×
17.04.2019
219.017.14ce

Результат интеллектуальной деятельности: КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002684865
Дата охранного документа
15.04.2019
Аннотация: Коробка приводов агрегатов для приведения в действие агрегатов авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус и множество зубчатых колес внутри корпуса. Корпус содержит средства для крепления агрегатов на стенке корпуса и для их приведения в действие зубчатыми колесами через отверстия в стенке корпуса. Колеса установлены в корпусе на подшипниках качения, при этом каждый подшипник содержит первое кольцо, неподвижное относительно корпуса, и подвижное кольцо, жестко соединенное с колесом. Одно из зубчатых колес установлено только на одном подшипнике качения, неподвижное кольцо которого является радиально внутренним и установлено на оси, жестко соединенной со стенкой корпуса. Другое изобретение относится к газотурбинному двигателю, снабженному указанной выше коробкой приводов агрегатов. Группа изобретений позволяет уменьшить размеры коробки приводов агрегатов газотурбинного двигателя. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Область техники

Настоящее изобретение относится к области газотурбинных установок, в частности, газотурбинных двигателей, предназначенных для создания тяги летательных аппаратов. Изобретение относится к коробкам привода вспомогательных агрегатов, связанных с этими газотурбинными установками, известным под названием коробки приводов агрегатов или под английским названием ʺaccessory gear boxʺ или под аббревиатурой AGB.

Уровень техники

Часть энергии, генерируемой двигателем, используют для приведения в действие его различных устройств. Необходимую мощность отбирают механически, как правило, на валу высокого давления газотурбинного двигателя, через вал отбора движения, который соединен с втулкой входной шестерни в коробке приводов агрегатов. Коробка установлена на картере двигателя и объединяет определенное количество установленных на ней устройств или агрегатов, которыми являются, например, электрический генератор, генератор переменного тока, гидравлические топливные и масляные насосы, стартер и т.д.

Коробка содержит корпус удлиненной формы, внутри которого установлены зубчатые колеса, образующие зубчатую передачу, приводящую во вращение устройства. Эти колеса содержат втулку, выполненную с возможностью соединения с приводным валом устройства. Одно из колес соединено также в входным валом коробки. Различные вращаемые коробкой устройства установлены непосредственно на корпусе, и соответствующие приводы проходят через стенку корпуса через соответствующие отверстия. Согласно известному решению, зарегистрированному на имя настоящего заявителя, втулки шестерен установлены, с одной стороны, в стенке корпуса, противоположной стенке, содержащей отверстия, через которые приводится во вращение устройство, и, с другой стороны, в стенке, содержащей отверстие, или в соединенной со стенкой крышке. Как правило, втулка шестерен зубчатого колеса установлена, с одной стороны, на наружном кольце роликоподшипника или шарикоподшипника, закрепленного на не вырезанной стенке дна корпуса, и, с другой стороны, на наружном кольце роликоподшипника или шарикоподшипника, закрепленного на крышке, связанной с упомянутым агрегатом. Что касается зубчатого колеса, то оно находится между двумя подшипниками.

Настоящий заявитель уже предложил усовершенствования коробки приводов агрегатов этого типа, описанные, например, в заявках WO2012/175884 или ЕР 1.898.072.

Такая конструкция имеет определенный габарит в направлении осей зубчатых передач. В рамках постоянного усовершенствования своих изделий настоящий заявитель стремится в уменьшению габарита в упомянутом направлении. Следует отметить, что роликоподшипники имеют резерв осевого смещения, который предопределяет минимальное межосевое расстояние, и это межосевое расстояние ограничивает возможность уменьшения толщины коробок. Чтобы не прибегать к увеличению резерва осевого смещения роликов и, следовательно, к уменьшению их допускаемой нагрузки, необходимо найти другое решение монтажа. Эту задачу и поставил перед собой настоящий заявитель.

Сущность изобретения

Согласно изобретению, предложена коробка приводов агрегатов, выполненная с возможностью приведения во вращение агрегатов газотурбинного двигателя, содержащая корпус и множество зубчатых колес в основном с параллельными между собой осями внутри корпуса, при этом корпус содержит средства для крепления агрегатов на стенке корпуса и для их приведения во вращение зубчатыми колесами через отверстия в стенке корпуса, при этом колеса установлены в корпусе на подшипниках качения, при этом каждый подшипник содержит первое кольцо, неподвижное относительно корпуса, и подвижное кольцо, неподвижно соединенное с колесом, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно из упомянутых зубчатых колес установлено только в одном подшипнике качения, неподвижное кольцо которого является радиально внутренним и установлено на оси, неподвижно соединенной со стенкой корпуса. Предпочтительно упомянутый подшипник выполнен с возможностью восприятия моментов, перпендикулярных к оси вращения зубчатого колеса, а также осевых и радиальных нагрузок.

Благодаря использованию подшипника качения, имеющего такую характеристику, обеспечивают хорошую работу коробки и одновременно получают возможность уменьшения ее толщины, так как монтаж колес является более компактным и больше не зависит от минимального межосевого расстояния.

Согласно предпочтительному варианту выполнения, подшипник качения является шарикоподшипником с двойным рядом шариков с наклонным контактом или роликоподшипником с двойным рядом роликов с наклонным контактом. Такой подшипник сам по себе известен и обеспечивает хорошую стойкость вала агрегата по отношению к моментам изгиба и к осевым усилиям при оптимальном габарите. Кроме того, использование подшипника этого типа позволяет уменьшить осевые зазоры и, таким образом, повысить надежность зацепления.

Стенка с осью, на которой установлено неподвижное кольцо, может находиться со стороны, противоположной стенке, содержащей отверстие. Внутреннее кольцо подшипника может быть неподвижным или вращающимся, при этом наружное кольцо является вращающимся, соответственно неподвижным. По меньшей мере в варианте выполнения зубчатое колесо содержит диск, снабженный на своей периферии зубьями зацепления, при этом диск в основном расположен в центральной плоскости подшипника.

Согласно другому отличительному признаку, колесо неподвижно соединено с соединительной осью, выполненной с возможностью приведения во вращение устройства, установленного на корпусе, при этом соединительная ось снабжена системой приведения во вращение, такой как внутренние шлицы или наружные шлицы.

Заявленное решение предпочтительно относится к большинству зубчатых колес, каждое из которых установлено только в одном подшипнике.

Краткое описание фигур

Другие отличительные признаки и преимущества будут более очевидны из нижеследующего описания не ограничительного варианта выполнения изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - частичный вид в осевом разрезе известной коробки приводов агрегатов.

Фиг. 2 - вид в осевом разрезе и в перспективе сзади части заявленной коробки приводов агрегатов.

Фиг. 3 - коробка, показанная на фиг. 2, вид в перспективе спереди.

Фиг. 4 - коробка, показанная на фиг. 2, вид сбоку.

Подробное описание варианта выполнения изобретения

На фиг. 1 представлен вид в разрезе конца известной коробки приводов агрегатов газотурбинного двигателя. Она содержит корпус, как правило, выполненный моноблочно посредством литья, затем подвергнутый механической обработке, в котором установлены зубчатые передачи, содержащие шестерни, служащие для приведения во вращение одного из агрегатов, соединенных с коробкой приводов агрегатов. На фигуре показаны две шестерни, первая 10 из которых соединена с входным валом 11 в коробке AGB, а вторая шестерня 20 содержит внутренние шлицы 12, обеспечивающие приведение во вращение агрегата.

После установки зубчатых колес в корпусе 1 отверстия, через которые проходят оси приводов агрегатов, закрывают крышками, чтобы обеспечить герметичность узла и закрепить один из подшипников вала зубчатого колеса. В случае первого зубчатого колеса 10, крышка 13 закрывает отверстие, находящееся со стороны входного вала 11. В случае шестерни 20 крышка 14 закрывает отверстие, через которое проходит первый приводной вал 12. Зубчатые колеса установлены на подшипниках: шарикоподшипник удерживается на месте крышкой, закрывающей отверстие для прохождения соответствующего приводного вала, и роликоподшипник закреплен на соответствующей стенке дна корпуса 1, то есть на стенке, противоположной стенке, в которой выполнено отверстие для прохождения соответствующего вала. Наружное кольцо 15 шарикоподшипника первого зубчатого колеса 10 закреплено на крышке входного вала 13 при помощи средств типа шпилек-гаек, тогда как наружное кольцо 16 роликоподшипника этого же первого зубчатого колеса закреплено непосредственно на дне корпуса 1 тоже при помощи средств типа шпилек-гаек. Это же относится и к второму зубчатому колесу, в котором наружное кольцо 25 его шарикоподшипника закреплено на первой крышке 14 приводов агрегатов, тогда как наружное кольцо 26 его роликоподшипника закреплено на соответствующем дне корпуса 1.

Согласно этому известному решению, зубчатые колеса расположены между двумя поддерживающими вал подшипниками. Это расположение позволяет распределить нагрузку между подшипниками, но требует наличия минимального промежутка между двумя подшипниками и является чувствительным к смещению между диаметрами центровки подшипников картера и крышки. В других случаях применения в линиях можно использовать сборку роликоподшипник/роликоподшипник.

Вместе с тем, отмечается, что эта конструкция вынуждает предусмотреть минимальный промежуток между стенками корпуса, чтобы иметь возможность расположить колесо и два подшипника качения с двух сторон от колеса.

На фиг. 2-4 под тремя разными углами и в осевом разрезе показано установленное в соответствии изобретением колесо зубчатой передачи.

Корпус 101 заявленной коробки 100 приводов агрегатов, часть которого видна на уровне зубчатого колеса 110, содержит две параллельные стенки 101а и 101b, отстоящие друг от друга на достаточное расстояние для размещения колеса 110. Стенка 101а имеет отверстие, через которое можно получить доступ к колесу. Трубчатый кронштейн 105 неподвижно соединен со стенкой 101b дна, противоположной отверстию другой стенки 101а и находящейся напротив этой стенки. Зубчатое колесо 110 установлено с возможностью вращения на этом кронштейне 105. Колесо содержит диск 110а с зубьями зацепления по периферии.

Колесо установлено на трубчатом кронштейне при помощи двухрядного шарикоподшипника с наклонным контактом. Этот подшипник 120 содержит двойной ряд шариков 121 с наклонным контактом между наружным кольцом 122 и внутренним кольцом 123. Например, наружное кольцо является моноблочным, а внутреннее кольцо состоит из двух внутренних полуколец, расположенных рядом друг с другом и предварительно нагруженных в осевом направлении друг к другу во время работы. Согласно этому варианту выполнения, наружное кольцо 122 содержит центральную часть и две боковые части, образующие две внутренние дорожки качения. Эти дорожки выполнены в виде кольцевых канавок качения вокруг оси подшипника и обращены по существу друг к другу задними сторонами. Канавки имеют радиальное сечение в виде дуги окружности, и их вогнутость направлена радиально к оси подшипника, и каждая из них направлена аксиально в боковом направлении наружу подшипника со стороны соответствующей боковой части. Наружное кольцо 122 неподвижно соединено со ступицей 111 колеса 110.

Каждое из внутренних полуколец содержит наружную дорожку качения. Полукольца являются симметричными относительно центральной поперечной плоскости. Оба полукольца предварительно нагружены в осевом направлении друг к другу при монтаже подшипника в конфигурации использования. Наружные дорожки качения тоже имеют форму кольцевых канавок качения вокруг оси подшипника, имеют радиальное сечение в виде дуги окружности, и вогнутость каждой из них обращена радиально наружу подшипника и аксиально к наружной дорожке качения другого внутреннего полукольца. Таким образом, наружные дорожки качения внутреннего кольца 123 по существу расположены друг против друга.

Шарики 121 одного ряда установлены с возможностью контакта качения между наружной канавкой качения первого внутреннего полукольца и находящейся напротив внутренней канавкой качения на наружном кольце 122, тогда как шарики 121 другого ряда установлены с возможностью контакта качения между наружной канавкой качения второго внутреннего полукольца и находящейся напротив внутренней канавкой качения на наружном кольце 122.

Таким образом, шарики 121 установлены с наклонным контактом относительно центральной плоскости подшипника, соответствующей плоскости осевого контакта внутренних полуколец, когда подшипник предварительно нагружен в осевом направлении при монтаже в конфигурации использования. В случае необходимости, между двумя кольцами предусмотрены обоймы для удержания шариков между дорожками качения.

В этом примере центральная плоскость симметрии двухрядного шарикоподшипника является также плоскостью диска колеса. Преимуществом этого расположения является возможность уменьшения моментов изгиба, действующих на подшипник.

Подшипник установлен на трубчатом кронштейне через внутреннее кольцо 123, при этом, например, гайка 125 удерживает подшипник на месте, при этом внутреннее кольцо является предварительно нагруженным.

Согласно этому варианту выполнения, зубчатое колесо содержит также соединительный выступ, образованный в данном случае трубчатым элементом 113, который может быть шлицевым. Соединительный трубчатый элемент соединен с зубчатым колесом 110 через ажурную поперечную пластину 115 с центральным отверстием, обеспечивающим доступ к зажимной гайке 125 подшипника. В примере, представленном на фигурах, отверстие закрыто крышкой, которая больше не поддерживает подшипник.

Представленная конструкция позволяет значительно уменьшить ширину корпуса силовой передачи за счет использования набора шестерен, установленных на единых подшипниках. Эти подшипники позволяют поглощать одновременно осевые и радиальные усилия и моменты поворота вокруг осей, перпендикулярных к оси вращения колеса.

Показанный на фигурах подшипник качения является двухрядным шарикоподшипником с наклонным контактом. Согласно другому, не показанному варианту выполнения, подшипник качения является двухрядным роликоподшипником с наклонным контактом.


КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
14.02.2019
№219.016.ba40

Встраивание системы зубчатых колес в стенку шестерни коробки приводов для газотурбинного двигателя

Группа изобретений относится к машиностроению. Приводная передача для летательного аппарата содержит множество главных шестерен, при этом первая главная шестерня включает в себя стенку, ограничивающую внутренний объем, на наружной поверхности стенки выполнен наружный зубчатый венец, входящий в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679747
Дата охранного документа: 12.02.2019
09.05.2019
№219.017.49cc

Коробка приводов агрегатов (варианты) и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов газотурбинного двигателя для приведения во вращение устройства, связанного с газотурбинным двигателем, содержит картер, орган отбора движения и по меньшей мере одну кинематическую цепь. Орган отбора движения выполнен с возможностью зацепления с радиальным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686967
Дата охранного документа: 06.05.2019
24.05.2019
№219.017.5e3f

Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии, в частности, для газотурбинного двигателя, содержит входную линию (12) и выходную линию, вращаемую входной линией через упомянутые промежуточные линии, причем промежуточные линии являются параллельными....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688494
Дата охранного документа: 21.05.2019
14.08.2019
№219.017.bf65

Способ изготовления редуктора винта

Группа изобретений относится к редукторам. Способ изготовления редуктора винта содержит следующие этапы: измерение фабричных дефектов картера, вычисление первого углового люфта, наводимого на уровне каждой промежуточной шестерни, на основании измеренных фабричных дефектов, далее производится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697164
Дата охранного документа: 12.08.2019
02.10.2019
№219.017.ced7

Коробка для установки вспомогательного оборудования на газотурбинный двигатель, содержащая магнитный редуктор

Коробка для установки вспомогательного оборудования на двигатель с валом, представляющая собой коробку приводов агрегатов для турбореактивного или турбовинтового двигателя или редуктор для турбовинтового двигателя, включает вспомогательное устройство, входное зубчатое колесо, входной вал,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700837
Дата охранного документа: 23.09.2019
06.10.2019
№219.017.d2dc

Компактная трансмиссия

Компактная трансмиссия содержит коробку приводов агрегатов летательного аппарата и агрегат, выбранный из группы, в которую входят многоступенчатый топливный насос или многоступенчатый смазочный блок. Коробка выполнена с возможностью передачи мощности от силовой установки летательного аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702071
Дата охранного документа: 03.10.2019
30.10.2019
№219.017.db8a

Гидродинамический подшипник

Чтобы преодолеть недостатки питания смазкой под давлением, гидродинамический подшипник для направления вала (14) содержит неподвижную наружную кольцевую стенку, вращающуюся внутреннюю кольцевую стенку (20) и пространство (22) между этими стенками. Наружная кольцевая стенка содержит отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704374
Дата охранного документа: 28.10.2019
10.11.2019
№219.017.e041

Интегрирование насоса в хвостовик шестерни

Изобретение относится к устройствам смазки элементов системы приводов агрегатов летательного аппарата. Устройство (1) содержит шестерню (2), имеющую хвостовик (22) шестерни, который выполнен полым и имеет ось вращения (R-R’). Устройство (1) дополнительно содержит вал (23), расположенный внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705484
Дата охранного документа: 07.11.2019
01.12.2019
№219.017.e884

Масляное сопло для газотурбинного двигателя

Изобретение относится к масляному соплу для газотурбинного двигателя, содержащему корпус (16), имеющий циркуляционную трубку (18) для находящейся под давлением текучей среды. Корпус (16) сопла содержит первую часть (24) и вторую часть (26), между которыми размещена упруго деформируемая мембрана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707779
Дата охранного документа: 29.11.2019
18.12.2019
№219.017.ee29

Устройство подачи масла для редуктора с эпициклоидной передачей

Группа изобретений относится к машиностроению. Чаша (35), предназначенная для питания маслом по меньшей мере двух контуров (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, связанных с водилом (13) редуктора (10) с эпициклоидной передачей, при этом упомянутое водило (13) вращается и масло поступает из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709066
Дата охранного документа: 13.12.2019
Showing 1-10 of 14 items.
19.01.2018
№218.016.087c

Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22). Каждый элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631739
Дата охранного документа: 26.09.2017
13.02.2018
№218.016.2169

Шестеренчатая коробка передач для отбора мощности на газотурбинном двигателе, состоящая из кинематической цепи с линиями зацепления, расположенными в непараллельных плоскостях

Шестеренчатая коробка передач газотурбинного двигателя для приведения в действие его вспомогательного оборудования содержит корпус, кинематическую цепь внутри корпуса, ряд зубчатых передач, а также механизм отбора мощности, предназначенный для зацепления с передаточным валом газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641777
Дата охранного документа: 22.01.2018
05.09.2018
№218.016.837b

Промежуточный редуктор для турбомашины

Изобретение относится к промежуточному редуктору для турбомашины летательного аппарата. Содержит первую коническую шестерню и первое коническое зубчатое колесо, образующие угловую передачу, при этом первое коническое зубчатое колесо соединяется с главным валом, прикрепленным к одной или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665805
Дата охранного документа: 04.09.2018
09.09.2018
№218.016.859b

Коробка приводов

Группа изобретений относится к коробке приводов агрегатов турбомашины. Содержит корпус (30) и две зубчатые передачи (40a, 40b), скомпонованные в форме буквы V. Корпус (30) содержит два плеча (30a, 30b), в каждом из которых расположена одна из двух зубчатых передач (40a, 40b), и бак (35) смазки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666265
Дата охранного документа: 06.09.2018
03.10.2018
№218.016.8d88

Водило планетарной передачи для эпициклического редуктора

Изобретение относится планетарным передачам. Водило (5) планетарной передачи для эпициклического редуктора содержит кольцевую коробку (7), имеющую две стороны (9, 10), проходящие в радиальном направлении и соединенные перемычками (16), и посадочные места (6), проходящие в осевом направлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668484
Дата охранного документа: 01.10.2018
07.12.2018
№218.016.a4a2

Компактная конструкция вспомогательной коробки передач газотурбинного двигателя летательного аппарата

Приводная цепь летательного аппарата включает множество шестерен, зацепляющихся друг с другом. Первая шестерня содержит стенку, образующую внутреннее пространство, причем наружный ряд зубьев расположен на наружной поверхности стенки и зацепляется со второй шестерней. Зубчатая передача встроена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674299
Дата охранного документа: 06.12.2018
09.05.2019
№219.017.49cc

Коробка приводов агрегатов (варианты) и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов газотурбинного двигателя для приведения во вращение устройства, связанного с газотурбинным двигателем, содержит картер, орган отбора движения и по меньшей мере одну кинематическую цепь. Орган отбора движения выполнен с возможностью зацепления с радиальным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686967
Дата охранного документа: 06.05.2019
24.05.2019
№219.017.5e3f

Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии, в частности, для газотурбинного двигателя, содержит входную линию (12) и выходную линию, вращаемую входной линией через упомянутые промежуточные линии, причем промежуточные линии являются параллельными....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688494
Дата охранного документа: 21.05.2019
27.05.2019
№219.017.61f7

Коробка приводов агрегатов турбомашины, оснащенная центробежным насосом

Коробка приводов агрегатов для турбомашины содержит центробежный насос и шестерни, зацепляющиеся друг с другом. Одна из указанных шестерней выполнена как единое целое с хвостовиком, который является соосным с указанной шестерней. Хвостовик выполнен с возможностью привода рабочего колеса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689229
Дата охранного документа: 24.05.2019
30.10.2019
№219.017.db8a

Гидродинамический подшипник

Чтобы преодолеть недостатки питания смазкой под давлением, гидродинамический подшипник для направления вала (14) содержит неподвижную наружную кольцевую стенку, вращающуюся внутреннюю кольцевую стенку (20) и пространство (22) между этими стенками. Наружная кольцевая стенка содержит отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704374
Дата охранного документа: 28.10.2019
+ добавить свой РИД