×
22.10.2019
219.017.d8ac

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОБРЫВЕ РОТОРА ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002703581
Дата охранного документа
21.10.2019
Аннотация: Изобретение относится к многовальным газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы ГТД с применением способа останова ГТД при обрыве вала турбины, а также расширение области применения этого способа на других ГТД. Технический результат достигается тем, что в способе останова двигателя при обрыве ротора турбины, при котором определяется необходимость останова двигателя и уменьшается подача топлива, в отличие от известного предварительно, на всех режимах работы двигателя, измеряется осевое усилие на шарикоподшипнике и вибрационные характеристики двигателя в районе турбины, затем осевое усилие на шарикоподшипнике измеряется во время штатной работы двигателя и его значение сравнивается с раннее предварительно измеренным значением, при несоответствии данных величин уменьшается подача топлива, в результате режим работы двигателя снижается до малого газа, и выполняется замер вибрационных характеристик в районе турбины, значения которых сравниваются с предварительно измеренными значениями, и в случае их превышения происходит прекращение подачи топлива в камеру сгорания. 1 ил.

Изобретение относится к многовальным газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения.

Наиболее близким к изобретению является способ останова двигателя при обрыве вала с целью защиты от раскрутки ротора турбины (патент РФ №2564159, опубл. 27.05.2015, МПК F02C 9/46), при котором определяется необходимость останова двигателя и уменьшается подача топлива. Основным недостатком данного способа является то, что при обрыве вала используется моментометр, установленный на валу этой турбины в коробке приводов. В результате, применить этот способ для роторов высокого и низкого давлений для двухвального ГТД невозможно. Это ограничивается область применения этого способа для защиты двигателя от раскрутки турбины. Также на малых режимах работы ГТД крутящий момент от турбины минимален, поэтому точность измерения моментометра низка, что снижает надежность работы ГТД.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы ГТД с применением способа останова ГТД при обрыве вала турбины, а так же расширение области применения этого способа на других ГТД.

Технический результат достигается тем, что в способе останова двигателя при обрыве ротора турбины, при котором определяется необходимость останова двигателя и уменьшается подача топлива, в отличие от известного предварительно, на всех режимах работы двигателя, измеряется осевое усилие на шарикоподшипнике и вибрационные характеристики двигателя в районе турбины, затем осевое усилие на шарикоподшипнике измеряется во время штатной работы двигателя и его значение сравнивается с раннее предварительно измеренным значением, при не соответствии данных величин уменьшается подача топлива в результате режим работы двигателя снижается до малого газа, и выполняется замер вибрационных характеристик в районе турбины, значения которых сравниваются с предварительно измеренными значениями, и в случае их превышения происходит прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На фигуре представлен схематичный вид продольного разреза двигателя с системой его диагностики.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно измеряют осевое усилие на шарикоподшипнике и вибрационное состояние двигателя в районе турбины на всех режимах его работы. Затем осевое усилие на шарикоподшипнике измеряют во время штатной работы двигателя и сравнивают его с раннее измеренными значениями. При не соответствии данных величин уменьшается подача топлива до режима малого газа, при этом происходит сравнение вибрационных характеристик в районе турбины. В случае их превышения происходит прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

Пример осуществления способа.

Перед испытаниями двигателя (фиг.) шарикоподшипник ротора низкого давления, оборудуется тензодатчиками, которые могут быть размещены на лысках наружного кольца подшипника таким образом, чтобы регистрировать осевое усилие на подшипник с обеих сторон подшипника. Величины измеряемых осевых нагрузок определяются по записям на контрольно-измерительную аппаратуру величины динамических напряжений, измеренных тензодатчиками, расположенными на наружном кольце подшипника. Затем при проведении стендовых испытаний двигателя, на всех режимах его работы, определяются и фиксируются значения осевой силы и уровень вибрации опоры турбины, которые в дальнейшем будет являться эталонными значениями.

Далее замер осевого усилия на шарикоподшипнике выполняется уже во время штатной работы двигателя. При этом сигналы от тензодатчиков регистрируются на всех режимах работы двигателя системой автоматического управления (САУ) и анализируются с раннее тарированными данными. В случае резкого расхождения данных, режим двигателя снижается до малого газа, т.к. расхождение может быть связано с обрывом вала. При этом анализируется уровень вибраций опоры турбины (2). Резкое повышение уровня вибраций сигнализирует об однозначном обрыве вала. Далее происходит прекращение подачи топлива в камеру сгорания (КС). Таким образом, данный способ применим на различных ГТД, т.к. они всегда оборудованы шарикоподшипниками, воспринимающими суммарную осевую силу роторов.

В результате, данное техническое решение позволяет повысить надежность работы, а так же расширить области применения этого способа на другие ГТД.

Способ останова двигателя при обрыве ротора турбины, при котором определяется необходимость останова двигателя и уменьшается подача топлива, отличающийся тем, что предварительно, на всех режимах работы двигателя, измеряется осевое усилие на шарикоподшипнике и вибрационные характеристики двигателя в районе турбины, затем осевое усилие на шарикоподшипнике измеряется во время штатной работы двигателя и его значение сравнивается с раннее предварительно измеренным значением, при несоответствии данных величин уменьшается подача топлива, в результате режим работы двигателя снижается до малого газа, и выполняется замер вибрационных характеристик в районе турбины, значения которых сравниваются с предварительно измеренными значениями, и в случае их превышения происходит прекращение подачи топлива в камеру сгорания.
СПОСОБ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОБРЫВЕ РОТОРА ТУРБИНЫ
СПОСОБ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОБРЫВЕ РОТОРА ТУРБИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
Showing 1-10 of 63 items.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.04.2014
№216.012.b451

Устройство для регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора

Изобретение относится к области газотурбостроения судового и промышленного назначения и может найти применение при проектировании промышленных и судовых компрессоров с поворотными направляющими аппаратами. Устройство регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511880
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8c1

Торцевое уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является упрощение конструкции уплотнения и повышение его надежности при работе за счет снижения степени износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525378
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d1

Межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение степени износа графитовых колец, упрощение конструкции уплотнения, повышение его надежности при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529278
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.12.2014
№216.013.111a

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин, содержащих радиально-упорные подшипники. Опора ротора содержит радиально-упорный шариковый подшипник, наружное кольцо которого установлено в корпусе, который в свою очередь механически соединен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535801
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД