×
20.02.2013
216.012.26b1

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО МЕТАЛЛИЗАЦИИ КОРПУСА ИЗДЕЛИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002475425
Дата охранного документа
20.02.2013
Аннотация: Изобретение относится к устройствам защиты от электрических разрядов корпусов летательных аппаратов. Устройство металлизации корпуса изделия состоит из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала и металлических прокладок, обладающих электропроводностью. Металлические прокладки выполнены в виде металлических шайб, закрепленных одной своей стороной к общей «электрической массе» с обеспечением электрического контакта, а по другой стороне выполненных и установленных заподлицо с наружным слоем из нетокопроводного материала. На наружную поверхность нанесенного слоя из нетокопроводного материала, включая поверхность одной или более шайб, нанесено лакокрасочное токопроводное покрытие с обеспечением электрического контакта каждой шайбы с нанесенным лакокрасочным токопроводным покрытием. Достигается повышение надежности функционирования летательного аппарата. 2 ил.
Основные результаты: Устройство металлизации корпуса изделия, состоящего из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала, одной или более металлических прокладок, обладающих электропроводностью, отличающееся тем, что металлические прокладки выполнены в виде металлических шайб, закрепленных одной своей стороной к общей «электрической массе» с обеспечением электрического контакта, а по другой стороне выполненных и установленных заподлицо с наружным слоем из нетокопроводного материала, на наружную поверхность нанесенного слоя из нетокопроводного материала, включая поверхность одной или более шайб, нанесено лакокрасочное токопроводное покрытие с обеспечением электрического контакта каждой шайбы с нанесенным лакокрасочным токопроводным покрытием.

Устройство металлизации корпуса изделия относится к устройствам защиты от электрических разрядов корпусов летательных аппаратов, на наружной поверхности которых нанесен слой теплозащиты из нетокопроводного материала.

Из патентной литературы известны различные устройства металлизации и защиты от молний, которые можно принять за аналоги: это, например, патент № WO 98/58840, кл. B64D 45/02, опубликован 30.12.98 г., японский патент №WO 2009/119526 A1, кл. B64C 1/00, опубликован 1.10.2009 г., европейский патент №EP 1935784 A2, кл. B64D, 45/02 опубликован 20.12.2007 г.

В качестве прототипа можно принять устройство металлизации корпуса изделия, содержащее корпус из композиционного материала с нетокопроводной поверхностью, тонкую металлическую сетку, толстую металлическую сетку, металлическую прокладку, соединительный крепежный элемент (см. международную заявку №WO 2006/069996 A1, опубликована 06.07.2006 г., кл. B64G 45/02, H01R 4/64).

В данной конструкции передача электрического заряда с наружной поверхности корпуса из композиционного материала происходит через установленную на нее тонкую металлическую сетку, через ее контакт с толстой металлической сеткой (местный токопроводный элемент), с последующей передачей электрического заряда через металлическую прокладку и через соединительный крепежный элемент, на общую «электрическую массу», а сам контакт реализуется за счет затяжки крепежного элемента 7.

Однако во многих конструкциях летательных аппаратов на внешнюю поверхность силовых корпусов из композиционных материалов или из металла наносится слой теплозащиты определенной толщины для понижения рабочей температуры силовой конструкции корпусов, нагревающихся в процессе полета. Слой теплозащиты наносится методом напыления или кистевым способом, без использования металлического крепежа. Материал теплозащитных покрытий не является токопроводным и, таким образом, появляется необходимость металлизировать наружные поверхности, образованные теплозащитой.

Применить схему металлизации, приведенную в прототипе для указанных корпусов, не представляется возможным по следующим причинам:

1. Установить тонкую металлическую сетку на поверхность слоя теплозащиты невозможно, т.к. единственный способ - приклеивание, требует подготовку поверхностей под приклейку (зачистка, обезжиривание и т.п.), а материал теплозащиты для приклеивания чего-либо к нему не приспособлен, т.к. не обеспечивает адгезии с клеями и не допускает какой-либо механической зачистки его или применения растворителей для обезжиривания с целью приклеивания чего-либо.

То же самое относится и к случаю применения металлической фольги вместо тонкой металлической сетки.

2. Кроме того, закрепить достаточно надежно с приложением необходимого усилия толстую металлическую сетку к наружной поверхности тонкой металлической сетки (или к фольге) для обеспечения электрического контакта с применением крепежного элемента невозможно в связи с тем, что любой крепежный элемент (например, болт-гайка) развивает при их совместной затяжке достаточно большие усилия, которые, воздействуя на слой теплозащиты через ограниченную площадь поверхности, и вследствие ее небольшой механической прочности на сжатие, вызовут разрушение теплозащитного слоя в месте соединения крепежного элемента.

Материал теплозащиты не обладает достаточными механическими свойствами и сам требует осторожного обращения с ним с целью избежать сколов, царапин, вмятин и т.п.

Таким образом, применить схему металлизации, показанную в прототипе, в случае применения теплозащиты, нанесенной на силовую конструкцию корпусов, не представляется возможным.

Задачей заявленного технического решения является создание устройства металлизации корпуса изделия, использующего на наружной поверхности слой теплозащиты из нетокопроводного материала, с достижением технического результата в виде повышения надежности функционирования конструкции летательного аппарата.

Эта задача решается тем, что устройство металлизации корпуса изделия, состоящего из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала, одной или более металлических прокладок, обладающих электропроводностью, в соответствии с изобретением выполнено таким образом, что

- металлические прокладки выполнены в виде металлических шайб, закрепленных одной своей стороной к общей «электрической массе» с обеспечением электрического контакта, а по другой стороне выполненных и установленных заподлицо с наружным слоем из нетокопроводного материала, на наружную поверхность нанесенного слоя из нетокопроводного материала, включая поверхность одной или более шайб, нанесено лакокрасочное токопроводное покрытие с обеспечением электрического контакта каждой шайбы с нанесенным лакокрасочным токопроводным покрытием.

Далее предлагаемое устройство поясняется более подробно с использованием рисунков. На рисунке 1 изображено устройство с силовой конструкцией из металла, а на рисунке 2 - с силовой конструкцией из композиционных материалов.

В процессе эксплуатации на наружной поверхности 1 (Рис.1) наружного слоя 2 с нетокопроводной поверхностью накапливается статическое электричество. Накопленный электростатический заряд благодаря нанесенному токопроводному покрытию 3 и обеспечению электрического контакта его с шайбами с наружной поверхности наружного слоя передается на поверхность металлических шайб 4 и далее через тело этих шайб на силовую конструкцию из металла 5 (общую «электрическую массу»). С целью создания необходимого контакта металлические шайбы механически могут быть соединены с силовой конструкцией из металла с помощью, например, болтового соединения 6, развивающего необходимое усилие. При этом за счет зачистки поверхностей и использования токопроводных эмалей обеспечивается электрический контакт металлических шайб с силовой конструкцией из металла (общей «электрической массой»).

Металлические шайбы могут быть различными по форме (например, круглые, квадратные и т.п.), но при этом площадь поверхности шайбы (пятно контакта с токопроводной эмалью) увязывается с единицей площади всей поверхности, подлежащей металлизации. Такие величины задаются в нормативных документах на металлизацию. На основе этих величин вычисляется общее количество шайб.

В случае применения силовой конструкции из композиционных материалов металлические шайбы 4 (Рис.2) могут устанавливаться на нее одновременно с установкой шин металлизации 7 и с обеспечением электрического контакта с ними. В свою очередь, шины металлизации предназначены для передачи статического электричества на общую «электрическую массу» (металлоконструкция изделия). Для этого они своими противоположными концами закрепляются к смежным корпусам с обеспечением электрического контакта с общей «электрической массой».

Конструктивно предлагаемое устройство можно изготовить следующим образом.

Сначала на силовую конструкцию устанавливаются металлические шайбы с обеспечением электрического контакта с общей «электрической массой», а затем на остальную поверхность силовой конструкции за исключением установленных шайб наносится теплозащитный слой заподлицо с внешней поверхностью шайб. Высота шайб и толщина слоя теплозащиты заранее согласовываются. После этого на всю поверхность, включая поверхности шайб, наносится лакокрасочное токопроводное покрытие с обеспечением электрического контакта каждой шайбы с нанесенным лакокрасочным токопроводным покрытием.

В качестве лакокрасочного токопроводного покрытия в авиационной и ракето-строительной областях могут применяться различные токопроводные составы. Например, Эмаль антистатическая ХП-5237 черная, ТУ 6-10-1976-84, Эмаль электропроводная ХС-928 черная, ТУ 6-21-16-90.

В результате передачи статического электричества на общую «электрическую массу» обеспечивается отсутствие разности потенциалов в тех пределах, которые считаются опасными для возникновения электрических разрядов, между различными участками наружной поверхности слоя из нетокопроводного материала и, таким образом, устраняется возможность появления электрических разрядов, т.е. достигается заявленный технический результат - повышение надежности функционирования конструкции летательного аппарата.

Устройство металлизации корпуса изделия, состоящего из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала, одной или более металлических прокладок, обладающих электропроводностью, отличающееся тем, что металлические прокладки выполнены в виде металлических шайб, закрепленных одной своей стороной к общей «электрической массе» с обеспечением электрического контакта, а по другой стороне выполненных и установленных заподлицо с наружным слоем из нетокопроводного материала, на наружную поверхность нанесенного слоя из нетокопроводного материала, включая поверхность одной или более шайб, нанесено лакокрасочное токопроводное покрытие с обеспечением электрического контакта каждой шайбы с нанесенным лакокрасочным токопроводным покрытием.
УСТРОЙСТВО МЕТАЛЛИЗАЦИИ КОРПУСА ИЗДЕЛИЯ
УСТРОЙСТВО МЕТАЛЛИЗАЦИИ КОРПУСА ИЗДЕЛИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 104 items.
10.01.2013
№216.012.1a31

Фотополимеризующаяся композиция для печати по текстильным материалам

Изобретение относится к химии и технологии фотополимеризующихся композиций, а именно окрашенных композиций, предназначенных для печати по текстильным материалам с последующей фиксацией УФ-излучением. Фотополимеризующаяся композиция для печати по текстильным материалам включает (мет)акриловый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472197
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d54

Разъемный стык трубопроводов

Изобретение относится к агрегатам и узлам пневмогидросистем и предназначено для разъемного сочленения трубопроводов. Разъемный стык трубопроводов содержит наконечники на сопрягаемых трубопроводах, накидную гайку и уплотнение между наконечниками. На наконечнике, свободном от накидной гайки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473002
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d55

Бортовое разъемное соединение

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для модернизации борта ракеты-носителя, например, при подсоединении трубопровода термостатирования с последующим его отделением при старте. Техническим результатом изобретения является уменьшение силового воздействия на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473003
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.2336

Способ разрушения фрагментов космического мусора

Изобретение относится к области защиты космических объектов от космического мусора, метеоритов и других опасных объектов, а также для очистки околоземного космического пространства от прекративших активное существование ИСЗ, их обломков и отходов жизнедеятельности человека. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474516
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2337

Способ подавления упругих колебаний конструкции ракеты пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для подавления упругих колебаний конструкций ракет космического назначения (РКН) пакетной схемы. Позиционные гироскопы установлены в трехстепенных подвесах и измеряют угловое положение ракеты. Скоростные гироскопы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474517
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2452

Способ определения негерметичности агрегатов, имеющих подвижные элементы

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для определения значения негерметичности агрегатов при воздействии вибрации, в том числе при резонансах его подвижных элементов, и направлено на повышение точности определения значения негерметичности агрегатов, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474800
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b4

Способ управления угловым движением ракеты космического назначения

Изобретение относится к управлению движением изделий ракетно-космической техники. Способ осуществляется отклонением установленных по крестообразной схеме камер сгорания, расположенных в плоскостях стабилизации I, II, III и IV. При этом вырабатывают командные сигналы , , по тангажу, рысканию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475428
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a4e

Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН). Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты заключается в периодическом вычислении в бортовой автоматической системе управления трех компонент вектора земной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476357
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e53

Агрегат с радиальным потоком

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. Агрегат с радиальным потоком содержит корпус, рабочее колесо, расположенное на валу, щелевое уплотнение и магистраль возврата утечек на всасывание. В указанном агрегате...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477390
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.32c1

Ракетный летательный аппарат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных летательных аппаратов и ракетных двигателей. Ракетный летательный аппарат содержит корпус, ракетный двигатель с осесимметричным сверхзвуковым соплом, а также установленный на корпусе вокруг двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478536
Дата охранного документа: 10.04.2013
Showing 1-10 of 77 items.
20.01.2013
№216.012.1d54

Разъемный стык трубопроводов

Изобретение относится к агрегатам и узлам пневмогидросистем и предназначено для разъемного сочленения трубопроводов. Разъемный стык трубопроводов содержит наконечники на сопрягаемых трубопроводах, накидную гайку и уплотнение между наконечниками. На наконечнике, свободном от накидной гайки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473002
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d55

Бортовое разъемное соединение

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для модернизации борта ракеты-носителя, например, при подсоединении трубопровода термостатирования с последующим его отделением при старте. Техническим результатом изобретения является уменьшение силового воздействия на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473003
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.2336

Способ разрушения фрагментов космического мусора

Изобретение относится к области защиты космических объектов от космического мусора, метеоритов и других опасных объектов, а также для очистки околоземного космического пространства от прекративших активное существование ИСЗ, их обломков и отходов жизнедеятельности человека. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474516
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2337

Способ подавления упругих колебаний конструкции ракеты пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для подавления упругих колебаний конструкций ракет космического назначения (РКН) пакетной схемы. Позиционные гироскопы установлены в трехстепенных подвесах и измеряют угловое положение ракеты. Скоростные гироскопы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474517
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2452

Способ определения негерметичности агрегатов, имеющих подвижные элементы

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для определения значения негерметичности агрегатов при воздействии вибрации, в том числе при резонансах его подвижных элементов, и направлено на повышение точности определения значения негерметичности агрегатов, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474800
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b4

Способ управления угловым движением ракеты космического назначения

Изобретение относится к управлению движением изделий ракетно-космической техники. Способ осуществляется отклонением установленных по крестообразной схеме камер сгорания, расположенных в плоскостях стабилизации I, II, III и IV. При этом вырабатывают командные сигналы , , по тангажу, рысканию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475428
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a4e

Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН). Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты заключается в периодическом вычислении в бортовой автоматической системе управления трех компонент вектора земной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476357
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e53

Агрегат с радиальным потоком

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. Агрегат с радиальным потоком содержит корпус, рабочее колесо, расположенное на валу, щелевое уплотнение и магистраль возврата утечек на всасывание. В указанном агрегате...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477390
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.32c1

Ракетный летательный аппарат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных летательных аппаратов и ракетных двигателей. Ракетный летательный аппарат содержит корпус, ракетный двигатель с осесимметричным сверхзвуковым соплом, а также установленный на корпусе вокруг двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478536
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.39dc

Устройство для открывания и закрывания окон летательного аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата или отдельного его узла. Устройство для открывания и закрывания окон летательного аппарата содержит силовой цилиндр, размещенную в нем пружину, шток, проушины и крышку....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480373
Дата охранного документа: 27.04.2013
+ добавить свой РИД