×
16.02.2019
219.016.bafc

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДАТЧИКОВ ПЛАМЕНИ ИОНИЗАЦИОННЫХ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области измерительной и авиационной техники. Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей включает обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем, полученных в процессе работы двигателя, и вывод из них параметров тока ионизации датчика пламени ионизационного, угла положения рычага управления двигателем, разовой команды форсаж. Изобретение позволяет повысить контролепригодность датчиков пламени ионизационных.

Изобретение относится к области измерительной и авиационной техники, а именно к способу определения технического состояния датчиков пламени ионизационных, входящих в состав форсажной камеры сгорания газотурбинных двигателей.

Известен способ контроля исправности газоразрядного прибора датчика пламени, в котором подают рабочее напряжение на датчик, осуществляют воздействие на его газоразрядный элемент внешним ионизатором и измеряют токи, протекающие через датчик, при этом делают вывод о неисправности по отношению приращения токов к средней величине (SU 116396 А, 13.07.1983).

Однако известный способ может использоваться только в тестовом режиме и не имеет возможности постоянного контроля и мониторинга за состоянием датчиков пламени ионизационных, сложно реализуем и эксплуатационно не технологичен в авиационных газотурбинных двигателях.

Задача изобретения - разработка достоверного способа определения технического состояния датчиков пламени ионизационных, входящих в состав форсажной камеры сгорания газотурбинных двигателей.

Технический результат - повышение контролепригодности датчиков пламени ионизационных. Контролепригодность - это свойство изделия, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами (ГОСТ 19919).

Указанный технический результат достигается в способе определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей, включающем обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем, полученных в процессе работы двигателя и вывод из них параметра тока ионизации датчика пламени ионизационного, угла положения рычага управления двигателем, разовой команды форсаж; определение срабатывания разовой команды форсаж, после чего определяют наличие полного форсажа исходя из соответствия угла положения рычага управления двигателем режиму полный форсаж, в случае, если разовая команда форсаж не срабатывает или отсутствует соответствие угла положения рычага управления двигателем режиму полный форсаж дальнейшая диагностика не производится, в случае, если разовая команда форсаж срабатывает и угол положения рычага управления двигателем соответствует режиму полный форсаж осуществляют поиск диагностических признаков неисправностей, который включает поиск падения силы тока выходного сигнала на 5% от максимального значения силы тока в течение первых 10 сек от начала диагностирования, либо на 10% не менее 3 раз за 1 мин работы двигателя, которую отсчитывают от каждого падения силы тока, либо на 5% не менее 7 раз за 1 мин работы двигателя, которую отсчитывают от каждого падения силы тока, либо падения силы тока ионизации менее 45 мкА, либо падения силы тока на 25% от максимального значения силы тока, в случае если ни одного из вышеперечисленных диагностических признаков не обнаружено делают вывод об исправности датчика пламени ионизационного, в случае обнаружения хотя бы одного из признаков делают вывод о неисправности датчика пламени ионизационного

Токи ионизации являются единственным параметром, регистрируемым от датчиков пламени ионизационных. Наличие токов ионизации указывает на то, что происходит процесс горения. Срабатывание разовой команды форсаж отображает, что команда выполнена, то есть произошло воспламенений в форсажной камере сгорания. Угол положения рычага управления двигателем сигнализирует о том, что регулятору двигателя задана команда полный форсаж. Диагностику осуществляют на полном форсаже, поскольку для этого режима характерны наиболее стабильные параметры работы (установившийся режим работы, без перехода на другие, более низкие и их постоянного варьирования) с наиболее линейной характеристикой токов ионизации.

Достоверность достигается за счет использования параметра «ток ионизации», непосредственно связанного с датчиком пламени ионизационным, на режиме работы двигателя, соответствующего наиболее линейной характеристике датчика, подтверждающегося двумя не связанными вместе параметрами.

Если разовая команда форсаж не срабатывает, это значит, что летчик установил рычаг управления двигателем в режим форсажа, но его розжига (воспламенения) не произошло. Это свидетельствует о неисправности двигателя или отсутствия условий розжига и в этом случае дальнейшая диагностика не производится, пока не произойдет розжига, и, следовательно, срабатывания разовой команды форсаж.

Диагностические признаки неисправностей выявлены на основе статистических данных. Статистика нарабатывалась при исследовании большинства случаев отказа датчиков пламени ионизационных всего парка авиационной техники.

Информацию для поиска диагностических признаков неисправности получают в виде сигналограммы с выведением на график отдельных параметров. Возможна обработка как вручную, так и с использованием специального программного обеспечения. В ручном режиме выбирают необходимые параметры тока ионизации датчика пламени ионизационного, угла положения рычага управления двигателем, разовой команды форсаж из всего списка, выводят эти параметры на график. На графиках следят за срабатыванием разовой команды форсаж, далее анализируют положение рычага управления двигателем, после достижения им значений, соответствующих полному форсажу, анализируют параметр тока ионизации, параллельно следя за параметрами разовой команды форсаж и положения рычага управления двигателем. Если разовая команда отключилась или положение рычага управления двигателем выходит за требуемое значение, диагностика не производится и только отслеживаются параметры разовой команды форсаж и положения рычага управления двигателем.

Способ реализуют следующим образом. В процессе межполетного или послеполетного обслуживания списывают полетную информацию. Берут устройство считывания информации, включают бортовое электропитание, подключают кабель к контрольному разъему бортового устройства регистрации летательного аппарата. Выполняют перезапись в устройство считывания информации, подключают к наземному стационарному комплексу обработки полетной информации, выполняют перезапись, запускают программу экспресс обработки полетной информации. Далее выполняют поиск установки рычага управления двигателя в режим полный форсаж. Выполняют поиск срабатываний разовой команды форсаж. Если разовая команда форсаж не срабатывает диагностика не производится. При срабатывании разовой команды форсаж выполняют поиск диагностических признаков неисправностей. Для этого на сигналограмме осуществляют поиск падения величины силы тока ионизации ниже 45 мкА или на 25% от максимального значения за все время работы двигателя в режиме полный форсаж. Также осуществляют поиск падения значения силы тока выходного сигнала на 5% от максимального значения в течение первых 10 секунд, при этом отсчет времени происходит после идентификации установки рычага управления двигателем в режим полный форсаж и срабатывания разовой команды форсаж. Кроме того, осуществляют поиск падения значения силы тока выходного сигнала либо на 10% не менее 3 раз за 1 минуту работы или на 5% не менее 7 раз за 1 минуту работы двигателя на полном форсаже, при этом отсчет времени в 1 минуту происходит после каждого последующего падения. При этом по завершению одного из отсчетов в 1 минуту и не соблюдения требуемого критерия падения силы тока (на 10% не менее 3 раз или 5% не менее 7 раз за эту минуту) данный отсчет сбрасывается. В случае, если ни одного из вышеперечисленных диагностических признаков не обнаружено, делают вывод об исправности датчика пламени ионизационного. В случае обнаружения хотя бы одного из признаков делают вывод о неисправности датчика пламени ионизационного.

При использовании в конструкции двигателя нескольких датчиков, которые на полном форсаже контактируют с пламенем, диагностика производится одновременно. При выявлении диагностических признаков отказа сразу на всех датчиках, датчики считаются исправными. Данное явление связано с неустойчивым горением форсажной камеры, при некоторых входных параметрах газотурбинного двигателя.

При диагностике используются только штатные средства бортовых устройств регистрации или стендовых систем, средства сбора и переноса информации и программное обеспечение для обработки информации. Используемое оборудование не предполагает дополнительных систем или установки дополнительной аппаратуры. Диагностику осуществляют в процессе межполетного или послеполетного обслуживания летательного аппарата.

Реализация изобретения раскрыта в примерах.

Пример 1. В процессе межполетного/послеполетного обслуживания списывают полетную информацию. Берут устройство считывания информации, к примеру УСИ-Т, включают бортовое электропитание, подключают кабель к контрольному разъему бортового устройства регистрации, выполняют перезапись в УСИ-Т, подключают к наземному стационарному комплексу обработки полетной информации, выполняют перезапись, запускают программу экспресс обработки полетной информации, выполняют вручную обработку параметров записи полетной информации. Выявлено, что разовая команда форсаж сработала. Осуществляют поиск установки рычага управления двигателя в режим полный форсаж. Угол положения рычага управления двигателем соответствовал режиму полный форсаж. Далее выполняют поиск на сигналограмме падения величины силы тока ионизации ниже 45 мкА, либо падения значения силы тока выходного сигнала на 5% от максимального значения в течение первых 10 секунд, либо падение силы тока выходного сигнала на 25% от максимального значения или на 10% не менее 3 раз за 1 минуту работы или на 5% не менее 7 раз за 1 минуту работы двигателя на полном форсаже. В результате было выявлено единократное падение силы тока до значения 44 мкА, делают вывод о том, что датчик неисправен и на основании чего принимают решение о его замене.

Пример 2. Способ осуществляют аналогично примеру 1. В результате было выявлено 4 падения силы тока до значения 175 мкА от максимального значения в 195 мкА, при этом 3 из них зафиксированы за одну минуту, делают вывод о том, что датчик неисправен и на основании чего принимают решение о его замене.

Пример 3. Способ осуществляют аналогично примеру 1. В результате было выявлено 17 падений силы тока до значения 185 мкА от максимального значения в 195 мкА, при этом 7 из них зафиксированы за одну минуту, делают вывод о том, что датчик неисправен и на основании чего принимают решение о его замене.

Пример 4. Способ осуществляют аналогично примеру 1. В результате было выявлено 1 падение силы тока до значения 146 мкА от максимального значения в 195 мкА, делают вывод о том, что датчик неисправен и на основании чего принимают решение о его замене.

Пример 5. Способ осуществляют аналогично примеру 1. В результате было выявлено 7 падений силы тока до значения 185 мкА от максимального значения в 195 мкА, при этом 3 из них зафиксированы за 1 минуту, делают вывод о том, что датчик исправен.

Пример 6. Способ осуществляют аналогично примеру 1. В результате было выявлено 1 падение силы тока до значения 152 мкА от максимального значения в 195 мкА, делают вывод о том, что датчик исправен.

Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей, характеризующийся тем, что осуществляют обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем, полученных в процессе работы двигателя, и вывод из них параметров тока ионизации датчика пламени ионизационного, угла положения рычага управления двигателем, разовой команды форсаж; определяют срабатывание разовой команды форсаж, после чего определяют наличие полного форсажа исходя из соответствия угла положения рычага управления двигателем режиму полный форсаж, в случае, если разовая команда форсаж не срабатывает или отсутствует соответствие угла положения рычага управления двигателем режиму полный форсаж, дальнейшая диагностика не производится, в случае, если разовая команда форсаж срабатывает и угол положения рычага управления двигателем соответствует режиму полный форсаж, осуществляют поиск диагностических признаков неисправностей, который включает поиск падения силы тока выходного сигнала на 5% от максимального значения силы тока в течение первых 10 с от начала диагностирования, либо на 10% не менее 3 раз за 1 мин работы двигателя, которую отсчитывают от каждого падения силы тока, либо на 5% не менее 7 раз за 1 мин работы двигателя, которую отсчитывают от каждого падения силы тока, либо падения силы тока ионизации менее 45 мкА, либо падения силы тока на 25% от максимального значения силы тока, в случае, если ни одного из вышеперечисленных диагностических признаков не обнаружено, делают вывод об исправности датчика пламени ионизационного, в случае обнаружения хотя бы одного из признаков делают вывод о неисправности датчика пламени ионизационного.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-8 of 8 items.
07.12.2018
№218.016.a45c

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674173
Дата охранного документа: 05.12.2018
07.12.2018
№218.016.a4b6

Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к регулируемым направляющим аппаратам статора многоступенчатых компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674227
Дата охранного документа: 05.12.2018
14.12.2018
№218.016.a735

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель, который содержит: компрессоры высокого и низкого давления, разделенные промежуточным корпусом, основную камеру сгорания, воздухо-воздушный теплообменный аппарат, турбины высокого и низкого давления, смеситель, реверс тяги, фронтовое устройство, форсажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674848
Дата охранного документа: 13.12.2018
16.02.2019
№219.016.bb15

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя, содержащее четыре стенки, соединенные между собой разъемным соединением с образованием канала отвода рабочего газа. Стенки соединены попарно, образуя соединенные между собой входной и выходной элементы канала отвода рабочего газа, имеющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680020
Дата охранного документа: 14.02.2019
17.03.2019
№219.016.e2a6

Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в трехконтурных двигателях, входящих в состав силовой установки многорежимных летальных аппаратов. Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата включает корпус вентилятора, корпус второго контура,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682213
Дата охранного документа: 15.03.2019
21.03.2019
№219.016.ebec

Способ определения технического состояния токосъемников

Изобретение относится к метрологии, в частности к вибрационной диагностике. На статор токосъемника устанавливают датчики вибрации и осуществляют запись параметров вибрации и электрических сигналов на выходе из токосъемника. Выполняют анализ вибрации путем быстрого преобразования Фурье; путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682561
Дата охранного документа: 19.03.2019
02.10.2019
№219.017.ce04

Компьютерно-реализуемый способ автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. Технический результат заключается в автоматизации обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. В способе виды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700397
Дата охранного документа: 16.09.2019
07.11.2019
№219.017.deda

Щеточное уплотнение турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к щеточному уплотнению. Щеточное уплотнение турбомашины, включающее щетку, разделяющую между роторным и статорными элементами полость наддува и уплотняемую полость, при этом щетка размещена между кольцевыми фланцами, а ее свободный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705103
Дата охранного документа: 05.11.2019
Showing 1-10 of 19 items.
10.01.2015
№216.013.1861

Способ диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчик устанавливают на вибровод, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537669
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.05.2015
№216.013.4dd9

Способ вибрационной диагностики технического состояния подшипниковой опоры ротора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю и диагностике технического состояния подшипниковых опор роторов двухвальных газотурбинных авиационных и наземных газотурбинных двигателей и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчики устанавливают в одной плоскости взаимно ортогонально с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551447
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.5184

Устройство для диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Контроль технического состояния межроторного подшипника выполняют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552389
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.02.2016
№216.014.cdfb

Способ виброакустической диагностики технического состояния подшипников в составе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов способом виброакустической диагностики с применением технического микрофона. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя включает установку технического микрофона в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575243
Дата охранного документа: 20.02.2016
24.08.2017
№217.015.954d

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608512
Дата охранного документа: 19.01.2017
25.08.2017
№217.015.9a00

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение может быть использовано при изготовлении опор с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами, в частности в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Подшипник опоры установлен между валами роторов низкого и высокого давлений и состоит из наружного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609887
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.b0f8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей с применением технического микрофона

Изобретение относится к метрологии, в частности, к методам контроля пошипников ГТД. Способ предполагает использование спектроанализатора для контроля сигнала с выхода микрофона. Определение технического состояния подшипниковых опор производят путем анализа полученного спектра частот в интервале...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613047
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b7b8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей по изменению размаха амплитуды роторных частот

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов. Способ диагностики технического состояния подшипниковых опор газотурбинного двигателя включает установку датчиков вибрации в диагностируемом сечении на корпусе двигателя, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614908
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9c6

Способ определения собственных частот и форм колебаний деталей сложной формы

Изобретение может быть использовано в машиностроении, авиа-, двигателестроении и других областях. В качестве датчиков звукового давления используется ряд технических микрофонов с узкой диаграммой направленности, установленных в заданном секторе исследуемой детали. Дополнительно выделяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623602
Дата охранного документа: 28.06.2017
+ добавить свой РИД