×
26.09.2018
218.016.8c02

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ В ТОНАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры, соединенные выходами с входами делителя напряжений, блок сигнализации. Причем устройство дополнительно снабжено выпрямительным устройством, интегратором и двумя пороговыми элементами, выпрямительное устройство подключено своим входом к выходу делителя напряжения, а выходом оно подключено к входу интегратора, выход которого соединен с входами двух пороговых элементов, подключенных своими выходами к входам блока сигнализации, полосовые фильтры настраиваются на пропуск сигнального тока одной из смежных тональных рельсовых цепей. Достигается повышение устойчивости работы тональных рельсовых цепей и АЛС. 1 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает повышение устойчивости работы тональных рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации.

Уровень техники

Изолирующие стыки являются одними из наименее надежных элементов рельсовых линий в рельсовых цепях. В станционных тональных рельсовых цепях изолирующие стыки обеспечивают получение четких границ между контролируемыми участками путей: приемоотправочными путями, стрелочными и бесстрелочными секциями, тупиками.

Состояние изолирующих стыков в эксплуатируемых рельсовых цепях в настоящее время непрерывно не контролируется. В результате в предотказном состоянии они могут находиться неопределенно долго.

Несимметричное ухудшение состояния изолирующих стыков, разделяющих станционные тональные рельсовые цепи, приводит к увеличению асимметрии тягового тока в рельсовых нитях рельсовых линий, что увеличивает уровень помех от гармоник тягового тока в локомотивных приемниках автоматической локомотивной сигнализации. В результате растет количество сбоев в работе этой аппаратуры [1].

Симметричное ухудшение состояния изолирующих стыков, разделяющих рельсовые цепи, усиливает кондуктивную связь между смежными рельсовыми цепями. Поскольку такое ухудшение не контролируется, в конечном итоге оно приводит к пробою изоляции рассматриваемых стыков. Это приводит к появлению ложной занятости свободной смежной рельсовой цепи, расположенной перед движущимся поездом или маневровым маршрутом, вследствие шунтирования ее приемника колесными парами подвижного состава. Следствием является перекрытие на запрещающее показание светофора, к которому движется поезд или маневровый маршрут. Использование в такой ситуации экстренного торможения или срабатывание автостопа приводит к снижению уровня безопасности и нарушению бесперебойности движения поездов [2].

Появление такой ложной занятости станционной тональной рельсовой цепи или увеличение интенсивности сбоев в работе автоматической локомотивной сигнализации может вызываться рядом причин. Заключение о том, что отказ именно изолирующих стыков вызвал отказ в работе рельсовых цепей или сбоев в работе автоматической локомотивной сигнализации является непростой задачей и часто занимает достаточно долгое время. Восстановление работоспособности отказавшего изолирующего стыка трудоемко и занимает тоже достаточно много времени. Поэтому пробой изолирующих стыков оказывает заметное влияние на безопасность и бесперебойность движения поездов.

Известно устройство для контроля состояния изолирующих стыков, в котором ответвляющийся в изолирующий стык с пониженным его сопротивлением переменный тяговый ток используется как испытательный сигнал, величина которого зависит от величины сопротивления изолирующего стыка [3]. Однако это устройство может использоваться только на участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, а чувствительность устройства и, следовательно, своевременность обнаружения неисправности изолирующего стыка зависит от величины тягового тока, текущего по рельсовой линии.

Известно устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков, обеспечивающее получение требуемой точности измерений в рельсовых цепях любого типа [4]. Это устройство универсально. Однако устройство отличается относительно большой сложностью из-за необходимости использования специального генератора испытательного сигнала и дополнительного канала измерения, обеспечивающего отстройку от токов испытательного сигнала, уходящих в электрические цепи, параллельные измеряемому стыку.

В тональных рельсовых цепях контроль состояния изолирующих стыков можно обеспечить более простым устройством.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является обеспечение контроля состояния изолирующих стыков, разделяющих тональные рельсовые цепи, более простыми техническими средствами.

Технический результат заключается в повышении надежности контроля состояния изолирующих стыков с одновременным упрощением конструкции.

Для достижения технического результата предложено устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях, содержащее подключенные к передатчикам и/или приемникам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыкав полосовые фильтры, соединенные своими выходами со входами делителя напряжений, и блок сигнализации, при этом с целью обеспечение контроля более простыми техническими средствами состояния изолирующих стыков, разделяющих тональные рельсовые цепи, оно снабжено выпрямительным устройством, интегратором и двумя пороговыми элементами, причем выпрямительное устройство подключено своим входом к выходу делителя напряжения, а выходом оно подключено к входу интегратора, выход которого соединен со входами двух пороговых элементов, подключенных своими выходами ко входам блока сигнализации, а полосовые фильтры настраиваются на пропуск сигнального тока одной из смежных тональных рельсовых цепей.

Краткое описание чертежей

На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.

Осуществление изобретения

Смежные станционные тональные рельсовые цепи 1 с несущей частотой сигнального тока ƒ1 и 2 с несущей частотой сигнального тока ƒ2 разделены изолирующими стыками 3, 4 и снабжены дроссель-трансформаторами 5, 6. К дроссель-трансформаторам 3, 4 подключены передатчики и/или приемники 7, 8 смежных рельсовых цепей соответственно 1, 2, настроенные на несущие частоты соответственно ƒ1, ƒ2 этих рельсовых цепей.

Устройство снабжено двумя полосовыми фильтрами 9 и 10, настроенными на пропуск сигнального тока с частотой одной из смежных рельсовых цепей. На схеме показан вариант, когда на вход фильтра 10 подается снимаемое с передатчика и/или приемника рельсовой цепи 1 напряжение с несущей сигнальной частотой ƒ1. На вход фильтра 9 подается напряжение той же частоты ƒ1, снимаемое с передатчика и/или приемника рельсовой цепи 2, подключенного по другую сторону от изолирующих стыков 3 и 4.

Выходные сигналы полосовых фильтров 9 и 10 подаются на входы делителя напряжения 11, соединенного своим выходом через выпрямительное устройство 12 и интегратор 13 с пороговыми элементами 14 и 15, один из которых 14 срабатывает при наступлении предотказного состояния изолирующих стыков, а другой 15 срабатывает при пробое изолирующих стыков. Выходные сигналы пороговых элементов подаются на блок сигнализации 16.

Отличительной особенностью предлагаемого устройства является то, что схема его проще относительно прототипа за счет исключения генератора частоты, измерительных катушек, одной пары полосовых фильтров, одного делителя напряжения, перемножителя и сумматора. Устройство дополнительно снабжено выпрямительным устройством 12, интегратором 13 и двумя пороговыми элементами 14, 15, а оба полосовых фильтра 9 и 10 настраиваются на пропуск сигнала с несущей частотой одной из смежных тональных рельсовых цепей.

Устройство работает следующим образом при указанном включении его элементов и при указанных их настройках.

Перед включением в работу полосовые фильтры 9 и 10 настраиваются га пропуск сигналов с несущей частотой ƒ1 рельсовой цепи 1. Пороговый элемент 14 настраивается на срабатывание при уровне сигнала на его входе, соответствующего предотказному состоянию изолирующих стыков. Пороговый элемент 15 настраивается на срабатывание при уровне сигнала на его входе, соответствующего пробою изолирующих стыков.

На вход полосового фильтра 10 подается напряжение с частотой ƒ1, снимаемое с основной обмотки дроссель-трансформатора 5, установленного по одну сторону изолирующих стыков 3, 4. На вход полосового фильтра 9 подается напряжение с этой же частотой, снимаемое с основной обмотки дроссель-трансформатора 6, установленного по другую сторону изолирующих стыков 3, 4.

При ухудшении состояния изолирующих стыков 3, 4 растет утечка сигнального тока с частотой ƒ1 из рельсовой цепи 1 в рельсовую цепь 2, в результате чего растет напряжение с этой частотой на основной обмотке дроссель-трансформатора 6.

Выходные сигналы полосовых фильтров 9 и 10 подаются на входы делителя напряжения 11. Уровень сигнала на выходе делителя напряжения 11 пропорционален величине отношения напряжения с частотой ƒ1 на основной обмотке дроссель-трансформатора 6 к напряжению с этой частотой на основной обмотке дроссель-трансформатора 5. С ухудшением состояния изолирующих стыков 3 и 4 уровень сигнала на выходе делителя напряжения 11 растет. Выпрямительное устройство 12 преобразует сигнал с частотой ƒ1 на выходе делителя напряжения 11 в сигнал постоянного тока.

Сигнальные токи в тональных рельсовых цепях модулируются с частотой 8 или 12 Гц, поэтому напряжение на выходе выпрямительного устройства 12 пульсирует с одной из этих частот. Интегратор 13 обеспечивает сглаживание этих пульсаций.

Пороговый элемент 14 настраивается так, чтобы он срабатывал тогда, когда отношение напряжения с частотой ƒ1 на дроссель-трансформаторе 6 к напряжению с этой частотой на дроссель-трансформаторе 5 превысит заданный для предотказного состояния изолирующих стыков 3 и 4 уровень. За предотказное принимается такое состояние изолирующих стыков 3 и 4, при котором напряжение помехи с частотой ƒ1 за ними в рельсовой цепи 2 не превышает установленный уровень. За этот уровень может быть принято, например, такое состояние изолирующих стыков, при котором с принятой вероятностью шунтирование рельсовой цепи 1 или 2 не приводит к ложному шунтировании смежной рельсовой цепи.

Пороговый элемент 15 настраивается на срабатывание в том случае, когда произойдет пробой изолирующих стыков, при котором входной сигнал с частотой ƒ1 на входе полосового фильтра 9 становится близким по величине с входным сигналом этой частоты или равным ему на входе полосового фильтра 10.

При подаче на один вход блока сигнализации 16 напряжения с выхода порогового элемента 14 вырабатывается сигнал о наступлении предотказного состояния изолирующих стыков 3, 4. При подаче на второй вход блока сигнализации 16 напряжения с выхода порогового элемента 15 вырабатывается сигнал о пробое изолирующих стыков 3,4.

Литература

1. Шаманов В.И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.

2. Шаманов В.И. Математическое моделирование взаимного влияния рельсовых трактов передачи через разделительные стыки // Деп. в ЦНИИТЭИ МПС. - М.: 1988. - №4297. - 19 с.

3. Шаманов В.И., Чабан П.Н. Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока. Патент РФ №109723 от 27.10.2011 г. Бюллетень изобретений 2011, №30.

4. Шаманов В.И., Михалдык В.П., Шаманова С.И., Никулин Л.В. Устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков рельсовых цепей. Авторское свидетельство на изобретение №1284874 от 29.05.85. (СССР). Бюллетень изобретений, 1987, №3.

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях, содержащее подключенные к передатчикам и/или приемникам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры, соединенные своими выходами с входами делителя напряжений, и блок сигнализации, отличающееся тем, что оно снабжено выпрямительным устройством, интегратором и двумя пороговыми элементами, причем выпрямительное устройство подключено своим входом к выходу делителя напряжения, а выходом оно подключено к входу интегратора, выход которого соединен с входами двух пороговых элементов, подключенных своими выходами к входам блока сигнализации, а полосовые фильтры настраиваются на пропуск сигнального тока одной из смежных тональных рельсовых цепей.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ В ТОНАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ В ТОНАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 44 items.
29.08.2018
№218.016.80ad

Аналогово-цифровой преобразователь сигналов

Изобретение относится к области передачи цифровых сигналов и может быть использовано для аналогово-цифрового преобразования. Техническим результатом является увеличение частотной эффективности цифрового сигнала, уменьшение шумов квантования, упрощение структуры АЦП. Устройство содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665245
Дата охранного документа: 28.08.2018
22.09.2018
№218.016.8947

Дополнительная тормозная система длительного действия

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Дополнительная тормозная система длительного действия содержит специальное устройство для замедления вагонов, которое при взаимодействии с нажимными колесами рычагов Г-образной формы приводит в действие механическую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667431
Дата охранного документа: 19.09.2018
01.11.2018
№218.016.985f

Способ контроля состояний разветвленых рельсовых цепей без дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний разветвленной рельсовой цепи без дроссель-трансформаторов. Способ основан на протекании и контроле сигнального тока, не препятствующем протеканию тягового тока, при этом крестовину изолируют от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671113
Дата охранного документа: 29.10.2018
03.11.2018
№218.016.9a0a

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671590
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a0d

Способ контроля состояний рельсовой линии с перемычками по концам

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний рельсовой цепи. В способе задействуют рельсовую линию, приборы питающего и приемного концов, конденсатор, подсоединенный посредством трансформатора к рельсовым нитям, в котором исправность и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671591
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a27

Универсальный способ контроля состояний рельсовых линий

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты и текущее значение сигнала сравнивают с пороговым значением, при этом по результатам сравнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671604
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a31

Способ контроля состояний путевого участка двухчастотной рельсовой цепью

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671605
Дата охранного документа: 02.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d01

Способ регулирования маневровых передвижений

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе управление стрелками маневровых маршрутов осуществляют устройствами ЭЦ, передачу команд управления стрелками и скоростью движения состава осуществляют по радиоканалу машинистом-составителем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672348
Дата охранного документа: 13.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d0b

Устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов

Предложено устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов, содержащее датчики для измерения деформирования образца строительного материала, струбцины, рамку и нагружающее устройство. Рамка выполнена в виде жесткого короба с окнами для оптического доступа к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672192
Дата охранного документа: 12.11.2018
24.11.2018
№218.016.a096

Способ регулирования движения поездов и маневровых составов с помощью эвм без опасных отказов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе в памяти ЭВМ содержится информация о путевом развитии станции, плане и профиле пути, циклически вводится информация о состоянии напольных перегонных и станционных устройств, о параметрах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673315
Дата охранного документа: 23.11.2018
Showing 1-10 of 13 items.
27.04.2014
№216.012.bca0

Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока заключается в том, что измеряют падения напряжения на секциях основных обмоток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514027
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.09.2014
№216.012.f8ef

Устройство диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Устройство для диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках железных дорог с электротягой переменного тока содержит регистратор, сумматор, делитель напряжения, пороговый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529564
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8f1

Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС заключается в том, что в требуемой точке рельсовой линии измеряют падения напряжения в разных рельсовых нитях на отрезках рельсов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529566
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.02.2015
№216.013.2ebf

Способ диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов за счет выполнения дополнительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют падение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543435
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.05.2018
№218.016.4f55

Устройство автоматической локомотивной сигнализации с интегрированием принимаемых сигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, для автоматической локомотивной сигнализации. Устройство автоматической локомотивной сигнализации выполнено с возможностью подавления импульсных помех, возникающих при дифференцировании за счет индуктивной связи между рельсами и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652676
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.5333

Устройство автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам автоматической локомотивной сигнализации. Устройство включает установленные на локомотиве локомотивный приемник, выход которого соединен с первым входом дешифратора, второй вход которого подключен к измерителю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653658
Дата охранного документа: 11.05.2018
03.11.2018
№218.016.9a0a

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671590
Дата охранного документа: 02.11.2018
25.07.2019
№219.017.b824

Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных участках железных дорог

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных железных дорогах заключатся в том, что измеряют величину тяговых токов в рельсах в начале и в конце выбранного участка в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695438
Дата охранного документа: 23.07.2019
02.10.2019
№219.017.cf31

Диагностический комплекс для автоматизированной проверки релейной аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для диагностики релейной аппаратуры АЛСН. Комплекс содержит последовательно соединенные блок управления в виде аппаратно-программного устройства, включающего системный блок, клавиатуру, манипулятор и монитор, и пульт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700241
Дата охранного документа: 13.09.2019
27.02.2020
№220.018.0687

Устройство контроля и предиктивной диагностики бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, а именно к контролю релейной бортовой аппаратуры АЛСН. Устройство содержит блок анализа, блок подключения, блок памяти, датчик Холла, установленный на выходном выводе одной из последовательно соединенных приемных катушек бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715101
Дата охранного документа: 25.02.2020
+ добавить свой РИД