×
16.06.2023
223.018.7bb2

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам модифицирования систем лубрикации. Способ термометаллоплакирования поверхности гребня колеса локомотива, реализуемый системой подачи устройства гребнерельсосмазывателя к поверхности гребня колеса характеризуется тем, что для термометаллоплакирования рабочих поверхностей бандажей колес локомотива наносится слой металла - Al, Zn, Cu, Fe, Pb или его сплава с фрикционными свойствами, имеющим твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей колес локомотива, посредством технологического оборудования в виде бункера с термометаллоплакирующими брикетами состоящими из металлов Al, Zn, Cu, Fe, Pb, Li или из их сплавов, имеющих твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей бандажей колес локомотива. Упомянутые брикеты могут содержать сердцевину из термопласта-адгезива с функциональными присадками например, графит, графен в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки: 0-60%. Консервативный привод представляет собой спиральную пружину из n-пластин переменной жесткости, при этом концы пластин на внутреннем витке связаны между собой, а на внешнем витке пластины не связаны между собой и имеют ограниченную свободу перемещения в плоскости закрепления пружин относительно бункера и одна из пластин на внешнем витке связана с корпусом бункера. В результате повышается тяговое усилие локомотива в процессе его движения. 3 ил.

Развитие технологий ротапринтно-контактной лубрикации представляет научный и практический интерес. Системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс ставит целью разработку экологически безопасных гребнерельсосмазывателей (ГРС) стержневого типа предназначенных для работы в открытых тяжлонагруженных узлах трения, обеспечивающих точное и качественное нанесение нужного количества термометаллоплакирующих материалов в контакт бандажа колеса локомотива с рельсом, устойчиво воспринимающих динамические нагрузки, сохраняющие работоспособность при температурах -50…+130 и имеющие существенные преимущества перед форсуночными, а также способных работать в ограниченном пространстве.

Настоящее изобретение используется в машиностроении и относится к способам модифицирования систем лубрикации, основанных нанесении на фрикционные и антифрикционные узлы различных механизмов, работающих в широком диапазоне изменения температуры окружающей среды (+50: -70°C), полифазных твердопластичных смазочных фрикционных и антифрикционных веществ в виде термоплакирующих брикетов. Система модифицирования поверхностей трения содержит корпус 1, привод подачи смазочного стержня 2, термометаллоплакирующий брикет с присадками, например, графит, графен и др. в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки: 0-60% (Фиг. 1).

Известен способ контактно-ротапринтного гребнесмазывания с конструкцией ГРС 20.07 - система, работающая с использованием смазочного материала в виде смазочных стержней. Система ГРС 20.07 предназначена для дозированного нанесения смазочного материала на гребни колесной пары локомотивов ряда серий. Недостатком этой конструкции является то, что в зимний период при минусовых температурах на выходном канале образуется наледь, что приводит к нарушению работоспособности, а в дальнейшем выхода ее из строя.

В качестве прототипа выбран способ для смазывания гребня колеса железнодорожного подвижного состава посредством устройства, описанного в патенте №2157771 [1]. Устройство содержит закрепленную на кронштейне гильзу с выходным отверстием на одном конце и съемной торцевой крышкой на другом конце и смазывающий стержень, размещенный в гильзе с возможностью продольного перемещения посредством подающей пружины сжатия. Недостатком этой системы является то, что сила прижатия (или рабочее усилие прижатия) смазывающего стержня не постоянна из-за подающей пружины сжатия, что приводит к передозировке или масленому голоданию граничного режима трения.

Технический результат предлагаемого изобретения - повышение тягового усилия локомотива в процессе его движения. На поверхность гребня колеса наносится противоизносный слой материала, твердость которого ниже твердости материала гребня колеса, например, железо, сталь, алюминий, либо их сплавы.

Таким образом защитив от износа рабочие поверхности бандажа (поверхности круга катания и гребня колеса контактирующие с рельсом) материалом с фрикционными свойствами достигается эффект повышения силы тяги на 15-20% по сравнению с защитой от износа гребня путем его смазки антифрикционными смазочными материалами.

Использование технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения колеса и рельса при учете специфики эксплуатации открытых узлов трения является наиболее рациональным способом лубрикации системы «колесо-рельс». Одной из наиболее распространенных на сети дорог ОАО «РЖД» технологий ротапринтно-контактной лубрикации является технология гребне-рельсосмазывания (плакирования) поверхностей термопластом адгезивом разового нанесения (ГРС-РАПС).

Одним из элементов технологии ГРС-РАПС, определяющим ее эффективность, является привод подачи (прижатия) 2 (Фиг. 1) термометаллоплакирующих брикетов к рабочей поверхности бандажа колеса. Как известно, процесс плакирования (фрикционного натирания) основан на активизации адгезионных связей до уровня:

где F и Fког - силы адгезионного и когезионного взаимодействия во фрикционном контакте.

Одним из ведущих факторов реализации процесса образования пленки-покрытия с заданными функциональными свойствами является уровень температур вспышки во фрикционном контакте.

Сила трения между элементами трибосопряжения определяется как:

где N- сила давления;

ƒ - коэффициент трения.

Разработан алгоритм динамического мониторинга максимальных контактных температур, позволяющий на базе интегральных оценок диссипации трибосистемы и взаимной корреляционной функции момента трения и температуры идентифицировать режимы накопления пластических деформаций, термического и атермического схватывания поверхностей трения.

Определение значений температуры во фрикционном контакте выполнялось по методике определения объемной температуры фрикционного контакта [2].

Для определения температуры вспышки на микронеровности в контакте «колесо-рельс» воспользуемся выражением (2)

где θ1всп(0,τ) - соотношение между температурой вспышки и объемной температурой;

ϑ1всп (0, τ) - температура вспышки;

- объемная температура.

Приведем необходимые заданные величины для расчета θ1всп (0, τ): ϑ1всп (0, τ):

P=125000H.

Фактическая площадь касания постоянно изменяется, в связи с десятками параметров окружающей среды. Исходя из этого, некоторые величины носят экспериментальный характер. Поэтому требуются комплексные испытания и последующие им исследования полученных результатов.

Подставляя соответствующие значения параметров, входящих в формулы, получаем:

Таким образом, получаем:

Так как температура вспышки, ϑ1всп (0, τ) а также соотношение между

температурой вспышки и объемной температурой θ1всп (0, τ) даются как функции текущего времени процесса торможения.

Все расчетные формулы являются эмпирическими и имеют весьма узкий диапазон применимости. Расчет проводился для режима торможения нового колеса вагона по новому рельсу. Решение изложенной термодинамической задачи методом расчета несет в себе некоторые трудности.

Окончательное определение условий термодинамики контактирования выполнялось на базе метода физико-математического моделирования [3].

Таким образом условия реализации процесса плакирования поверхностей трения определяется управляемым параметром Р (термометаллоплакирующим брикетом на рабочую поверхность гребня колеса) (Фиг. 1). В настоящее время в серийно выпускаемых гребнерельсосмазывателях ГРС 40.01 используется консервативный привод с цилиндрической пружиной сжатия у которой давление F в данном приводе меняется от 20,8 Н до 2,6 Н. Данное положение не только резко снижает эффективность работы привода, но и создает условия в зоне миграции смазочного материала на тяговою поверхность колеса в случае применения несертифицированных пластичных или жидких смазочных материалов.

С целью повышения эффективности технологии ГРС-РАПС были проведены работы по оптимизации параметров консервативного привода ГРС. В частности, был разработан консервативный привод в виде витой цилиндрической пружины из стальной ленты переменной жесткости (Фиг. 2) где 4 - внутренний виток, 5 - внешний виток.

Применительно к трибологии системный подход к анализу трибосистем изложен в работе [4], а к анализу технологических процессов в работе [5].

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что необходимая величина управляемого параметра (давление стержня на рабочую поверхность Р), может быть обеспечена путем модифицирования консервативного привода. Так в любых геометрических габаритах существует возможность соединения нескольких пластинчатых пружин переменной жесткости за счет переменного сечения (Фиг. 3), что приводит к более эффективному использованию пространства механизма лубрикации с целью повышение тягового усилия локомотива в процессе его движения.

При эксплуатации трибосистемы колесо-рельс с использованием гребнерельсосмазывателей на контактирующих поверхностях формируются многослойные пленки из фрактальных кластеров и их лигандных оболочек в результате физической или химической адсорбции фрактальных структур. В контакте трибосистемы рельс-колесо многослойные пленки непрерывно разрушаются и восстанавливаются, то есть создаются условия для реализации нормального процесса износа контактирующих элементов трибосистемы.

Таким образом, в результате модельной оптимизации технологического оборудования для плакирования рабочей поверхности гребня колеса создан компактный, надежный и эффективный консервативный привод.

При использовании пластинчатых пружин возрастает эффективность не только механизма, но и плакирующего брикета, в составе механизма.

Создание нового консервативного привода, жесткость которого прямо пропорциональна изменению плеча приложения усилия на термометаллоплакирующий брикет позволило обеспечить постоянство оптимального усилия прижатия брикета к поверхности гребня колеса.

Изобретение обеспечивает необходимую силу прижатия плакирующего брикета в течение всего времени эксплуатации, для реализации технологии термометаллоплакирования, в результате которой на рабочих поверхностях бандажа колес локомотива образуется защитный слой металла позволяет повысить тяговое усилие локомотива при его движении.

Литература

1. Патент РФ №2157771 кл. В61К 3/00, 2000

2. Озябкин А.Л. Динамический мониторинг триботермодинамики фрикционных мобильных систем // Вестник ДГТУ. 2011. Т. 11. №5. С. 644-654.

3. Патент РФ №2343450, кл. G01N 3/56, 2006

4. Чихос К. Системный анализ в трибонике. - М.: Мир, 1982. - 351 с.

5. Шульга Г.И. Функциональные водорастворимые технологические смазочные средства для обработки материалов. - Ростов н/Д: Ред. ж. «Изв. вузов. Сев-Кавк. регион», 2004. - 212 с

Способ термометаллоплакирования поверхности гребня колеса локомотива, реализуемый системой подачи устройства гребнерельсосмазывателя к поверхности гребня колеса, отличающийся тем, что для термометаллоплакирования рабочих поверхностей бандажей колес локомотива наносится слой металла - Al, Zn, Cu, Fe, Pb или его сплава с фрикционными свойствами, имеющим твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей колес локомотива, посредством технологического оборудования в виде бункера с термометаллоплакирующими брикетами, состоящими из металлов Al, Zn, Cu, Fe, Pb, Li или из их сплавов, имеющих твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей бандажей колес локомотива, могущих содержать сердцевину из термопласта-адгезива с функциональными присадками например, графит, графен в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки - 0-60%, в свою очередь, консервативный привод представляет собой спиральную пружину из n-пластин переменной жесткости, при этом концы пластин на внутреннем витке связаны между собой, а на внешнем витке пластины не связаны между собой и имеют ограниченную свободу перемещения в плоскости закрепления пружин относительно бункера и одна из пластин на внешнем витке связана с корпусом бункера.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
20.02.2013
№216.012.2873

Способ нанесения радиоизотопа на вогнутую металлическую поверхность подложки закрытого источника излучения

Техническое решение относится к радиохимии, в частности к производству изделий медицинской техники. Предложенный способ нанесения радиоизотопа на вогнутую металлическую поверхность подложки закрытого источника излучения включает подготовку вогнутой металлической поверхности подложки к нанесению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475875
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.04.2013
№216.012.364e

Способ рельсосмазывания

Настоящее изобретение относится к способам рельсосмазывания с контактным нанесением на поверхности трения смазочных материалов. Способ рельсосмазывания осуществляют путем нанесения контактно-ротапринтным способом твердого смазочного материала в виде смазочных стержней 1 на гребень колеса 2 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479455
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.08.2013
№216.012.5e4c

Способ получения натрия-22 из облученной протонами алюминиевой мишени

Изобретение относится к радиохимии. Способ получения натрия-22 из облученной протонами алюминиевой мишени включает растворение облученной алюминиевой мишени в концентрированной соляной кислоте, осаждение части ионов алюминия и примесных тяжелых металлов из раствора алюминиевой мишени в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489761
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.06.2014
№216.012.cbcf

Способ динамического мониторинга фрикционных мобильных систем

Изобретение относится к способам испытаний узлов трения механических систем. Сущность: оценка состояния трибосистемы осуществляется по анализу интегральных оценок (функция диссипации, степени диссипации, приведенных к выходу энергетических потерь фрикционной системы, квадрата модуля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517946
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.dd7a

Система противоползунная

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ручном торможении отцепов на сортировочных горках. Система противоползунная состоит из рельса 1, на котором расположено подбашмаченное колесо, и разгружающей балки 2, которая контактирует с накладкой 3 по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522484
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de32

Способ получения стронция-82

Изобретение относится к радиохимии. Способ получения стронция-82 включает выполнение следующих операций: облучение в потоке ускоренных заряженных частиц мишени, представляющей собой стальную оболочку, заполненную металлическим рубидием, вскрытие оболочки облученной мишени в среде газа, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522668
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.e92b

Способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения

Настоящее изобретение относится к машиностроению. Способ нанесения смазочного материла на открытый узел трения заключается в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к поверхности гребня колеса под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525499
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.02.2015
№216.013.2bfd

Способ переработки радиоактивного щелочного металла

Изобретение относится способу переработки радиоактивного щелочного металла. Заявленный способ включат подачу газа-реагента в нижнюю камеру (6) химического реактора, заполнение верхней камеры (1) химического реактора газом-реагентом из нижней камеры (6) через газопроницаемую перегородку (2) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542729
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d3e

Химический реактор для переработки радиоактивного щелочного металла

Изобретение относится к химическому реактору для переработки радиоактивного щелочного металла. Заявленное устройство включает корпус реактора (5), полость которого разделена газопроницаемой перегородкой (2) на нижнюю камеру (8) и верхнюю камеру (1). При этом нижняя камера оснащена трубопроводом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543050
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d3f

Устройство для получения стронция-82

Изобретение относится к устройству для получения стронция-82. Заявленное устройство содержит нагреватель (9) и изолирующую камеру (4), заполняемую газом, не взаимодействующим с металлическим рубидием, в которой установлены облученная в потоке ускоренных заряженных частиц мишень (10),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543051
Дата охранного документа: 27.02.2015
Показаны записи 1-10 из 40.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.02.2013
№216.012.2873

Способ нанесения радиоизотопа на вогнутую металлическую поверхность подложки закрытого источника излучения

Техническое решение относится к радиохимии, в частности к производству изделий медицинской техники. Предложенный способ нанесения радиоизотопа на вогнутую металлическую поверхность подложки закрытого источника излучения включает подготовку вогнутой металлической поверхности подложки к нанесению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475875
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.04.2013
№216.012.364e

Способ рельсосмазывания

Настоящее изобретение относится к способам рельсосмазывания с контактным нанесением на поверхности трения смазочных материалов. Способ рельсосмазывания осуществляют путем нанесения контактно-ротапринтным способом твердого смазочного материала в виде смазочных стержней 1 на гребень колеса 2 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479455
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.08.2013
№216.012.5e4c

Способ получения натрия-22 из облученной протонами алюминиевой мишени

Изобретение относится к радиохимии. Способ получения натрия-22 из облученной протонами алюминиевой мишени включает растворение облученной алюминиевой мишени в концентрированной соляной кислоте, осаждение части ионов алюминия и примесных тяжелых металлов из раствора алюминиевой мишени в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489761
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.06.2014
№216.012.cbcf

Способ динамического мониторинга фрикционных мобильных систем

Изобретение относится к способам испытаний узлов трения механических систем. Сущность: оценка состояния трибосистемы осуществляется по анализу интегральных оценок (функция диссипации, степени диссипации, приведенных к выходу энергетических потерь фрикционной системы, квадрата модуля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517946
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.dd7a

Система противоползунная

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ручном торможении отцепов на сортировочных горках. Система противоползунная состоит из рельса 1, на котором расположено подбашмаченное колесо, и разгружающей балки 2, которая контактирует с накладкой 3 по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522484
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de32

Способ получения стронция-82

Изобретение относится к радиохимии. Способ получения стронция-82 включает выполнение следующих операций: облучение в потоке ускоренных заряженных частиц мишени, представляющей собой стальную оболочку, заполненную металлическим рубидием, вскрытие оболочки облученной мишени в среде газа, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522668
Дата охранного документа: 20.07.2014
+ добавить свой РИД