×
16.01.2019
219.016.b012

Результат интеллектуальной деятельности: РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ходовым частям подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно к ресурсосберегающим буксам. Корпус буксы установлен на наружные безребордные кольца однорядных радиальных подшипников. Подшипники закреплены на шейке оси колесной пары между торцевой шайбой и задним упорным кольцом и закрыты передней и задней крышками. На наружных поверхностях крышек и на корпусе буксы выполнены профильные пазы, обеспечивающие быстроразъемное соединение крышек с корпусом буксы. Для сборки буксы крышки вставляют в корпус и проворачивают их. В собранном состоянии крышки фиксируются стопорными кольцами. Достигается упрощение выполнения контрольно-диагностических и ремонтных операций. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к ходовым частям подвижного состава железнодорожного транспорта, в частности к буксовому узлу, конструкция которого исключает возможность воздействия осевых нагрузок на установленные в корпусе радиальные подшипники с цилиндрическими роликами приводящие к образованию сил трения скольжения, вызывающие большие моменты сопротивлению вращению колесной пары и требующие больших энергоресурсов подвижного состава на их преодоление при извилистом движении, при движении через стрелочные переводы и в кривых участках пути.

Уровень техники

Наиболее известной является конструкция буксы с подшипниками качения (см. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками №3-ЦВРК. - Министерство путей сообщения Российской Федерации, Введено в действие 01.04.2001 - 71 с., рис. 4, с. 12., /Л1/), содержащая два однорядных радиальных подшипника с короткими цилиндрическими роликами закрепленные внутренними кольцами на шейке оси колесной пары вагона, при этом наружные их кольца закреплены внутри корпуса буксы болтовым соединением крепительной крышкой. В продольной плоскости колесной пары внутренние кольца цилиндрических подшипников закреплены на шейке оси между упорными поверхностями лабиринтного кольца и торцевой шайбы при помощи болтов для крепления торцевой шайбы на торцевой поверхности шейки оси. Наружные кольца цилиндрических подшипников закреплены в корпусе буксы болтовым соединением между опорными поверхностями крепительной крышки и отъемного лабиринта, имеющего реборду для соединения с кольцевой проточкой на внутренней поверхности корпуса буксы. В разъемных соединениях буксы для обеспечения герметичности корпуса установлены прокладка, уплотнительное кольцо и сопряжены с зазором зигзагообразные поверхности лабиринтного кольца и отъемного лабиринта.

Недостатком известной буксы качения грузового вагона, оснащенной радиальными подшипниками с короткие цилиндрические ролики являются имеющиеся ограничения технических возможностей для исключения образования от действия на буксу осевых нагрузок моментов сопротивления вращению колесных пар в следствии сил трения скольжения, образующихся при взаимодействии торцевых поверхностей цилиндрических роликов с бортами наружных и внутренних колец подшипников при извилистом движении вагона, при проследовании вагона через стрелочные переводы и при движении вагона в кривых участках рельсового пути, что приводит к интенсивному износу подшипников, к заклиниванию роликов, нагреву и разрушению буксы, и является следствием неоправданных затратам на потребление энергоресурсов подвижным составом на преодоление сил сопротивления движению, образующихся в буксах. Другим недостатком рассмотренной буксы являются сложность конструкции для изготовления и ограничения технических возможностей для разборки и сборки корпуса буксы при выполнении технического контроля, диагностики и замены смазки при промежуточной ревизии подшипников буксы.

Известна конструкция буксы преимущественно для железнодорожного подвижного состава (см. авторское свидетельство СССР №266806, МПК В61f, 1970 г., /Л-2/), содержащая корпус, имеющего для уплотнения на задней торцевой поверхности зигзагообразную поверхность с возможностью сопряжения с зазором с зигзагообразной поверхностью лабиринтного кольца, два радиальных подшипника с цилиндрическими роликами, между которыми размещен однорядный радиальный шариковый подшипник с разъемным наружным кольцом, закрепленные внутренними кольцами на шейке оси колесной пары торцевой гайкой (или тарельчатой шайбой при помощи болтов) и упорной поверхностью лабиринтного кольца, а наружные кольца подшипников закреплены в корпусе буксы крепительной крышкой при помощи болтов.

Недостатком известной конструкции буксы являются снижение эффективного использования опорной длины шейки оси стандартной колесной пары вагона за счет уменьшения длины роликов и соответственно ширины радиальных цилиндрических подшипников пропорционально ширине шарикового радиального подшипника, воспринимающего только осевую нагрузку, что приводит к необходимости уменьшения динамической грузоподъемности буксы и вагона, превышение которой приводит образованию пластической деформации и к повреждению поверхностей качения подшипников и к снижению долговечности буксы. Другим недостатком является низкая технологичность конструкции корпуса буксы для разборки, сборки с целью обеспечения доступа к подшипникам для повышения качества и автоматизации выполнения контроля, диагностики и замены смазки при промежуточной ревизии буксы, а применение радиального шарикового подшипника, имеющего ограничения при эксплуатации по осевой нагрузке в зависимости от величины допустимой радиальной нагрузки и под действием только осевой нагрузки, приводят к интенсивному износу поверхностей качения подшипника и заклиниванию шариков, что является следствием образования моментов сопротивления вращению колесной пары вагона и к неоправданным затратам на энергоресурсы для перемещения подвижного состава.

Известна конструкция буксы преимущественно для железнодорожного подвижного состава (см. патент СССР №583727, М. Кл.2 B61F 15/14, 1977 г., /Л-3/), принятая в качестве ближайшего аналога и содержащая корпус с передней и задней крепительными крышками, закрепленные на наружных кольцах радиальных подшипниках с цилиндрическими роликами, между которыми размещен шариковый радиально-упорный подшипник с цельным наружным кольцом и двумя внутренними кольцами, закрепленные как и внутренние кольца радиальных подшипников с цилиндрическими роликами на шейке оси колесной пары болтами при помощи торцевой шайбы и заднего распорного кольца. Внутренние кольца радиального подшипника с цилиндрическими роликами выполнены без бортов, что исключает возможность воздействия осевой нагрузки на тела качения и образование сил в соответствии назначением конструкции подшипника. Знакопеременная по направлению осевая нагрузка от корпуса или от задней крепительной крышки буксы передается через наружные кольца радиального подшипника с цилиндрическими роликами и наружное кольцо шарикового радиально-упорного подшипника, тела качения которого при движении транспортного средства преобразуют осевую нагрузку в силу сопротивления их качения. Технические возможности перераспределения радиальных и осевых нагрузок по соответствующим подшипникам качения способствуют повышению долговечности и надежности эксплуатации буксы железнодорожного подвижного состава.

Недостатком известной конструкции буксы, являются техническая потребность в увеличении габаритных размеров шейки оси колесной пары для закрепления на ее шейке двух однорядных радиальных подшипников с цилиндрическими роликами и двух рядного шарикового радиально-упорного подшипника с цельным наружным кольцом и двумя внутренними кольцами, что приводит к увеличению массы и габаритных размеров буксы. Другим недостатком буксы является применение болтов и шпилек для присоединения к корпусу буксы передней и задней крышек, что уменьшает технологичность сборки и разборки букс с целью выполнения контрольно-диагностических и ремонтных операций большого количества эксплуатируемых подшипников.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание надежной, долговечной и технологичной для изготовления сборки, разборки, ремонта и герметичной конструкции буксы подвижного состава железнодорожного транспорта, отличающейся простотой конструкции и расширяющей технологические возможности для разборки корпуса и доступа к установленным на шейке оси колесной пары подшипников качения для выполнения контрольно-диагностических и ремонтных операций при проведении промежуточной и полной ревизии буксы и исключающей повреждение радиальных подшипников качения с цилиндрическими роликами от действия осевых нагрузок.

Для достижения вышеуказанного технического результата предложена ресурсосберегающая букса, содержащая два радиальных подшипника с цилиндрическими роликами, закрепленные внутренними кольцами на шейки оси колесной пары и два упорных подшипника, установленные соответственно на имеющих специальную форму посадочных поверхностей торцевой шайбы, закрепленной болтами на торце шейки оси и на упорном кольце, закрепленного на предподступичной части оси колесной пары, при этом наружные без бортовые кольца однорядных радиальных подшипников с цилиндрическими роликами и упорные подшипники закреплены в корпусе буксы передней и задней крепительными крышками.

Для обеспечения герметичности и расширения технологических возможности многократной разборки и сборки ресурсосберегающей буксы с торцевых сторон на внутренней поверхности корпуса выполнены кольцевые проточки и пазы с возможностью быстроразъемного профильного способа присоединения передней и задней крепительных крышек фланцевой частью их поверхности и закрепления распорными кольцами.

В результате осуществления изобретения расширяются технические возможности для исключения образования сил трения скольжения при взаимодействии торцов цилиндрических роликов и бортов колец радиальных подшипников от действия осевой нагрузки, что приводит к образованию моментов сопротивления вращению колесной пары, требующих больших затрат энергоресурсов подвижного состава на их преодоление при извилистом движении, при движении через стрелочные переводы и в кривых участках пути, и применение быстроразъемного профильного способа присоединения передней и задней крепительных крышек к корпусу позволит уменьшить материальные затраты на разборку и сборку буксы при ремонте и замене подшипников качения большого количества эксплуатируемых на железнодорожном транспорте букс.

Краткое описание чертежей

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где представлены:

Фиг.1 - конструкция ресурсосберегающей буксы;

Фиг.2 - расположение элементов ресурсосберегающей буксы при демонтаже корпуса с шейки оси колесной пары;

Фиг.3 - расположение элементов ресурсосберегающей буксы при демонтаже корпуса буксы с шейки оси колесной пары и поэлементной его разборки;

Фиг.4 - вид А на Фиг.3 крышка крепительная задняя;

Фиг.5 - вид Б на Фиг.3 стопорное кольцо;

Фиг.6 - вид В на Фиг.3 корпус буксы;

Фиг.7 - вид Г на Фиг.3 крышка крепительная передняя.

Осуществление изобретения

Ресурсосберегающая букса расширяет технические возможности повышения безопасности движения, вероятности безотказной работы и долговечности типов подшипников качения, установленных в конструкции в соответствии специфики работы буксы подвижного состава железнодорожного транспорта, где дополнительно для восприятия осевой нагрузки на специально выполненных поверхностях торцевой шайбы 11 и заднего упорного кольца 5 посадочные места при помощи передней задней крепительных 12 и 3 закреплены упорные подшипники 13.

Для повышения технологичности разборки и сборки корпуса буксы в соответствие требований выполнения полного освидетельствовании и промежуточной ревизии в ресурсосберегающей буксе корпус 10 в радиальной плоскости опирается на без бортовые наружные кольца 6 двух радиальных подшипников, имеющих цилиндрические ролики 7, установленные в ячейках сепараторов 9, и в осевой плоскости закреплен при помощи профильного соединения с крепительными крышками 3 и 12 через упорные подшипники 13 к торцевой шайбе 11 и заднему упорному кольцу 5, между которыми болтами 14 на шейке оси 1 типовой колесной пары жестко закреплены внутренние кольца 8 радиальных подшипников.

При разборке корпуса ресурсосберегающей буксы с целью выполнения промежуточной ревизии из пазов корпуса 10 со стороны размещения задней крепительной крышки 3 вынимают стопорное кольцо 4 и при повороте в кольцевой проточки корпуса 10 задней крепительной крышки 3 на установленный угол осуществляется разборка профильного их соединения с возможностью демонтажа с шейки оси 1 колесной пары в собранном виде корпуса 10, передней крепительной крышки 12, стопорного кольца 4 и без бортовых наружных колец 6 радиальных подшипников. Техническое исполнение профильного соединения передней крепительной крышки 12 и задней крепительной крышки 3 с корпусом 10 и их закрепление стопорными кольцами 4 расширяет технологические возможности поэлементной разборки корпуса ресурсосберегающей буксы и при необходимости осуществлять вы прессовку из корпуса 10 без бортовые наружные кольца 6.

Сопрягаемые с поверхностями шариковых упорных подшипников и радиальных подшипников с цилиндрическими роликами упорные поверхности корпуса 10, стопорных колец 4, передней крепительной крышки 12 и задней крепительной крышки 3 определяют надежную герметичность системы внутреннего уплотнения неподвижных элементов ресурсосберегающей буксы и внешнего уплотнения 2, установленное между вращающейся поверхностью заднего упорного кольца 5 и поверхностью отверстия задней крепительной крышки 3.

Конструкция ресурсосберегающей буксы по техническим возможностям адаптирована на образующие при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта нагрузки, где радиальные нагрузки Fr передаются на шейку оси 1 колесной пары от корпуса 10 через два радиальных подшипника, имеющих цилиндрические ролики 7, установленные в ячейках сепараторов 9, а знакопеременные по направлению осевые нагрузки Fa передаются от корпуса 10 через профильное соединение с передней крепительной крышкой 12, упорный подшипник 13, торцевую шайбу 11, внутренние кольца 8 радиальных подшипников, заднее упорное кольцо 5 на торцевую поверхность предподступичной части 15 оси колесной пары и при изменении направления осевая нагрузка Fa передается от корпуса 10 через профильное соединение с задней крепительной крышкой 3, упорный подшипник 13, заднее упорное кольцо 5, внутренние кольца 8 радиальных подшипников, торцевую шайбу 11 на болты 14.

Источники информации

1. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками №3-ЦВРК. - Министерство путей сообщения Российской Федерации, Введено в действие 01.04.2001 - 71 с /Л-1/.

2. Авторское свидетельство СССР №266806, 1970 г. /Л-2/.

3. Патент СССР №583727, 1977 г. /Л-3/.


РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 44 items.
29.08.2018
№218.016.80ad

Аналогово-цифровой преобразователь сигналов

Изобретение относится к области передачи цифровых сигналов и может быть использовано для аналогово-цифрового преобразования. Техническим результатом является увеличение частотной эффективности цифрового сигнала, уменьшение шумов квантования, упрощение структуры АЦП. Устройство содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665245
Дата охранного документа: 28.08.2018
22.09.2018
№218.016.8947

Дополнительная тормозная система длительного действия

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Дополнительная тормозная система длительного действия содержит специальное устройство для замедления вагонов, которое при взаимодействии с нажимными колесами рычагов Г-образной формы приводит в действие механическую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667431
Дата охранного документа: 19.09.2018
26.09.2018
№218.016.8c02

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668007
Дата охранного документа: 25.09.2018
01.11.2018
№218.016.985f

Способ контроля состояний разветвленых рельсовых цепей без дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний разветвленной рельсовой цепи без дроссель-трансформаторов. Способ основан на протекании и контроле сигнального тока, не препятствующем протеканию тягового тока, при этом крестовину изолируют от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671113
Дата охранного документа: 29.10.2018
03.11.2018
№218.016.9a0a

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671590
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a0d

Способ контроля состояний рельсовой линии с перемычками по концам

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний рельсовой цепи. В способе задействуют рельсовую линию, приборы питающего и приемного концов, конденсатор, подсоединенный посредством трансформатора к рельсовым нитям, в котором исправность и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671591
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a27

Универсальный способ контроля состояний рельсовых линий

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты и текущее значение сигнала сравнивают с пороговым значением, при этом по результатам сравнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671604
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a31

Способ контроля состояний путевого участка двухчастотной рельсовой цепью

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671605
Дата охранного документа: 02.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d01

Способ регулирования маневровых передвижений

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе управление стрелками маневровых маршрутов осуществляют устройствами ЭЦ, передачу команд управления стрелками и скоростью движения состава осуществляют по радиоканалу машинистом-составителем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672348
Дата охранного документа: 13.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d0b

Устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов

Предложено устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов, содержащее датчики для измерения деформирования образца строительного материала, струбцины, рамку и нагружающее устройство. Рамка выполнена в виде жесткого короба с окнами для оптического доступа к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672192
Дата охранного документа: 12.11.2018
Showing 1-10 of 18 items.
27.11.2015
№216.013.93ec

Способ адаптивного формирования единой глобальной системы трёхмерных координат непосредственно на эллипсоиде

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение, например, в системах навигации и управления подвижных объектов (ПО) наземного транспорта при формировании геометрии траектории движения ПО. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569487
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.04.2016
№216.015.3142

Способ адаптивного формирования единой системы траекторий движения железных дорог россии по глобальным координатам в новой трехмерной прямоугольной системе координат непосредственно на эллипсоиде

Изобретение относится к навигации подвижных железнодорожных объектов. Техническим результатом является обеспечение самокалибровки и самонастройки навигационных систем локомотивов. В способе на протяжении всех магистралей устанавливают единую систему ортогональных координат непосредственно на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580436
Дата охранного документа: 10.04.2016
25.08.2017
№217.015.b3fe

Высокоскоростная тележка для рельсового экипажа

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к высокоскоростным тележкам рельсового экипажа. Высокоскоростная тележка для рельсового экипажа выполнена в виде двухосной тележки, состоящей из двух сочлененных одноосных тележек. Одноосная тележка включает первую,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613642
Дата охранного документа: 21.03.2017
29.12.2017
№217.015.f1ef

Способ мониторинга технического состояния рельсового пути

Изобретение относится к области неразрушающего контроля технического состояния рельсовых путей. Согласно способу мониторинга рельсового пути в рельсы передают акустический сигнал, отраженный сигнал принимают акустическими датчиками, обрабатывают сигнал с помощью системы обработки сигналов. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636827
Дата охранного документа: 28.11.2017
22.09.2018
№218.016.8947

Дополнительная тормозная система длительного действия

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Дополнительная тормозная система длительного действия содержит специальное устройство для замедления вагонов, которое при взаимодействии с нажимными колесами рычагов Г-образной формы приводит в действие механическую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667431
Дата охранного документа: 19.09.2018
17.03.2019
№219.016.e283

Безболтовое рельсовое скрепление

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Безболтовое рельсовое скрепление содержит замоноличенную в шпалу раму, прутковую пружинную клемму, подрельсовую прокладку, демпфирующий уголок. Прутковая пружинная клемма содержит три петли, две из которых сформованы в зоне концевых участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682114
Дата охранного документа: 14.03.2019
17.03.2019
№219.016.e288

Ремонтный комплект для анкерного рельсового скрепления арс и способ ремонта анкерного скрепления

Изобретение относится к области ремонта и восстановления железнодорожного пути. Ремонтный комплект для анкерного скрепления АРС содержит рельсовую подкладку, анкерный болт и подрельсовую прокладку. На одном конце рельсовой подкладки выполнено отверстие под установку анкера, а на другом конце –...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682156
Дата охранного документа: 14.03.2019
29.03.2019
№219.016.f320

Анкерное рельсовое скрепление и амортизирующая подрельсовая прокладка анкерного рельсового скрепления

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и предназначено для прикрепления рельсов к железобетонным, полимербетонным или композитным подрельсовым основаниям, таким как шпалы, брусья, плиты, блоки, лежни и другие, и может найти применение на магистральных железнодорожных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002335593
Дата охранного документа: 10.10.2008
29.03.2019
№219.016.f371

Анкерное рельсовое скрепление с изолирующим элементом и нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления

Изобретения относятся к верхнему строению железнодорожного пути и предназначено для прикрепления рельсов к железобетонным, полимербетонным или композитным подрельсовым основаниям, таким как шпалы, брусья, плиты, блоки, лежни и другие, и могут найти применение на магистральных железнодорожных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309215
Дата охранного документа: 27.10.2007
27.04.2019
№219.017.3e08

Способ укладки верхнего строения пути

Изобретение относится к строительству железных дорог, преимущественно способам укладки верхнего строения пути. На подготовленное основание укладывают пакеты преднапряженных железобетонных плит с ориентированными вдоль пути внутренними сквозными каналами, через которые пропускают стальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002352705
Дата охранного документа: 20.04.2009
+ добавить свой РИД