×
20.06.2018
218.016.6503

Результат интеллектуальной деятельности: МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к устройствам для управления тяговой системой транспортных средств. Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза содержит дизель-генератор, возбудитель, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик скорости вращения вала дизель-генератора, датчик подачи топлива в дизель, блок возбуждения возбудителя, блок управления пневматическим тормозом, блок отображения оперативной информации, блок интерфейса, датчик скорости движения тепловоза и микропроцессорный контроллер. Контроллер включает в себя первое и второе задающее устройство, первое, второе и третье сравнивающие устройства, функциональный преобразователь, сумматор, множительное устройство, первый и второй интеграторы. Микропроцессорная система регулирования тягового генератора оснащена блоком управления реверсором, блоком управления свистком, блоком управления песочницей, локомотивным и переносным блоками беспроводной связи. Технический результат заключается в обеспечении работы тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автоматическим системам регулирования тяговых генераторов в электрических тяговых системах тепловозов при автоматизированном режиме ведения состава.

Известна автоматическая система регулирования тягового генератора тепловоза, содержащая тяговый генератор, к обмотке возбуждения которого подключен возбудитель, обмотка возбуждения которого подключена к амплистату, обмотки управления которого подключены к селективному устройству, соединенному с трансформаторами постоянного тока и напряжения, к тахометрическому устройству (блоку задания возбуждения), к индуктивному датчику перемещения реек топливных насосов дизеля и к вторичной обмотке стабилизирующего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к выходу возбудителя. Трансформаторы постоянного тока и напряжения, рабочие обмотки амплистата и индуктивный датчик подключены к синхронному подвозбудителю посредством распределительного трансформатора. Такая система регулирования тягового генератора применена на тепловозах типа ТЭ10 (С.П. Филонов, А.Е. Зиборов, В.В. Ренкунас и др. Тепловозы 2ТЭ10М и 3ТЭ10М: Устройство и работа. - М.: Транспорт, 1986, с. 112-122).

Недостатком указанной автоматической системы регулирования тягового генератора тепловоза является то, что она не обеспечивает работу тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы.

Известна автоматическая микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза, содержащая дизель-генератор, возбудитель, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик скорости вращения вала дизель-генератора, датчик подачи топлива, автоматический регулятор скорости вращения вала дизель-генератора, блок возбуждения возбудителя, микропроцессорный контроллер, включающий в себя четыре задающих устройства, пять сравнивающих устройств и два устройства коррекции. Кроме того, в систему введены датчик тока возбуждения возбудителя и датчик тока возбуждения тягового генератора. Статические характеристики разомкнутой системы подобраны с возможностью сохранения неизменным коэффициента передачи и соответствия его заданному значению при любых изменениях напряжения тягового генератора, тока тягового генератора, скорости вращения вала дизель-генератора и подачи топлива, что обеспечивает требуемые запасы устойчивости системы по модулю и фазе и заданные показатели качества ее работы - относительное перерегулирование и время регулирования при любых эксплуатационных режимах работы тягового транспортного средства (RU, патент на изобретение №2290329 С1, МПК B60L 11/04, опубл. 27.12.2006 г.).

Недостатком указанной автоматической системы регулирования тягового генератора тепловоза является то, что она не обеспечивает работу тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы.

Известна микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза, принятая за прототип, содержащая дизель, соединенный с тяговым генератором с образованием дизель-генератора, возбудитель, соединенный жесткой связью с дизелем, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик скорости вращения дизель-генератора, датчик подачи топлива в дизель. Микропроцессорный контроллер включает в себя первое и второе задающее устройство, первое, второе и третье сравнивающие устройства, блок управления пневматическим тормозом, блок расчета режимов движения и отображения оперативной информации, блок интерфейса, причем микропроцессорный контроллер снабжен функциональным преобразователем, который своим входом соединен с выходом датчика скорости вращения вала дизель-генератора, а выходами соединен соответственно с первым входом третьего сравнивающего устройства и первым входом сумматора, интегратора, соединенного своим выходом со вторым входом сумматора, выход сумматора соединен с первым входом первого сравнивающего устройства, второй вход которого соединен с выходом множительного устройства (RU, патент на изобретение №2475379 С1, МПК B60L 15/20, опубл. 20.02.2013 г.).

Недостатком указанной микропроцессорной системы регулирования тягового генератора тепловоза является то, что она не обеспечивает работы тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы.

Техническим результатом изобретения является обеспечение работы тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы.

Указанный технический результат достигается тем, что микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза, содержащая дизель, соединенный жесткой связью с тяговым генератором постоянного тока с образованием дизель-генератора, возбудитель, соединенный жесткой связью с дизелем и с обмоткой возбуждения тягового генератора, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора постоянного тока, датчик скорости вращения вала дизель-генератора, датчик подачи топлива в дизель, соединенный с автоматическим регулятором скорости вращения вала дизель-генератора, блок возбуждения возбудителя, подсоединенный к обмотке возбуждения возбудителя, блок управления пневматическим тормозом, блок отображения оперативной информации, блок интерфейса, датчик скорости движения тепловоза, микропроцессорный контроллер, включающий в себя первое и второе задающее устройство, первое, второе и третье сравнивающие устройства, функциональный преобразователь, сумматор, множительное устройство, первый и второй интеграторы, при этом функциональный преобразователь своим входом соединен с выходом датчика скорости вращения вала дизель-генератора, а выходами соединен соответственно с первым входом третьего сравнивающего устройства и первым входом сумматора, второй вход третьего сравнивающего устройства соединен с выходом датчика подачи топлива, а выход третьего сравнивающего устройства соединен с входом первого интегратора, соединенного своим выходом со вторым входом сумматора, выход сумматора соединен с первым входом первого сравнивающего устройства, второй вход которого соединен с выходом множительного устройства, а выход соединен со входом второго интегратора, при этом выход второго интегратора соединен с первым входом множительного устройства, первым входом второго сравнивающего устройства, второй вход множительного устройства соединен с выходом датчика тока нагрузки тягового генератора, а второй вход второго сравнивающего устройства соединен с выходом датчика напряжения тягового генератора, а выход второго сравнивающего устройства соединен с входом блока возбуждения возбудителя, логическое устройство, первый и второй выходы которого соединены соответственно со входом автоматического регулятора скорости вращения вала дизеля и входом блока управления пневматическим тормозом, а первый, второй, третий и четвертый входы логического устройства соединены соответственно с выходами первого и второго задающих устройств, выходом блока отображения оперативной информации и выходом датчика скорости движения тепловоза, дополнительно оснащена блоком управления реверсором, блоком управления свистком и блоком управления песочницей, входы которых соединены соответственно с третьим, четвертым и пятым выходами логического устройства, локомотивным и переносным блоками беспроводной связи, оснащенными антеннами, причем локомотивный блок беспроводной связи соединен с выходом блока интерфейса, вход которого соединен с пятым входом логического устройства, а переносной блок беспроводной связи оснащен клавиатурой задания режимов работы тепловоза.

Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что дизель-генератор может быть выполнен путем жесткого механического соединения дизеля с синхронным тяговым генератором переменного тока, выход которого соединен с неуправляемым выпрямителем.

На чертеже изображена структурная схема предлагаемой микропроцессорной системы регулирования тягового генератора тепловоза.

Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза содержит дизель 1, соединенный жесткой связью с тяговым генератором 2 с образованием дизель-генератора 3, возбудитель 4, соединенный жесткой связью с дизелем 1 и обмоткой возбуждения 5 тягового генератора 2, датчик 6 напряжения тягового генератора 2, датчик 7 тока нагрузки тягового генератора 2, датчик 8 скорости вращения вала дизель-генератора 3, датчик 9 подачи топлива в дизель 1, соединенный с автоматическим регулятором 10 скорости вращения вала дизель-генератора 3, блок 11 возбуждения возбудителя 4, соединенный с обмоткой 12 возбуждения возбудителя 4, блок 13 управления пневматическим тормозом, блок 14 отображения оперативной информации, блок 15 интерфейса, датчик 16 скорости движения тепловоза, микропроцессорный контроллер 17, включающий в себя первое 18 и второе 19 задающие устройства, первое 20, второе 21 и третье 22 сравнивающие устройства, функциональный преобразователь 23, первый 24 и второй 25 интеграторы, множительное устройство 26, логическое устройство 27 и сумматор 28.

Датчик 9 подачи топлива, датчик 7 тока нагрузки тягового генератора 2, первое сравнивающее устройство 20, третье сравнивающее устройство 22, функциональный преобразователь 23, сумматор 28, множительное устройство 26, первый интегратор 24 и второй интегратор 25 образуют объединенный регулятор мощности 29 дизель-генератора 3. Датчик 6 напряжения тягового генератора 2, блок 11 возбуждения возбудителя 4, второе сравнивающее устройство 21 образуют подчиненный объединенному регулятору мощности 29 регулятор напряжения 30 тягового генератора 2.

Функциональный преобразователь 23 своим входом соединен с выходом датчика 8 скорости вращения вала дизель-генератора 3, а выходами соединен соответственно с первым входом третьего сравнивающего устройства 22 и первым входом сумматора 28, второй вход третьего сравнивающего устройства 22 соединен с выходом датчика 9 подачи топлива, а выход третьего сравнивающего устройства 22 соединен с входом первого интегратора 24, соединенного своим выходом со вторым входом сумматора 28, выход сумматора 28 соединен с первым входом первого сравнивающего устройства 20, второй вход которого соединен с выходом множительного устройства 26, а выход соединен со входом второго интегратора 25, при этом выход второго интегратора 25 соединен с первым входом множительного устройства 26, первым входом второго сравнивающего устройства 21, второй вход множительного устройства 26 соединен с выходом датчика 7 тока нагрузки тягового генератора 2, а второй вход второго сравнивающего устройства 21 соединен с выходом датчика 6 напряжения тягового генератора 2, а выход второго сравнивающего устройства 21 соединен с входом блока 11 возбуждения возбудителя 4, логическое устройство 27 своим первым и вторым выходами соединено соответственно с входом автоматического регулятора 10 скорости вращения вала дизель-генератора 3 и с входом блока 13 управления пневматическим тормозом, входы логического устройства 27 соединены с выходами первого 18 и второго 19 задающих устройств, блоком 14 отображения оперативной информации и с выходом датчика скорости движения тепловоза 16. Третий, четвертый и пятый выходы логического устройства 27 соединены соответственно со входом блока 31 управления реверсором, со входом блока 32 управления свистком и со входом блока 33 управления песочницей. Блок 15 интерфейса своим входом подключен к пятому входу логического устройства 27, а выходом подключен ко входу локомотивного блока 34 беспроводной связи, выход которого соединен с антенной 36, переносной блок 35 беспроводной связи своим входом соединен с клавиатурой 38 задания режимов работы тепловоза, а выход переносного блока 35 беспроводной связи соединен с антенной 37.

Работа тепловоза в режиме автоматизированного ведения с управлением от внешней управляющей системы осуществляется следующим образом.

Для формирования сигнала задания режима работы тепловоза в автоматизированном режиме ведения тепловоза с управлением от внешней управляющей системы на вход логического устройства 27 через блок 15 интерфейса от переносного блока 35 беспроводной связи, посредством радиоканала, образованного с помощью антенн 37 и 36, через локомотивный блок 34 беспроводной связи поступает команда, определяющая режим работы тепловоза в автоматизированном режиме.

При нажатии на клавиатуре 38 задания режимов работы тепловоза кнопок «Песок» или «Свисток» (на чертеже не показано) логическое устройство 27 осуществляет посредством блока 33 управления песочницей или блока 32 управления свистком включение песочницы или свистка тепловоза.

При нажатии на клавиатуре 38 задания режимов работы тепловоза кнопок «Вперед» или «Назад» (на чертеже не показано) логическое устройство 27 осуществляет посредством блока 31 управления реверсором переключение положения реверсора тепловоза в соответствующее положение.

При нажатии на клавиатуре 38 задания режимов работы тепловоза кнопок «Тормоз» или «Отпуск» (на чертеже не показано) логическое устройство 27 осуществляет посредством блока 13 управления пневматическим тормозом увеличение или уменьшение ступени пневматического торможения.

Для режима тяги нажатие на клавиатуре 38 задания режимов работы тепловоза кнопок «Набор тяги» или «Сброс тяги» (на чертеже не показано) логическое устройство 27 осуществляет посредством автоматического регулятора 10 скорости вращения вала дизель-генератора 3 увеличение или уменьшение частоты вращения и поддержание соответствующей величины мощности тягового генератора аналогично «ручному» режиму.

Дизель-генератор 3 может быть образован путем жесткого механического соединения дизеля 1 с синхронным тяговым генератором переменного тока, выход которого соединен с неуправляемым выпрямителем (так называемая тяговая электропередача переменно-постоянного тока), что значительно расширяет область применения изобретения.

Предлагаемая микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза испытана в условиях стенда и маневрового тепловоза ТЭМ7А с тяговой электропередачей переменно-постоянного тока и показала положительные результаты.


МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 59 items.
27.11.2014
№216.013.0a74

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит центральный пункт диспетчерского контроля и управления, стационарный приемопередатчик, локомотивный приемопередатчик, локомотивные приемники кодовых сигналов АЛС. Выход блока определения текущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534084
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.02.2019
№219.016.be70

Система для повышения безопасности движения при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты с размещенными на них устройствами постов ЭЦ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390456
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be73

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам интервального регулирования движения поездов. Система интервального регулирования движения поездов на перегоне содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций n блок-участков с неограниченными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390453
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be83

Система предупреждения аварии состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава при движении поезда. Система предупреждения аварии состава содержит размещенные около железнодорожных путей пункты считывания информации (1), соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392149
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be85

Система интервального регулирования движения поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к автоматизированным системам диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит аппаратуру блок-участков, соединенную с постовыми устройствами ЭЦ станций, и диспетчерский центр, который через линию магистральной связи соединен с постовыми устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392156
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be87

Способ управления движением поездов на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах с двухпутными вставками. Обгон и скрещение поездов осуществляют во время нахождения поездов на двухпутных вставках. Разрешение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392152
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be8a

Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам контроля перегонных рельсовых цепей. Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций блок-участки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392154
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be93

Способ создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах. В способе создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками, при диспетчерской централизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391242
Дата охранного документа: 10.06.2010
20.02.2019
№219.016.bf16

Система для управления движением поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных цифровых системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты, с размещенными на них устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387564
Дата охранного документа: 27.04.2010
20.02.2019
№219.016.bf1f

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Способ интервального регулирования движения поездов при диспетчерской централизации и трехзначной автоблокировке с проходными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387563
Дата охранного документа: 27.04.2010
Showing 1-10 of 48 items.
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39c8

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, первый контактор, якорные обмотки и обмотки возбуждения первого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480353
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d13

Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования скорости тепловоза с электропередачей. Устройство содержит блок оценки скоростных параметров, задатчик и датчик скорости, блок управления током тягового генератора, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481202
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.07.2013
№216.012.57f9

Способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и устойчивости способа за счет контроля состояния...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488129
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.7070

Стенд для диагностики микропроцессорной системы управления локомотивом

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в упрощении конструкции стенда и повышении надежности его работы. Для этого предложен стенд для диагностики микропроцессорной системы управления (МСУ) локомотивом, содержащий компьютер, источник питания, при этом стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494435
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7abb

Бортовая система диагностики тягового подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в автономном тяговом подвижном составе, например тепловозах. Бортовая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497081
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД