×
10.05.2018
218.016.4b4f

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002651713
Дата охранного документа
23.04.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха. Техническим результатом данного изобретения является обеспечение температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномёрзлых грунтах при строительстве транспортных сооружений в период с положительными значениями температуры воздуха. Технический результат достигается тем, что способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии. Согласно изобретению поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния. Данный способ был смоделирован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТвГТУ. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей в случае использования некондиционных тонкодисперсных грунтов (супесей, суглинков и др.) при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха.

Известен способ возведения насыпи на мерзлых грунтах путем поддержания насыпи и основания в мерзлом состоянии за счет размещения системы охлаждающих труб в нижней части насыпи (RU, №2010919, МПК E02D 17/18, 1994).

Недостатком известного способа является невозможность целенаправленного регулирования температурно-реологического состояния насыпи, что снижает эффективность использования способа.

Наиболее близким техническим решением является способ температурной стабилизации основания сооружений на вечномерзлых грунтах путем использования охлаждающей системы в виде труб, уложенных под слоем теплоизоляции по всей площади основания, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии (RU, №2415226, МПК E02D 3/115, 2011).

Недостатком известного технического решения является поддержание насыпи в процессе ее эксплуатации в одном заданном отрицательном температурном режиме и состоянии, что приводит к повышенным энергозатратам и снижает эффективность способа.

Технической проблемой данного изобретения является обеспечение температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах при строительстве транспортных сооружений в период с положительными значениями температуры воздуха.

Решением технической проблемы при использовании данного изобретения является снижение энергозатрат за счет создания оптимальных условий работы насыпи с возможностью целенаправленного круглогодичного регулирования ее температурного режима и ее состояния.

Поставленная техническая проблема решается тем, что способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии. Согласно изобретению поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния.

Выполнение операции промораживания не в постоянном режиме, а периодически - только в момент прохождения состава и дискретно - на длине насыпи, равной не менее двух длин состава, позволяет, во-первых, экономить энергетические ресурсы, а, во-вторых, более оперативно изменять температурно-реологическое состояние насыпи при переходе из пластично-мерзлого состояния в твердомерзлое и обратно, что повышает эффективность способа.

Длина промораживания насыпи, равная не менее двух длин состава, выбрана из условия обеспечения сохранения более прочной структуры грунта - в твердомерзлом состоянии по всей длине прохождения состава с некоторым запасом промежутка пути, обеспечивающим сохранение прочностных характеристик грунта во время прохождения состава.

Использование двух температурных режимов - ожидания и активного промораживания - позволяет дополнительно экономить энергоресурсы как за счет поддержания насыпи в основное время в режиме на минимальном температурном уровне для предотвращения оттаивания и сохранения, при этом структурно устойчивого состояния - пластично-мерзлого состояния с температурой 0° - -0,5°С, так и за счет поддержания минимального времени при более низкой температуре для повышения структурной прочности грунта в твердомерзлом состоянии -0,5° - -2°С, что, в целом, также повышает эффективность способа. (Понятие пластично-мерзлое или твердомерзлое состояние известны, и для каждых грунтов выявлены свои температурные значения перехода из одного состояния в другое. Например: Роман Л.Т. Мерзлые торфяные грунты как основания сооружений. - Новосибирск: Наука, 1987. С. 108-109).

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах иллюстрируется чертежом, где изображена схема работы железнодорожной насыпи.

На фигуре обозначено:

1 - насыпь, 2 - мерзлое основание, 3 - охлаждающая система, 4 - участок насыпи, работающий в ждущем температурном режиме, 5 - железнодорожный состав, 6 - участок насыпи, работающий в активном температурном режиме.

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах реализуется следующим образом.

В период с положительными значениями температуры воздуха в зависимости от грузоподъемности составов задают один из двух температурных режимов и состояний грунта охлаждающей системой 3. При использовании легко нагруженных составов и в случае длительного простоя насыпи задают более экономичный температурный режим - на уровне 0° - -0,5°С с формированием и поддержанием пластично-мерзлого состояния грунта, достаточного для предотвращения разрушения полотна. В случае прохождения тяжело нагруженных составов задают температурный режим - на уровне -0,5° - -2°С с формированием и поддержанием более прочной структуры - твердомерзлого состояния грунта.

Для повышения эффективности работы насыпи железной дороги (например, для экономии энергоресурсов) создают условия для проводки одновременно как легко нагруженных составов, так и тяжело нагруженных составов, для чего задают два режима промораживания. Первый задают в ждущем температурном режиме на уровне 0° - -0,5°С с формированием и поддержанием пластично-мерзлого состояния грунта на всем протяжении дороги 4, а второй задают в активном температурном режиме на уровне -0,5° - -2°С с формированием и поддержанием твердомерзлого состояния периодически - в момент прохождения тяжело нагруженного железнодорожного состава 5 и дискретно - на участке насыпи 6 впереди состава на длине насыпи, равной не менее двух длин состава kl (где l - длина состава; k - коэффициент, учитывающий температуру окружающей среды и скорость движения состава).

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах был смоделирован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТвГТУ и показал возможность его реализации в реальных условиях строительства. Предлагаемое техническое решение рекомендуется использовать на сложных участках строительства дорог в Арктических зонах, характеризуемых широким распространением высокольдистых структурно-неустойчивых при оттаивании грунтов и отсутствием кондиционных грунтовых материалов, используемых для возведения дорожных насыпей.

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах, реализуемый путем использования охлаждающей системы, размещенной в теле насыпи железной дороги, организации искусственного промораживания грунта и поддержания его в мерзлом состоянии, отличающийся тем, что поддержание грунта в мерзлом состоянии в период с положительными значениями температуры воздуха выполняют, по крайней мере, в двух температурных режимах и состояниях, первый из которых - режим ожидания - задают на всем протяжении дороги с температурой от 0 до 0,5°С с возможностью сохранения пластично-мерзлого состояния грунта, а второй - режим активного промораживания - с температурой от -0,5 до -2°С осуществляют периодически перед прохождением состава по длине, равной не менее двух длин состава - с поддержанием температуры грунта твердомерзлого состояния.
Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах
Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
25.08.2017
№217.015.bf53

Способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза

Изобретение относится к области переработки полимерных отходов. Осуществляют способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза, при этом осуществляют термическую переработку полимерных отходов в шнековом реакторе без доступа кислорода в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617213
Дата охранного документа: 24.04.2017
13.02.2018
№218.016.1fc6

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам. Дорожную насыпь собирают из дискретных полос, отсыпанных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641352
Дата охранного документа: 17.01.2018
14.06.2018
№218.016.61c3

Насыпь железной дороги на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства, в частности, касается строительства транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года с учетом использования систем замораживания и термостабилизации грунтовых оснований сооружений. Насыпь железной дороги на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657310
Дата охранного документа: 13.06.2018
11.10.2018
№218.016.8fbd

Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к строительству аэродромов. Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах включает в себя взлетно-посадочную полосу (1), а также сооружения, установленные на винтовых сваях и связанные между собой рельсовыми путями с тележками (13). Главный рельсовый путь (12)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669250
Дата охранного документа: 09.10.2018
19.12.2018
№218.016.a842

Взлетно-посадочная полоса на мерзлых грунтах

Изобретение предназначено для быстрого возведения взлетно-посадочных (ВПП) полос аэродромов на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года. Взлетно-посадочная полоса аэродрома на мерзлых грунтах включает подсыпку с теплоизоляцией на мерзлом грунтовом основании, полотно из сборного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675133
Дата охранного документа: 17.12.2018
12.12.2019
№219.017.ec09

Зонд сканирующего микроскопа

Изобретение относится к сканирующей зондовой микроскопии, а именно к устройствам, обеспечивающим получение информации о топологии и других свойствах поверхности объекта, для изучения поверхности тел методом атомно-силовой микроскопии и нанотехнологии. Зонд сканирующего микроскопа состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708530
Дата охранного документа: 09.12.2019
20.02.2020
№220.018.0462

Патрон цанговый механизированный

Патрон содержит корпус с центральным отверстием, цангу с лепестками и коническим отверстием, выполненным на лепестках, привод со штоком, сопряженным с центральным отверстием с возможностью осевого перемещения, и нажимной элемент с наружным конусом, причем упомянутый конус сопряжен с коническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714454
Дата охранного документа: 17.02.2020
23.02.2020
№220.018.04bb

Топка для сжигания газомазутного топлива

Изобретение относится к области энергетики. Топка для сжигания газомазутного топлива выполнена в нижней части в форме прямоугольного параллелепипеда, в верхней части - в форме четырехгранной усеченной пирамиды и включает под, свод, стены и экраны, повторяющие внутреннюю поверхность топки, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714983
Дата охранного документа: 21.02.2020
28.03.2020
№220.018.1135

Купольное сооружение на луне

Изобретение относится к области строительства, в частности к быстро возводимым купольным защитным сооружениям на Луне. Купольное сооружение на Луне включает основание, на котором установлен надувной купол, и защитную оболочку, которая выполнена спиральной из непрерывного эластичного рукава,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717858
Дата охранного документа: 26.03.2020
10.04.2020
№220.018.13f2

Способ строительства купольного сооружения на луне

Изобретение относится к области строительства, в частности к быстро возводимым защитным сооружениям на Луне. Cпособ строительства купольного сооружения на Луне включает установку надувного купола с организацией защитной оболочки из грунта реголита. Защитную оболочку выполняют путем послойной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718548
Дата охранного документа: 08.04.2020
Showing 1-10 of 17 items.
27.07.2014
№216.012.e3c5

Способ получения легкого материала

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для получения легкого заполнителя бетонов. Способ получения легкого материала, включающий получение гранул из торфяной смеси, сушку и термообработку, где торфяную смесь готовят путем совместного помола полипропиленовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524099
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.08.2015
№216.013.6f3a

Грохот для классификации строительных материалов

Предложенное изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для разделения пород и строительных материалов по крупности при подготовке к транспортировке, для выполнения дробильно-сортировочных операций, а также для классификации строительных материалов. Грохот для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560044
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.01.2016
№216.013.9eea

Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройству фундаментов на сложных основаниях в суровых природно-климатических условиях. Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании включает свайный фундамент с ростверком, охлаждающую систему из ряда трубчатых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572319
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.33df

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства, в частности к искусственной фибре для приготовления бетонов. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде прямолинейного отрезка нити 1 с анкерами, анкеры выполнены в виде поперечных выпусков 2 из той же нити, равномерно распределенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582254
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.81de

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде отрезка нити с анкерами на концах. Отрезок нити состоит из двух ветвей, соединенных общим анкером, выполненным с возможностью изменения ориентации ветвей относительно общего анкера. В одном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601705
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.cd69

Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды

Изобретение относится к области обустройства дорог и, в частности, к водопропускным сооружениям. Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды выполнена в виде послойно спирально намотанной бетонной матрицы на опорный цилиндр, включающей спиральный арматурный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619604
Дата охранного документа: 17.05.2017
19.01.2018
№218.016.0c7f

Способ строительства водопропускного сооружения (варианты)

Изобретение относится к области обустройства дорог и, в частности, к строительству быстровозводимых водопропускных сооружений. Способ строительства водопропускного сооружения заключается в выполнении операций по подготовке основания, установке опалубки и укладке в него арматурного элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632725
Дата охранного документа: 09.10.2017
13.02.2018
№218.016.1fc6

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам. Дорожную насыпь собирают из дискретных полос, отсыпанных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641352
Дата охранного документа: 17.01.2018
14.06.2018
№218.016.61c3

Насыпь железной дороги на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства, в частности, касается строительства транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года с учетом использования систем замораживания и термостабилизации грунтовых оснований сооружений. Насыпь железной дороги на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657310
Дата охранного документа: 13.06.2018
11.10.2018
№218.016.8fbd

Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к строительству аэродромов. Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах включает в себя взлетно-посадочную полосу (1), а также сооружения, установленные на винтовых сваях и связанные между собой рельсовыми путями с тележками (13). Главный рельсовый путь (12)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669250
Дата охранного документа: 09.10.2018
+ добавить свой РИД