×
20.02.2019
219.016.c2a0

Результат интеллектуальной деятельности: ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002450941
Дата охранного документа
20.05.2012
Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано на транспортных средствах, в частности на маневровых тепловозах с тяговыми двигателями постоянного тока. В тяговом электроприводе, содержащем тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к выходу преобразователя напряжения, параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включены регуляторы токов возбуждения, выполненные в виде блока резисторов, каждый из которых подключен к обмотке возбуждения соответствующего тягового электродвигателя через контактор. Преобразователь напряжения состоит из двух биполярных транзисторов с изолированным затвором, эмиттеры которых соединены вместе и подключены к минусовому выводу источника питания. Коллектор каждого из биполярных транзисторов подключен через один контактор к свободному выводу обмотки возбуждения соответствующего тягового электродвигателя, а через второй контактор подключен к свободному выводу обмотки якоря другого тягового электродвигателя, при этом эти же выводы обмоток якорей тяговых электродвигателей с помощью двух поездных контакторов подключены к плюсовому выводу источника питания. Технический результат заключается в повышении надежности работы и снижении потерь энергии. 2 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока, в частности на маневровых тепловозах с тяговыми электродвигателями постоянного тока.

Известен тяговый электропривод транспортного средства, содержащий тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, которые посредством преобразователей постоянного напряжения через входной LC-фильтр подключены к источнику питания, сглаживающие реакторы, включенные последовательно с якорными обмотками тяговых электродвигателей, шунтирующие резисторы, включенные параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей, балластные резисторы с контакторами шунтирования, тормозные резисторы, соединенные последовательно с силовыми полупроводниковыми ключами, регуляторы токов возбуждения, диодные мосты, в диагонали постоянного тока которых включены обмотки возбуждения тяговых электродвигателей, причем параллельно обмоткам возбуждения включены регуляторы токов возбуждения, при этом каждый преобразователь постоянного напряжения состоит из четырех силовых полупроводниковых ключей с обратной проводимостью, соединенных между собой в виде моста, диагональ постоянного тока которого с включенным в нее тормозным резистором и силовым полупроводниковым ключом подключена к входному LC- фильтру, в диагональ переменного тока преобразователя включены соединенные последовательно якорные обмотки тяговых электродвигателей, сглаживающий реактор, балластный резистор с контактором шунтирования и диагональ переменного тока диодного моста (RU, патент на изобретение №2215660 C1, B60L 7/12, опубл. 2003 г.).

Недостатками известного тягового электропривода являются недостаточная надежность, обусловленная сложностью средств регулирования скорости электродвигателей и потерями энергии при ее передаче от электродвигателя.

Известен тяговый электропривод транспортного средства, принятый за прототип, содержащий тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к выходу преобразователя напряжения, параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включены регуляторы токов возбуждения, преобразователь напряжения состоит из двух регулируемых тиристорных выпрямителей, входы которых подключены к источнику трехфазного переменного напряжения, а их выходы соединены последовательно и являются выходом преобразователя напряжения, регулятор токов возбуждения выполнен в виде блока резисторов, каждый из которых подключен к обмотке возбуждения тягового электродвигателя через контактор, а через второй контактор параллельно блоку резисторов включен шунтирующий элемент, при этом цепи управления контакторов и входы управления тиристорных выпрямителей подключены к соответствующим выходам контроллера (RU, патент на изобретение №2309057 С2, B60L 9/08, опубл. 2007 г.).

Недостатками тягового электропривода являются недостаточная надежность работы тягового электропривода при обеспечении работы его в расширенном диапазоне скоростей, в том числе в режиме плавного регулирования скорости при глубоком регулировании тиристорных выпрямителей и потере энергии из-за возможной потери синхронизации.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы тягового электропривода при работе тяговых электродвигателей в расширенном диапазоне скоростей, в том числе в режиме плавного регулирования скорости и повышение эффективности за счет исключения потерь энергии при потере синхронизации.

Указанный технический результат достигается тем, что в тяговом электроприводе постоянного тока, содержащем тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к выходу преобразователя напряжения, параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включены регуляторы токов возбуждения, выполненные в виде блока резисторов, каждый из которых подключен к обмотке возбуждения соответствующего тягового электродвигателя через контактор; преобразователь напряжения состоит из двух биполярных транзисторов с изолированным затвором, эмиттеры которых соединены вместе и подключены к минусовому выводу источника питания, коллектор каждого из биполярных транзисторов подключен через один контактор к свободному выводу обмотки возбуждения соответствующего тягового электродвигателя, а через второй контактор подключен к свободному выводу обмотки якоря другого тягового электродвигателя, при этом эти же выводы обмоток якорей тяговых электродвигателей с помощью двух поездных контакторов подключены к плюсовому выводу источника питания.

На фиг.1 изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого тягового электропривода постоянного тока, на фиг.2 показана таблица возможных комбинаций включения контакторов в различных режимах работы тягового электропривода постоянного тока.

Тяговый электропривод постоянного тока (фиг.1) содержит тяговый электродвигатель Э1 постоянного тока, к якорной обмотке 1 которого подключена его обмотка возбуждения 2, зашунтированная цепью из последовательно соединенных блока 3 резисторов и контактора 4, к общей точке соединения обмотки возбуждения 2 тягового электродвигателя Э1 и контактора 4 подключены последовательно соединенные контактор 5 и первый биполярный транзистор 6 с изолированным затвором. Аналогичная цепь образована последовательно включенными якорной обмоткой 7 другого тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, его обмоткой возбуждения 8, зашунтированной цепью из последовательно соединенных блока 9 резисторов и контактора 10, контактором 11 и вторым биполярным транзистором 12 с изолированным затвором. Эмиттеры обоих биполярных транзисторов 6 и 12 соединены вместе и подключены к минусовому выводу источника питания (на фиг.1 не показан), свободные выводы якорных обмоток 1 и 7 тяговых электродвигателей Э1 и Э2 постоянного тока через соответствующие поездные контакторы 13 и 14 подключены к плюсовому выводу источника питания (на фиг.1 не показан).

Общая точка подключения обмотки возбуждения 2 тягового электродвигателя Э1 постоянного тока, контакторов 4 и 5 через контактор 15 подключена к общей точке подключения поездного контактора 14 и якорной обмотки 7 другого тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, а общая точка подключения обмотки возбуждения 8 тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, контакторов 10 и 11 через контактор 16 подключена к общей точке подключения поездного контактора 13 и якорной обмотки 1 тягового электродвигателя Э1 постоянного тока.

Тяговый электропривод постоянного тока работает следующим образом.

В таблице (фиг.2) показаны возможные комбинации включения контакторов (5, 11, 13, 14, 15 и 16)

В нормальном режиме тяги (режим №1) замкнуты контакторы 13, 14, 5 и 11, с выходов блока управления (на фиг.1 не показан) подаются импульсы управления на затворы первого и второго биполярных транзисторов 6 и 12 с изолированным затвором, коэффициент заполнения которых λ соответствует заданному значению напряжения U на электродвигателях Э1 и Э2 постоянного тока, чем обеспечивают плавное изменение напряжения на тяговых электродвигателях Э1 и Э2 постоянного тока при трогании и во всем диапазоне скоростей движения. Например, напряжение, приложенное к якорной обмотке 1 и обмотке возбуждения 2 тягового электродвигателя Э1 постоянного тока, определяется выражением

Uдв1=U·λ1,

где: U - напряжение источника питания;

λ1 - коэффициент заполнения управляющих импульсов на затворе первого биполярного транзистора с изолированным затвором.

Путем изменения коэффициента заполнения λ1 от 0 до 1 напряжение на тяговом электродвигателе Э1 изменяется от 0 до U, что обеспечивает плавное регулирование тягового электропривода постоянного тока, аналогично для другого тягового электродвигателя Э2 постоянного тока. При необходимости расширения диапазона скоростей движения включаются контакторы 4 и 10, обеспечивая необходимое ослабление возбуждения обоих тяговых электродвигателей Э1 и Э2 постоянного тока.

При выходе из строя биполярного транзистора 6 с изолированным затвором (режим №2) замыкаются контакторы 13, 15, 11, оба тяговых электродвигателя Э1 и Э2 постоянного тока соединяются последовательно и подключаются к источнику питания по цепи: плюсовой вывод источника питания, поездной контактор 13, якорная обмотка 1 тягового электродвигателя Э1 постоянного тока, его обмотка возбуждения 2, замкнутые контакты контактора 15, якорная обмотка 7 другого тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, его обмотка возбуждения 8, замкнутые контакты контактора 11, второй биполярный транзистор 12 с изолированным затвором, минусовой вывод источника питания.

При выходе из строя биполярного транзистора 12 с изолированным затвором (режим №3) замыкаются контакторы 14, 16, 5, оба тяговых электродвигателя Э1 и Э2 постоянного тока соединяются последовательно и подключаются к источнику питания по цепи: плюсовой вывод источника питания, поездной контактор 14, якорная обмотка 7 тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, его обмотка возбуждения 8, замкнутые контакты контактора 16, якорная обмотка 1 тягового электродвигателя Э1 постоянного тока, его обмотка возбуждения 2, замкнутые контакты контактора 5, первый биполярный транзистор 6 с изолированным затвором, минусовой вывод источника питания.

В режимах №2 и №3 напряжение, приложенное к якорным обмоткам и обмоткам возбуждения обоих тяговых электродвигателей Э1 и Э2 постоянного тока, соединенных последовательно, определяется выражением

Uдв1,2=U·λ,

где: U - напряжение источника питания;

λ - коэффициент заполнения управляющих импульсов на затворе работающего биполярного транзистора с изолированным затвором.

Путем изменения коэффициента заполнения λ от 0 до 1 напряжение на последовательно соединенных тяговых электродвигателях Э1 и Э2 изменяется от 0 до U, что обеспечивает плавное регулирование тягового электропривода постоянного тока. При необходимости расширения диапазона скоростей движения включаются контакторы 4 и 10, обеспечивая необходимое ослабление возбуждения обоих тяговых электродвигателей Э1 и Э2 постоянного тока.

При выходе из строя одного из тяговых электродвигателей Э1 или Э2 постоянного тока (режимы №4 и №5) к источнику питания подключается только исправный тяговый электродвигатель постоянного тока, например, при выходе из строя тягового электродвигателя Э1 цепи питания другого тягового электродвигателя Э2 образуются путем включения контакторов 14 и 11: плюсовой вывод источника питания, поездной контактор 14, якорная обмотка 7 тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, его обмотка возбуждения 8, замкнутые контакты контактора 11, второй биполярный транзистор 12 с изолированным затвором, минусовой вывод источника питания, при этом напряжение, приложенное к якорной обмотке 7 и обмотке возбуждения 8 тягового электродвигателя Э2 постоянного тока, определяется выражением

Uдв2=U·λ2,

где: U - напряжение источника питания;

λ2 - коэффициент заполнения управляющих импульсов на затворе второго биполярного транзистора с изолированным затвором. Путем изменения коэффициента заполнения λ2 от 0 до 1 напряжение на тяговом электродвигателе Э2 постоянного тока изменяется от 0 до U, что обеспечивает плавное регулирование тягового электропривода постоянного тока. При необходимости расширения диапазона скоростей движения включаются контактор 10, обеспечивая необходимое ослабление возбуждения тягового электродвигателя Э2 постоянного тока.

Тяговый электропривод постоянного тока реализован на опытном образце маневрового тепловоза и показал положительные результаты.

Тяговый электропривод постоянного тока, содержащий тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к выходу преобразователя напряжения, параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включены регуляторы токов возбуждения, выполненные в виде блока резисторов, каждый из которых подключен к обмотке возбуждения соответствующего тягового электродвигателя через контактор, отличающийся тем, что преобразователь напряжения состоит из двух биполярных транзисторов с изолированным затвором, эмиттеры которых соединены вместе и подключены к минусовому выводу источника питания, коллектор каждого из биполярных транзисторов подключен через один контактор к свободному выводу обмотки возбуждения соответствующего тягового электродвигателя, а через второй контактор подключен к свободному выводу обмотки якоря другого тягового электродвигателя, при этом эти же выводы обмоток якорей тяговых электродвигателей с помощью двух поездных контакторов подключены к плюсовому выводу источника питания.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 59 items.
27.11.2014
№216.013.0a74

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит центральный пункт диспетчерского контроля и управления, стационарный приемопередатчик, локомотивный приемопередатчик, локомотивные приемники кодовых сигналов АЛС. Выход блока определения текущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534084
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.06.2018
№218.016.6503

Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза

Изобретение относится к устройствам для управления тяговой системой транспортных средств. Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза содержит дизель-генератор, возбудитель, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658229
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.02.2019
№219.016.be70

Система для повышения безопасности движения при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты с размещенными на них устройствами постов ЭЦ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390456
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be73

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам интервального регулирования движения поездов. Система интервального регулирования движения поездов на перегоне содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций n блок-участков с неограниченными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390453
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be83

Система предупреждения аварии состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава при движении поезда. Система предупреждения аварии состава содержит размещенные около железнодорожных путей пункты считывания информации (1), соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392149
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be85

Система интервального регулирования движения поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к автоматизированным системам диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит аппаратуру блок-участков, соединенную с постовыми устройствами ЭЦ станций, и диспетчерский центр, который через линию магистральной связи соединен с постовыми устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392156
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be87

Способ управления движением поездов на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах с двухпутными вставками. Обгон и скрещение поездов осуществляют во время нахождения поездов на двухпутных вставках. Разрешение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392152
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be8a

Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам контроля перегонных рельсовых цепей. Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций блок-участки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392154
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be93

Способ создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах. В способе создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками, при диспетчерской централизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391242
Дата охранного документа: 10.06.2010
20.02.2019
№219.016.bf16

Система для управления движением поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных цифровых системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты, с размещенными на них устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387564
Дата охранного документа: 27.04.2010
Showing 1-10 of 48 items.
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39c8

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, первый контактор, якорные обмотки и обмотки возбуждения первого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480353
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d13

Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования скорости тепловоза с электропередачей. Устройство содержит блок оценки скоростных параметров, задатчик и датчик скорости, блок управления током тягового генератора, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481202
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.07.2013
№216.012.57f9

Способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и устойчивости способа за счет контроля состояния...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488129
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.7070

Стенд для диагностики микропроцессорной системы управления локомотивом

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в упрощении конструкции стенда и повышении надежности его работы. Для этого предложен стенд для диагностики микропроцессорной системы управления (МСУ) локомотивом, содержащий компьютер, источник питания, при этом стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494435
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7abb

Бортовая система диагностики тягового подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в автономном тяговом подвижном составе, например тепловозах. Бортовая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497081
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД