Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания.
Известны масляные поддоны двигателей, содержащие боковые стенки и днище со сливной и магнитной пробками, маслозаборник, конструкция которых очень проста, но не предотвращает расплескивания масла, которое подается в систему смазки вместе с механическими примесями, вымываемыми из пар трения, а магнитный фильтр способен удерживать лишь примеси магнитных металлов (Михайловский Е.М. и др. Устройство автомобилей - М. 1987. С. 23-27, Болотов А.К. и др. Конструкция тракторов и автомобилей - М. 2008. С. 106).
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа масляный поддон ДВС, содержащий боковые стенки и днище со сборником масла в виде углубления, сливную пробку, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на две полости, и направляющий щиток, установленный между картером двигателя и поддоном с наклоном в сторону неочищенного масла (RU №2067200 опуб. 27.09.1996).
Недостатком известного поддона является то, что пропускная способность фильтрующей перегородки и степень очистки масла ограничены необходимостью обеспечения достаточного уровня в полости очищенного масла, необходимого для работы заборного устройства. При этом снижение пропускной способности фильтрующей перегородки, в результате засорения в процессе работы примесями, может вызвать сбой в работе системы смазки двигателя внутреннего сгорания, так как масло перестанет поступать к насосу.
Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение степени очистки масла и надежности работы двигателя внутреннего сгорания.
Настоящая задача решается тем, что масляный поддон двигателя внутреннего сгорания, содержащий боковые стенки, днище со сборником масла в виде углубления, сливную и магнитную пробки, заборное устройство, вертикальную фильтрующую перегородку, разделяющую поддон на полость очищенного и неочищенного масла, направляющий щиток, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, дополнительно содержит регулирующую заслонку, выполненную из упругого материала и размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, при этом последняя установлена в горизонтальных направляющих с зазором относительно днища. Регулирующая зазор заслонка содержит, по крайней мере, три вертикальные прорези, высота которых уменьшается от центра к краям.
Выполнение заслонки из упругого материала обеспечивает саморегулирование поднятия заслонки и спуск масла с осевшими примесями по наклонной части днища в углубление сборника масла. При этом наличие, по крайней мере, трех вертикальных прорезей на нижней кромке регулирующей заслонки с высотой, уменьшающейся от центра к ее краям, позволяет направить поток масла, сливаемого через зазор к магнитной пробке, что обеспечит задержку металлических примесей и работу заборного устройства с чистым маслом. К тому же, разные по высоте прорези разделяют заслонку на пластины, отклоняющиеся под углом не только в вертикальной, но и горизонтальной плоскости, обеспечивая направление и слив именно нижних слоев масла из полости А в полость Б. Кроме того, изменение количества прорезей и их высоты, а следовательно, и размеров полос заслонки позволяет добиться требуемой ее чувствительности на изменение уровня в полости неочищенного масла и обеспечить поднятие полос на различную высоту и под различным углом к днищу.
Сравнение заявляемого решения с аналогами и другими известными техническими решениями в данной области позволило выявить признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».
На фиг. 1 изображен масляный поддон, разрез.
На фиг. 2 - разрез В-В на фиг. 1.
Масляный поддон содержит направляющий щиток 1, установленный с наклоном в сторону неочищенного масла, боковые стенки 2, днище 3 со сборником масла 4 в виде углубления, сливную 5 и магнитную 6 пробки, заборное устройство 7, вертикальную фильтрующую перегородку 8, установленную в верхней 9 и нижней 11 горизонтальных направляющих и разделяющую поддон на полость неочищенного А и очищенного Б масла, регулирующую зазор заслонку 10, выполненную из упругого материала, размещенную под вертикальной фильтрующей перегородкой, установленную верхним концом в нижней направляющей 11 и плотно прилегающую к боковым стенкам 2.
Нижняя часть регулирующей зазор заслонки 10 снабжена, по меньшей мере, тремя вертикальными прорезями 11, высота которых уменьшается от ее центра к краям, разделяющими ее на полосы 12, а в боковой стенке 2 выполнен паз 13 для установки фильтрующей перегородки 8 и регулирующей зазор заслонки 10. На наружной стороне боковой стенки 2 над пазом 13 винтами 14 крепится пластина 15 с уплотнением 16, прижимающая вертикальную фильтрующую перегородку 8 к внутренней поверхности противоположной боковой стенки 2.
При работе двигателя масло, сливаемое из пар трения, попадает на направляющий щиток 1 и стекает в полость, образованную боковыми стенками 2, днищем 3 и вертикальной фильтрующей перегородкой 8, в полость неочищенного масла А (фиг. 1). При этом регулирующая зазор заслонка 10 расположена вертикально и перекрывает зазор между нижней направляющей 11 и днищем 3. Из полости А масло, проходя через фильтрующую перегородку 8, очищается от легких примесей и попадает в полость очищенного масла Б, а тяжелые примеси оседают на днище 3 в полости А.
При засорении и нарушении проникающей способности фильтрующей перегородки 8 неочищенное масло скапливается в полости А выше определенного уровня и под действием сил давления преодолевает силу упругости регулирующей зазор заслонки 10, поднимает ее и по наклонной поверхности днища 3 и вместе с тяжелыми примесями стекает в сборник масла 4 в полости Б.
При этом полосы 12 регулирующей зазор заслонки 10, образованные вертикальными прорезями 11, отклоняются под углом, образуя зазор между днищем 3, уменьшающийся от центральной его части к боковым стенкам 2 (фиг. 2), что позволяет направить поток стекающего масла в сборник масла 4 в направлении к магнитной пробке 6 и задержать тяжелые, как правило, магнитные, примеси, обеспечив достаточный для работы заборного устройства 7 уровень масла в полости Б.
После слива избыточного количества масла из полости А регулирующая зазор заслонка 10 под действием сил упругости принимает вертикальное положение, перекрывая зазор.
. Во время проведения технического обслуживания двигателя магнитная 6 и сливная 5 пробки выкручиваются, и масло сливается из поддона.
Затем выкручивают винты 14, снимают пластину 15 и уплотнение 16 и через паз 13 в боковой стенке 2 по горизонтальным направляющим 9 вынимают фильтрующую перегородку 8, а регулирующую зазор заслонку 10 поднимают до уровня паза 13 и вынимают ее из поддона. При этом оставшееся масло из полости А поступает в сборник масла 4 и сливается.
Использование регулирующей зазор заслонки из упругого материала, например из резины или пружинной стали, позволит не только обеспечить саморегулирование достаточного уровня очищенного масла в полости Б и надежную работу системы смазки, но и не позволит маслу с легкими примесями из полости А переливаться в полость Б через верхний край фильтрующей перегородки.
Таким образом, установка фильтрующей перегородки с зазором и использование регулирующей зазор заслонки позволит повысить качество очистки масла двигателя внутреннего сгорания при сохранении стабильной работы системы смазки.