×
12.04.2019
219.017.0bb4

Результат интеллектуальной деятельности: Редуктор двухступенчатый

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002684545
Дата охранного документа
09.04.2019
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению. Двухступенчатый редуктор включает волновую передачу первой ступени с входным валом, имеющим две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности с противоположно направленными эксцентриситетами и с подшипниками качения (ПК) на них и одним опорным ПК, сепаратор первой ступени, втулку, охватывающую сепаратор первой ступени, имеющую внутренние эпициклические поверхности, количество которых равно количеству тел качения, расположенных в сепараторе первой ступени, а также цилиндрические поверхности на втулке с расположенными на них ПК, и радиальные ПК на левом конце втулки, сепаратор второй ступени с размещенными в нем рядами тел качения, выходной вал, установленный в подшипниках в корпусе редуктора. Сепаратор второй ступени закреплен на правой части корпуса, выходным валом редуктора является втулка, охватывающая сепаратор второй ступени и имеющая внутренние эпициклические поверхности. Между выходным валом и корпусом имеется радиально-упорный подшипник с перекрещивающимися роликами. Радиальные ПК, установленные на левых концах входного вала сепараторов первой ступени и втулок, создают жесткую опорную систему для деталей редуктора, исключая их вибрацию в процессе работы, которая могла бы быть вызвана колебательными процессами в волновых передачах. Обеспечивается снижение инерционности вращающихся деталей, присоединенных к входному валу, и повышение технологичности изготовления редуктора. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к волновым редукторам с промежуточными телами качения.

Известна передача (патент RU №2126918 от 03.10.1996 г.), включающая основной корпус, выходной элемент, установленный с возможностью вращения относительно основного корпуса и образования вместе с ним по меньшей мере одного кольцеобразного гнезда, ограниченного рабочими поверхностями для аналогичных цилиндру элементов качения, при этом несколько элементов качения расположены параллельно оси основного корпуса, в то время как остальные элементы качения ориентированы перпендикулярно к оси, а расстояние между противолежащими рабочими поверхностями соответствует диаметру элементов качения.

Недостаток данной передачи - массивные крестообразные диски, преобразующие вращательное движение входного вала в их колебательное движение и во вращательное движение выходного вала, имеющие высокую инерционность деталей, присоединенных к входному валу.

Известна планетарная эпициклическая передача (заявка WO №2016/193286 от 04.06.2015), содержащая приводной элемент, приводящий в движение множество планетарных зубчатых колес, причем каждая планетарная передача прикреплена к планетарному держателю, вращается вокруг планетарной оси и имеет, по меньшей мере, один зубчатый участок, зацепляясь, по меньшей мере, с одной кольцевой шестерней; кольцевые шестерни или планетарный держатель, таким образом, совершают вращение вокруг центральной оси планетарной зубчатой передачи, а другая из кольцевых шестерен и планетарный держатель прикреплены к неподвижной части зубчатой передачи, причем каждая планетарная шестерня прикреплена к планетарному держателю, по меньшей мере, одним планетарным соединителем, который вращается вокруг оси, которая смещена и параллельна планетарной оси так, что поворот упомянутого, по меньшей мере, одного планетарного соединителя изменяет расстояние между центральной осью и планетарной осью с помощью эксцентрикового соединения.

Недостаток данной передачи - в высокой инерционности вращающихся деталей, присоединенных к входному валу, и низкой технологичности ее изготовления.

Известен электромеханический привод, имеющий волновой двухступенчатый редуктор с промежуточными телами качения (патенты RU №108238 от 09.06.2010 г. и RU №108239 от 09.06.2010 г., прототипы), состоящий из корпуса с левой и правой, соединенными между собой торцевыми частями, в котором концентрично относительно центральной оси размещены: волновая передача первой ступени с входным валом, имеющим, по меньшей мере, две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности с противоположно направленными эксцентриситетами и с подшипниками качения на эксцентрично расположенных цилиндрических поверхностях и, по меньшей мере, с одним опорным подшипником качения; сепаратор первой ступени с размещенными в нем, по меньшей мере, двумя рядами тел качения, взаимодействующими с эксцентрично расположенными цилиндрическими поверхностями неподвижный относительно корпуса; втулка, являющаяся входным валом второй ступени, охватывающая сепаратор первой ступени, с внутренними эпициклическими поверхностями втулки, количество которых равно количеству рядов промежуточных тел качения, расположенных в сепараторе первой ступени и взаимодействующих с телами качения, с эксцентрично расположенными цилиндрическими поверхностями на втулке, эксцентриситеты которых являются противоположно направленными, и с подшипниками качения на эксцентрично расположенных цилиндрических поверхностях и с опорными подшипниками качения; сепаратор второй ступени с размещенными в нем рядами тел качения при количестве рядов, равном количеству эксцентрично расположенных на втулке цилиндрических поверхностей с подшипниками качения; выходной вал, расположенный в корпусе на двух радиально-упорных подшипниках.

Недостаток данного редуктора - в сложности его конструкции и трудоемкости его обслуживания, обусловленной, в частности, расположением электродвигателя внутри корпуса.

Техническая задача изобретения - снижение инерционности вращающихся деталей, присоединенных к входному валу, и повышение технологичности изготовления редуктора.

Техническая задача решена в конструкции редуктора двухступенчатого, состоящего из корпуса с левой и правой, соединенных между собой, торцевыми частями, в котором концентрично относительно центральной оси размещены: волновая передача первой ступени с входным валом, имеющим, по меньшей мере, две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности с противоположно направленными эксцентриситетами с установленными на них подшипниками качения, на которых установлены внешние кольца, и, по меньшей мере, с одним опорным подшипником качения; сепаратор первой ступени, неподвижный относительно корпуса, с размещенными в нем, по меньшей мере, двумя рядами тел качения, взаимодействующих с эксцентрично расположенными цилиндрическими поверхностями; втулка, являющаяся входным валом волновой передачи второй ступени, охватывающая сепаратор первой ступени, имеющая внутренние эпициклические поверхности, количество которых равно количеству рядов тел качения, расположенных в сепараторе первой ступени, а также эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности на втулке, эксцентриситеты которых являются противоположно направленными, и с расположенными на них подшипниками качения, и радиальные подшипники качения на левом конце втулки; сепаратор второй ступени с размещенными в нем рядами тел качения при количестве рядов, равном количеству эксцентрично расположенных на втулке цилиндрических поверхностей с подшипниками качения; выходной вал, установленный в подшипниках в корпусе редуктора, при этом сепаратор второй ступени закреплен креплен на правой части корпуса; выходным валом редуктора является втулка, охватывающая сепаратор второй ступени и имеющая внутренние эпициклические поверхности, количество которых равно количеству рядов тел качения в сепараторе второй ступени; между выходным валом и корпусом имеется радиально-упорный подшипник качения с последовательно расположенными перекрещивающимися роликами.

Для снижения трудоемкости процесса сборки редуктора сепаратор первой ступени неподвижно закреплен на сепараторе второй ступени, а сепаратор второй ступени неподвижно закреплен на правой части корпуса.

Для уменьшения массы и габаритов редуктора выходной вал имеет V-образную канавку на наружной поверхности, а на внутренней поверхности корпуса напротив V-образной канавки выходного вала имеется Λ-образная канавка, расположенная так, что Λ-образная и V-образная канавки образуют кольцо с квадратом в радиальном сечении, в котором установлены ролики и элементы, образующие сепаратор радиально-упорного подшипника, при этом смежные ролики установлены под прямым углом друг к другу.

Для снижения массы передаточное отношение двухступенчатого редуктора находится в интервале 60-6000 при частоте вращения входного вала, находящейся в интервале 1000-40000 об/мин.

Решение технической задачи, - снижение инерционности вращающихся деталей, присоединенных к входному валу, и повышение технологичности изготовления редуктора, - достигается за счет следующей новой совокупности отличительных признаков редуктора: сепаратор второй ступени закреплен на правой части корпуса; выходным валом редуктора является втулка, охватывающая сепаратор второй ступени и имеющая внутренние эпициклические поверхности, количество которых равно количеству рядов тел качения в сепараторе второй ступени; между выходным валом и корпусом имеется радиально-упорный подшипник качения с перекрещивающимися роликами.

Для снижения трудоемкости процесса сборки редуктора сепаратор первой ступени неподвижно закреплен на сепараторе второй ступени, а сепаратор второй ступени неподвижно закреплен на правой части корпуса.

Для уменьшения массы и габаритов редуктора выходной вал имеет V-образную канавку на наружной поверхности, а на внутренней поверхности корпуса напротив V-образной канавки выходного вала имеется Λ-образная канавка, расположенная так, что Λ-образная и V-образная канавки образуют кольцо с квадратом в радиальном сечении, в котором установлены ролики и элементы, образующие сепаратор радиально-упорного подшипника, при этом смежные ролики установлены под прямым углом друг к другу.

Данная совокупность отличительных признаков не обнаружена в ходе проведенного патентно-информационного исследования, следовательно, изобретение соответствует критерию "новизна". Она также не следует явно из уровня техники, следовательно, оно соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 показан редуктор двухступенчатый в сборе.

На фиг. 2 - блок первой ступени редуктора со входным валом.

На фиг. 3 - блок второй ступени редуктора.

На фиг. 4 - блоки первой и второй ступени редуктора.

На фиг. 5 - блок корпуса с выходным валом.

На фиг. 6 - конструкция подшипника качения с перекрещивающимися роликами, показанная на фиг. 5.

Редуктор двухступенчатый (фиг. 1-6) состоит из корпуса 1 (фиг. 1) с левой торцевой частью 2, правой торцевой частью 3 и вставкой 1a, соединенных между собой винтами 3а, в котором концентрично относительно центральной оси размещены:

- волновая передача 4 (фиг.2) первой ступени с входным валом 5, имеющим две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности 6 и 7 с противоположно направленными эксцентриситетами с установленными на них подшипниками 8 и 9 качения с кольцами 8а и 9а на них и с одним радиальным подшипником 10 качения на одном конце входного вала 5 и с подшипником 10а качения на втулке 5а входного вала 5;

- сепаратор 11 волновой передачи 4 с размещенными в нем двумя рядами тел 12 качения, взаимодействующими с кольцами 8а и 9а и радиальным подшипником 13 качения (фиг. 4) на левом конце сепаратора 11;

- втулка 14 (фиг. 3), являющаяся входным валом волновой передачи 15 второй ступени, охватывающая сепаратор 11 волновой передачи 4, имеющая внутренние эпициклические поверхности 16, количество которых равно количеству рядов тел 12 качения, расположенных в сепараторе 11 волновой передачи 4, а также эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности 17 и 18 на втулке 14, эксцентриситеты которых являются противоположно направленными, с расположенными на них подшипниками 19 и 19а качения, и радиальные подшипники 20 качения на левом конце втулки 14;

- сепаратор 21 волновой передачи 15 второй ступени (фиг. 3, 4), закрепленный на правой торцевой части 3 корпуса 1 (фиг. 1), с размещенными в нем двумя рядами промежуточных тел 22 качения (фиг. 3, 4), количество которых равно количеству эксцентрично расположенных на втулке 14 цилиндрических поверхностей 17 и 18 с подшипниками 19 и 19а качения (фиг. 3, 4).

Выходным валом 23 (фиг. 5) редуктора является втулка 23а, охватывающая сепаратор 21 волновой передачи 15 второй ступени и имеющая внутренние эпициклические поверхности 24, количество которых равно количеству рядов промежуточных тел 22 качения (фиг. 4) в сепараторе 21 волновой передачи 15,

- между выходным валом 23 (фиг. 1) и корпусом 1 имеется радиально-упорный подшипник 26 качения (фиг. 6) с последовательно расположенными перекрещивающимися роликами 27.

Радиальные подшипники 10, 13, 20 и 25 качения, установленные на левых концах входного вала 5 сепараторов 11 и 21 первой ступени и втулок 14 и 25, а также радиально-упорный подшипник 26 создают жесткую опорную систему для неподвижных и вращающихся деталей редуктора, исключая их вибрацию в процессе работы, которая могла бы быть вызвана колебательными процессами в волновых передачах 4 и 15.

Вставка 1а (фиг. 1) введена для снижения трудоемкости изготовления корпуса 1.

Для снижения трудоемкости процесса сборки редуктора сепаратор 11 (фиг. 1-3) волновой передачи 4 неподвижно закреплен на сепараторе 21 (фиг. 1, 3, 4) волновой передачи 15 второй ступени, который неподвижно закреплен на правой торцевой части 3 (фиг. 1) корпуса 1.

Для уменьшения габаритов и массы редуктора выходной вал 23 (фиг. 1) имеет на наружной поверхности 28 V-образную канавку 29, а на внутренней поверхности 30 (фиг. 5) корпуса 1 (фиг. 1) напротив V-образной канавки 29 имеется Λ-образная канавка 31, образованная из конических поверхностей на левой торцевой части 2 и вставке 1а, расположенная так, что V-образная канавка 29 и Λ-образная канавка 31 образуют кольцо 32 с квадратом в радиальном сечении, в котором установлены ролики 27 и элементы 33, образующие сепаратор 34 (фиг. 6) радиально-упорного подшипника 26, при этом смежные ролики 27 установлены под прямым углом друг к другу.

Для снижения массы передаточное отношение двухступенчатого редуктора находится в интервале 60-6000 при частоте вращения входного вала 5, находящейся в интервале 1000-40000 об/мин.

При вращении входного вала 5 вращаются две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности 6 и 7, при этом два ряда тел 12 качения, размещенные в неподвижном относительно корпуса 1 сепараторе 11, перемещаются в радиальном направлении, совершая волнообразные движения с периодом, равным периоду одного оборота входного вала 5 и амплитудой, равной удвоенному эксцентриситету поверхности 6 или 7. Промежуточные тела 12 качения, взаимодействуя с внутренней эпициклической поверхностью 16 втулки 14, с внешними кольцами 8а и 9а и сепаратором 11, поворачивают втулку 14 на угол, меньший угла поворота входного вала 5 в числораз, равное числу волн внутренней профилированной эпициклической поверхности 16 втулки 14.

Втулка 14 является входным валом волновой передачи 15 второй ступени; при вращении втулки 14 вращаются эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности 17 и 18; взаимодействуя с кольцами подшипников 19 и 19а качения, два ряда тел 22 качения, размещенные в сепараторе 21, перемещаются в радиальном направлении, совершая колебательные движения с периодом, равным периоду одного оборота втулки 23а и амплитудой, равной удвоенному эксцентриситету поверхности 17 или 18. Промежуточные тела 22 качения, взаимодействуя с внутренней эпициклической поверхностью 24 втулки 23а, с кольцами подшипников 19 и 19а качения и сепаратором 21, поворачивают втулку 23а на угол, меньший угла поворота втулки 14 в число раз, равное числу волн внутренней профилированной эпициклической поверхности 24 втулки 23а.

Общее передаточное отношение редуктора равно произведению чисел волн внутренних профилированных эпициклических поверхностей 24 и 16.


Редуктор двухступенчатый
Редуктор двухступенчатый
Редуктор двухступенчатый
Редуктор двухступенчатый
Редуктор двухступенчатый
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-9 of 9 items.
20.07.2014
№216.012.de14

Электромеханический привод интерцептора крыла самолета

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в приводах аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. Устройство электромеханического привода интерцептора крыла самолета установлено на оси поворота, закрепленной в каркасе крыла, и имеет приводное звено многозвенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522638
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de19

Устройство электромеханического привода дискового тормоза колеса основной опоры шасси самолета

Изобретение относится к области авиационного транспорта, в частности к электромеханическим приводам тормозов летательных аппаратов. Устройство состоит из двух модулей, установленных на фланце, закрепленном на оси колеса. Каждый из модулей имеет корпус, нажимной плунжер, расположенный в корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522643
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.05.2016
№216.015.3bb6

Многодвигательный электропривод поворота носовой опоры шасси самолета и способ его работы

Изобретение относится к авиастроению и касается конструкций шасси самолетов. Многодвигательный электропривод поворота носовой опоры шасси самолета содержит неподвижную часть стойки и подвижную часть, закрепленный на неподвижной стойке корпус и несколько электроприводов с редукторами и выходными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583518
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3d75

Многодвигательный электропривод колеса шасси самолета и способ его работы

Изобретение относится к авиастроению и касается электроприводов колес шасси. Многодвигательный электромеханический привод (МЭМП) колеса шасси состоит из нескольких электродвигателей с редукторами, пакета тормозных дисков, и нескольких следящих линейных электроприводов, блоков управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583535
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3d91

Многодвигательный электромеханический привод и способ его работы

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям многодвигательных электромеханических приводов с микропроцессорным управлением. Технический результат - повышение надежности электромеханического привода. Многодвигательный электромеханический привод (МЭМП) имеет корпус и не менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583843
Дата охранного документа: 10.05.2016
26.08.2017
№217.015.d484

Система рулевых поверхностей с электромеханическими приводами для управления основными летными функциями самолета

Изобретение относится к области авиации, а именно к системам рулевых поверхностей для управления основными летными функциями самолетов с помощью электромеханических приводов. Система рулевых поверхностей содержит разделенные на секции рулевые поверхности (РП), служащие для управления летными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622321
Дата охранного документа: 14.06.2017
26.08.2017
№217.015.d50a

Электромеханический привод гребного винта судна

Группа изобретений относится к судовым гребным электрическим установкам, обеспечивающим экономичные режимы движения, и способу их работы. Электромеханический привод гребного винта судна содержит: судовой валопровод с гребным винтом, дейдвудным, опорным и упорным подшипниками; зубчатый редуктор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622175
Дата охранного документа: 13.06.2017
29.03.2019
№219.016.edc8

Редуктор трехступенчатый

Изобретение относится к машиностроению. Трехступенчатый редуктор состоит из корпуса, в котором размещены волновые передачи первой, второй и третьей ступеней. Каждая из ступеней состоит из входного вала, имеющего две эксцентрично расположенные цилиндрические поверхности с противоположно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683128
Дата охранного документа: 26.03.2019
07.06.2020
№220.018.24d4

Электромеханический привод

Изобретение относится к машиностроению. Электромеханический привод состоит из электродвигателя, ротор которого расположен на валу, и расположенного соосно с ним волнового двухступенчатого редуктора с промежуточными телами качения, при этом вал электродвигателя соединен с входным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722890
Дата охранного документа: 04.06.2020
Showing 1-10 of 14 items.
10.05.2014
№216.012.c071

Электромеханический привод закрылка самолета

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводе подвижной аэродинамической поверхности самолета, в частности в устройстве выдвижения закрылка. Привод закрылков самолета содержит две рычажные системы, имеющие шатуны, соединенные через кривошип с секционным основным валом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515014
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.07.2014
№216.012.de11

Электромеханический привод предкрылка самолета

Изобретение относится к авиастроению и касается приводов предкрылков самолета. Электромеханический привод содержит два выдвижных рельса с зубчатыми секторами, разделенный на секции основной вал, разъемные муфты, соединяющие между собой секции основного вала, два электромеханических привода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522635
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de14

Электромеханический привод интерцептора крыла самолета

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в приводах аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. Устройство электромеханического привода интерцептора крыла самолета установлено на оси поворота, закрепленной в каркасе крыла, и имеет приводное звено многозвенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522638
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de19

Устройство электромеханического привода дискового тормоза колеса основной опоры шасси самолета

Изобретение относится к области авиационного транспорта, в частности к электромеханическим приводам тормозов летательных аппаратов. Устройство состоит из двух модулей, установленных на фланце, закрепленном на оси колеса. Каждый из модулей имеет корпус, нажимной плунжер, расположенный в корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522643
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de1c

Электромеханический линейный привод

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводах подвижных аэродинамических поверхностей самолета, в частности предкрылков, закрылков, элеронов. Электромеханический линейный привод состоит из корпуса, расположенного внутри него электродвигателя с ротором, соединенным через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522646
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.12.2014
№216.013.10fc

Устройство и способ работы привода уборки-выпуска шасси самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным убираемым устройствам самолета для уборки-выпуска опор шасси. Устройство привода уборки-выпуска шасси содержит стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на оси стойки, расположенной в главном кронштейне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535771
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.05.2016
№216.015.3bb6

Многодвигательный электропривод поворота носовой опоры шасси самолета и способ его работы

Изобретение относится к авиастроению и касается конструкций шасси самолетов. Многодвигательный электропривод поворота носовой опоры шасси самолета содержит неподвижную часть стойки и подвижную часть, закрепленный на неподвижной стойке корпус и несколько электроприводов с редукторами и выходными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583518
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3d75

Многодвигательный электропривод колеса шасси самолета и способ его работы

Изобретение относится к авиастроению и касается электроприводов колес шасси. Многодвигательный электромеханический привод (МЭМП) колеса шасси состоит из нескольких электродвигателей с редукторами, пакета тормозных дисков, и нескольких следящих линейных электроприводов, блоков управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583535
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3d91

Многодвигательный электромеханический привод и способ его работы

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям многодвигательных электромеханических приводов с микропроцессорным управлением. Технический результат - повышение надежности электромеханического привода. Многодвигательный электромеханический привод (МЭМП) имеет корпус и не менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583843
Дата охранного документа: 10.05.2016
26.08.2017
№217.015.d484

Система рулевых поверхностей с электромеханическими приводами для управления основными летными функциями самолета

Изобретение относится к области авиации, а именно к системам рулевых поверхностей для управления основными летными функциями самолетов с помощью электромеханических приводов. Система рулевых поверхностей содержит разделенные на секции рулевые поверхности (РП), служащие для управления летными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622321
Дата охранного документа: 14.06.2017
+ добавить свой РИД