×
24.05.2019
219.017.5ea2

СПОСОБ УКОРОЧЕННОГО ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к оборудованию аэродромов. Способ укороченного взлета летательного аппарата включает заправку стартового устройства, механическое соединение летательного аппарата и стартового устройства. Горизонтальную составляющую механических нагрузок передают от стартового устройства летательному аппарату таким образом, что совокупное передаваемое усилие совпадает с вектором движения летательного аппарата. Вертикальную составляющую механических нагрузок от летательного аппарата взлетной полосе через стартовое устройство передают в меньшей степени. Обеспечивают движение связки летательный аппарат - стартовое устройство путем преобразования химической энергии, запасенной в топливе, с помощью двигательной установки летательного аппарата и разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства в кинетическую энергию поступательного движения до достижения кинетической энергией величины, позволяющей летательному аппарату за счет располагаемой им тяги собственной двигательной установки взлететь. Производят механическое разъединение летательного аппарата и стартового устройства. Торможение стартового устройства обеспечивают за счет реверса тяги разгонной реактивной двигательной установки. Изобретение направлено на повышение энергомассовой эффективности обеспечения взлета. 1 з.п. ф-лы
Реферат Свернуть Развернуть

Способ относится к авиационной технике, а именно к способам укороченного взлета летательных аппаратов. В ходе развития авиационной техники появились различные способы, позволяющие при недостаточной длине взлетной полосы обеспечить взлет летательного аппарата. Некоторые из них основываются на использовании стартового устройства - тележки - для обеспечения взлета летательного аппарата. В данном случае для дальнейшего упоминания целесообразным представляется ввести термин «связка «летательный аппарат - стартовое устройство» или сокращенно - «связка ЛАСУ». Для обеспечения взлета связки ЛАСУ определенной массы требуется затратить некоторое количество кинетической энергии. Отношение энергии связки ЛАСУ к ее массе является показателем энергомассовой эффективности обеспечения взлета.

Известен способ взлета самолетов с торговых судов САМ ship (Catapult Aircraft Merchant Ship) (сайт «Авиация, понятная всем.», статья «Авиационные ракетные ускорители. Часть 2.», ссылка на источник (URL): http://avia-simply.ru/aviacionnie-raketnie-uskoriteli-chast-2/), согласно которому подвижную часть стартового устройства, представляющую собой подвижную пусковую рампу, устанавливают на неподвижной части стартового устройства, представляющей собой специальные направляющие, летательный аппарат устанавливают на подвижной пусковой рампе, запускают двигатели летательного аппарата и пороховой ракетный ускоритель, установленный на подвижной пусковой рампе, производят разгон пусковой рампы и установленного на ней летательного аппарата путем создания реактивной тяги двигателей пусковой рампы и летательного аппарата, производят механическое разъединение пусковой рампы и летательного аппарата.

Данный способ имеет ряд существенных недостатков: во-первых, направляющие стартовой установки имеют значительную пассивную массу и габариты; во-вторых, вследствие установки достаточно тяжелого летательного аппарата на подвижную часть стартового устройства, представляющую собой подвижную пусковую рампу, последняя также имеет соизмеримую с ним массу и значительные габариты, что необходимо для обеспечения требуемой жесткости и прочности конструкции. Кроме того, стартовая установка становится дополнительным грузом, перевозимым судном как во время запуска, так и до, и после запуска. На перемещение в пространстве подвижной и неподвижной частей стартового устройства как во время запуска, так и до, и после запуска требуются дополнительные энергетические затраты, напрямую связанные с массой стартовой установки. Все вышеописанное приводит к снижению энергомассовой эффективности обеспечения взлета.

Известен способ запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки с двигательной установкой на жидком топливе (патент RU 2046071), включающий разгон стартовой тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение стартовой тележки путем реверса тяги, отличающийся тем, что в процессе торможения подают топливо в двигательную установку стартовой тележки из баков двигательной установки летательного аппарата.

Данный способ имеет ряд существенных недостатков: вследствие установки достаточно тяжелого летательного аппарата на стартовую тележку, последняя имеет соизмеримую с ним массу и значительные габариты, что необходимо для обеспечения требуемой жесткости и прочности конструкции. Кроме того, летательный аппарат вынужден во время разгона нести пассивную массу топлива, которое используют для торможения стартовой тележки путем реверса тяги. Все вышеописанное приводит к снижению энергомассовой эффективности обеспечения взлета.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ взлета летательного аппарата с помощью стартового устройства (по патенту «Таке off trolleys for flight vehicles)) - «Стартовые устройства, обеспечивающие взлет летательных аппаратов)), GB 2211155), включающий заправку разгонных и маневровых двигательных установок стартового устройства, размещение летательного аппарата на стартовом устройстве, установку колес параллельных колесных элементов стартового устройства параллельно, заправку летательного аппарата, ориентирование связки ЛАСУ на взлетной полосе, разгон летательного аппарата совместной работой реактивной двигательной установки летательного аппарата и разгонной двигательной установки стартового устройства до достижения летательным аппаратом скорости отрыва от взлетной полосы, сброс скорости стартового устройства путем отсечки тяги разгонной двигательной установки стартового устройства и включением ретро-двигателей стартового устройства, последующее возможное перемещение стартового устройства в требуемую позицию с помощью маневровых двигательных установок стартового устройства.

Данный способ имеет существенный недостаток: вследствие установки достаточно тяжелого летательного аппарата на стартовое устройство, последнее имеет соизмеримую с ним массу и значительные габариты, что необходимо для обеспечения требуемой жесткости и прочности конструкции. Все вышеописанное приводит к снижению энергомассовой эффективности обеспечения взлета.

Целью заявляемого изобретения является повышение энергомассовой эффективности обеспечения взлета.

Указанная цель достигается тем, что осуществляют заправку стартового устройства в объеме, необходимом для запуска данного типа летательного аппарата данного веса в данных метеоусловиях при данной длине взлетной полосы, производят механическое соединение летательного аппарата и стартового устройства. Горизонтальную составляющую механических нагрузок передают от стартового устройства летательному аппарату таким образом, что совокупное передаваемое усилие совпадает с вектором движения летательного аппарата, а вертикальную составляющую механических нагрузок от летательного аппарата взлетной полосе через стартовое устройство передают в меньшей степени. Осуществляют установку связки летательный аппарат - стартовое устройство сонаправленно требуемому вектору движения летательного аппарата. Обеспечивают движение связки летательный аппарат - стартовое устройство путем преобразования химической энергии, запасенной в топливе, с помощью двигательной установки летательного аппарата и разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства в кинетическую энергию поступательного движения связки летательный аппарат - стартовое устройство до достижения кинетической энергией величины, позволяющей летательному аппарату за счет располагаемой им тяги собственной двигательной установки взлететь, не выходя за пределы данной взлетной полосы. Производят механическое разъединение летательного аппарата и стартового устройства. Торможение стартового устройства обеспечивают за счет реверса тяги разгонной реактивной двигательной установки.

Последующее перемещение стартового устройства в сторону исходного положения обеспечивают за счет реверса тяги разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства.

Таким образом, достигнута заявленная цель, а именно: повышена энергомассовая эффективность обеспечения взлета.

Предлагаемый способ заключается в том, что сначала заправляют стартовое устройство, причем объем заправки выбирают в зависимости от данного типа летательного аппарата данного веса в данных метеоусловиях при данной длине взлетной полосы. Затем производят механическое соединение стартового устройства и фюзеляжа летательного аппарата таким образом, чтобы во время взлета обеспечить возможность стартового устройства толкать летательный аппарат сонаправленно требуемому вектору движения летательного аппарата: для этого горизонтальную составляющую механических нагрузок передают от стартового устройства летательному аппарату таким образом, что совокупное передаваемое усилие совпадает с вектором движения летательного аппарата, а вертикальную составляющую механических нагрузок передают от летательного аппарата взлетной полосе через штатные средства летательного аппарата для передачи механических нагрузок взлетной полосе - шасси летательного аппарата. Далее на взлетной полосе устанавливают связку ЛАСУ сонаправленно требуемому вектору движения летательного аппарата. Обеспечивают движение летательного аппарата путем преобразования химической энергии, запасенной в топливе двигательных установок летательного аппарата и стартового устройства, в кинетическую энергию поступательного движения связки ЛАСУ. Движение связки летательный аппарат - стартовое устройство обеспечивают до достижения кинетической энергией величины, позволяющей летательному аппарату за счет располагаемой им тяги собственной двигательной установки взлететь, не выходя за пределы данной взлетной полосы. Затем разъединяют летательный аппарат и стартовое устройство. Снижают величину тяги разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства до значения, при котором минимизируется вероятность нанесения повреждений со стороны стартового устройства летательному аппарату, например, в результате соударения летательного аппарата и стартового устройства или воздействия истекающего из разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства потока газов на летательный аппарат. Торможение и последующее перемещение стартового устройства в сторону исходного положения обеспечивают за счет реверса тяги разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства, например, отклоняя истекающий из сопла поток газов вводимым в поток газов щитком или ковшом. Перемещение стартового устройства с помощью реверса в сторону исходного положения можно производить как по прямой траектории, возвращая стартовое устройство в место старта, так и по криволинейной траектории с целью расположения стартового устройства в месте, отличном от места старта, и освобождения таким образом взлетной полосы для старта очередного летательного аппарата.

Применение данного способа позволяет повысить энергомассовую эффективность обеспечения взлета, поскольку при описанном варианте механического соединения летательного аппарата и стартового устройства стартовое устройство толкает летательный аппарат сонаправленно требуемому вектору движения летательного аппарата, благодаря чему стартовое устройство в меньшей степени воспринимает вертикальную составляющую механических нагрузок от летательного аппарата - значительная часть вертикальной составляющей механических нагрузок передается непосредственно от летательного аппарата взлетной полосе через штатные средства летательного аппарата для передачи механических нагрузок взлетной полосе - шасси летательного аппарата. Таким образом, снижение массово-габаритных характеристик стартового устройства при неизменных энергетических характеристиках связки ЛАСУ позволяет достичь более высоких значений ускорений во время взлета и во время торможения, что повышает энергомассовую эффективность обеспечения взлета. Выбор объема заправки также позволяет повысить энергомассовую эффективность обеспечения взлета, так как при заправке разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства учитывают такие параметры, как вес летательного аппарата, метеоусловия, длину взлетной полосы, и в зависимости от набора этих параметров заливают требуемое количество жидкого или размещают требуемое количество шашек твердого топлива. Кроме того, применение одной и той же разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства как для взлета летательного аппарата, так и для последующего торможения стартового устройства за счет реверса тяги разгонной реактивной двигательной установки стартового устройства и его перемещения в сторону исходного положения предполагает использование одной двигательной установки для произведения описанных выше операций вместо использования нескольких двигательных установок, выполняющих данные операции раздельно, что также позволяет достичь более высоких значений ускорений во время взлета и во время торможения и, как следствие, сократить длину участка движения связки ЛАСУ и длину тормозного пути стартового устройства. Все вышеописанное повышает энергомассовую эффективность обеспечения взлета.

Важно отметить, что применение данного способа позволяет отказаться от применения дополнительного устройства для его реализации такого, как специальный погрузчик. Так как стартовое устройство толкает летательный аппарат, а не везет его на себе, то погрузка летательного аппарата на стартовое устройство не требуется. Это также сокращает время на проведение подготовительных работ и позволяет производить циклические запуски летательных аппаратов с помощью набора подобных стартовых устройств.

Таким образом, достигнута заявленная цель, а именно: повышена энергомассовая эффективность обеспечения взлета.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 31 items.
26.08.2017
№217.015.ecd8

Способ уменьшения величины изгиба ствола

На внутреннюю поверхность ствола наносят покрытие из термоэмиссионного материала с работой выхода электронов до 3 эВ, что позволяет выравнивать температуру ствола при его неравномерном нагреве и, следовательно, уменьшить величину температурного изгиба ствола. Повышается надежность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628546
Дата охранного документа: 18.08.2017
19.01.2018
№218.016.0065

Электронная тепловая труба

Изобретение предназначено для применения в теплотехнике, а именно в устройствах для передачи тепла. Электронная тепловая труба включает в своем составе испаритель, паропровод, теплообменник-охладитель, паропровод, причем в качестве испарителя выступает катод, состоящий из элемента трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629320
Дата охранного документа: 28.08.2017
20.01.2018
№218.016.15ef

Способ термической обработки изделия из псевдо - β титановых сплавов

Изобретение относится к способам термической обработки изделий или заготовок из псевдо-β титановых сплавов путем закалки и холодной пластической деформации и может быть реализовано в металлургии, а также в машиностроении в производстве для изготовления конкретных изделий из них, в частности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635113
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.4e7d

Магнитогидродинамический генератор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в магнитогидродинамических генераторах. Технический результат заключается в повышении КПД, надежности и долговечности. Магнитогидродинамический генератор (МГДГ) содержит источник рабочего тела, сопло, магнитогидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650887
Дата охранного документа: 18.04.2018
25.06.2018
№218.016.657a

Способ обработки глубоких отверстий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обработки глубоких отверстий в деталях, к которым предъявляются высокие требования в отношении увода и непрямолинейности оси обрабатываемых отверстий, используемых в авиастроении, судостроении, нефтемашиностроении и т.д....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658769
Дата охранного документа: 22.06.2018
25.06.2018
№218.016.6586

Способ обработки металлических изделий, полученных холодным пластическим деформированием

Изобретение относится к области металлургии. Для повышения надежности холоднодеформированных металлических изделий за счет повышения их пластичности и вязкости без снижения показателей прочности и твердости, а также снижения продолжительности обработки изделие после холодного пластического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658563
Дата охранного документа: 21.06.2018
19.10.2018
№218.016.9347

Способ наблюдения земной поверхности из космоса

Изобретение относится к спутниковым системам наблюдения Земли. Способ включает перевод спутника с кратной геосинхронной орбиты на близкую по высоте компланарную квазисинхронную орбиту с малой периодичностью наблюдения заданного района Земли. За счет фазирования на кратной геосинхронной или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670081
Дата охранного документа: 17.10.2018
19.01.2019
№219.016.b19c

Способ обучения плаванию

Изобретение относится к области образования и обучения. Для обучения плаванию проводят адаптацию обучаемого человека к водной среде, обучают человека занятию правильного положения тела в воде. Определяют емкость легких обучаемого человека путем определения интервала времени №1, в течение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677527
Дата охранного документа: 17.01.2019
24.01.2019
№219.016.b2fe

Способ изготовления крупногабаритной оснастки из композиционного материала

Изобретение относится к способу изготовления крупногабаритной оснастки из композиционного материала. Техническим результатом является снижение трудоемкости изготовления крупногабаритной оснастки с геометрическими формами высокой точности. Технический результат достигается способом изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677996
Дата охранного документа: 22.01.2019
24.01.2019
№219.016.b392

Оснастка для формирования профилированной ферменной конструкции из композиционного волокнистого материала

Изобретение относится к области изготовления профилированных ферменных конструкций из композиционного волокнистого материала и может быть использовано в авиационной и космической технике. Оснастка для формования профилированной ферменной конструкции из композиционного волокнистого материала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678025
Дата охранного документа: 22.01.2019
Showing 1-10 of 14 items.
27.12.2013
№216.012.91b7

Способ воспроизведения термомеханического действия рентгеновского излучения ядерного взрыва на образцы конструкционных материалов

Использование: для испытаний образцов многослойных материалов на прочность к действию ударных нагрузок ядерного взрыва, в частности рентгеновского излучения. Сущность: заключается в том, что выполняют предварительное определение толщины сублимированного слоя материала и его удаление,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502996
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.02.2014
№216.012.9fe7

Способ защиты объектов от несанкционированного проникновения с помощью сфокусированного пучка квч-излучения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к технике защиты охраняемой территории от несанкционированного проникновения с помощью КВЧ-излучения (электромагнитное излучение миллиметрового диапазона длин волн), плотность потока энергии которого выбирается таким образом, что воздействие излучения вызывает у нарушителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506643
Дата охранного документа: 10.02.2014
27.05.2015
№216.013.4f4f

Способ борьбы с беспилотными летательными аппаратами ближнего и малого радиуса действия с помощью электромагнитного излучения дециметрового диапазона длин волн

Изобретение предназначено для борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) ближнего и малого радиуса действия. Техническим результатом является повышение эффективности поражения БЛА. Способ заключается в генерации потока электромагнитных волн дециметрового диапазона в направлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551821
Дата охранного документа: 27.05.2015
24.08.2017
№217.015.94f5

Артиллерийский снаряд

Изобретение относится к области вооружения, а именно к артиллерийским снарядам. Включает цилиндрический корпус, обтекатель, поражающий элемент, катушку индуктивности, конденсатор. Дополнительно введен пьезогенератор, расположенный в корпусе. Корпус выполнен из электроизолирующего материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608648
Дата охранного документа: 24.01.2017
26.08.2017
№217.015.ecd8

Способ уменьшения величины изгиба ствола

На внутреннюю поверхность ствола наносят покрытие из термоэмиссионного материала с работой выхода электронов до 3 эВ, что позволяет выравнивать температуру ствола при его неравномерном нагреве и, следовательно, уменьшить величину температурного изгиба ствола. Повышается надежность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628546
Дата охранного документа: 18.08.2017
10.01.2019
№219.016.ae0d

Способ электрохимического осаждения кремний-углеродных пленок на электропроводящие материалы

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в области микроэлектроники для создания устройств, в частности автоэмиссионных электродов, ионисторов, газовых сенсоров. Способ включает осаждение кремний-углеродной пленки из органического кремний и углеродсодержащего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676549
Дата охранного документа: 09.01.2019
19.01.2019
№219.016.b19c

Способ обучения плаванию

Изобретение относится к области образования и обучения. Для обучения плаванию проводят адаптацию обучаемого человека к водной среде, обучают человека занятию правильного положения тела в воде. Определяют емкость легких обучаемого человека путем определения интервала времени №1, в течение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677527
Дата охранного документа: 17.01.2019
22.01.2019
№219.016.b2a6

Способ прицеливания

Способ относится к области вооружения и военной техники, в частности к способам повышения эффективности стрельбы из огнестрельного оружия. При прицеливании определяют расстояние до цели, наводят оружие на цель, получают отображение цели в прицельном приспособлении. При этом по расстоянию до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677705
Дата охранного документа: 21.01.2019
24.05.2019
№219.017.5ed4

Мобильный роботизированный кессон

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для выполнения подводно-технических работ, а именно к мобильным роботизированным кессонам. Предлагаемый мобильный роботизированный кессон включает незамкнутую камеру, край которой снабжен уплотняющим элементом, устройство для регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688624
Дата охранного документа: 21.05.2019
09.06.2019
№219.017.7eb5

Способ получения смазывающей присадки к дизельному топливу

Изобретение относится к способу получения смазывающей присадки к дизельному топливу, включающему переэтерификацию растительного масла этиловым спиртом и отделение образующегося при реакции глицерина. Переэтерификацию осуществляют в присутствии катализатора - гидроксида калия - при непрерывном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436841
Дата охранного документа: 20.12.2011
+ добавить свой РИД