×
03.11.2018
218.016.9a0a

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь. При наличии утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений. Достигается повышение эффективности диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает повышение устойчивости работы рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации.

Уровень техники

Одной из основных причин сбоев в работе автоматической локомотивной сигнализации на участках с электротягой переменного тока является асимметрия тягового тока в рельсах под приемными локомотивными катушками, вызываемая продольной или поперечной асимметрией сопротивления рельсовой линии. Поперечная асимметрия появляется чаще всего при уменьшении входных сопротивлений цепей заземления опор контактной сети, подключаемых к рельсам [1].

Причиной этого является пробой искровых промежутков, которые разделяют электрически рельсы и данные цепи заземления. Искровые промежутки не оборудуются устройствами телеконтроля, поэтому они могут находиться в пробитом состоянии неопределенно долго. Более того, входного контроля исправности приходящих с заводов и устанавливаемых в эксплуатацию искровых промежутков нет, поэтому пробитые искровые промежутки могут заменяться новыми неисправными. Искровые промежутки разделяют рельсы и высоковольтные тяговые сети, поэтому все работы по ручному контролю их состояния в цепях рассматриваемых заземлений должны выполняться с выполнением всех требований к работам в высоковольтных сетях электроснабжения.

Известен способ контроля состояния токопроводящих элементов рельсовых нитей, обеспечивающий контроль выхода из поля допуска поперечной асимметрии сопротивления рельсовой линии в рельсовой цепи [2]. Однако он не позволяет определять, в каких именно опорах контактной сети понижение входных сопротивлений их цепей заземления вызвали это.

Известен способ контроля состояния цепей заземления опор контактной сети, подключаемых к рельсам [3]. Однако этот способ очень трудоемок и требует привлечения высококвалифицированных работников хозяйства электроснабжения, так как при его использовании необходимо соблюдение всех правил проведения работ в высоковольтных электрических линиях. Способ этот не позволяет определить степень влияния на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии пониженного сопротивления измеряемых цепей заземления.

Известен также способ контроля асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях, когда измеряют падения напряжения на отрезках рельсов фиксированной длины в разных рельсовых нитях рельсовой линии и затем делением разности измеренных напряжений на их сумму вычисляют коэффициент асимметрии тягового тока в этом месте [4].

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является разработка способа диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети при использовании более простых электрических измерений в низковольтных сетях с последующими несложными вычислениями, позволяющего выявлять неисправную цепь заземления и определять степень влияния выявленной неисправности на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети с одновременным упрощением измерений.

Для достижения технического результата предложен способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети, заключающийся в том, что в месте подключения к рельсу цепи заземления опоры контактной сети измеряют падения напряжения на отрезках рельсов одинаковой длины на этом рельсе с одной стороны от места подключения к нему цепи заземления и на другом рельсе, при этом с целью определения величины утечки тягового тока из рельсов в землю через неисправные цепи заземления опор контактной сети и степени влияния этой утечки на величину асимметрии переменного тягового тока дополнительно измеряют падение напряжения на отрезке рельса определенной длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления, а затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь, а при наличии этой утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений.

Краткое описание чертежей

На Фигуре показаны, для пояснения сущности разработанного способа, требуемые места измерений падения напряжения на отрезках рельсов фиксированной длины.

Осуществление изобретения

Рельсовая линия содержит рельсы 1 и 2. К рельсу 2 через искровой промежуток 3 подключена цепь заземления 4 опоры контактной сети.

Для диагностики состояния этой цепи заземления измеряют падения напряжения U1 и U2 на участках рельса 2 фиксированной длины по разные стороны от места подключения к рельсу цепи заземления 4. Измеряют также падение напряжения U3 на участке фиксированной длины рельса 1.

Величина напряжения U1 пропорциональна величине тягового тока в рельсе 2 при указанном направлении его движения перед местом подключения к этому рельсу цепи заземления 4

где zp - сопротивление отрезка рельса длиной .

Величина напряжения U2 пропорциональна величине тягового тока в рельсе 2 после места подключения к этому рельсу цепи заземления 4

где iТУ - величина утечки тягового тока в землю через цепи заземления 4.

Величина напряжения UЗ пропорциональна величине тягового тока iТ1 в рельсе 1

При рассматриваемом на рисунке направлении протекания тягового тока в рельсах и наличии утечки тягового тока iУ в землю через цепь заземления, когда U1>U2. В таком случае после измерения напряжений, используя полученные данные по величинам игии2, находят отношение разности этих напряжений к напряжению с большей величиной

Следовательно, эти несложные измерения и вычисления позволяют найти, какая относительная часть тягового тока из рельса 2 утекает в землю через цепь заземления 4 опоры контактной сети.

Далее для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии с рельсами 1 и 2 до и после места подключения к рельсам 2 цепи заземления 4, а также разности этих коэффициентов ΔkАТ проводят, с учетом (1), (2) и (3), следующие вычисления

Таким образом, применение данного способа обеспечивает возможность достаточно просто установить не только состояние подключаемой к рельсам цепи заземления опоры контактной сети. Способ позволяет также определить степень влияния утечки тягового тока через неисправную цепь заземления на величину асимметрии тягового тока в рельсовой линии в этой точке пути а, следовательно, и на устойчивость работы аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации при проследовании головным электровозом поезда мимо этой точки.

Эта информация получается проведением простых измерений в низковольтных электрических цепях с последующими простейшими вычислениями вместо трудоемких прямых измерений входных сопротивлений цепей заземления опор контактной сети с выполнением всех требований к работам в высоковольтных электрических сетях.

Использование рассматриваемого способа в условиях эксплуатации рельсовых цепей на участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, подтвердили его корректность, простоту и высокую эффективность.

Литература

1. Шаманов В.И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.

2. Балуев Н.Н., Шаманов В.И. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока. Патент РФ на изобретение №2514027 от 27.10.2014 г.

3. Технологические карты на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных железных дорог. Книга II / Техническое обслуживание и текущий ремонт. М.: Трансиздат, 1999. - 427 с.

4. Шаманов В.И. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС. Патент РФ на изобретение №2529566 от 01.02.2013 г.

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети, заключающийся в том, что в месте подключения к рельсу цепи заземления опоры контактной сети измеряют падения напряжения на отрезках рельсов одинаковой длины на этом рельсе с одной стороны от места подключения к нему цепи заземления и на другом рельсе, отличающийся тем, что дополнительно измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления, а затем делением разности падений напряжения до и после места подключения к рельсу цепи заземления на величину падения напряжения с большей величиной находят относительную величину утечки тягового тока через эту цепь, а при наличии этой утечки для определения разности в величинах коэффициентов асимметрии тягового тока в рельсовой линии до и после места подключения к рельсам цепи заземления вычисляют отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с меньшей величиной на рельсе с подключенной к нему цепью заземления к сумме этих падений напряжения и отношение разности падения напряжения на другом рельсе и падения напряжения с большей величиной цепи на данном рельсе к сумме этих падений напряжения, а затем находят разность этих отношений.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 44 items.
29.08.2018
№218.016.80ad

Аналогово-цифровой преобразователь сигналов

Изобретение относится к области передачи цифровых сигналов и может быть использовано для аналогово-цифрового преобразования. Техническим результатом является увеличение частотной эффективности цифрового сигнала, уменьшение шумов квантования, упрощение структуры АЦП. Устройство содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665245
Дата охранного документа: 28.08.2018
22.09.2018
№218.016.8947

Дополнительная тормозная система длительного действия

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Дополнительная тормозная система длительного действия содержит специальное устройство для замедления вагонов, которое при взаимодействии с нажимными колесами рычагов Г-образной формы приводит в действие механическую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667431
Дата охранного документа: 19.09.2018
26.09.2018
№218.016.8c02

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668007
Дата охранного документа: 25.09.2018
01.11.2018
№218.016.985f

Способ контроля состояний разветвленых рельсовых цепей без дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний разветвленной рельсовой цепи без дроссель-трансформаторов. Способ основан на протекании и контроле сигнального тока, не препятствующем протеканию тягового тока, при этом крестовину изолируют от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671113
Дата охранного документа: 29.10.2018
03.11.2018
№218.016.9a0d

Способ контроля состояний рельсовой линии с перемычками по концам

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний рельсовой цепи. В способе задействуют рельсовую линию, приборы питающего и приемного концов, конденсатор, подсоединенный посредством трансформатора к рельсовым нитям, в котором исправность и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671591
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a27

Универсальный способ контроля состояний рельсовых линий

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты и текущее значение сигнала сравнивают с пороговым значением, при этом по результатам сравнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671604
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a31

Способ контроля состояний путевого участка двухчастотной рельсовой цепью

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671605
Дата охранного документа: 02.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d01

Способ регулирования маневровых передвижений

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе управление стрелками маневровых маршрутов осуществляют устройствами ЭЦ, передачу команд управления стрелками и скоростью движения состава осуществляют по радиоканалу машинистом-составителем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672348
Дата охранного документа: 13.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d0b

Устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов

Предложено устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов, содержащее датчики для измерения деформирования образца строительного материала, струбцины, рамку и нагружающее устройство. Рамка выполнена в виде жесткого короба с окнами для оптического доступа к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672192
Дата охранного документа: 12.11.2018
24.11.2018
№218.016.a096

Способ регулирования движения поездов и маневровых составов с помощью эвм без опасных отказов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе в памяти ЭВМ содержится информация о путевом развитии станции, плане и профиле пути, циклически вводится информация о состоянии напольных перегонных и станционных устройств, о параметрах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673315
Дата охранного документа: 23.11.2018
Showing 1-10 of 13 items.
27.04.2014
№216.012.bca0

Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока заключается в том, что измеряют падения напряжения на секциях основных обмоток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514027
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.09.2014
№216.012.f8ef

Устройство диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Устройство для диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках железных дорог с электротягой переменного тока содержит регистратор, сумматор, делитель напряжения, пороговый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529564
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8f1

Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС заключается в том, что в требуемой точке рельсовой линии измеряют падения напряжения в разных рельсовых нитях на отрезках рельсов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529566
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.02.2015
№216.013.2ebf

Способ диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов за счет выполнения дополнительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют падение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543435
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.05.2018
№218.016.4f55

Устройство автоматической локомотивной сигнализации с интегрированием принимаемых сигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, для автоматической локомотивной сигнализации. Устройство автоматической локомотивной сигнализации выполнено с возможностью подавления импульсных помех, возникающих при дифференцировании за счет индуктивной связи между рельсами и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652676
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.5333

Устройство автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам автоматической локомотивной сигнализации. Устройство включает установленные на локомотиве локомотивный приемник, выход которого соединен с первым входом дешифратора, второй вход которого подключен к измерителю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653658
Дата охранного документа: 11.05.2018
26.09.2018
№218.016.8c02

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668007
Дата охранного документа: 25.09.2018
25.07.2019
№219.017.b824

Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных участках железных дорог

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных железных дорогах заключатся в том, что измеряют величину тяговых токов в рельсах в начале и в конце выбранного участка в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695438
Дата охранного документа: 23.07.2019
02.10.2019
№219.017.cf31

Диагностический комплекс для автоматизированной проверки релейной аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для диагностики релейной аппаратуры АЛСН. Комплекс содержит последовательно соединенные блок управления в виде аппаратно-программного устройства, включающего системный блок, клавиатуру, манипулятор и монитор, и пульт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700241
Дата охранного документа: 13.09.2019
27.02.2020
№220.018.0687

Устройство контроля и предиктивной диагностики бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, а именно к контролю релейной бортовой аппаратуры АЛСН. Устройство содержит блок анализа, блок подключения, блок памяти, датчик Холла, установленный на выходном выводе одной из последовательно соединенных приемных катушек бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715101
Дата охранного документа: 25.02.2020
+ добавить свой РИД