×
01.03.2019
219.016.ca79

УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ СИГНАЛОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства достигается оптимальная по потребности возможность распределения интенсивностей (уровней) управления в каждом из каналов. Устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом содержит блок кинематической разводки, датчики угла тангажа и угловой скорости по тангажу, датчики угла курса и угловой скорости по курсу, датчики угла крена и угловой скорости по крену, задатчики угла тангажа, угла курса и угла крена, три блока вычитания, три суммирующих усилителя и три блока ограничения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса.

Известны системы автоматического управления, в которых каждый из каналов управления по тангажу, крену и курсу содержит элемент вычитания и суммирующий усилитель, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов при разгруженности смежных.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом, содержащее блок кинематической разводки, последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок вычитания, первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла курса, второй блок вычитания, второй суммирующий усилитель и последовательно соединенные задатчик угла крена, третий блок вычитания и третий суммирующий усилитель, выходы датчика угла тангажа, датчика угловой скорости по тангажу, датчика угла курса, датчика угловой скорости по курсу, датчика угла крена и датчика угловой скорости по крену соединены соответственно со вторыми входами первого блока вычитания, первого суммирующего усилителя, второго блока вычитания, второго суммирующего усилителя, третьего блока вычитания и третьего суммирующего усилителя, а выходы блока кинематической разводки являются первым, вторым и третьим выходами устройства [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенном устройстве технической задачей является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности управления. Предложенным построением устройства достигается оптимальная по потребности возможность распределения интенсивностей (уровней) управления в каждом из каналов.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом, содержащее блок кинематической разводки, последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок вычитания, первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла курса, второй блок вычитания, второй суммирующий усилитель и последовательно соединенные задатчик угла крена, третий блок вычитания и третий суммирующий усилитель, выходы датчика угла тангажа, датчика угловой скорости по тангажу, датчика угла курса, датчика угловой скорости по курсу, датчика угла крена и датчика угловой скорости по крену соединены соответственно со вторыми входами первого блока вычитания, первого суммирующего усилителя, второго блока вычитания, второго суммирующего усилителя, третьего блока вычитания и третьего суммирующего усилителя, а выходы блока кинематической разводки являются первым, вторым и третьим выходами устройства, дополнительно введены первый, второй и третий блоки ограничения, входы которых соединены соответственно с выходами первого, второго и третьего суммирующих усилителей, а выходы - с первым, вторым и третьим входами соответственно блока кинематической разводки, причем уровни ограничения первого и второго блоков ограничения определяются соответственно по зависимостям:

A12max-A3+Kγ A2,

A21max-Kψ A3,

где σ 1max, σ 2max - сигналы максимальных отклонений рулей,

А1, А2, А3 - уровни ограничения в первом, втором и третьем блоках ограничения,

Кγ Кψ - передаточные числа блока кинематической разводки.

Кроме того, блок кинематической разводки содержит три сумматора, два инвертора и два усилителя, первый вход блока подключен к первым входам первого и второго сумматоров, второй вход - к первому входу третьего сумматора и через последовательно соединенные первый усилитель и первый инвертор - ко второму входу первого сумматора, третий вход - к третьему входу первого сумматора, через второй усилитель - ко второму входу третьего сумматора и через второй инвертор - ко второму входу второго сумматора, третьим входом подключенного к выходу первого усилителя, а выходы третьего, первого и второго сумматоров являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока кинематической разводки.

На фиг.1 представлена структурная схема устройства формирования управляющих сигналов, на фиг.2 - структурная схема блока кинематической разводки сигналов управления, на фиг.3 - пример схемы расположения рулей летательного аппарата.

Устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом (фиг.1) содержит блок кинематической разводки 1 (БКР), последовательно соединенные задатчик угла тангажа 2 (ЗУТ), первый блок вычитания 3 (1 БВ), первый суммирующий усилитель 4 (1 СУ), последовательно соединенные задатчик угла курса 5 (ЗУКур), второй блок вычитания 6 (2 БВ), второй суммирующий усилитель 7 (2 СУ) и последовательно соединенные задатчик угла крена 8 (ЗУКр), третий блок вычитания 9 (3 БВ), третий суммирующий усилитель 10 (3 СУ), выходы датчика угла тангажа 11 (ДУТ), датчика угловой скорости по тангажу 12 (ДУСТ), датчика угла курса 13 (ДУКур), датчика угловой скорости по курсу 14 (ДУСКур), датчика угла крена 15 (ДУКр) и датчика угловой скорости по крену 16 (ДУСКр) соединены соответственно со вторыми входами первого блока вычитания 3, первого суммирующего усилителя 4, второго блока вычитания 6, второго суммирующего усилителя 7, третьего блока вычитания 9 и третьего суммирующего усилителя 10, а выходы блока кинематической разводки 1 являются первым, вторым и третьим выходами устройства. Кроме того, устройство содержит первый 17 (1 БО), второй 18 (2 БО) и третий 19 (3 БО) блоки ограничения, входы которых соединены соответственно с выходами первого 4, второго 7 и третьего 10 суммирующих усилителей, а выходы - с первым, вторым и третьим входами соответственно блока кинематической разводки 1.

Блок кинематической разводки 1 (фиг.2) содержит три сумматора 20, 21, 22, два инвертора 23, 24 и два усилителя 25, 26, первый вход блока подключен к первым входам первого 20 (1 С) и второго 21 (2 С) сумматоров, второй вход - к первому входу третьего сумматора 22 (3 С) и через последовательно соединенные первый усилитель 25 (1 У) и первый инвертор 23 (1 И) - ко второму входу первого сумматора 20, третий вход - к третьему входу первого сумматора 20, через второй усилитель 26 (2 У) - ко второму входу третьего сумматора 22 и через второй инвертор 24 (2 И) - ко второму входу второго сумматора 21, третьим входом подключенного к выходу первого усилителя 25, а выходы третьего, первого и второго сумматоров являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока кинематической разводки.

Устройство формирования управляющих сигналов работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах тангажа, курса и крена σ , σ и σ формируются соответственно блоками 2, 3, 4, 11, 12 канала тангажа, 5, 6, 7, 13, 14 канала курса и 8, 9, 10, 15, 16 канала крена:

σ =KΔϑ+Kω, (1)

σ =KΔψ+Kω уд (2)

σ =KΔ γ+Kω хд (3)

Δ ϑ =ϑ дзад,(4)

Δ ψ =ψ дзад (5)

Δ γ =γ дзад, (6)

где К, К- передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 4;

Δ ϑ - сигнал рассогласования по тангажу на выходе первого блока вычитания 3;

ϑ д - входной сигнал от датчика угла тангажа 11;

ϑ зад - задающий сигнал по тангажу на выходе задатчика угла тангажа 2;

ω - входной сигнал от датчика угловой скорости по тангажу 12;

К, К- передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 7,

Δ ψ - сигнал рассогласования по курсу на выходе второго блока вычитания 6,

ψ д - входной сигнал от датчика угла курса 13,

ψ зад - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика угла курса 5,

ω уд - входной сигнал от датчика угловой скорости по курсу 14.

K, K- передаточные коэффициенты третьего суммирующего усилителя 10;

Δ γ - сигнал рассогласования по крену на выходе третьего блока вычитания 9;

γ д - входной сигнал от датчика угла крена 15;

γ зад - задающий сигнал по крену на выходе задатчика угла крена 8,

ω хд - входной сигнал от датчика угловой скорости по крену 16.

Сформированные основные сигналы управления в каналах тангажа, курса и крена σ , σ и σ далее ограничиваются соответственно блоками ограничения 17, 18 и 19, после которых сигналы σ в, σ н и σ э поступают на первый, второй и третий входы блока кинематической разводки 1, в котором производится распределение сигналов управления непосредственно по рулевым приводам, например для указанной самолетной схемы рулей (фиг.3) в виде:

σ 1н+Кγ σ э, (7)

σ 2вэ-Кψ σ н, (8)

σ 3вэ+Кψ σ н, (9)

где Кγ и Кψ - передаточные числа блока кинематической разводки 1 (фиг.1), реализованные соответственно на блоках 20-26 (фиг.2).

Сигнал σ 1, для выхода на 1-й рулевой привод по зависимости (7) формируется блоками 22 и 26, сигнал σ 2 для выхода на 2-й рулевой привод по зависимости (8) формируется блоками 20, 23 и 25, сигнал σ 3 для выхода на 3-й рулевой привод по зависимости (9) формируется блоками 21,24 и 25. Необходимо отметить, что ограничения сигналов управления σ в, σ н и σ э в блоках ограничения с учетом полного использования хода рулей и для использования сигналов управления между каналами при определенных ограниченных по максимуму отклонениях рулей летательного аппарата, соответствующих сигналам σ 1, σ 2 и σ 3 должны быть также определены на основе зависимостей (7), (8) и (9). А именно сигналы на σ 2 и σ 3, исходя из максимальных отклонений соответствующих рулевых приводов по модулю равны между собой. Следовательно, при расчете ограничений достаточно рассмотреть зависимость (7) и одну из двух зависимостей (8) или (9) с учетом полярностей сигналов. Пусть σ н>0, σ э>0, тогда, изменив σ в>0, рассматриваются ограничения на основе зависимостей (7) и (8). И пусть ограничение по сигналу σ в1, по сигналу σ э3, а по сигналу σ э3. Обозначим также максимум σ 11max σ 22max и σ 33max при этомσ

2max
3max.Таким образом, получаем аналитические выражения, которым должны удовлетворять ограничения А1, А2, А3 для полного использования отклонения рулей σ 1max σ
2max
и σ 3max и распределения сигналов σ в, σ н и σ э:

σ 1max=A2+Кγ A3, (10)

σ 2max=A1+A3-Кψ A2. (11)

Поскольку имеем два уравнения с тремя неизвестными, то одним значением необходимо задаться. Целесообразно задаться либо минимумом по распределению сигналов (например, по каналу курса A2), либо максимумом (либо по тангажу A1, либо по крену А3). Наиболее целесообразным является задание А3, например, для координированного управления. Соответственно, из (10) и (11) получатся необходимые ограничения в двух других каналах.

Все звенья управляющей части устройства, в частности логические звенья, являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство формирования управляющих сигналов для системы управления летательным аппаратом позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987 г., с.174.

2. Патент РФ №1751716, кл. G 05 В 13/02, 30.07.92 г.

138200000002-DOC.tiftifdrawing61гдеσ,σ-сигналымаксимальныхотклоненийрулей,первогоивторогорулевыхприводов;А,А,А-уровниограниченияпервого,второгоитретьегоблоковограничения;Кγ,Кψ-передаточныечислаблокакинематическойразводкипотретьемуивторомувходамсоответственно.1.Устройствоформированияуправляющихсигналовдлясистемыуправлениялетательнымаппаратом,содержащееблоккинематическойразводки,последовательносоединенныезадатчикуглатангажа,первыйблоквычитания,первыйсуммирующийусилитель,последовательносоединенныезадатчикуглакурса,второйблоквычитания,второйсуммирующийусилительипоследовательносоединенныезадатчикуглакрена,третийблоквычитанияитретийсуммирующийусилитель,выходыдатчикауглатангажа,датчикаугловойскоростипотангажу,датчикауглакурса,датчикаугловойскоростипокурсу,датчикауглакренаидатчикаугловойскоростипокренусоединенысоответственносовторымивходамипервогоблокавычитания,первогосуммирующегоусилителя,второгоблокавычитания,второгосуммирующегоусилителя,третьегоблокавычитанияитретьегосуммирующегоусилителя,авыходыблокакинематическойразводкиявляютсяпервым,вторымитретьимвыходамиустройства,отличающеесятем,чтооносодержитпервый,второйитретийблокиограничения,входыкоторыхсоединенысоответственносвыходамипервого,второгоитретьегосуммирующихусилителей,авыходы-спервым,вторымитретьимвходамисоответственноблокакинематическойразводки,причемуровниограниченияпервогоивторогоблоковограниченияопределяютсясоответственнопозависимостям12.Устройствоформированияуправляющихсигналовдлясистемыуправлениялетательнымаппаратомпоп.1,отличающеесятем,чтоблоккинематическойразводкисодержиттрисумматора,дваинвертораидваусилителя,первыйвходблокаподключенкпервымвходампервогоивторогосумматоров,второйвход-кпервомувходутретьегосумматораичерезпоследовательносоединенныепервыйусилительипервыйинвертор-ковторомувходупервогосумматора,третийвход-ктретьемувходупервогосумматора,черезвторойусилитель-ковторомувходутретьегосумматораичерезвторойинвертор-ковторомувходувторогосумматора,третьимвходомподключенногоквыходупервогоусилителя,авыходытретьего,первогоивторогосумматоровявляютсясоответственнопервым,вторымитретьимвыходамиблокакинематическойразводки.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
01.03.2019
№219.016.c996

Способ формирования сигнала алгебраической функции с переменной n-го порядка в знаменателе для систем автоматического управления летательным аппаратом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами и предназначено, в частности, для вычисления алгебраических функций с переменной n-го порядка в знаменателе. Технический результат изобретения заключается в достижении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242797
Дата охранного документа: 20.12.2004
01.03.2019
№219.016.ca81

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237269
Дата охранного документа: 27.09.2004
01.03.2019
№219.016.caa5

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к области радиоэлектронной техники, к конструкции радиоэлектронных блоков, в которых электрическое соединение печатных плат осуществляется с помощью электрических соединителей без объединительной платы. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224388
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cab9

Способ формирования терминального управления наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к методам управления орбитальными маневрами разгонных блоков с маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе используют линейную по времени программу изменения ориентации разгонного блока в канале тангажа (члены с углом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223894
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cace

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Техническим результатом изобретения является возможность прерывать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219687
Дата охранного документа: 20.12.2003
01.03.2019
№219.016.cad9

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Технический результат - возможность использования стандартных печатных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216886
Дата охранного документа: 20.11.2003
01.03.2019
№219.016.cae6

Система управления разворотами космического аппарата

Изобретение относится к системам автоматического управления нестационарными, преимущественно космическими, объектами. Предлагаемая система служит для разворота космического аппарата в заданное угловое положение. Она содержит блок управляющих реактивных двигателей, а также соответствующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213029
Дата охранного документа: 27.09.2003
01.03.2019
№219.016.caea

Система управления разворотами космического аппарата

Изобретение относится к системам автоматического управления нестационарными, преимущественно космическими объектами. Предлагаемая система служит для разворота космического аппарата в заданное угловое положение. Она содержит блок управляющих реактивных двигателей, а также соответствующим образом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213681
Дата охранного документа: 10.10.2003
01.03.2019
№219.016.caf1

Переходная колодка и способ ее изготовления

Изобретение относится к конструкции и технологии изготовления переходных колодок, а также печатных плат и может быть использовано в радиоэлектронике, приборостроении и других областях техники. Технический результат - возможность использования стандартных печатных плат в блоках пакетной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215384
Дата охранного документа: 27.10.2003
18.05.2019
№219.017.5546

Система управления угловым движением беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02234117
Дата охранного документа: 10.08.2004
Showing 1-10 of 20 items.
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.c996

Способ формирования сигнала алгебраической функции с переменной n-го порядка в знаменателе для систем автоматического управления летательным аппаратом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами и предназначено, в частности, для вычисления алгебраических функций с переменной n-го порядка в знаменателе. Технический результат изобретения заключается в достижении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242797
Дата охранного документа: 20.12.2004
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.ca81

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237269
Дата охранного документа: 27.09.2004
01.03.2019
№219.016.cab9

Способ формирования терминального управления наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к методам управления орбитальными маневрами разгонных блоков с маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе используют линейную по времени программу изменения ориентации разгонного блока в канале тангажа (члены с углом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223894
Дата охранного документа: 20.02.2004
01.03.2019
№219.016.cace

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Техническим результатом изобретения является возможность прерывать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219687
Дата охранного документа: 20.12.2003
01.03.2019
№219.016.cad9

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, а именно к конструкции блоков пакетного типа, содержащих печатные платы и разъемные электрические соединения, и может быть использовано в вычислительных и им подобных блоках. Технический результат - возможность использования стандартных печатных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216886
Дата охранного документа: 20.11.2003
+ добавить свой РИД