×
13.02.2018
218.016.1fc6

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002641352
Дата охранного документа
17.01.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области строительства дорог и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам. Дорожную насыпь собирают из дискретных полос, отсыпанных на полотнищах на технологическом участке, и доставляют волоком по снегу на промороженное основание трассы строящейся дороги. Технический результат состоит в повышении эффективности строительства дорог за счет упрощения, ускорения и более качественного возведения насыпи при строительстве на мерзлых грунтах. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах.

Известен способ возведения насыпи на мерзлых грунтах путем подготовки основания, последовательной укладки теплоизоляционного слоя и отсыпки слоя высокольдистого грунта (SU, п. №841418, МПК Е01С 3/06, 1991).

Недостатком известного способа является повышенная трудоемкость работ, а на его осуществление влияют погодные условия, что приводит к резкому удлинению сроков строительства и ухудшению качества работ, снижая тем самым эффективность способа.

Наиболее близким техническим решением является способ строительства дорог на болотах в зимнее время путем подготовки основания и отсыпки насыпи по полосам (RU, п. №2293814, МПК Е01С 3/04, 2007).

Недостатками известного способа являются значительная трудоемкость выполнения качественной отсыпки по отдельным полосам и сложность подготовки и укладки различных изоляционных и армирующих элементов в сложных природно-климатических условиях строительства, что снижает эффективность использования способа.

При создании изобретения была поставлена задача по разработке способа строительства насыпи на мерзлых грунтах с сокращенным количеством технологических операций за счет структурного упрочнения грунта насыпи.

Техническим результатом является повышение эффективности строительства дорог за счет упрощения, ускорения, и более качественного возведения насыпи при строительстве на мерзлых грунтах.

Поставленная задача и указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства дорог на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам, дорожную насыпь собирают из дискретных полос, отсыпанных на полотнищах на технологическом участке, и доставляют волоком по снегу на промороженное основание трассы строящейся дороги, при этом технологический участок закрывают (накрывают надувным вагоном-куполом) и могут располагать параллельно основной оси трассы дороги с возможностью его (дальнейшего) перемещения. При этом возможно устанавливать дискретные полосы в шахматном порядке или на одну длину по ширине дороги относительно оси трассы, а также поперек трассы дороги. Кроме этого, подготовку основания можно выполнять путем расстилки отрезков полотнищ на незамерзшее основание трассы дроги, после чего дают выдержку до промерзания основания и покрытия полотнищ снегом, затем производят освобождение трассы от снега, для чего полотнище со снегом смещают в сторону от трассы дороги и выполняют отсыпку насыпи или возвращают на прежнее место очищенное полотнище, а также путем загибания полотнища со снегом в сторону края трассы дороги до полного его освобождения от снега.

Учитывая, что дорожную насыпь не отсыпают, а собирают из готовых дискретных полос, отсыпанных на полотнище на технологическом участке и доставленных по снегу на трассу строящейся дороги, то появляется возможность значительно ускорить процесс строительства дороги, а также более качественно выполнять работы за счет возможности создания более благоприятных условий при использовании технологического участка. При этом полотнище выполняет две функции: как элемент транспортного средства для перемещения дискретной полосы насыпи и как конструктивный элемент, оставаясь в теле будущей насыпи, армирует ее, что в целом повышает эффективность способа. Кроме этого, эффективность способа дополнительно повышается за счет того, что непосредственно в процессе отсыпки дискретной полосы на технологическом участке могут быть установлены более качественно различные дополнительные конструктивные элементы: армирующие, теплоизоляционные, терморегулирующие, фильтрационные и др. При этом первый слой из дискретных полос может служить временной дорогой для отсыпки последующих слоев по общепринятой технологии.

Формирование - сборка насыпи из отдельных готовых дискретных полос позволяет также целенаправленно формировать структуру насыпи по ее сечению. Например, крайние полосы или откосы, как наиболее подверженные разрушению, можно изготавливать из упрочненной грунтовой смеси (например, из фиброгрунтоцементной смеси), а центральные - из обычных или некондиционных грунтов.

В случае выполнения технологического участка закрытым с расположением его параллельно основной трассе дороги и возможностью перемещения, появляется возможность изготовления отдельных дискретных грунтовых полос в закрытом помещении, практически в условиях цеха на всем протяжении трассы дороги, что позволяет добиться изготовления дискретных полос оптимальной структуры насыпи, четко выдержать запроектируемую конструкцию насыпи, упростить технологию укладки различных элементов (геосеток, георешеток и др.). Отпадает необходимость в хранении приготовленного грунта, что особенно важно при работе в сложных природно-климатических условиях Севера. Кроме этого, закрывая технологический участок при неблагоприятных условиях, появляется возможность создавать более комфортные условия для рабочих и специалистов, для более качественного выполнения различных технологических подготовительных операций: по подготовке грунтовой отсыпки; формированию дискретной полосы повышенной устойчивости, особенно при формировании откосов. При этом, располагая технологический участок параллельно основной трассе дороги, появляется возможность ее строительства ускоренными темпами за счет возможности перемещения готовых дискретных полос в обоих направлениях, что, в целом, повышает эффективность способа.

Для усиления структуры насыпи и повышения ее устойчивости дискретные полосы устанавливают в шахматном порядке. В этом случае за счет взаимного перекрывания стыков дискретных полос повышается сопротивляемость их сдвигу в поперечном направлении.

Процесс строительства дороги ускоряется, если дискретные полосы устанавливают вровень по их длине на всю ширину дороги.

В случае если на незамерзшее подготовленное основание трассы дороги расстилают отрезки полотнищ, дают выдержку до промерзания основания и покрытия полотнищ снегом и после этого производят освобождение трассы от снега, для чего полотнище со снегом смещают в сторону от трассы дороги и выполняют отсыпку насыпи или возвращают на прежнее место очищенное полотнище, то это позволяет ускорить процесс и увеличить глубину промерзания основания, а в целом ускорить процесс строительства дороги.

Если освобождение трассы от снега выполняют путем загибания полотнища со снегом в сторону края трассы дороги, до полного его освобождения, то в этом случае не требуется выполнения дополнительной операции. Трасса дороги остается чистой для выполнения последующих технологических операций, при этом возникает возможность интенсифицировать процесс промерзания грунта основания.

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена схема освобождения трассы дороги от снега; на фиг. 2 - технологическая схема подготовки дискретных грунтовых полос и их транспортирования к месту строительства дороги; на фиг. 3 - технологическая схема сборки насыпи дороги; на фиг. 4 - схема сборки насыпи дороги с шахматным расположением дискретных полос; на фиг. 5 - схема сборки насыпи дороги с расположением дискретных полос на одну длину по всей ширине дороги; на фиг. 6 - схема сборки насыпи дороги с расположением дискретных полос поперек трассы дороги.

На фиг. 1-6 обозначены: 1 - трасса дороги; 2 - полотнище; 3 - снег; 4 - канат; 5 - бульдозер; 6 - надувной вагон-купол; 7 - дискретная полоса; 8 - автосамосвал; 9 - возводимая насыпь дороги.

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах реализуется следующим образом. Для ускорения процесса промерзания основания дороги и быстрейшего освобождения его от снега на незамерзшее подготовленное основание трассы 1 дороги расстилают полотнища 2, дают выдержку до промерзания основания и покрытия полотнища 2 снегом 3, после чего производят освобождение трассы от снега, для этого полотнище со снегом смещают в сторону от трассы дороги и выполняют отсыпку насыпи дороги или возвращают на прежнее место очищенное полотнище (фиг. 1).

Процесс освобождение основания трассы дороги 1 от снега 3 и процесс промерзания грунта основания трассы дороги 1 можно интенсифицировать, для чего производят загибание полотнища 2 со снегом 3 канатом 4 с помощью бульдозера 5 в сторону края трассы дороги до полного его освобождения от снега (фиг. 1).

После расчистки трассы дороги 1 от снега 3 организуют параллельно ей технологический участок в виде закрытого мобильного помещения, например в виде надувного вагона-купола 6 (фиг. 2, фиг. 3). Отсыпают внутри мобильного закрытого помещения - надувного вагона-купола 6, дискретную полосу 7 на полотнище 2 из грунтовой смеси, доставленной автосамосвалом 8 или приготовленную непосредственно на технологическом участке. Далее дорогу собирают из готовых дискретных полос 7 путем их транспортирования волоком по снегу с помощью бульдозера 5 на трассу 1 возводимой насыпи дороги 9. Длина и ширина bn дискретной полосы задаются с учетом прочности полотнища и толщины насыпного слоя грунта.

Для усиления структуры насыпи и повышения ее устойчивости подготовленные дискретные полосы 7 транспортируют на трассу дороги 1 и устанавливают в шахматном порядке по ширине дороги относительно оси трассы 1 (фиг. 4).

С целью сокращения сроков строительства дороги (отсыпки насыпи) подготовленные дискретные полосы 7 транспортируют на трассу дороги 1 и устанавливают вровень по их длине относительно оси трассы дороги 1 (фиг. 5).

При формировании насыпи полной готовности, например, с включением водопропускных, вентиляционных и других устройств, подготовленные дискретные полосы 7 транспортируют на трассу дороги и устанавливают поперек трассы дороги 1 (фиг. 6).

Способ строительства дорог на мерзлых грунтах опробован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТвГТУ и показал возможность его реализации в реальных условиях строительства. Наиболее эффективно предлагаемый способ может быть применен на наиболее сложных участках строительства в Арктических зонах.


Способ строительства дорог на мерзлых грунтах
Способ строительства дорог на мерзлых грунтах
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 24 items.
10.07.2013
№216.012.546a

Насыпь на сильнольдистых вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года. Насыпь включает тело насыпи в виде насыпного грунта и установленную в насыпи охлаждающую систему в виде полотнища с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487213
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.08.2013
№216.012.60c6

Арматурный элемент для дисперсного армирования бетона

Арматурный элемент для дисперсного армирования бетона относится к области строительства, в частности к искусственной фибре для приготовления бетонов, и может быть использован в строительной индустрии. По первому варианту арматурный элемент для дисперсного армирования бетона выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490406
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.01.2014
№216.012.9437

Сырьевая смесь для приготовления тяжелого бетона

Изобретение относится к строительным материалам, в частности к сырьевым смесям для приготовления тяжелых бетонов, и может быть использовано в строительной индустрии. Сырьевая смесь для приготовления тяжелого бетона, включающая цемент, заполнитель, наполнитель из молотого известняка и воду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503637
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.07.2014
№216.012.e3c5

Способ получения легкого материала

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для получения легкого заполнителя бетонов. Способ получения легкого материала, включающий получение гранул из торфяной смеси, сушку и термообработку, где торфяную смесь готовят путем совместного помола полипропиленовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524099
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.08.2015
№216.013.6f3a

Грохот для классификации строительных материалов

Предложенное изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для разделения пород и строительных материалов по крупности при подготовке к транспортировке, для выполнения дробильно-сортировочных операций, а также для классификации строительных материалов. Грохот для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560044
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.01.2016
№216.013.9eea

Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройству фундаментов на сложных основаниях в суровых природно-климатических условиях. Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании включает свайный фундамент с ростверком, охлаждающую систему из ряда трубчатых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572319
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.33df

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства, в частности к искусственной фибре для приготовления бетонов. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде прямолинейного отрезка нити 1 с анкерами, анкеры выполнены в виде поперечных выпусков 2 из той же нити, равномерно распределенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582254
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.81de

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде отрезка нити с анкерами на концах. Отрезок нити состоит из двух ветвей, соединенных общим анкером, выполненным с возможностью изменения ориентации ветвей относительно общего анкера. В одном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601705
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.bf53

Способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза

Изобретение относится к области переработки полимерных отходов. Осуществляют способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза, при этом осуществляют термическую переработку полимерных отходов в шнековом реакторе без доступа кислорода в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617213
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.cd69

Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды

Изобретение относится к области обустройства дорог и, в частности, к водопропускным сооружениям. Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды выполнена в виде послойно спирально намотанной бетонной матрицы на опорный цилиндр, включающей спиральный арматурный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619604
Дата охранного документа: 17.05.2017
Showing 1-10 of 18 items.
27.07.2014
№216.012.e3c5

Способ получения легкого материала

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для получения легкого заполнителя бетонов. Способ получения легкого материала, включающий получение гранул из торфяной смеси, сушку и термообработку, где торфяную смесь готовят путем совместного помола полипропиленовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524099
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.08.2015
№216.013.6f3a

Грохот для классификации строительных материалов

Предложенное изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для разделения пород и строительных материалов по крупности при подготовке к транспортировке, для выполнения дробильно-сортировочных операций, а также для классификации строительных материалов. Грохот для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560044
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.01.2016
№216.013.9eea

Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройству фундаментов на сложных основаниях в суровых природно-климатических условиях. Пространственная фундаментная опора резервуара на мерзлом основании включает свайный фундамент с ростверком, охлаждающую систему из ряда трубчатых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572319
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.33df

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства, в частности к искусственной фибре для приготовления бетонов. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде прямолинейного отрезка нити 1 с анкерами, анкеры выполнены в виде поперечных выпусков 2 из той же нити, равномерно распределенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582254
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.81de

Фибра для дисперсного армирования бетона

Изобретение относится к области строительства. Фибра для дисперсного армирования бетона выполнена в виде отрезка нити с анкерами на концах. Отрезок нити состоит из двух ветвей, соединенных общим анкером, выполненным с возможностью изменения ориентации ветвей относительно общего анкера. В одном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601705
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.bf53

Способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза

Изобретение относится к области переработки полимерных отходов. Осуществляют способ утилизации полимерных отходов методом низкотемпературного каталитического пиролиза, при этом осуществляют термическую переработку полимерных отходов в шнековом реакторе без доступа кислорода в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617213
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.cd69

Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды

Изобретение относится к области обустройства дорог и, в частности, к водопропускным сооружениям. Конструкция для формирования на месте строительства сечения для пропуска воды выполнена в виде послойно спирально намотанной бетонной матрицы на опорный цилиндр, включающей спиральный арматурный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619604
Дата охранного документа: 17.05.2017
19.01.2018
№218.016.0c7f

Способ строительства водопропускного сооружения (варианты)

Изобретение относится к области обустройства дорог и, в частности, к строительству быстровозводимых водопропускных сооружений. Способ строительства водопропускного сооружения заключается в выполнении операций по подготовке основания, установке опалубки и укладке в него арматурного элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632725
Дата охранного документа: 09.10.2017
10.05.2018
№218.016.4b4f

Способ температурной стабилизации насыпи железной дороги на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха. Техническим результатом данного изобретения является обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651713
Дата охранного документа: 23.04.2018
14.06.2018
№218.016.61c3

Насыпь железной дороги на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства, в частности, касается строительства транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года с учетом использования систем замораживания и термостабилизации грунтовых оснований сооружений. Насыпь железной дороги на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657310
Дата охранного документа: 13.06.2018
+ добавить свой РИД