×
18.05.2019
219.017.5528

СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДВУХКИЛЕВЫМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ОПЕРЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002255023
Дата охранного документа
27.06.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности, к системам торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге. Торможение осуществляют созданием дополнительного сопротивления путем отклонения килей двухкилевого вертикального оперения со схождением передних или задних кромок так, что расстояние между передними или задними кромками меньше, чем расстояние между задними или передними кромками отклоняемых килей соответственно. Технический результат - повышение эффективности торможения за счет создания дополнительного сопротивления летательного аппарата. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам торможения летательных аппаратов в полете и при послепосадочном пробеге.

Известен способ торможения самолета в полете, при котором для создания дополнительного сопротивления самолета отклоняют тормозные щитки, являющиеся частью омываемой поверхности (см. “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” под редакцией Н.М.Лысенко. Воениздат, 1977, стр. 342; патент США №2461967, 1949, класс 244-113). Недостатком данного способа является однорежимность применения, так как тормозные щитки при послепосадочном пробеге самолета с использованием тормозных колес малоэффективны.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемому является способ торможения самолета, при котором отклоняют цельноповоротное горизонтальное оперение с обязательным применением ПГО (переднего горизонтального оперения) для практически необходимой в данном случае балансировки самолета (см. Патент SU №1809815 A3, класс В 64 С 9/32, 1993). Недостатком данного способа является ограниченность его использования в узком классе самолетов трехпланной схемы.

Задачей изобретения является увеличение эффективности торможения летательных аппаратов различных аэродинамических схем с двухкилевым (многокилевым) вертикальным оперением в полете и при послепосадочном пробеге за счет создания дополнительного аэродинамического сопротивления.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в способе торможения летательного аппарата, заключающемся в создании дополнительного сопротивления путем отклонения аэродинамических поверхностей:

I вариант - отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением передних кромок так, что расстояние между передними кромками меньше, чем расстояние между задними кромками отклоняемых килей;

II вариант - отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением задних кромок так, что расстояние между задними кромками меньше, чем расстояние между передними кромками отклоняемых килей.

На фиг.1 показана схема отклонения поворотных килей на компоновке самолета со схождением передних и задних кромок килей двухкилевого вертикального оперения.

На фиг.2 показана экспериментальная зависимость Схк./Сх модели летательного аппарата при различных углах поворота килей со схождением передних или задних кромок.

Способ торможения летательного аппарата заключается в отклонении килей со схождением передних или задних кромок (фиг.1).

При угле отклонения δп.к. = δз.к. = 0 кили находятся в исходном, неотклоненном положении. При отклонении правого киля на положительный угол, а левого на отрицательный угол возникает положение со схождением передних кромок (±δп.к.) и, наоборот, при отклонении правого киля на отрицательный угол, а левого на положительный возникает положение со схождением задних кромок килей (±δз.к.) - фиг.1. Указанное отклонение килей приведет к значительному дополнительному увеличению сопротивления летательного аппарата (фиг.2), где Схк. - сопротивление летательного аппарата при различных углах поворота килей, Сх - сопротивление модели при неотклоненных килях (δп.к. = δз.к. = 0). Отношение Схк./Сх указывает на превышение сопротивления при отклонении килей, как при схождении передних (±δп.к.), так и при схождении задних (±δз.к.) кромок килей, при этом величина приращения дополнительного сопротивления для обоих вариантов одинакова и зависит от угла отклонения килей (фиг.2). Соответствующим выбором угла отклонения килей можно регулировать дополнительное приращение сопротивления и обеспечить существенное увеличение эффективности торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге со значительным снижением дистанции пробега.

Экспериментальные исследования модели летательного аппарата показывают, что отклонение килей является эффективным средством существенного приращения сопротивления; так при отклонении килей со схождением передних (±δп.к.) или задних (+δз.к.) кромок на угол δ = 25° сопротивление модели возрастает примерно в 3 раза при малых углах атаки (α ~ 0, фиг.2). Многократное увеличение сопротивления модели указывает на высокую эффективность предложенного способа торможения.

Использование заявленного способа торможения позволяет повысить эффективность торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге.

Применение предложенного способа торможения совместно с тормозными колесами и тормозным парашютом дает возможность создать высокоэффективную систему торможения для послепосадочного пробега и существенного сокращения дистанции пробега самолета.

Использование предложенного способа торможения дает возможность в определенных условиях отказаться от применения тормозного парашюта и освободить занимаемые объемы для дополнительного размещения топлива или произвести конструктивную доработку хвостовой части фюзеляжа с целью улучшения ее обтекания, что позволит улучшить летно-технические характеристики самолета.

1.Способторможениялетательногоаппаратасдвухкилевымвертикальнымоперением,заключающийсявсозданиидополнительногосопротивленияпутемотклоненияаэродинамическихповерхностей,отличающийсятем,чтоотклоняюткилидвухкилевоговертикальногооперениясосхождениемпереднихкромоктак,чторасстояниемеждупереднимикромкамименьше,чемрасстояниемеждузаднимикромкамиотклоняемыхкилей.12.Способторможениялетательногоаппаратасдвухкилевымвертикальнымоперением,заключающийсявсозданиидополнительногосопротивленияпутемотклоненияаэродинамическихповерхностей,отличающийсятем,чтоотклоняюткилидвухкилевоговертикальногооперениясосхождениемзаднихкромоктак,чторасстояниемеждузаднимикромкамименьше,чемрасстояниемеждупереднимикромкамиотклоняемыхкилей.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
20.03.2019
№219.016.e408

Способ и устройство для получения тяги

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к силовым и энергетическим установкам, и может быть использовано для получения тяги. Способ получения тяги заключается в подготовке топливной смеси, подаче ее в полузамкнутую детонационную резонансную камеру и осуществлении детонационного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002296876
Дата охранного документа: 10.04.2007
20.03.2019
№219.016.e42c

Система измерения воздушных параметров полета

Изобретение относится к области авиации и, в частности, к определению воздушных параметров полета летательных аппаратов. Устройство содержит приемники воздушных давлений с приемными отверстиями, снабженные электронагревательной противообледенительной системой, соединенные пневмотрассами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290646
Дата охранного документа: 27.12.2006
10.04.2019
№219.017.0001

Тензометрические весы

Изобретение относится к области аэромеханических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов в потоке аэродинамической трубы. Устройство содержит динамометрический элемент измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287783
Дата охранного документа: 20.11.2006
10.04.2019
№219.017.0002

Устройство для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов в потоке аэродинамической трубы. Устройство содержит многокомпонентные тензометрические весы, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287796
Дата охранного документа: 20.11.2006
10.04.2019
№219.017.000f

Устройство для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента

Изобретение относится к области аэромеханических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов в потоке аэродинамической трубы. Устройство содержит многокомпонентные тензометрические весы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287795
Дата охранного документа: 20.11.2006
19.04.2019
№219.017.2b97

Способ получения гиперзвукового потока для аэродинамических испытаний и устройство для его осуществления (варианты)

Изобретения относятся к области экспериментальной аэродинамики и могут быть использованы при исследовании характеристик летательных аппаратов. Разогрев рабочего газа в замкнутом объеме производят с помощью резистивного нагревателя, после чего выталкивают его при постоянных параметрах торможения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270429
Дата охранного документа: 20.02.2006
19.04.2019
№219.017.2b99

Способ получения гиперзвукового потока для аэродинамических испытаний и устройство для его осуществления (варианты)

Изобретения относятся к области экспериментальной аэродинамики и могут быть использованы при исследовании характеристик летательных аппаратов. Разогрев рабочего газа в замкнутом объеме производят с помощью кауперного подогревателя газа, после чего выталкивают его при постоянных параметрах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270430
Дата охранного документа: 20.02.2006
18.05.2019
№219.017.5534

Способ осушки газа

Изобретение относится к области осушки газа. Способ заключается в том, что создают замкнутый контур, включающий закрытый объем, газовую сушильную машину, дроссельное устройство и вентили, в котором осушку газа производят непрерывно при постоянном давлении в замкнутом объеме с возрастающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257947
Дата охранного документа: 10.08.2005
19.06.2019
№219.017.84ab

Аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем для измерения внешнего сопротивления

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при исследовании характеристик летательных аппаратов. Устройство содержит державку, обтекатель державки, расходомерное сопло, расположенное в выходном участке проточного канала. Расходомерное сопло,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287140
Дата охранного документа: 10.11.2006
10.07.2019
№219.017.ab2c

Способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижного объекта

Изобретение относится к области экспериментальной аэро- и гидродинамики, в частности к оптическим способам исследований структуры потока газа или жидкости на поверхности объектов, и может быть использовано для визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижных объектов. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002297635
Дата охранного документа: 20.04.2007
+ добавить свой РИД