×
25.08.2017
217.015.b78b

ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002614911
Дата охранного документа
30.03.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения. ТНА включает входной патрубок (1) пониженного давления, корпус (2) с размещенными в нем на валу центробежным насосом (3) и турбиной (4), подшипниковую опору (5), тормозное устройство. Тормозное устройство выполнено в виде оппозитно размещенных на корпусе (2) поршневых камер (6), в которых штоки (9) поршней (10) контактируют с диском турбины (4). Предпоршневые полости (7) камер (6) сообщены с выходом из насоса (2) первым трубопроводом (11), а через второй трубопровод (12) и жиклер (13) сообщены с входным патрубком (1), обеспечивая отвод штока (9) поршня (10) от соприкосновения с диском турбины (4) во время работы ТНА. В запоршневых полостях (8) камер (6) размещены возвратные пружины (14). Изобретение направлено на сохранение работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении ЖРД, что достигается уменьшением нагрева подшипников за счет сокращения выбега ротора от рабочих оборотов до его полного останова. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения (разгонных блоков).

Известны турбонасосные агрегаты одноразового включения (см. книгу «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей» под общей редакцией профессора Г.Г. Гахуна, М.: Машиностроение, 1989 г., стр. 204, рис. 107 - ТНА ЖРД РД-119, патенты РФ №2232300, №2459118).

Конструктивной особенностью этих ТНА является разовое включение, т.е. после останова двигателя повторные запуски не предусмотрены.

Известен также ТНА по патенту РФ №2175407, в котором охлаждение подшипника организовано рабочей жидкостью из полости (камеры) повышенного давления, связанной трубопроводом с выходом из насоса и каналами через полость подшипника со входом в колесо насоса. Такая конструкция ТНА также не обеспечивает надежного повторного включения ТНА в работу. Это связано с тем, что двигатели верхних ступеней ракет запускаются в космосе (среда-вакуум) многократно. После каждой остановки двигателя внутренние полости ТНА опорожняются от компонентов топлива через дренажные магистрали. При этом турбина имеет температуру на периферии диска до ≈900°C, диск турбины и вал турбины имеют температуру до ≈ 400°C, корпус турбины и корпус насоса имеют температуру от ≈400°C до ≈650°C. Тепловой поток от горячих частей ТНА по металлу распространяется на все сборки и детали ТНА, в том числе и на подшипники турбины. В результате температурного воздействия на подшипниковую опору нарушаются посадочные размеры как самого подшипника, так и более горячего вала (натяг внутреннего кольца увеличивается) и корпуса (натяг по наружному кольцу уменьшается). При этом из-за высокой инерционности ротора ТНА (турбины и центробежного колеса) ротор продолжает вращаться в вакууме длительный промежуток времени (~50÷100 сек и более). Подшипник при этом продолжает вращаться «всухую» без охлаждения компонентом топлива, что приводит к разогреву и разрушению сепаратора подшипника. В подавляющем числе ТНА в качестве материала сепаратора применяется фторопласт, который малотермостойкий. Таким образом, для гарантированного обеспечения сохранения целостности и работоспособности сепаратора подшипника при последующих запусках двигателя необходимо обеспечить минимальное время вращения («выбега») ротора ТНА до прекращения вращения, т.е. минимизировать инерционную энергию, передаваемую подшипникам и вызывающую разогрев подшипника.

Известен также насосный агрегат по патенту РФ №2244165, взятый за прототип изобретения, в котором тормозное устройство выполнено в виде храпового соединения (см. Фиг. 2 и Фиг. 3 патента РФ 2244165). Основными элементами являются стопорный элемент (см. прототип, Фиг. 3) и храповое колесо с зубьями. В стопорном элементе 7 центр массы смещен относительно оси вращения 13 (см. прототип, Фиг. 3), что позволяет при вращении вала выходить из зацепления стопорного элемента под воздействием центробежной силы и не препятствовать вращению вала насоса. При уменьшении числа оборотов ротора насоса стопорный элемент 7 под воздействием пружины 14 (см. прототип, Фиг. 3) входит в зацепление с храповым колесом и обеспечивает быстрый останов ротора насоса. Такая конструкция тормозного устройства неприменима для использования в ТНА. Это объясняется тем, что обороты электромоторов имеют величину порядка нескольких тысяч оборотов в минуту, а обороты ротора ТНА имеют величину порядка 50000÷100000 об/мин и при вхождении в зацепление будет реализована ударная работа стопорного механизма, приводящая к разрушению элементов конструкции. Данная конструкция отличается чрезвычайной сложностью и при использовании в ТНА приведет к значительному снижению надежности и увеличению веса, что недопустимо.

Изобретение решает задачу работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении.

Для этого в турбонасосном агрегате, включающем входной патрубок, корпус с размещенными в нем на валу центробежным насосом и турбиной, подшипниковой опорой и тормозным устройством, последнее выполнено в виде оппозитно размещенных на корпусе поршневых камер, в которых штоки поршней контактируют с диском турбины, при этом предпоршневые полости поршневых камер сообщены первым трубопроводом с выходом из центробежного насоса (область высокого давления), вторым трубопроводом - через жиклер с входным патрубком (область пониженного давления), а в запоршневых полостях поршневых камер размещены возвратные пружины. При таком исполнении тормозного устройства исключается ударная работа устройства и быстрое прекращение вращения ротора ТНА, тем самым практически исключая работу подшипников «всухую» и сохраняя целостность фторопластового сепаратора подшипника.

Изобретение поясняется чертежом, где представлен турбонасосный агрегат с тормозным устройством.

Турбонасосный агрегат включает входной патрубок 1 пониженного давления, корпус 2, центробежный насос 3, турбину 4, подшипниковую опору 5, тормозное устройство - поршневые камеры 6, предпоршневую полость 7, запоршневую полость 8, шток 9, поршень 10, первый трубопровод 11, второй трубопровод 12, жиклер 13 и возвратную пружину 14.

Перед запуском двигателя разгонного блока верхней ступени ракеты в полостях насосов ТНА отсутствует давление (вакуум) и возвратная пружина 14 обеспечивает контакт штока 9 поршня 10 с диском турбины 4.

Во время запуска двигателя в полость центробежного насоса подается компонент под баковым давлением, при этом компонент по трубопроводам 11 и 12 попадает в предпоршневую полость 7 и, действуя на поршень 10 баковым давлением, выводит шток 9 поршня 10 из контакта с диском турбины 4. Через короткий промежуток времени (~0,3÷0,5 сек) поступает рабочее тело (газ) на турбину 4 и обороты ТНА за 1÷1,5 сек выходят на номинальный режим. При этом давление компонента за колесом центробежного насоса 3 возрастает до сотен атмосфер и отодвигает поршень 10 со штоком 9 до упора в тормозном устройстве, сжимая возвратную пружину 14. Далее компонент высокого давления по первому трубопроводу 11 и по тормозному устройству через второй трубопровод 12 и жиклер 13 сливается во входной патрубок 1. При этом расход компонента по этим магистралям охлаждает тормозное устройство и обеспечивает его работоспособность при повторных запусках ТНА двигателя.

После падения давления за насосом 3 и в полостях 7 торможение ротора до полной остановки вращения осуществляется прижатием штоков 9 поршней 10 к диску турбины 4 за счет их поджатия возвратными пружинами 14, размещенными в запоршневых полостях 8 тормозных устройств.

Использование изобретения позволит уменьшить время выбега ротора и минимизирует время работы подшипников «всухую», уменьшить нагрев подшипника и повысить надежность многократного включения (запуска) двигателя.

Турбонасосный агрегат, включающий входной патрубок, корпус с размещенными в нем на валу центробежным насосом и турбиной, подшипниковую опору и тормозное устройство, отличающийся тем, что тормозное устройство выполнено в виде оппозитно размещенных на корпусе поршневых камер, в которых штоки поршней контактируют с диском турбины, при этом предпоршневые полости поршневых камер сообщены первым трубопроводом с выходом из центробежного насоса, вторым трубопроводом - через жиклер с входным патрубком, а в запоршневых полостях поршневых камер размещены возвратные пружины.
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 103 items.
20.01.2013
№216.012.1d54

Разъемный стык трубопроводов

Изобретение относится к агрегатам и узлам пневмогидросистем и предназначено для разъемного сочленения трубопроводов. Разъемный стык трубопроводов содержит наконечники на сопрягаемых трубопроводах, накидную гайку и уплотнение между наконечниками. На наконечнике, свободном от накидной гайки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473002
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d55

Бортовое разъемное соединение

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для модернизации борта ракеты-носителя, например, при подсоединении трубопровода термостатирования с последующим его отделением при старте. Техническим результатом изобретения является уменьшение силового воздействия на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473003
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.2336

Способ разрушения фрагментов космического мусора

Изобретение относится к области защиты космических объектов от космического мусора, метеоритов и других опасных объектов, а также для очистки околоземного космического пространства от прекративших активное существование ИСЗ, их обломков и отходов жизнедеятельности человека. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474516
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2337

Способ подавления упругих колебаний конструкции ракеты пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для подавления упругих колебаний конструкций ракет космического назначения (РКН) пакетной схемы. Позиционные гироскопы установлены в трехстепенных подвесах и измеряют угловое положение ракеты. Скоростные гироскопы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474517
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2452

Способ определения негерметичности агрегатов, имеющих подвижные элементы

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для определения значения негерметичности агрегатов при воздействии вибрации, в том числе при резонансах его подвижных элементов, и направлено на повышение точности определения значения негерметичности агрегатов, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474800
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b1

Устройство металлизации корпуса изделия

Изобретение относится к устройствам защиты от электрических разрядов корпусов летательных аппаратов. Устройство металлизации корпуса изделия состоит из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала и металлических прокладок, обладающих электропроводностью....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475425
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b4

Способ управления угловым движением ракеты космического назначения

Изобретение относится к управлению движением изделий ракетно-космической техники. Способ осуществляется отклонением установленных по крестообразной схеме камер сгорания, расположенных в плоскостях стабилизации I, II, III и IV. При этом вырабатывают командные сигналы , , по тангажу, рысканию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475428
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a4e

Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН). Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты заключается в периодическом вычислении в бортовой автоматической системе управления трех компонент вектора земной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476357
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e53

Агрегат с радиальным потоком

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. Агрегат с радиальным потоком содержит корпус, рабочее колесо, расположенное на валу, щелевое уплотнение и магистраль возврата утечек на всасывание. В указанном агрегате...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477390
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.32c1

Ракетный летательный аппарат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных летательных аппаратов и ракетных двигателей. Ракетный летательный аппарат содержит корпус, ракетный двигатель с осесимметричным сверхзвуковым соплом, а также установленный на корпусе вокруг двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478536
Дата охранного документа: 10.04.2013
Showing 1-10 of 81 items.
20.01.2013
№216.012.1d54

Разъемный стык трубопроводов

Изобретение относится к агрегатам и узлам пневмогидросистем и предназначено для разъемного сочленения трубопроводов. Разъемный стык трубопроводов содержит наконечники на сопрягаемых трубопроводах, накидную гайку и уплотнение между наконечниками. На наконечнике, свободном от накидной гайки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473002
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d55

Бортовое разъемное соединение

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для модернизации борта ракеты-носителя, например, при подсоединении трубопровода термостатирования с последующим его отделением при старте. Техническим результатом изобретения является уменьшение силового воздействия на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473003
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.2336

Способ разрушения фрагментов космического мусора

Изобретение относится к области защиты космических объектов от космического мусора, метеоритов и других опасных объектов, а также для очистки околоземного космического пространства от прекративших активное существование ИСЗ, их обломков и отходов жизнедеятельности человека. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474516
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2337

Способ подавления упругих колебаний конструкции ракеты пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для подавления упругих колебаний конструкций ракет космического назначения (РКН) пакетной схемы. Позиционные гироскопы установлены в трехстепенных подвесах и измеряют угловое положение ракеты. Скоростные гироскопы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474517
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2452

Способ определения негерметичности агрегатов, имеющих подвижные элементы

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для определения значения негерметичности агрегатов при воздействии вибрации, в том числе при резонансах его подвижных элементов, и направлено на повышение точности определения значения негерметичности агрегатов, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474800
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b1

Устройство металлизации корпуса изделия

Изобретение относится к устройствам защиты от электрических разрядов корпусов летательных аппаратов. Устройство металлизации корпуса изделия состоит из силовой конструкции, нанесенного на нее наружного слоя из нетокопроводного материала и металлических прокладок, обладающих электропроводностью....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475425
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b4

Способ управления угловым движением ракеты космического назначения

Изобретение относится к управлению движением изделий ракетно-космической техники. Способ осуществляется отклонением установленных по крестообразной схеме камер сгорания, расположенных в плоскостях стабилизации I, II, III и IV. При этом вырабатывают командные сигналы , , по тангажу, рысканию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475428
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a4e

Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН). Способ бортового контроля для аварийного прекращения полета ракеты заключается в периодическом вычислении в бортовой автоматической системе управления трех компонент вектора земной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476357
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e53

Агрегат с радиальным потоком

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. Агрегат с радиальным потоком содержит корпус, рабочее колесо, расположенное на валу, щелевое уплотнение и магистраль возврата утечек на всасывание. В указанном агрегате...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477390
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.32c1

Ракетный летательный аппарат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных летательных аппаратов и ракетных двигателей. Ракетный летательный аппарат содержит корпус, ракетный двигатель с осесимметричным сверхзвуковым соплом, а также установленный на корпусе вокруг двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478536
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД