Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к внедорожной транспортной технике, и может быть использовано в качестве движителя в креслах-колясках для преодоления лестничных маршей общего пользования.
Известен шнековый движитель / см. авт. свид. №551215 (кл. B62D 57/00, B60F 3/00, B62M 27/00) от 20.05.1975/, содержащий цилиндрический ротор с винтовым гребнем, снабженный съемно устанавливаемой на вершине винтового гребня фасонно-шарнирной цепью со свободно размещенными на осях его шарниров роликами.
Известный шнековый движитель – прототип - плохо приспособлен для движения по твердой поверхности (асфальт, бетон и т.п.), тем более в качестве движителя в креслах-колясках для преодоления лестничных маршей общего пользования.
С целью устранения отмеченных недостатков в шнековом движителе, содержащем цилиндрический ротор с винтовым гребнем, винтовой гребень выполнен многозаходным за одно целое с полым цилиндрическим ротором, между гребнями которого неподвижно закреплены ремни зубчатые зубьями во внешнюю от ротора сторону, выступающими зубьями над цилиндрическим ротором больше, чем винтовые гребни. При этом ремни имеют прямоугольное и/или трапециевидное сечения.
Предлагаемый изобретением шнековый движитель содержит цилиндрический ротор с многозаходным винтовым гребнем, выполненным за одно целое с полым цилиндрическим ротором, между гребнями которого неподвижно закреплены ремни зубчатые зубьями во внешнюю от ротора сторону, выступающими зубьями над цилиндрическим ротором больше, чем винтовые гребни. При этом ремни имеют прямоугольное и/или трапециевидное сечения.
Кресло-коляска, снабженное предлагаемым шнековым движителем, приобретает проходимость как на слабонесущих грунтах (песок, торф, снег и т.п.), так и на твердых поверхностях (асфальт, бетон и т.п.), включая лестничные марши общего пользования, за счет дополнительных грунтозацепов - зубчатых ремней, выступающих над полым цилиндрическим ротором больше, чем винтовые гребни, обеспечивающие тягу на слабонесущих грунтах. Так как ходовая часть кресел-колясок в предлагаемом шнековом исполнении имеет ограничения по диаметру полых цилиндрических роторов, то винтовые гребни выполнены за одно целое с полым цилиндрическим ротором. Оптимальным, по мнению заявителя, следует считать четырехзаходное выполнение винтового гребня на полом цилиндрическом роторе.
Кресло-коляска, снабженное предлагаемым шнековым движителем, способно двигаться вперед - назад при встречно или в разные стороны вращающихся с одинаковыми скоростями шнеках, способно поворачиваться при вращающихся в одну сторону с разными скоростями шнеках, т.е. способно повторять все движения кресел-колясок на колесном, гусеничном и колесно-гусеничном ходу.
Дополнительно кресло-коляска, снабженное предлагаемым шнековым движителем, способно двигаться вправо-влево при вращающихся в одну сторону с одинаковыми скоростями шнеках, тем самым расширяя функциональные возможности кресел-колясок для инвалидов.
Таким образом, предлагаемое техническое решение, по мнению заявителя, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.