×
22.09.2018
218.016.897e

Результат интеллектуальной деятельности: Коробка приводных агрегатов

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002667251
Дата охранного документа
18.09.2018
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к элементам маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя. Коробка приводных агрегатов содержит зубчатое колесо, патрубок, подшипники, центробежную крыльчатку с лопатками. Центробежная крыльчатка с лопатками содержит обечайку с возможностью образования внутренних полостей, окна для входа газомасляной смеси и выхода воздуха, сброса масла, лопатки выполнены разной длины и расположены под углами α и β к оси вращения зубчатого колеса. Кроме того, центробежная крыльчатка может содержать лопатки криволинейной формы. Кроме того, центробежная крыльчатка может содержать не менее двух последовательно расположенных ступеней разделения масла и воздуха. Выполнение предлагаемого изобретения позволяет улучшить технологию сборки, уменьшить габариты и массу коробки приводных агрегатов, повысить эффективность сепарирования масла. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к элементам маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна конструкция центробежного суфлера, содержащая корпус и установленную в нем осевую крыльчатку (Патент RU №2551454, МПК F02C 7/06, опубл. 27.05.2015). Недостатком известного суфлера является наружное расположение корпуса центробежного суфлера, который вместе с элементами крепления к корпусу коробки приводных агрегатов и клапаном перепуска масла занимает значительную площадь и не позволяет более компактно разместить соседние агрегаты, тем самым увеличивая габариты и массу коробки приводных агрегатов (далее КПА). Кроме того, наличие маслосбрасывающей резьбы в корпусе суфлера повышает трудоемкость и себестоимость его изготовления.

Также известна конструкция центробежного суфлера, в которой имеется зубчатое колесо с установленной на него крыльчаткой (Патент RU №2548228, МПК F02C 7/06, опубл. 20.04.2015). Недостатком известного центробежного суфлера также является наружное расположение корпуса центробежного суфлера, который вместе с элементами крепления к корпусу КПА и штуцером входа газомасляной смеси занимает значительную площадь и не позволяет более компактно разместить соседние агрегаты, тем самым увеличивая габариты и массу КПА. Наличие винтовой канавки также увеличивают трудоемкость и себестоимость его изготовления.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату, и выбран авторами за прототип, является коробка приводных агрегатов (Патент RU №2547539, МПК F02C 7/06, опубл. 10.04.2015). Недостатком прототипа является наличие присоединенного к КПА кожуха центробежного суфлера, который вместе с элементами крепления к корпусу КПА и фланцем перепуска масла занимает значительную площадь и не позволяет более компактно разместить соседние агрегаты, тем самым увеличивая габариты и массу КПА.

Технической задачей предлагаемого изобретения является улучшение технологии сборки, уменьшение габаритов коробки приводных агрегатов при обеспечении эффективности сепарирования масла.

Техническая задача решается тем, что коробка приводных агрегатов, содержащая зубчатое колесо, патрубок, подшипники, центробежную крыльчатку с лопатками, согласно изобретения, центробежная крыльчатка с лопатками содержит обечайку, с возможностью образования внутренних полостей, окна для входа газомасляной смеси и выхода воздуха, сброса масла, лопатки выполнены разной длины и расположены под углами α и β к оси вращения зубчатого колеса.

Кроме того, согласно изобретения, центробежная крыльчатка содержит лопатки криволинейной формы.

Кроме того, согласно изобретения, центробежная крыльчатка содержит не менее двух последовательно расположенных ступеней разделения масла и воздуха.

В предлагаемом изобретении, в отличие от прототипа, центробежный суфлер (без позиции), состоящий из зубчатого колеса и центробежной крыльчатки с лопатками, расположен внутри масляной полости КПА, при этом центробежная крыльчатка содержит обечайку и окна для входа газомасляной смеси и разделения ее, выхода воздуха и сброса масла, с возможностью образования внутренних полостей, и разным угловым расположением лопаток к оси зубчатого колеса, что улучшает эффективность сепарирования масла, упрощает технологию сборки за счет уменьшения количества деталей. Расположение центробежного суфлера внутри коробки приводных агрегатов уменьшает габариты коробки, поскольку исключен кожух центробежного суфлера.

На фиг. 1 представлено устройство коробки приводных агрегатов в разрезе.

На фиг. 2 представлена центробежная крыльчатка в разрезе.

На фиг. 3 представлена центробежная крыльчатка сбоку в сборе.

На фиг. 4 представлена центробежная крыльчатка с лопатками криволинейной формы.

На фиг. 5 представлена центробежная крыльчатка с двумя последовательно расположенными ступенями разделения масла и воздуха.

Коробка приводных агрегатов 1 (Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 3) содержит зубчатое колесо 2, патрубок 3, подшипники 4, центробежную крыльчатку 5 с лопатками 7, центробежная крыльчатка 5 содержит обечайку 6 с возможностью образования полостей, а также окно 8 для входа газомасляной смеси, окно выхода воздуха 9 и отверстий сброса отделенного масла 10, лопатки 7 крыльчатки 5 выполнены разной длины 11, 12, и расположены под углами α и β к оси 13 зубчатого колеса 2.

Устройство коробки приводных агрегатов работает следующим образом.

Центробежный суфлер (без позиции), размещенный в корпусе 1 коробки приводных агрегатов, содержит зубчатое колесо 2 с установленной на нем центробежной крыльчаткой 5. Центробежная крыльчатка имеет обечайку 6 и лопатки 7 разной длины 11, 12, расположенные под разными углами α и β к оси зубчатого колеса 2, в результате чего образуются соседние сообщающиеся полости, окна в которых обеспечивают вход газомасляной смеси 8 из полости КПА, выход воздуха 9 и сброса отделенного масла через отверстия 10. При обтекании потоком газомасляной смеси стенок «короткой» лопатки 11 происходит плавное перемещение потока от корневой части лопаток крыльчатки к периферийной, где напряженность поля центробежных сил выше и процесс разделения масла от газов становится более эффективным. Для сброса отделенного масла в обечайке имеются специальные отверстия 10, а на валу крыльчатки имеются отверстия 9, совмещенные с отверстиями в зубчатом колесе 2, в которые под действием избыточного давления удаляется очищенный от масла воздух. На Фиг. 1 представлена одна ступень разделения масла и воздуха. Поскольку центробежный суфлер (без позиции) расположен внутри масляной полости, на наружной поверхности корпуса КПА имеется только патрубок 3 для выхода воздуха, имеющий значительно меньшие габариты, чем при использовании центробежного суфлера с наружным расположением кожуха. Благодаря этому, на наружной поверхности можно расположить агрегаты более компактно, а это в свою очередь уменьшает габариты всей коробки приводных агрегатов. Кроме того, центробежная крыльчатка может содержать лопатки криволинейной формы (Фиг. 4), которые обеспечивают удаление отверстия сброса удаленного масла от окна выхода воздуха и тем самым улучшают сепарирование масла. Кроме того, центробежная крыльчатка может содержать не менее двух последовательно расположенных ступеней отделения масла и воздуха (Фиг. 5), в которых окна выхода воздуха первой ступени являются входными окнами второй ступени, а в последней ступени окна выхода воздуха расположены на валу центробежной крыльчатки. В обечайке каждой ступени имеются отверстия для сброса масла. Эта конструкция также улучшает сепарирование масла.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет улучшить технологию сборки, уменьшить габариты и массу коробки приводных агрегатов, повысить эффективность сепарирования масла.


Коробка приводных агрегатов
Коробка приводных агрегатов
Коробка приводных агрегатов
Коробка приводных агрегатов
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 44 items.
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615309
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
20.06.2018
№218.016.64e3

Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах газотурбинных двухконтурных двигателей авиационного применения. Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658163
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.06.2018
№218.016.65c1

Труба для распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Труба распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника включает кольцевой патрубок (1) с отверстиями и кронштейны (4) для крепления кольцевого патрубка к перегородке. Кольцевой патрубок (1) выполнен цельносварным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658711
Дата охранного документа: 22.06.2018
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
28.08.2018
№218.016.8027

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664900
Дата охранного документа: 23.08.2018
Showing 1-8 of 8 items.
20.08.2016
№216.015.4c02

Способ фиксации штифта в корпусе

Изобретение относится к способам фиксации штифтов в корпусе и может использоваться в конструкциях коробок приводных агрегатов и редукторов, используемых в составе газотурбинного двигателя. В способе фиксации штифта в корпусе перед установкой штифта отверстие под резьбовой втулкой, установленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594457
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
06.12.2018
№218.016.a3d2

Главный редуктор вертолета

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для обеспечения передачи крутящего момента от газотурбинного двигателя к потребителю, в частности, для привода вала несущего винта вертолета. Основная маслосистема и вспомогательная маслосистема функционируют одновременно и независимо друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674106
Дата охранного документа: 04.12.2018
10.04.2019
№219.017.0353

Способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже редукторов и мультипликаторов. Устанавливают в корпусе ведомое зубчатое колесо первой ступени и ведущее зубчатое колесо второй ступени. Размещают опоры подшипников с обеих сторон корпуса. Устанавливают в шлицы ведомого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002389595
Дата охранного документа: 20.05.2010
10.04.2019
№219.017.055d

Способ контроля жесткости торсионного шлицевого вала при скручивании

Изобретение относится к области механики и к методам измерения. Сущность: закрепляют вал, прикладывают нагрузку и определяют угол скручивания, характеризующий жесткость вала. Закрепление вала в окружном направлении осуществляют между двумя механизмами нагружения, выполненными с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369838
Дата охранного документа: 10.10.2009
29.05.2019
№219.017.66b5

Способ сборки шевронного зубчатого колеса

Способ включает установку левого и правого полушевронов на общий вал. Для уменьшения износа сборных зубчатых колес предварительно в правом полушевроне выполняют отверстия под призонные болты. На общий вал с двух сторон устанавливают податливые элементы, обеспечивающие гарантированный натяг....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002379167
Дата охранного документа: 20.01.2010
10.11.2019
№219.017.dfab

Промежуточный корпус газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к конструкциям силовых корпусов ГТД, воспринимающих действие нагрузок, создающих как самим двигателем (действия веса, силы тяги, силы от срабатывания реверса, крутящего момента), так и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705499
Дата охранного документа: 07.11.2019
12.04.2023
№223.018.43ec

Газотурбинный двигатель с коробкой приводных агрегатов

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов (КПА) двухконтурных газотурбинных двигателей (ГТД). Изобретение направлено на получение максимально коротких и с меньшим количеством перегибов гидравлических магистралей, что обеспечивает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793638
Дата охранного документа: 04.04.2023
+ добавить свой РИД