×
17.03.2019
219.016.e2a6

Результат интеллектуальной деятельности: ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в трехконтурных двигателях, входящих в состав силовой установки многорежимных летальных аппаратов. Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата включает корпус вентилятора, корпус второго контура, формирующий канал потока второго контура, корпус третьего контура, формирующий совместно с корпусом второго контура канал потока третьего контура с внешней стороны от канала потока второго контура, канал основного потока, связанный с каналом потока второго контура, корпус газогенератора, корпуса выходного устройства и выходного устройства третьего контура. Двигатель снабжен передними и задними силовыми конструктивными элементами. Корпус вентилятора выполнен составным из передней и задней частей, при этом силовая связь между передней и задней частями корпуса вентилятора осуществлена посредством передних силовых конструктивных элементов. Силовая связь между корпусами выходного устройства и выходного устройства третьего контура осуществлена посредством задних силовых конструктивных элементов. Задняя часть корпуса вентилятора выполнена с возможностью разделения воздуха по каналам основного потока и потока третьего контура, при этом в области разделения потоков воздуха в вентиляторе расположены передние силовые конструктивные элементы. Корпус третьего контура выполнен из материала с меньшей удельной массой по сравнению с материалом корпуса второго контура. Передние и задние силовые конструктивные элементы выполнены в виде спрофилированных обтекаемых стоек. Корпус третьего контура выполнен из композиционного материала на основе карбидокремниевых волокон со связующим из полимерных смол или углерода. Изобретение позволяет снизить массу трехконтурного двигателя. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в трехконтурных двигателях, входящих в состав силовой установки многорежимных летальных аппаратов.

Наиболее близким к заявленному изобретению является трехконтурный турбореактивный двигатель, включающий корпус второго контура, формирующий канал второго контура, корпус третьего контура, формирующий совместно с корпусом второго контура канал третьего контура. С внешней стороны от канала второго (наружного) контура выполнен канал третьего контура, образованный на входе в двигатель промежуточными полками входного направляющего аппарата вентилятора и внешним корпусом двигателя и далее ниже по потоку - разделительными полками рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора совместно с внешним корпусом двигателя. Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата, включает также корпус вентилятора, газогенератор, корпуса выходного устройства и выходного устройства третьего контура. (RU 2592937 С1, 27.07.2016 - прототип)

Недостатками известной конструкции является то, что корпус третьего контура является неотъемлемой частью конструктивно-силовой схемы, в связи, с чем его невозможно выполнить из легких, и как следствие менее прочных, материалов. Данное обстоятельство увеличивает массу всей конструкции двигателя, что в целом может нивелировать эффект от введения третьего контура в термодинамический цикл двигателя.

Задача предлагаемого изобретения - уменьшение массы третьего контура.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении массы трехконтурного двигателя за счет исключения третьего контура из конструктивно - силовой схемы и, как следствие, изготовления его из материалов с меньшей удельной массой по сравнению с материалом корпуса второго контура, повышение экономичности двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в трехконтурном турбореактивном двигателе летательного аппарата, включающем корпус вентилятора, корпус второго контура, формирующий канал второго контура, корпус третьего контура, формирующий совместно с корпусом второго контура канал третьего контура с внешней стороны от канала второго контура, газогенератор, корпуса выходного устройства и выходного устройства третьего контура, согласно предложению двигатель снабжен передними и задними силовыми конструктивными элементами, корпус вентилятора выполнен составным из передней и задней частей, при этом силовая связь между передней и задней частями корпуса вентилятора осуществлена посредством передних силовых конструктивных элементов, а силовая связь между корпусами выходного устройства и выходного устройства третьего контура осуществлена посредством задних силовых конструктивных элементов, вентилятор выполнен с возможностью разделения потоков воздуха в нем по каналам второго и третьего контуров, при этом в области разделения потоков воздуха в вентиляторе расположены передние силовые конструктивные элементы, а корпус третьего контура выполнен из материала с меньшей удельной массой по сравнению с материалом корпуса второго контура.

Передние и задние силовые конструктивные элементы могут выполнены в виде спрофилированных обтекаемых стоек.

Корпус третьего контура может быть выполнен из композиционного материала на основе карбидокремниевых волокон со связующим из полимерных смол или углерода.

Передние и задние силовые конструктивные элементы могут быть выполнены за одно целое с узлами крепления двигателя к летательному аппарату или соединены с узлами крепления двигателя к летательному аппарату посредством жесткого разъемного соединения.

Двигатель может быть снабжен форсажной камерой со смесителем.

Передние и задние силовые конструктивные элементы, осуществляющие силовую связь между передней и задней частями корпуса вентилятора, а также между корпусами выходного устройства и выходного устройства третьего контура, передают нагрузки, действующие на указанные корпуса, к элементам закрепления двигателя на летательном аппарате. Передние силовые конструктивные элементы располагаются между передней и задней частями корпуса вентилятора в области разделения потоков воздуха в вентиляторе по каналам второго и третьего контуров. Задние силовые конструктивные элементы располагаются между корпусом выходного устройства и корпусом выходного устройства третьего контура. Таким образом, корпус второго контура связан с передней частью корпуса вентилятора и выходным устройством третьего контура через заднюю часть корпуса вентилятора, разделительный корпус газогенератора и корпус выходного устройства, и корпус третьего контура выведен из конструктивно-силовой схемы двигателя.

Передние и задние силовые конструктивные элементы выполняются из материалов корпусов, которые они связывают и могут быть выполнены как в виде цилиндрических спиц, закрепленных резьбой в связываемых корпусах, так и в виде спрофилированных обтекаемых стоек которые могут быть связаны с корпусами двигателя как разъемным (резьбовым) соединением, так и не разъемным (сварка). Также возможна комбинация соединения конструктивных силовых элементов из разъемных и неразъемных соединений. Силовые конструктивные элементы установлены с равным угловым шагом. Количество силовых элементов выбирается исходя из нагрузок, действующих на двигатель, но не менее трех штук в каждом силовом поясе.

Силовые конструктивные элементы связаны с элементами закрепления двигателя на летательный аппарат. Возможно осуществление связи следующими путями: выполнение элементов единой деталью методом литья; неразъемное соединение элементов сваркой; разъемное фланцевое соединение при помощи резьбовых элементов.

Месторасположение передних силовых конструктивных элементов находится в вентиляторе в области разделения потоков воздуха на каналы второго и третьего контуров. Это обусловлено тем, что именно в этом месте начинается корпус третьего контура. Месторасположение задних силовых конструктивных элементов находится в области корпусов выходного устройства и выходного устройства третьего контура, так как эта область, в которой возможна реализация силовой связи указанных корпусов, наиболее удалена от передних силовых конструктивных элементов, что позволяет реализовать эффект от изменения материала третьего контура на большей его длине. Таким образом реализован максимальный эффект снижения массы двигателя за счет уменьшения массы третьего контура. По условиям компоновки на летательном аппарате месторасположение задних силовых конструктивных элементов может быть сдвинуто к передним силовым элементам и размещено в районе корпуса смесителя.

За счет выведения корпуса третьего контура из силовой схемы двигателя, он может быть изготовлен из легких композиционных конструкционных материалов, например на основе карбидокремниевых волокон со связующим из углерода или полимерных смол или на основе борных волокон с алюминиевым связующим. Облегчение массы третьего контура и как следствие облегчение общей массы турбореактивного двигателя позволяет улучшить удельные массовые параметры двигателя, повысит его экономичность.

Наличие в газотурбинном двигателе форсажной камеры увеличивает длину двигателя и как следствие длину третьего контура. Таким образом, выведение третьего контура из конструктивно-силовой схемы двигателя увеличивает эффект от снижения его массы.

Вариант исполнения двигателя без форсажной камеры проиллюстрирован на чертеже.

Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата 1 включает корпус вентилятора 2, состоящий из передней части 3 и задней части 4. Передняя часть 3 корпуса вентилятора 2 соединена с корпусом третьего контура 5, который в свою очередь соединен с корпусом выходного устройства третьего контура 6. Задняя часть корпуса вентилятора 4 соединена с корпусом второго контура 7, который в свою очередь соединен с корпусом выходного устройства 8. Корпус третьего контура 5 формирует совместно с корпусом второго контура 7 канал потока третьего контура 9 с внешней стороны от канала потока второго контура 10.

Задняя часть корпуса вентилятора 4 разделяет воздух на каналы потока третьего контура 9 и основного потока 11. В области разделения потоков располагаются передние силовые конструктивные элементы 12, связывающие переднюю часть корпуса вентилятора 3 и заднюю часть корпуса вентилятора 4. К передним конструктивным силовым элементам 12 также крепится корпус третьего контура 5. Канал основного потока 11 после вентилятора делится на канал потока первого контура 13 и канал потока второго контура 9, а после газогенератора 14 вновь объединяется в единый основной поток. На корпусе выходного устройства 9 установлены задние силовые конструктивные элементы 15, которые связывают корпус выходного устройства 9 с корпусом выходного устройства третьего контура 6. В задней части корпуса третьего контура 5 установлено контактное газодинамическое уплотнение 16, которое обеспечивает неразрывность течения газа по каналу потока третьего контура 9, а также снимает нагрузки с корпуса третьего контура 5 от сил, действующих в газотурбинном двигателе. Крепление двигателя 1 к летательному аппарату осуществлено через передний узел крепления 17 и задний узел крепления 18, которые связаны с передними силовыми конструктивными элементами 12 и задними силовыми конструктивными элементами 15 соответственно.


ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-8 of 8 items.
07.12.2018
№218.016.a45c

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674173
Дата охранного документа: 05.12.2018
07.12.2018
№218.016.a4b6

Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к регулируемым направляющим аппаратам статора многоступенчатых компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674227
Дата охранного документа: 05.12.2018
14.12.2018
№218.016.a735

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель, который содержит: компрессоры высокого и низкого давления, разделенные промежуточным корпусом, основную камеру сгорания, воздухо-воздушный теплообменный аппарат, турбины высокого и низкого давления, смеситель, реверс тяги, фронтовое устройство, форсажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674848
Дата охранного документа: 13.12.2018
16.02.2019
№219.016.bafc

Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных

Изобретение относится к области измерительной и авиационной техники. Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей включает обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680024
Дата охранного документа: 14.02.2019
16.02.2019
№219.016.bb15

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя, содержащее четыре стенки, соединенные между собой разъемным соединением с образованием канала отвода рабочего газа. Стенки соединены попарно, образуя соединенные между собой входной и выходной элементы канала отвода рабочего газа, имеющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680020
Дата охранного документа: 14.02.2019
21.03.2019
№219.016.ebec

Способ определения технического состояния токосъемников

Изобретение относится к метрологии, в частности к вибрационной диагностике. На статор токосъемника устанавливают датчики вибрации и осуществляют запись параметров вибрации и электрических сигналов на выходе из токосъемника. Выполняют анализ вибрации путем быстрого преобразования Фурье; путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682561
Дата охранного документа: 19.03.2019
02.10.2019
№219.017.ce04

Компьютерно-реализуемый способ автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. Технический результат заключается в автоматизации обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. В способе виды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700397
Дата охранного документа: 16.09.2019
07.11.2019
№219.017.deda

Щеточное уплотнение турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к щеточному уплотнению. Щеточное уплотнение турбомашины, включающее щетку, разделяющую между роторным и статорными элементами полость наддува и уплотняемую полость, при этом щетка размещена между кольцевыми фланцами, а ее свободный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705103
Дата охранного документа: 05.11.2019
Showing 1-10 of 26 items.
25.08.2017
№217.015.adf1

Воздухо-воздушный теплообменный аппарат

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано, в частности, в области авиадвигателестроения в системах охлаждения воздуха и газа газотурбинных двигателей. Воздухо-воздушный теплообменный аппарат имеет кольцевую форму, состоит из нескольких теплообменных модулей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612668
Дата охранного документа: 13.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9b7

Клапанный узел вентилятора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей. Клапанный узел вентилятора содержит корпус канала перепуска с установленным на нем с возможностью осевого перемещения кольцевым клапаном и механизм перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623704
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9d5

Поворотное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное сопло турбореактивного двигателя содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623609
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da17

Всеракурсное сопло

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Всеракурсное сопло содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623705
Дата охранного документа: 28.06.2017
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1334

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора содержит последовательно расположенные от корпуса турбовентилятора к диску ротора рабочую лопатку вентилятора и рабочую лопатку турбины, соединенные между собой посредством промежуточного элемента с образованием трех проточных газовых каналов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634509
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1368

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета в режиме запуска при авторотации

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем, в частности запуска при выходе двигателя на режим авторотации. Частоту вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления уменьшают до достижения роторами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634505
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
+ добавить свой РИД