×
10.05.2018
218.016.4138

Результат интеллектуальной деятельности: Способ испытания авиационного двигателя при проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к испытаниям авиационных двигателей, в частности к испытаниям по проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления. Перед испытанием во второй контур двигателя устанавливают устройство, загромождающее воздушный поток и увеличивающее уровень нагрузки первой ступени компрессора низкого давления. При этом испытание двигателя проводят на бесфорсажном режиме с регулированием площади выходного сечения сопла исходя из постоянства отношения давления воздуха за компрессором высокого давления к давлению газа за турбиной, соответствующего форсажному режиму двигателя, т.е. Р*/Р*=π*=const. Достигается повышение достоверности результатов испытаний двигателя на бесфорсажном режиме на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления. 2 ил.

Изобретение относится к испытаниям авиационных двигателей, в частности к испытаниям по проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления.

Испытания при проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления проводятся на высотных стендах ЦИАМ при имитированных режимах полета самолета, наиболее тяжелых для проявления автоколебаний по линии максимальных нагрузок на крыло самолета, по зависимости Ммакс=f(Hмин).

Зависимость Ммакс=f(Hмин) реализуется в полете только на режиме полного форсажа двигателя, на котором площадь выходного сечения сопла регулируется по закону постоянства π*т - отношения давления воздуха за компрессором высокого давления - Р*2 к давлению газа за турбиной - Р*4:

Р*2/Р*4=π*т=const (см. фиг. 1),

где М - отношение скорости полета к скорости звука;

Н - высота полета.

Известен способ испытания авиационного двигателя по проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления (RU 2426087 С1, 10.08.2011), выбранный за наиболее близкий аналог (прототип). Способ заключается в установке двигателя на стенд для высотных испытаний и испытание двигателя на бесфорсажных режимах с соплом в положении «Максимал», т.е. в положении сопла, при котором площадь его выходного сечения постоянна (не изменяется) и соответствует режиму максимальной тяги Fc=const на различных высотах от Н=0 до Н=Нмакс (см. фиг. 1) и на величинах давлений и температур перед входом в двигатель, соответствующих определенной высоте полета самолета и выбранных в диапазоне максимальных нагрузок на крыло самолета и в диапазоне частот вращения компрессора низкого давления от минимальных до максимальных оборотов.

Недостатком прототипа является низкая достоверность результатов испытаний на бесфорсажном режиме по проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора.

Низкая достоверность результатов испытания связана с отличием регулировок площади выходного сечения сопла на режимах проверки на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора с соплом Fc=const и в реальных условиях эксплуатации двигателя в полете на форсажном режиме с регулировками сопла по закону π*т=const.

Техническая проблема заключается в низкой достоверности результатов испытаний двигателя на бесфорсажном режиме с соплом в положении «Максимал» по проверке отсутствия автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления по линии максимальных нагрузок на крыло самолета, возникающих только на форсажных режимах.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении достоверности результатов испытаний двигателя на бесфорсажном режиме на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления.

Технический результат достигается тем, что способ испытания авиационного двигателя по проверке отсутствия автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления заключается в установке двигателя на стенд для высотных испытаний и испытании двигателя на расчетных величинах давлений и температур перед входом в двигатель, соответствующих определенной высоте полета самолета и выбранных в диапазоне максимальных нагрузок на крыло самолета и в диапазоне частот вращения компрессора от минимальных до максимальных оборотов. Перед испытанием во второй контур двигателя устанавливают устройство, загромождающее воздушный поток и увеличивающее уровень нагрузки первой ступени компрессора низкого давления. При этом испытание двигателя проводят на бесфорсажном режиме с регулированием площади выходного сечения сопла исходя из постоянства отношения давления воздуха за компрессором высокого давления к давлению газа за турбиной, соответствующего форсажному режиму двигателя, т.е. Р*2/Р*4=π*т=const.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими иллюстрациями:

- на фиг. 1 представлены характеристики испытаний двигателя на бесфорсажном режиме с соплом в положении «Максимал» Fc=const на высотах от Н=0 до Н=Нмакс;

- на фиг. 2 представлены характеристики π*т=f(n1пр) двигателя при регулировании соплом в положении «Максимал» и π*т=const.

Параметры перед двигателем определяются в соответствии с зависимостью Ммакс=f(Hмин). Давление воздуха перед двигателем Р*1 определяется по величине π(λ)=f(M) (Таблица газодинамических функций МАП ЦИАМ, 1956 г., с. 24-26) и давлению воздуха Рн на соответствующей высоте с учетом коэффициента потерь давления на входе в двигатель по стандартной зависимости ЦАГИ - ЦИАМ: σ=f(M) и P*1=σ×Pн/π(λ), а температура воздуха перед двигателем T*1 - по величине τ(λ)=f(M) и температуре воздуха Тн на той же высоте: T*1=Т*н=Tн/τ(λ). Испытания проводятся с нормированными дополнительными запасами - 3% по температуре и 10% по давлению.

Перед постановкой двигателя для стендовых испытаний специальным устройством в двигателе (например, постановкой заглушек во второй контур двигателя) уровень π*к/Gв (Gв - расход воздуха через двигатель, π*к - степень сжатия воздуха первой ступени компрессора низкого давления) первой ступени компрессора низкого давления увеличивают на 2% с целью создания более тяжелых условий для лопаток первой ступени компрессора низкого давления при проверке на отсутствие автоколебаний. В таком виде двигатель поставляется на стенд для проведения испытания по проверке отсутствия автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления.

Регулятор π*т на приемосдаточных испытаниях двигателя обычно настраивается таким образом, чтобы его отладка на режиме полного форсажа соответствовала уровню π*т при работе двигателя на бесфорсажном режиме с соплом в положении «Максимал» и приведенной частоте вращения компрессора низкого давления n1пр, при которой запас газодинамической устойчивости минимальный. Такая настройка регулятора π*т обеспечивает одинаковый запас устойчивости двигателя на режимах «Максимал» и полного форсажа. На фиг. 2 представлены характеристики π*т=f(n1пр) двигателя при регулировании соплом в положении «Максимал» и π*т=const.

Такой характер влияния законов регулирования на уровень нагрузки на двигатель при испытаниях на отсутствие автоколебаний с соплом в положении «Максимал» показывает, что при частоте вращения большей, чем n1пр, двигатель при работе с соплом в положении «Максимал» менее нагружен, а при частоте вращения меньшей, чем n1пр, - более нагружен относительно уровня π*т=const при работе на форсажном режиме.

Следовательно, если проверку на отсутствие автоколебаний проводить с соплом в положении «Максимал», то в зоне частот вращения меньшей, чем n1пр, т.е. в зоне наиболее вероятного появления автоколебаний - дозвукового срывного флаттера - проверка будет осуществляться на более поджатой рабочей линии двигателя, чем при работе на форсажном режиме в условиях эксплуатации, и получаемый таким образом запас по автоколебаниям будет занижен. В зоне частот вращения больших, чем n1пр, проверка будет осуществляться на менее поджатой рабочей линии двигателя, чем при работе на форсажном режиме в условиях эксплуатации, т.е. зоны, где могут существовать дозвуковой и сверхзвуковой флаттера с повышенным давлением, будут исследованы недостаточно.

Таким образом, проведение испытаний по проверке отсутствия автоколебаний рабочих лопаток низкого давления на бесфорсажном режиме с соплом в положении «Максимал» не позволяет в процессе испытаний имитировать условия эксплуатации и, поскольку полеты по линии максимальных нагрузок на крыло возможны только на форсажных режимах, то и режимы подготовки и проверки на отсутствие автоколебаний должны соответствовать форсажным режимам работы двигателя, прежде всего с соблюдением закона π*т=const.

Заявленный способ осуществляется следующим образом. Испытание двигателя проходит на бесфорсажном режиме, при котором площадь выходного сечения (среза) сопла регулируются исходя из постоянства отношения Р*2/Р*4=π*т=const, а именно: при увеличении или уменьшении давления за турбиной Р*4 регулятор сопла π*т изменяет площадь выходного сечения сопла для поддержания постоянства указанного отношения. То есть регулятор π*т при увеличении давления газа за турбиной Р*4 увеличивает площадь выходного сечения сопла, а при уменьшении давления - уменьшает его, добиваясь таким образом соблюдения указанного постоянства отношения Р*2/Р*4=π*т=const, соответствующего при этом форсажному режиму двигателя. Форсажные показатели указанного отношения на бесфорсажном режиме достигаются за счет, например, регулировок выходной площади сечения сопла (уменьшением его площади) или могут достигаться в комплексе вместе с регулировкой степени перекрытия заглушками второго контура с учетом возможностей испытательного стенда.

Следовательно, использование регулятора π*т=const в качестве регулятора рабочей линии двигателя при подготовке и проведении испытаний дает возможность достоверно определить отсутствие автоколебаний в самых тяжелых условиях, наиболее возможных для проявления автоколебаний рабочих лопаток компрессора при эксплуатации.

Способ испытания авиационного двигателя по проверке отсутствия автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления, заключающийся в установке двигателя на стенд для высотных испытаний и испытании двигателя на расчетных величинах давлений и температур перед входом в двигатель, соответствующих определенной высоте полета самолета и выбранных в диапазоне максимальных нагрузок на крыло самолета и в диапазоне частот вращения компрессора от минимальных до максимальных оборотов, отличающийся тем, что перед испытанием во второй контур двигателя устанавливают устройство, загромождающее воздушный поток и увеличивающее уровень нагрузки первой ступени компрессора низкого давления, при этом испытание двигателя проводят на бесфорсажном режиме с регулированием площади выходного сечения сопла исходя из постоянства отношения давления воздуха за компрессором высокого давления к давлению газа за турбиной, соответствующего форсажному режиму двигателя.
Способ испытания авиационного двигателя при проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
10.05.2016
№216.015.3bb5

Способ получения поковок из жаропрочных гранулированных сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и машиностроительной отраслях промышленности при изготовлении заготовок и деталей из гранулированных жаропрочных сплавов, например дисков роторов газотурбинных двигателей со смешанной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583564
Дата охранного документа: 10.05.2016
26.08.2017
№217.015.ec22

Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей

Изобретение относится к технологиям и оборудованию для нанесения покрытий на детали при их химико-термической обработке. Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей включает формирование на внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628309
Дата охранного документа: 17.08.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
13.02.2018
№218.016.1f00

Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости

Изобретение относится к области испытаний авиационных двигателей, в частности к созданию на стендах условий для подготовки испытаний авиационного двигателя по оценке достаточности запасов газодинамической устойчивости. При испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641187
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f29

Способ нанесения износостойкого покрытия на бандажную полку лопатки турбомашин из никелевых сплавов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при производстве или ремонте бандажированных лопаток турбин турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Выполняют бандажную полку лопатки турбины. Наносят на подготовленную к наплавке контактную поверхность бандажной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641210
Дата охранного документа: 16.01.2018
10.05.2018
№218.016.3ed9

Система автоматического управления авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления электронно-гидромеханической автоматикой авиационных ГТД и может быть использовано для управления авиационным ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе аварийных. Система оснащена сигнализатором отказа насоса-регулятора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648479
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4141

Система регулирования радиального зазора

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к системе регулирования радиального зазора в газотурбинных двигателях. Система активного управления радиальным зазором в турбине содержит, подвижное кольцо, расположенное между надроторными вставками статора, корпусом статора турбины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649167
Дата охранного документа: 30.03.2018
05.07.2018
№218.016.6b86

Биротативный компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при производстве газотурбинных двигателей. Биротативный компрессор содержит корпус, в корпусе с возможностью вращения смонтированы наружный и внутренний валы, на валах установлены диски, на дисках закреплены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659841
Дата охранного документа: 04.07.2018
16.09.2018
№218.016.8849

Способ противоводородной термической обработки заготовок из сталей и сплавов

Изобретение относится к области термической обработки заготовок из сталей и сплавов. Способ противоводородной термической обработки заготовок из сталей и сплавов заключается в выдержке заготовок из расчета 2 минуты на 1 мм сечения при температуре от 650°С до 700°С, соответствующей минимальному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667111
Дата охранного документа: 14.09.2018
16.09.2018
№218.016.884d

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к области сварки и наплавки и может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из жаропрочных никелевых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667110
Дата охранного документа: 14.09.2018
Showing 1-10 of 14 items.
10.08.2013
№216.012.5dbb

Подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле

Группа изобретений относится к конструкциям подшипников роликовых радиальных, которые могут быть использованы для монтажа узлов опор роторов газотурбинных двигателей и способам их монтажа в подшипниковом узле. Подшипник роликовый радиальный содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489616
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.10.2013
№216.012.742a

Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495395
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.05.2015
№216.013.47ed

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных авиационных двигателей. Согласно способу измеряют температуру воздуха на входе в двигатель, по значению сигнала температуры воздуха на входе в двигатель и первому заданному программному значению регулируемого параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549920
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.07.2015
№216.013.5eb3

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС) при их эксплуатации на учебных режимах для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555784
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.06.2016
№217.015.0494

Способ отладки ограничителя температуры газа за турбиной газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ограничителям температуры газа перед турбиной, может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов и позволяет обеспечить возможность настройки ограничителя с учетом полетных условий. Способ отладки ограничителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587514
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.06.2016
№216.015.470e

Способ определения коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к определению при испытаниях коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях. Способ позволяет повысить достоверность определения величины коэффициента расхода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586792
Дата охранного документа: 10.06.2016
26.08.2017
№217.015.d9bb

Стенд для испытаний газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области оборудования для проведения испытаний и может быть использовано для проведения приемосдаточных и других испытаний газотурбинных двигателей различного назначения. Стенд для испытаний газотурбинных двигателей включает нагрузочное устройство, имеющее возможность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623625
Дата охранного документа: 28.06.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
13.02.2018
№218.016.1f00

Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости

Изобретение относится к области испытаний авиационных двигателей, в частности к созданию на стендах условий для подготовки испытаний авиационного двигателя по оценке достаточности запасов газодинамической устойчивости. При испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641187
Дата охранного документа: 16.01.2018
10.05.2018
№218.016.3ed9

Система автоматического управления авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления электронно-гидромеханической автоматикой авиационных ГТД и может быть использовано для управления авиационным ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе аварийных. Система оснащена сигнализатором отказа насоса-регулятора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648479
Дата охранного документа: 26.03.2018
+ добавить свой РИД