Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано для соединения и последующего разъединения электроразъемов, установленных на разделяемых отсеках летательного аппарата.
Известно устройство соединения и разъединения электроразъемов между разделяемыми отсеками космического аппарата, содержащее первую, неподвижно закрепляемую на первом отсеке и вторую, устанавливаемую подвижно на кронштейне второго отсека, части соединителя, штыри, размещаемые параллельно оси летательного аппарата и взаимодействующие с втулками, пальцы со сферическими законцовками, расположенными по разные стороны от оси каждого штыря, и пружины (патент Российской Федерации RU №2258643 С1, МПК7 B64G 1/64, от 04.02.2004 г.).
Однако возможность повреждения элементов конструкции при смещении отсеков, снижение устойчивости и отсутствие регулировки деталей, обеспечивающих необходимое взаимодействие частей соединителя, снижает надежность конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.
Указанный технический результат достигается тем, что в блоке электроразъемов летательного аппарата, содержащим первую, неподвижно закрепляемую на первом отсеке, и вторую, устанавливаемую подвижно на кронштейне второго отсека, части соединителя, штыри, размещаемые параллельно оси летательного аппарата и взаимодействующие с втулками, пальцы со сферическими законцовками, расположенные по разные стороны от оси каждого штыря, и пружины в соответствии с предполагаемым изобретением втулки установлены на первой части соединителя, штыри закреплены на второй части соединителя и каждый из штырей снабжен тягой, установленной соосно его оси, соединенной одним концом с упомянутым штырем посредством шарнирного подшипника, ориентированного своей продольной плоскостью к оси летательного аппарата, и снабженной стопорной и опорной втулками, установленными между собой с зазором, при этом стопорная втулка установлена с возможностью перемещения и последующего стопорения на тяге, опорная втулка выполнена контактирующей с торцовой поверхностью внутреннего кольца шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом в кронштейне второго отсека, пружина установлена на тяге и выполнена взаимодействующей со стопорной и опорной втулками, свободный конец тяги размещен в отверстии внутреннего кольца шарнирного подшипника, установленного в кронштейне второго отсека, с возможностью ее ограниченного осевого перемещения, а сферические законцовки пальцев расположены на одинаковых расстояниях от оси штыря и выполнены с возможностью контакта со второй частью соединителя в продольной плоскости шарнирного подшипника, соединяющего штырь с тягой.
Блок электроразъемов летательного аппарата поясняется чертежами, где на фиг.1 показано расположение блоков электроразъемов на летательном аппарате, на фиг.2 - разрезы А-А, на фиг.3 - сечение Б-Б.
Блок электроразъемов летательного аппарата содержит первую 1 и вторую 2 части соединителя, снабженные стыкуемыми частями электроразъемов. Первая часть 1 содержит крышку 3, стопор 4, втулки 5 и закреплена на первом отсеке 6 при помощи крепежных элементов 7. Втулки 5 расположены симметрично оси 8 соединителя и параллельно оси 9 летательного аппарата. Соосно втулкам 5 в них установлены штыри 10, закрепленные на второй части 2 соединителя. Каждый штырь 10 снабжен тягой 11, установленной соосно его оси и соединенной с ним посредством шарнирного подшипника с продольной плоскостью 12, ориентированной к оси 9 летательного аппарата. Наружное кольцо 13 шарнирного подшипника закреплено в проушине тяги 11, а внутреннее 14 - размещено между симметричных выступов 15 штыря 10 и скреплено с ними посредством оси 16. Тяга 11 снабжена стопорной 17 с фиксатором 18 и опорной 19 втулками, установленными между собой с гарантированным зазором δ1. Опорная втулка 19 контактирует с торцевой поверхностью внутреннего кольца 20 шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом 21 в кронштейне 22 второго отсека 23. Тяга 11 снабжена пружиной 24, взаимодействующей со стопорной и опорной втулками, гильзой 25, установленной во внутреннем кольце 20, и гайкой 26 с образованием между последней и гильзой 25 зазора δ2. Кронштейн 22 снабжен цилиндрическими пальцами 27, каждый из которых имеет сферическую законцовку с центром на его оси, расположенной в продольной плоскости 12 шарнирного подшипника, соединяющего штырь 10 и тягу 11, и расположен на одинаковом расстоянии от оси штыря 10.
Работает блок электроразъемов летательного аппарата следующим образом.
Состыкованные первая 1 и вторая 2 части соединителя с установленными электроразъемами и кронштейном 22 устанавливаются, например, при помощи приспособления, на первом 6 и втором 23 отсеках. Перемещением стопорной втулки 17 при сохранении гарантированного зазора δ1 обеспечивается поджатие второй части 2 соединителя. Пальцы 27 вворачиваются в отверстия кронштейна 22 до получения между их законцовками и второй частью 2 соединителя одинаковых зазоров для ограничения перемещения последней. Обеспечение необходимой подвижности тяги 11 и ограничение ее осевого перемещения достигаются смещением гайки 26 до получения зазора δ2. После регулировок стопорные втулки 17, гайки 26 и пальцы 27 фиксируются. При разделении отсеков первая 1 и вторая 2 части соединителя перемещаются до тех пор, пока не выберется зазор δ2. Гайка 26, упираясь в гильзу 25, удерживает тягу 11 и вторую часть 2 соединителя на кронштейне 22. Первая часть 1 соединителя продолжает перемещаться, элементы электроразъемов расстыковываются, после чего штыри 10 выходят из втулки 5. Крышка 3, потеряв контакт со второй частью 2 соединителя, закрывается, фиксируясь в стопоре 4.
Таким образом, заявленный блок электроразъемов летательного аппарата позволяет исключить повреждение элементов при смещении отсеков, снизить изгибающие нагрузки на элементы конструкции, повысить устойчивость и обеспечить возможность регулировки деталей, обеспечивающих необходимое взаимодействие частей соединителя, что повышает надежность конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.
Блокэлектроразъемовлетательногоаппарата,содержащийпервую,неподвижнозакрепляемуюнапервомотсеке,ивторую,устанавливаемуюподвижнонакронштейневторогоотсека,частисоединителя,штыри,размещаемыепараллельноосилетательногоаппаратаивзаимодействующиесвтулками,пальцысосферическимизаконцовками,расположенныепоразныестороныотосикаждогоштыря,ипружины,отличающийсятем,чтовтулкиустановленынапервойчастисоединителя,штыризакрепленынавторойчастисоединителяикаждыйизштырейснабжентягой,установленнойсоосноегооси,соединеннойоднимконцомсупомянутымштыремпосредствомшарнирногоподшипника,ориентированногосвоейпродольнойплоскостьюкосилетательногоаппарата,иснабженнойстопорнойиопорнойвтулками,установленнымимеждусобойсзазором,приэтомстопорнаявтулкаустановленасвозможностьюперемещенияипоследующегостопорениянатяге,опорнаявтулкавыполненаконтактирующейсторцовойповерхностьювнутреннегокольцашарнирногоподшипника,закрепленногонаружнымкольцомвкронштейневторогоотсека,пружинаустановленанатягеивыполненавзаимодействующейсостопорнойиопорнойвтулками,свободныйконецтягиразмещенвотверстиивнутреннегокольцашарнирногоподшипника,установленноговкронштейневторогоотсека,свозможностьюееограниченногоосевогоперемещения,асферическиезаконцовкипальцеврасположенынаодинаковыхрасстоянияхотосиштыряивыполненысвозможностьюконтактасовторойчастьюсоединителявпродольнойплоскостишарнирногоподшипника,соединяющегоштырьстягой.