×
10.04.2019
219.017.011e

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПО КРЕНУ И ТАНГАЖУ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей за счет изменения интенсивности (уровня) управления в одном из каналов в условиях реальной разгрузки смежного канала и повышение точности системы. Система управления содержит объект управления, первое и второе исполнительные устройства, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, задатчики угла тангажа и крена, задатчики опорного сигнала каналов тангажа и крена, два блока сравнения, два блока выделения сигнала положительной полярности, два суммирующих усилителя, два блока выделения модуля, два релейных элемента с зоной нечувствительности, элемент И, управляемый переключатель, четыре ограничителя, два сумматора. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена.

Известны системы автоматического управления, в которых каналы управления креном и тангажом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов при разгруженности смежного.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок сравнения и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла крена, второй блок сравнения и второй суммирующий усилитель, последовательно соединенные первое исполнительное устройство и объект управления, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по крену, датчик угла крена со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя, первого блока сравнения, второго суммирующего усилителя и второго блока сравнения, выход второго исполнительного устройства соединен со вторым входом объекта управления [2].

Недостатком известной системы являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей системы и повышение точности управления. Предложенным построением системы управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в одном из каналов в условиях реальной разгрузки смежного канала.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу, содержащую последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок сравнения и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла крена, второй блок сравнения и второй суммирующий усилитель, последовательно соединенные первое исполнительное устройство и объект управления, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по крену, датчик угла крена со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя, первого блока сравнения, второго суммирующего усилителя и второго блока сравнения, а выход второго исполнительного устройства соединен со вторым входом объекта управления, дополнительно введены первый задатчик опорного сигнала, первый блок выделения сигнала положительной полярности, первый и второй блоки выделения модуля, второй блок выделения сигнала положительной полярности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель, второй ограничитель, первый сумматор, третий ограничитель, второй сумматор, четвертый ограничитель, первый и второй релейные элементы с зоной нечувствительности и второй задатчик опорного сигнала, выход которого через последовательно соединенные второй блок выделения сигнала положительной полярности, первый релейный элемент с зоной нечувствительности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель и первый сумматор соединен со входом первого исполнительного устройства, второй выход управляемого переключателя через второй ограничитель соединен со вторым входом первого сумматора, третий выход через последовательно соединенные третий ограничитель и второй сумматор - со входом второго исполнительного устройства, а четвертый выход через четвертый ограничитель соединен со вторым входом второго сумматора, второй и третий входы управляемого переключателя соединены с выходами первого суммирующего усилителя и второго суммирующего усилителя соответственно, выход задатчика угла тангажа через последовательно соединенные второй блок выделения модуля, первый блок выделения сигнала положительной полярности и второй релейный элемент с зоной нечувствительности подключен ко второму входу элемента И, выход первого задатчика опорного сигнала соединен со вторым входом первого блоке выделения сигнала положительной полярности, выход первого блока выделения модуля - со вторым входом второго блока выделения сигнала положительной полярности, а выход задатчика угла крена соединен со входом первого блока выделения модуля.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка системы управления по тангажу при ограниченных маневрах по крену, например, на конечных участках траектории полета и расширение зоны разворотов с большими углами крена при отсутствии глубоких разворотов по тангажу. В обоих случаях в смежных каналах сохраняется возможность ограниченного управления для поддержания стабилизации летательного аппарата и отработки возмущений, например, ветровых порывов и др.

На фиг.1 представлена блок-схема системы управления, на фиг.2 - структурная схема управляемого переключателя.

Система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу (фиг.1) содержит последовательно соединенные задатчик угла тангажа 1 (ЗУТ), первый блок сравнения 2 (1 БС) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), последовательно соединенные задатчик угла крена 4 (ЗУК), второй блок сравнения 5 (2 БС) и второй суммирующий усилитель 6 (2 СУ), последовательно соединенные первое исполнительное устройство 7 (1 ИУ) и объект управления 8 (ОУ), первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу 9 (ДУСТ), датчик угла тангажа 10 (ДУТ), датчик угловой скорости по крену 11 (ДУСК), датчик угла крена 12 (ДУК) со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя 3, первого блока сравнения 2, второго суммирующего усилителя 6 и второго блока сравнения 5, выход второго исполнительного устройства 13 (2 ИУ) соединен со вторым входом объекта управления 8, а выход задатчика угла крена 4 соединен со входом первого блока выделения модуля 14 (1 БВМ). Система содержит также первый задатчик опорного сигнала 15 (1 ЗОС), первый блок выделения сигнала положительной полярности 16 (1 БВСПП), второй блок выделения модуля 17 (2 БВМ), второй блок выделения сигнала положительной полярности 18 (2 БВСПП), элемент “И” - 19, управляемый переключатель 20 (УП), первый ограничитель 21 (1 О), второй ограничитель 22 (2 О), первый сумматор 23 (1 С), третий ограничитель 24 (3 О), второй сумматор 25 (2 С), четвертый ограничитель 26 (4 О), первый 27 (1 РЭ) и второй 28 (2 РЭ) релейные элементы с зоной нечувствительности и второй задатчик опорного сигнала 29 (2 ЗОС), выход которого через последовательно соединенные второй блок выделения сигнала положительной полярности 18, первый релейный элемент с зоной нечувствительности 27, элемент “И” 19, управляемый переключатель 20, первый ограничитель 21 и первый сумматор 23 соединен со входом первого исполнительного устройства 7, второй выход управляемого переключателя 20 через второй ограничитель 22 соединен со вторым входом первого сумматора 23, третий выход через последовательно соединенные третий ограничитель 24 и второй сумматор 25 - со входом второго исполнительного устройства 13, а четвертый выход через четвертый ограничитель 26 соединен со вторым входом второго сумматора 25, второй и третий входы управляемого переключателя 20 соединены с выходами первого суммирующего усилителя 3 и второго суммирующего усилителя 6 соответственно, выход задатчика угла тангажа 1 через последовательно соединенные второй блок выделения модуля 17, первый блок выделения сигнала положительной полярности 16 и второй релейный элемент с зоной нечувствительности 28 подключен ко второму входу элемента “И” 19, выход первого задатчика опорного сигнала 15 соединен со вторым входом первого блока выделения сигнала положительной полярности 16, выход первого блока выделения модуля 14 - со вторым входом второго блока выделения сигнала положительной полярности 18, а выход задатчика угла крена соединен со входом первого блока выделения модуля.

Управляемый переключатель 20 (фиг.2) может быть выполнен, например, в виде реле, которое включает в себя обмотку 30 и контактные группы 31 и 32.

Система управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах тангажа и крена σ и σ, формируются, соответственно, блоками 1, 2, 3, 9, 10 канала тангажа и 4, 5, 6, 11, 12 канала крена

где К, К- передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

Δϑ - сигнал рассогласования по тангажу на выходе первого блока сравнения 2;

ϑд - сигнал датчика угла тангажа 10;

ϑзад. - задающий сигнал по тангажу на выходе задатчика угла тангажа 1;

ω- сигнал датчика угловой скорости по тангажу 9;

К, К- передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

Δγ - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока сравнения 5;

γд - сигнал датчика угла крена 12;

γзад. - задающий сигнал по крену на выходе задатчика угла крена 4;

ωхд - сигнал датчика угловой скорости по крену 11.

Сигналы ϑд, ω, γд, ωхд выдаются соответствующими датчиками состояния 10, 9, 12, 11, установленными на объекте управления 8.

В канале тангажа блоком 16 выделяется сигнал положительной полярности ϑ1оп, где сигнал ϑ1 формируется блоком 17, а сигнал ϑоп, задается блоком 15.

Соответственно, в канале крена блоком 18 выделяется сигнал положительной полярности γоп1, где сигнал γ1 формируется блоком 14, а сигнал γоп задается блоком 29.

На основе полученных в блоках 16 и 18 сигналов релейными элементами 28 и 27 формируются, соответственно, сигналы

- на выходе релейного элемента 28:

- на выходе релейного элемента 27:

Сигнал А3 на выходе блока 19 равен

Управляемый переключатель 20 осуществляет переключение цепей управления сигналов σ с σ’ (на первом выходе) на σ” (на втором выходе) в канале тангажа и σс σ’(на третьем выходе) на σ”, (на четвертом выходе) в канале крена.

А именно:

1) А3=0. Замкнута цепь управляемого переключателя 20 по ограничителю 21 в канале тангажа и ограничителю 24 в канале крена. Режим соответствует состоянию, при котором требуемое значение тангажа невелико т.е. для любых значений γзад.: управление осуществляется с координацией и стабилизацией по крену и со стабилизацией по тангажу. Для этого режима уровень насыщения ограничителя 21 минимален, а уровень насыщения ограничителя 24 максимален;

2) А3=1. Замкнута цепь управляемого переключателя 20 по ограничителю 22 в канале тангажа и ограничителю 26 в канале крена. Режим соответствует возможности глубоких разворотов по тангажу, т.е. в канале тангажа осуществляется управление, а в канале крена - стабилизация. Уровень насыщения ограничителя 22 максимален, а ограничителя 26 минимален.

Таким образом, в канале тангажа формируются сигналы управления

σ’, σ” - на первом и втором выходах управляемого переключателя 20;

σ - на выходе первого ограничителя 21;

σ- на выходе второго ограничителя 22;

σв - на выходе первого сумматора 23.

В канале крена формируются сигналы управления

σ’ σ” - на третьем и четвертом выходах управляемого переключателя 20;

σ - на выходе третьего ограничителя 24;

σ - на выходе четвертого ограничителя 26;

σэ - на выходе второго сумматора 25.

На выходах первого 7 и второго 13 исполнительных устройств формируются отклонения δв, δэ, органов исполнительных устройств в канале тангажа (элевоны) и в канале крена (элероны), соответственно, которые отклоняют объект управления 8 по тангажу на угол ϑ с угловой скоростью ωz и по крену на угол γ с угловой скоростью ωх.

Все звенья управляющей части системы, в частности логические звенья, блоки выделения сигнала модуля, являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенная система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987г., с.174.

2. Патент РФ №1751716, кл. G 05 В 13/02, 30.07.92 г.

Системауправлениябеспилотнымлетательнымаппаратомпокренуитангажу,содержащаяпоследовательносоединенныезадатчикуглатангажа,первыйблоксравненияипервыйсуммирующийусилитель,последовательносоединенныезадатчикуглакрена,второйблоксравненияивторойсуммирующийусилитель,последовательносоединенныепервоеисполнительноеустройствоиобъектуправления,первый,второй,третийичетвертыйвыходыкоторогосоединенысоответственночерездатчикугловойскоростипотангажу,датчикуглатангажа,датчикугловойскоростипокрену,датчикуглакренасовторымивходамисоответственнопервогосуммирующегоусилителя,первогоблокасравнения,второгосуммирующегоусилителяивторогоблокасравнения,авыходвторогоисполнительногоустройствасоединенсовторымвходомобъектауправления,отличающаясятем,чтоонасодержитпервыйзадатчикопорногосигнала,первыйблоквыделениясигналаположительнойполярности,первыйивторойблокивыделениямодуля,второйблоквыделениясигналаположительнойполярности,элементИ,управляемыйпереключатель,первыйограничитель,второйограничитель,первыйсумматор,третийограничитель,второйсумматор,четвертыйограничитель,первыйивторойрелейныеэлементысзонойнечувствительностиивторойзадатчикопорногосигнала,выходкоторогочерезпоследовательносоединенныевторойблоквыделениясигналаположительнойполярности,первыйрелейныйэлементсзонойнечувствительности,элементИ,управляемыйпереключатель,первыйограничительипервыйсумматорсоединенсовходомпервогоисполнительногоустройства,второйвыходуправляемогопереключателячерезвторойограничительсоединенсовторымвходомпервогосумматора,третийвыходчерезпоследовательносоединенныетретийограничительивторойсумматор-совходомвторогоисполнительногоустройства,ачетвертыйвыходчерезчетвертыйограничительсоединенсовторымвходомвторогосумматора,второйитретийвходыуправляемогопереключателясоединенысвыходамипервогосуммирующегоусилителяивторогосуммирующегоусилителясоответственно,выходзадатчикауглатангажачерезпоследовательносоединенныевторойблоквыделениямодуля,первыйблоквыделениясигналаположительнойполярностиивторойрелейныйэлементсзонойнечувствительностиподключенковторомувходуэлементаИ,выходпервогозадатчикаопорногосигналасоединенсовторымвходомпервогоблокавыделениясигналаположительнойполярности,выходпервогоблокавыделениямодуля-совторымвходомвторогоблокавыделениясигналаположительнойполярности,авыходзадатчикауглакренасоединенсовходомпервогоблокавыделениямодуля.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
27.08.2013
№216.012.650f

Способ контроля гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для контроля гиростабилизированных платформ космического назначения. Технический результат - повышение точности и достоверности контроля гиростабилизированной платформы. Для этого осуществляют начальную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491508
Дата охранного документа: 27.08.2013
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.cb80

Адаптивное устройство формирования сигнала управления продольно-балансировочным движением летательного аппарата

Изобретение относится к области авиакосмического приборостроения и может найти применение при проектировании бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002394263
Дата охранного документа: 10.07.2010
01.03.2019
№219.016.ccb1

Бортовая система угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точности управления. Для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338236
Дата охранного документа: 10.11.2008
01.03.2019
№219.016.ccbc

Способ формирования адаптивного сигнала управления угловым движением нестационарного летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых системах автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338235
Дата охранного документа: 10.11.2008
01.03.2019
№219.016.cd43

Способ управления положением солнечной батареи космического аппарата

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов. Способ заключается в том, что измеряют текущее угловое положение солнечной батареи (СБ) и, в случае рассогласования между ним и заданным направлением, формируют команды на вращение СБ. При отсутствии рассогласования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002368545
Дата охранного документа: 27.09.2009
Showing 1-10 of 29 items.
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.c996

Способ формирования сигнала алгебраической функции с переменной n-го порядка в знаменателе для систем автоматического управления летательным аппаратом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами и предназначено, в частности, для вычисления алгебраических функций с переменной n-го порядка в знаменателе. Технический результат изобретения заключается в достижении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242797
Дата охранного документа: 20.12.2004
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.ca79

Устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238582
Дата охранного документа: 20.10.2004
01.03.2019
№219.016.ca81

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237269
Дата охранного документа: 27.09.2004
01.03.2019
№219.016.cab9

Способ формирования терминального управления наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к методам управления орбитальными маневрами разгонных блоков с маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе используют линейную по времени программу изменения ориентации разгонного блока в канале тангажа (члены с углом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223894
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cace

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Техническим результатом изобретения является возможность прерывать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219687
Дата охранного документа: 20.12.2003
+ добавить свой РИД