×
13.02.2018
218.016.1f00

Результат интеллектуальной деятельности: Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области испытаний авиационных двигателей, в частности к созданию на стендах условий для подготовки испытаний авиационного двигателя по оценке достаточности запасов газодинамической устойчивости. При испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в незатененной области интерцептора, для чего определяют оптимальное расстояние от интерцептора до входного сечения двигателя последовательной установкой интерцептора от входного сечения двигателя на расстояние от 2 до 4 диаметров подводящего коллектора. При последовательной установке измеряют значение комплексного показателя неравномерности W, определяют достижение границы преждевременного помпажа путем обнаружения границы появления сверхзвукового течения потока в незатененной области интерцептора и определяют расстояние между интерцептором и входным сечением двигателя, обеспечивающее возможность измерения реального значения комплексного показателя неравномерности W. Достигается улучшение определения точности (достоверности) значений показателя достаточности запаса газодинамической устойчивости авиационного двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к области испытаний авиационных двигателей, в частности к созданию на стендах условий для подготовки испытаний авиационного двигателя по оценке достаточности запасов газодинамической устойчивости.

Известен стенд испытаний авиационных двигателей на газодинамическую устойчивость с применением специального оборудования, к которому относят подвижный интерцептор, позволяющий изменять площадь проходного сечения подводящего коллектора. Для выравнивания воздушного потока после интерцептора перед входом в двигатель требуется определенное расстояние. Например, для турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой и регулируемым соплом и тягой более 120 кН это расстояние должно быть не менее пяти/шести диаметров входа в двигатель (Технология эксплуатации, диагностики и ремонта газотурбинных двигателей, Москва, «Высшая школа», 2002, с. 336-337). Недостаток аналога заключается в том, что в приведенных условиях для испытаний значения показателя достаточности запасов газодинамической устойчивости двигателя не будут соответствовать действительности.

Техническая проблема заключается в определении реального (действительного) значения комплексного показателя неравномерности W при стендовых испытаниях авиационных двигателей на достаточность запасов газодинамической устойчивости.

Технический результат заявленного изобретения заключается в улучшении определения точности (достоверности) значений показателя достаточности запаса газодинамической устойчивости авиационного двигателя.

Технический результат достигается тем, что способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости с помощью интерцептора, установленного в подводящем коллекторе на расстоянии от входного сечения двигателя не менее протяженности зоны срыва воздушного потока, создаваемого интерцептором. При испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в незатененной области интерцептора, для чего определяют оптимальное расстояние от интерцептора до входного сечения двигателя последовательной установкой интерцептора на расстояние от 2 до 4 диаметров подводящего коллектора от входного сечения двигателя, при последовательной установке измеряют значение комплексного показателя неравномерности W, определяют достижение границы преждевременного помпажа путем обнаружения границы появления сверхзвукового течения потока в незатененной области интерцептора и определяют расстояние между интерцептором и входным сечением двигателя, обеспечивающее возможность измерения реального значения комплексного показателя неравномерности W.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими иллюстрациями:

- на фиг. 1 представлена схема стенда для испытания двигателя на газодинамическую характеристику - достаточность запасов газодинамической устойчивости (далее - ГДУ);

- на фиг. 2 представлен график зависимости окружной неравномерность Δσокр и пульсационной составляющей потока ε от L;

- на фиг. 3 представлен график величины площади затененной области в зависимости от глубины погружения интерцептора;

- на фиг. 4 представлен график величины площади незатененной области в зависимости от глубины погружения интерцептора.

На фиг. 1 присутствуют следующие позиции: испытательный стенд 1; интерцептор 2; двигатель 3; диаметр сечения подводящего коллектора (мерное сечение) 4; незатененная площадь сечения подводящего коллектора 5; глубина 1 погружения интерцептора 2; расстояние между интерцептором и входным сечением двигателя L.

При создании авиационного двигателя, а также в серийном производстве, проводятся многочисленные испытания для оценки его ГДУ. Для этой цели в сечении подводящего коллектора диаметром d на расстоянии L от входного сечения двигателя, составляющем от 2 до 4 d диаметра подводящего коллектора, устанавливается интерцептор с переменным уровнем загромождения воздушного потока. Определение достаточности запасов ГДУ обычно производят на тех приведенных оборотах ротора вентилятора, где запасы минимальны, путем погружения интерцептора в воздушный поток для достижения комплексного показателя неравномерности W, близкого к реальному уровню W, создаваемого входом в самолет.

Известно, что при выдвижении интерцептора на глубину 1 для изменения площади проходного сечения подводящего коллектора за интерцептором изменяются следующие характеристики потока (неравномерности):

- окружная неравномерность Δσокр;

- пульсационная составляющая потока ε.

Комплексный показатель неравномерности W определяется по следующей формуле: W=Δσокр+ε.

Величины параметров неравномерности - окружная неравномерность Δσокр и пульсационная составляющая потока ε, создаваемые интерцептором и доходящие до двигателя, зависят от расстояния L, при этом характер изменения Δσокр и ε различен, а именно величина Δσокр по мере увеличения L уменьшается существенно быстрее величины ε.

На фиг. 2 показана зависимость относительной окружной неравномерности Δσокр=Δσокр(L/d)/Δσокр и относительной пульсации составляющих потока ε=ε(L/d)/ε от расстояния L с учетом площади затенения потока Fинт=Fинт/Fo=0,1…0,5.

Fинт - площадь перекрытого (загроможденного) сечения диаметра подводящего коллектора;

Fo - площадь сечения диаметра подводящего коллектора.

Таким образом, при расположении интерцептора на расстоянии от входного сечения двигателя около 4 d величина Δσокр будет значительно меньше величины ε, поэтому для достижения требуемого значения показателя W при таком расстоянии интерцептора от входного сечения двигателя требуется более глубокое погружение интерцептора для увеличения Δσокр, поскольку величина ε в диапазоне изменения L от 2 до 4 d практически не изменяется при постоянном положении интерцептора.

Обнаружено, что погружение интерцептора на выбранном режиме проверки при величине L, близкой к 4 d, приводит к увеличению плотность воздушного потока в незатененной области интерцептора до критического уровня q(λ)=1, т.е. до уровня достижения скорости звука в области перед двигателем, создавая таким образом состояние воздушного потока перед двигателем, отличное от потока, создаваемого входом самолета, что сопровождается преждевременным помпажом системы, тем самым препятствуя достижению реального значения показателя W на данном режиме.

При определении предельного значения комплексного показателя неравномерности W на самолете была зафиксирована величина W=18,2, а при проверке достаточности запасов ГДУ на стенде с интерцептором, установленным на расстоянии 4,01 d от входного сечения двигателя, на том же режиме приведенных оборотов вентилятора был зафиксирован помпаж на уровне W=14,8. При этом по уровню q(λ) в незатененной области интерцептора было зафиксировано сверхзвуковое течение потока в области перед двигателем. Следовательно, для определения величины L, при котором достигается реальный уровень W, необходимо на выбранном режиме проверки обеспечить дозвуковой режим в незатененной области интерцептора. Для устранения преждевременного помпажа при испытаниях по проверке достаточности запасов газодинамической устойчивости двигателя расстояние между интерцептором и входным сечением двигателя необходимо выбирать таким образом, чтобы скорость потока в незатененной области интерцептора была дозвуковой, исходя из ограничения плотности воздушного потока q(λ)<1,0.

Для выбора расстояния между интерцептором и входным сечением двигателя необходимо провести испытания по проверке достаточности запасов газодинамической устойчивости на выбранном режиме с погружением интерцептора до достижения помпажной границы вентилятора при установке интерцептора последовательно па расстояния от 2 до 4 d от двигателя, определить величину Wпомп (фактический уровень газодинамической устойчивости на помпажном режиме) и границу появления сверхзвукового течения в незатененной области интерцептора по уровню плотности воздушного потока q(λ) и по результатам испытаний определить величину L, обеспечивающую возможность измерения реального уровня W.

Величина скорости воздушного потока в незатененной области интерцептора на выбранном режиме определяется путем вычисления плотности воздушного потока q(λ) из стандартной зависимости расчета расхода воздуха , где:

G - расход воздуха, кг/сек.

mкр - коэффициент для воздуха.

Р* - полное давление потока перед интерцептором, кг/см2.

Т* - заторможенная температура потока перед интерцептором, K.

F - площадь незатененной области интерцептора, см2.

g - ускорение свободного падения.

R - универсальная газовая постоянная.

(Таблица газодинамических функций МАП, ЦИАМ, 1956 г., с. 12, 22).

Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости с помощью подвижного интерцептора, установленного в подводящем коллекторе на расстоянии от входного сечения двигателя не менее протяженности зоны срыва воздушного потока, создаваемого интерцептором, отличающийся тем, что при испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в незатененной области интерцептора, для чего определяют оптимальное расстояние от интерцептора до входного сечения двигателя последовательной установкой интерцептора от входного сечения двигателя на расстояние от 2 до 4 диаметров подводящего коллектора, при последовательной установке измеряют значение комплексного показателя неравномерности W, определяют достижение границы преждевременного помпажа путем обнаружения границы появления сверхзвукового течения потока в незатененной области интерцептора и определяют расстояние между интерцептором и входным сечением двигателя, обеспечивающее возможность измерения реального значения комплексного показателя неравномерности W.
Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости
Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости
Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
10.08.2013
№216.012.5dbb

Подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле

Группа изобретений относится к конструкциям подшипников роликовых радиальных, которые могут быть использованы для монтажа узлов опор роторов газотурбинных двигателей и способам их монтажа в подшипниковом узле. Подшипник роликовый радиальный содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489616
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.10.2013
№216.012.742a

Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495395
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.05.2015
№216.013.47ed

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных авиационных двигателей. Согласно способу измеряют температуру воздуха на входе в двигатель, по значению сигнала температуры воздуха на входе в двигатель и первому заданному программному значению регулируемого параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549920
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.07.2015
№216.013.5eb3

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС) при их эксплуатации на учебных режимах для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555784
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.06.2016
№217.015.0494

Способ отладки ограничителя температуры газа за турбиной газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ограничителям температуры газа перед турбиной, может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов и позволяет обеспечить возможность настройки ограничителя с учетом полетных условий. Способ отладки ограничителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587514
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.05.2016
№216.015.3bb5

Способ получения поковок из жаропрочных гранулированных сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и машиностроительной отраслях промышленности при изготовлении заготовок и деталей из гранулированных жаропрочных сплавов, например дисков роторов газотурбинных двигателей со смешанной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583564
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.06.2016
№216.015.470e

Способ определения коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к определению при испытаниях коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях. Способ позволяет повысить достоверность определения величины коэффициента расхода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586792
Дата охранного документа: 10.06.2016
26.08.2017
№217.015.d9bb

Стенд для испытаний газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области оборудования для проведения испытаний и может быть использовано для проведения приемосдаточных и других испытаний газотурбинных двигателей различного назначения. Стенд для испытаний газотурбинных двигателей включает нагрузочное устройство, имеющее возможность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623625
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.ec22

Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей

Изобретение относится к технологиям и оборудованию для нанесения покрытий на детали при их химико-термической обработке. Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей включает формирование на внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628309
Дата охранного документа: 17.08.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
Showing 1-10 of 17 items.
10.08.2013
№216.012.5dbb

Подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле

Группа изобретений относится к конструкциям подшипников роликовых радиальных, которые могут быть использованы для монтажа узлов опор роторов газотурбинных двигателей и способам их монтажа в подшипниковом узле. Подшипник роликовый радиальный содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489616
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.10.2013
№216.012.742a

Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495395
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.05.2015
№216.013.47ed

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных авиационных двигателей. Согласно способу измеряют температуру воздуха на входе в двигатель, по значению сигнала температуры воздуха на входе в двигатель и первому заданному программному значению регулируемого параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549920
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.07.2015
№216.013.5eb3

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС) при их эксплуатации на учебных режимах для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555784
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.06.2016
№217.015.0494

Способ отладки ограничителя температуры газа за турбиной газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ограничителям температуры газа перед турбиной, может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов и позволяет обеспечить возможность настройки ограничителя с учетом полетных условий. Способ отладки ограничителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587514
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.05.2016
№216.015.3bb5

Способ получения поковок из жаропрочных гранулированных сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и машиностроительной отраслях промышленности при изготовлении заготовок и деталей из гранулированных жаропрочных сплавов, например дисков роторов газотурбинных двигателей со смешанной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583564
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.06.2016
№216.015.470e

Способ определения коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к определению при испытаниях коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях. Способ позволяет повысить достоверность определения величины коэффициента расхода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586792
Дата охранного документа: 10.06.2016
26.08.2017
№217.015.d9bb

Стенд для испытаний газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области оборудования для проведения испытаний и может быть использовано для проведения приемосдаточных и других испытаний газотурбинных двигателей различного назначения. Стенд для испытаний газотурбинных двигателей включает нагрузочное устройство, имеющее возможность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623625
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.ec22

Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей

Изобретение относится к технологиям и оборудованию для нанесения покрытий на детали при их химико-термической обработке. Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей включает формирование на внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628309
Дата охранного документа: 17.08.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
+ добавить свой РИД