Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области машиностроения и связано с зубчатыми передачами.
Наиболее близкой к предлагаемой является передача пружинно-зубчатая /см. пат. №2159880 (кл. F16H 1/24, 1/16) от 28.12.1998/, содержащая упругоподатливое цилиндрическое зубчатое колесо, на ободе которого размещена пружина, и шестерню, находящуюся с ним в зацеплении. Упругоподатливая цилиндрическая передача прототипа обеспечивает плавное зацепление и хороший контакт на зубьях шестерни в радиальном отношении, но имеет свои конструкционные и технологические недостатки в осевом отношении, что особенно заметно на тяжелонагруженных и скоростных режимах функционирования передач.
С целью устранения отмеченных недостатков в передаче пружинно-зубчатой, содержащей упругоподатливое цилиндрическое зубчатое колесо, на ободе которого размещены пружины, и шестерню, находящуюся с ним в зацеплении, обод колеса выполнен с четырьмя рядами отверстий, через крайние пары которых пропущены кольца пружин с левым и правым наклоном витков, а шестерня выполнена в виде шевронного зубчатого колеса, состоящего из двух зубчатых венцов с левым и правым наклоном линии зуба, одинаковым по углу наклона.
Предлагаемая передача применима в тех случаях, когда сложно обеспечить точность межосевого расстояния, например, в приводах агромостов авторской разработки /см. пат. №№2298304, 2489830, 2499378, 2513005, 2545050, 2545547, 2547912…/.
Предлагаемая пружинно-зубчатая передача возможна с внешним и/или внутренним зацеплением шестерни - шевронного зубчатого колеса с пружинами на ободе. При этом внешняя (по отношению к цилиндрическому ободу) часть пружин может выполнять функцию грунтозацепов в шасси вышеупомянутых авторских разработок.
Технический результат от использования предлагаемого изобретения состоит в замене косозубой цилиндрической передачи прототипа на шевронную цилиндрическую передачу с сохранением плавного зацепления и хорошего контакта на зубьях шестерни за счет упругой податливости зубчатого колеса, на цилиндрическом ободе которого размещены две пружины с одинаковым углом наклона витков у каждой.
Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Передача пружинно-зубчатая, содержащая упругоподатливое цилиндрическое зубчатое колесо, на ободе которого размещены пружины, и шестерню, находящуюся с ним в зацеплении, при этом обод колеса выполнен с четырьмя рядами отверстий, через крайние пары которых пропущены кольца пружин с левым и правым наклоном витков, а шестерня выполнена в виде шевронного зубчатого колеса, состоящего из двух зубчатых венцов с левым и правым наклоном линии зуба, одинаковым по углу наклона.