенный внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705484
Дата охранного документа: 07.11.2019
01.12.2019
№219.017.e884

Масляное сопло для газотурбинного двигателя

Изобретение относится к масляному соплу для газотурбинного двигателя, содержащему корпус (16), имеющий циркуляционную трубку (18) для находящейся под давлением текучей среды. Корпус (16) сопла содержит первую часть (24) и вторую часть (26), между которыми размещена упруго деформируемая мембрана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707779
Дата охранного документа: 29.11.2019
Showing 1-6 of 6 items.
05.09.2018
№218.016.837b

Промежуточный редуктор для турбомашины

Изобретение относится к промежуточному редуктору для турбомашины летательного аппарата. Содержит первую коническую шестерню и первое коническое зубчатое колесо, образующие угловую передачу, при этом первое коническое зубчатое колесо соединяется с главным валом, прикрепленным к одной или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665805
Дата охранного документа: 04.09.2018
09.09.2018
№218.016.859b

Коробка приводов

Группа изобретений относится к коробке приводов агрегатов турбомашины. Содержит корпус (30) и две зубчатые передачи (40a, 40b), скомпонованные в форме буквы V. Корпус (30) содержит два плеча (30a, 30b), в каждом из которых расположена одна из двух зубчатых передач (40a, 40b), и бак (35) смазки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666265
Дата охранного документа: 06.09.2018
17.04.2019
№219.017.14ce

Коробка приводов агрегатов для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов для приведения в действие агрегатов авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус и множество зубчатых колес внутри корпуса. Корпус содержит средства для крепления агрегатов на стенке корпуса и для их приведения в действие зубчатыми колесами через отверстия в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684865
Дата охранного документа: 15.04.2019
20.04.2019
№219.017.35a8

Фильтрация потока, состоящего из газа и частиц

Изобретение относится к устройству для фильтрации потока газа, несущего частицы жидкости или твердого вещества в проточном канале. Устройство (10) для фильтрации потока газа включает проточный канал (12), включающий суженный участок (22), который продолжен расширением (24) в направлении по ходу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685346
Дата охранного документа: 17.04.2019
09.05.2019
№219.017.49cc

Коробка приводов агрегатов (варианты) и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов газотурбинного двигателя для приведения во вращение устройства, связанного с газотурбинным двигателем, содержит картер, орган отбора движения и по меньшей мере одну кинематическую цепь. Орган отбора движения выполнен с возможностью зацепления с радиальным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686967
Дата охранного документа: 06.05.2019
01.12.2019
№219.017.e884

Масляное сопло для газотурбинного двигателя

Изобретение относится к масляному соплу для газотурбинного двигателя, содержащему корпус (16), имеющий циркуляционную трубку (18) для находящейся под давлением текучей среды. Корпус (16) сопла содержит первую часть (24) и вторую часть (26), между которыми размещена упруго деформируемая мембрана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707779
Дата охранного документа: 29.11.2019
+ добавить свой РИД