×
01.03.2019
219.016.ca81

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ КООРДИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02237269
Дата охранного документа
27.09.2004
Аннотация: Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса. Устройство управления содержит датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, датчик угла курса, датчик угловой скорости по курсу, первый и второй суммирующий усилители, задатчик сигнала управления по курсу, первый и второй блоки вычитания, нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено для согласования по динамике сигналов управления по курсу и крену и нелинейный элемент с ограничителем. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена.

Известны устройства управления для систем, в которых каналы управления креном и курсом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания, дополнительно введены нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания, выход первого блока вычитания через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, выход датчика угла крена соединен со вторым входом второго блока вычитания, а выход второго суммирующего усилителя является вторым выходом устройства.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка угла курса посредством маневров по крену, т.е. расширение зоны разворотов с большими углами крена.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления.

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом содержит датчик угла крена 1 (ДУКр), последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену 2 (ДУСКр) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу 4 (ЗСУКур), первый блок вычитания 5 (1 БВ) и второй суммирующий усилитель 6 (2 СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу 7 (ДУСКур), а выход датчика угла курса 8 (ДУКур) соединен со вторым входом первого блока вычитания 5. Кроме этого, устройство содержит нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9 (НЭСЗН), инвертирующий усилитель 10 (ИУ), динамическое звено 11 (ДЗ), нелинейный элемент с ограничителем 12 (НЭСО) и второй блок вычитания 13 (2 БВ), выход первого блока вычитания 5 через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9, инвертирующий усилитель 10, динамическое звено 11, нелинейный элемент с ограничителем 12 и второй блок вычитания 13 соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя 3, выход датчика угла крена 1 соединен со вторым входом второго блока вычитания 13, а выход второго суммирующего усилителя 6 является вторым выходом устройства.

Устройство управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах курса σ ψ и крена σ γ формируются соответственно блоками 4, 5, 6, 7, 8 канала курса и 1, 2, 3, 13 канала крена:

где КК- передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

Δ ψ - сигнал рассогласования по курсу на выходе первого блока вычитания 5;

ψ - сигнал датчика угла курса 8;

ψ зад - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика сигнала управления по курсу 4;

ω у - сигнал датчика угловой скорости по курсу 7;

К, К- передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

Δ γ - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока вычитания 13;

γ - сигнал датчика угла крена 1;

γ упр - управляющий сигнал по крену на выходе нелинейного элемента с ограничителем 12;

ω х - сигнал датчика угловой скорости по крену 2.

При этом сигнал γ упр формируется специальным каналом координированного управления, подключенным входом к сигналу Δ ψ , т.е. к выходу первого блока вычитания 5, а выходом ко входу второго блока вычитания 13. Канал содержит последовательно соединенные блоки 9, 10, 11, 12.

Наличие блока 9 - нелинейного элемента с зоной нечувствительности позволяет реализовать избирательное подключение канала координированного управления. А именно: пусть величина зоны нечувствительности этого звена равна ρ . При сигналах |Δ ψ |<ρ канал координированного управления не подключается. Канал курса работает в режиме стабилизации небольших значений ψ зад. Канал крена работает в режиме стабилизации нулевого значения угла крена γ , поскольку γ упр=0. При отработке больших сигналов ψ зад, обусловливающих в динамике |Δ ψ |≥ ρ , канал курса работает в режиме управления по отработке ψ зад, а канал крена - в режиме координированного управления с отработкой сигнала γ упр0. При завершении переходного процесса канал курса переходит в режим стабилизации заданного значения γ зад, а для канала крена по достижении |Δ ψ |<ρ управляющий сигнал γ упр=0, т.е. ведется стабилизация нулевого значения угла крена.

Инвертирующий усилитель 10 этого канала устройства управления позволяет реализовать сам принцип координированного управления благодаря инвертизации входного сигнала, и выбрать оптимальное значение степени усиления. Динамическое звено 11 позволяет корректно, по динамике, сочетать сигнал управления по курсу и крену. Нелинейный элемент с ограничителем 12 обеспечивает требуемое ограничение сигнала γ упр для канала крена в соответствии с техническими ограничениями на летательный аппарат по углу крена.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство управления позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А. Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987 г., с. 174.

2. В.А. Боднер. Теория автоматического управления полетом. М.: Наука, 1964 г., с. 113.

Устройствоуправлениядлясистемыкоординированногоуправлениялетательнымаппаратом,содержащеедатчикуглакрена,последовательносоединенныедатчикугловойскоростипокренуипервыйсуммирующийусилитель,выходкоторогоявляетсяпервымвыходомустройства,ипоследовательносоединенныезадатчиксигналауправленияпокурсу,первыйблоквычитанияивторойсуммирующийусилитель,второйвходкоторогосоединенсвыходомдатчикаугловойскоростипокурсу,авыходдатчикауглакурсасоединенсовторымвходомпервогоблокавычитания,отличающеесятем,чтооносодержитнелинейныйэлементсзонойнечувствительности,инвертирующийусилитель,динамическоезвенодлясогласованияподинамикесигналовуправленияпокурсуикрену,нелинейныйэлементсограничителемивторойблоквычитания,выходпервогоблокавычитаниячерезпоследовательносоединенныенелинейныйэлементсзонойнечувствительности,инвертирующийусилитель,динамическоезвено,нелинейныйэлементсограничителемивторойблоквычитаниясоединенсовторымвходомпервогосуммирующегоусилителя,выходдатчикауглакренасоединенсовторымвходомвторогоблокавычитания,авыходвторогосуммирующегоусилителяявляетсявторымвыходомустройства.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
01.03.2019
№219.016.c996

Способ формирования сигнала алгебраической функции с переменной n-го порядка в знаменателе для систем автоматического управления летательным аппаратом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами и предназначено, в частности, для вычисления алгебраических функций с переменной n-го порядка в знаменателе. Технический результат изобретения заключается в достижении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242797
Дата охранного документа: 20.12.2004
01.03.2019
№219.016.ca79

Устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238582
Дата охранного документа: 20.10.2004
01.03.2019
№219.016.caa5

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к области радиоэлектронной техники, к конструкции радиоэлектронных блоков, в которых электрическое соединение печатных плат осуществляется с помощью электрических соединителей без объединительной платы. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224388
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cab9

Способ формирования терминального управления наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к методам управления орбитальными маневрами разгонных блоков с маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе используют линейную по времени программу изменения ориентации разгонного блока в канале тангажа (члены с углом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223894
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cace

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Техническим результатом изобретения является возможность прерывать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219687
Дата охранного документа: 20.12.2003
01.03.2019
№219.016.cad9

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Технический результат - возможность использования стандартных печатных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216886
Дата охранного документа: 20.11.2003
01.03.2019
№219.016.cae6

Система управления разворотами космического аппарата

Изобретение относится к системам автоматического управления нестационарными, преимущественно космическими, объектами. Предлагаемая система служит для разворота космического аппарата в заданное угловое положение. Она содержит блок управляющих реактивных двигателей, а также соответствующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213029
Дата охранного документа: 27.09.2003
01.03.2019
№219.016.caea

Система управления разворотами космического аппарата

Изобретение относится к системам автоматического управления нестационарными, преимущественно космическими объектами. Предлагаемая система служит для разворота космического аппарата в заданное угловое положение. Она содержит блок управляющих реактивных двигателей, а также соответствующим образом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213681
Дата охранного документа: 10.10.2003
01.03.2019
№219.016.caf1

Переходная колодка и способ ее изготовления

Изобретение относится к конструкции и технологии изготовления переходных колодок, а также печатных плат и может быть использовано в радиоэлектронике, приборостроении и других областях техники. Технический результат - возможность использования стандартных печатных плат в блоках пакетной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215384
Дата охранного документа: 27.10.2003
18.05.2019
№219.017.5546

Система управления угловым движением беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02234117
Дата охранного документа: 10.08.2004
Showing 1-10 of 18 items.
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.c996

Способ формирования сигнала алгебраической функции с переменной n-го порядка в знаменателе для систем автоматического управления летательным аппаратом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами и предназначено, в частности, для вычисления алгебраических функций с переменной n-го порядка в знаменателе. Технический результат изобретения заключается в достижении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242797
Дата охранного документа: 20.12.2004
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.ca79

Устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238582
Дата охранного документа: 20.10.2004
01.03.2019
№219.016.cab9

Способ формирования терминального управления наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к методам управления орбитальными маневрами разгонных блоков с маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе используют линейную по времени программу изменения ориентации разгонного блока в канале тангажа (члены с углом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223894
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cace

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Техническим результатом изобретения является возможность прерывать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219687
Дата охранного документа: 20.12.2003
01.03.2019
№219.016.cad9

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Технический результат - возможность использования стандартных печатных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216886
Дата охранного документа: 20.11.2003
+ добавить свой РИД