×
05.06.2023
223.018.7753

Результат интеллектуальной деятельности: Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002761991
Дата охранного документа
14.12.2021
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки - мультикоптерам с увеличенной мобильностью и компактностью. Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями включает независимо работающие электродвигатели несущих импеллеров, электронные регуляторы хода (ESC), аккумуляторные батареи (АКБ) и бортовой летный компьютер с пропорционально-интегрально-дифференцирующим регулятором (PID - регулятором). Обеспечивается компактность и мобильность, повышение безопасности летательного аппарата, повышение эффективности работы движителей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки - мультикоптерам с увеличенной мобильностью и компактностью.

Из уровня техники известно множество летательных аппаратов (ЛА), которые включают от двух до нескольких десятков электродвижителей в виде электромоторов с пропеллерами (винтами) (см., например, заявки и патенты на изобретения и полезные модели: DE 102013108206, US 2015012154, KR 20180102781, CN 208233360, US 2016114887, RU 147731, RU 2547950, RU 2577822).

Недостатками известных ЛА являются:

- большие массогабаритные размеры ЛА и низкая безопасность полета за счет наличия открытых вращающихся лопастей сравнительно большого размера;

- невозможность обеспечения должного уровня тяги при использовании открытых лопастей (пропеллеров) малого диаметра.

Из уровня техники известны летательные аппараты, которые включают электродвигатели (моторы) с пропеллерами (винтами) с защитой (см. патенты RU 127039 и RU 163412 на полезные модели).

Недостатками известных ЛА являются:

- большие массогабаритные размеры ЛА за счет наличия лопастей и защитных экранов сравнительно большого размера;

- невозможность обеспечения должного уровня тяги при сравнительно малом диаметре лопастей;

- сложность конструкции (используются пары электродвигателей с пропеллерами, помещаемые в защитный корпус-кольцо).

Техническими результатами заявленного изобретения являются:

- увеличение компактности и мобильности летательного аппарата - мультикоптера;

- увеличение безопасности полета летательного аппарата - мультикоптера;

- увеличение эффективности работы движителей на больших скоростях (увеличение тяги).

Технические результаты достигаются тем, что мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями включает:

- N - независимо работающие электродвигатели несущих импеллеров в горизонтальной плоскости, установленные равными блоками на левом и правом борту летательного аппарата по направлению движения, противоположно и симметрично относительно друг друга и продольной оси летательного аппарата;

- К - электронные регуляторы хода (ESC);

- М - аккумуляторные батареи (АКБ);

- бортовой летный компьютер с пропорционально-интегрально-дифференцирующим регулятором (PID-регулятором);

где:

N=К - целое положительное четное число, ≥2;

М - целое число, ≥1;

при этом:

- N - независимо работающие электродвигатели несущих импеллеров взаимосвязаны с К - электронными регуляторами хода (ESC);

- К - электронные регуляторы хода (ESC) взаимосвязаны с бортовым летным компьютером;

- для каждого несущего импеллера используется индивидуальный независимо работающий электродвигатель;

при этом бортовой летный компьютер выполнен с возможностью:

- управления электродвигателями несущих импеллеров через электронные регуляторы хода ESC;

- расчета по поступившему сигналу управления от пилота или от системы стабилизации необходимой тяги индивидуально для каждого независимо работающего электродвигателя несущего импеллера;

- выдачи управляющих сигналов на равномерное перераспределение или увеличение, в случае необходимости, тяги к электродвигателям несущих импеллеров;

- автоматического контроля за тягой путем подачи управляющих сигналов электродвигателям несущих импеллеров, используя данные датчиков, например, акселерометра, барометра, гироскопа, компаса и gps;

- управления скоростями вращения каждого отдельного независимого несущего импеллера;

- контроля соответствия заданному режиму работы;

- обеспечения синхронной работы электродвигателей несущих импеллеров.

Признаки и сущность заявленного изобретения поясняются в последующем детальном описании, иллюстрируемом чертежом (см. фиг. 1), где показан пример реализации ЛА - мультикоптера вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями в виде летающего мотоцикла.

На фигуре 1 обозначено следующее:

1 - N - несущих импеллеров (в примере N=8);

2 - N - электронных регуляторов хода - ESC (в примере N=8, расположение перед каждым из N импеллеров);

3 - М - аккумуляторных батарей (АКБ);

4 - бортовой летный компьютер.

Заявленный ЛА (см. фиг. 1) содержит от 2-х до N (где N - целое положительное четное число) электродвигателей с импеллерами (1), кабину пилота (либо сидение, либо его отсутствие в случае БПЛА) и аккумуляторную батарею (3). Питание всех устройств и элементов ЛА осуществляется от одной или нескольких аккумуляторных батарей (3). Вместо АКБ (3) может использоваться генератор. Вентилятор внутри импеллера (1) ("Рабочее колесо") неподвижно закреплено на оси электродвигателя. Каждому импеллеру (1) присвоен индивидуальный электрический двигатель. Возможно использование преобразователя энергии в виде ДВС с генератором и по меньшей мере одного накопителя энергии в виде батареи или суперконденсатора.

Бортовой летный компьютер (4) выполнен с возможностью:

- управления электродвигателями несущих импеллеров (1) через ESC (2);

- по поступившему сигналу управления (от пилота, либо от системы стабилизации, заложенной в алгоритм), бортовой летный компьютер (4), по заданной программе рассчитывает необходимую тягу индивидуально для каждого независимо работающего электродвигателя несущего импеллера (1), выдает команду (сигнал) управления на равномерное перераспределение и увеличение, в случае необходимости, тяги к электродвигателям несущих импеллеров (1), увеличивая при этом скорость их работы;

- автоматического контроля за тягой путем подачи управляющих сигналов (команд) электродвигателям несущих импеллеров (1), используя данные от любых подключаемых датчиков (например, акселерометра, барометра, гироскопа, компаса, gps и др.);

- управления скоростями вращения каждого отдельного независимого несущего импеллера (1);

- контроля соответствия заданному режиму работы;

- обеспечения синхронной работы электродвигателей несущих импеллеров (1).

В программу бортового летного компьютера (4) заложен пропорционально-интегрально-дифференцирующий регулятор (ПИД-регулятор), алгоритм с обратной связью, для формирования управляющего сигнала с целью получения необходимых точности и качества переходного процесса.

Электронный регулятор хода (ESC) (2) предназначен для управления оборотами электродвигателя, позволяет плавно варьировать электрическую мощность, подаваемую на электродвигатель.

Бортовой летный компьютер (4) в соответствии сигналам от пилота или заданной программе полета, рассчитывает данные о необходимой тяге и необходимой электроэнергии для каждого из N импеллеров (1), и отправляет управляющий сигнал на ESC (2), который обрабатывает этот запрос, и в соответствии с этим запросом распределяет выделенную мощность на электродвигатели несущих импеллеров (1).

Этот этап проходит следующим образом: сначала отправляются данные на электронные регуляторы хода (ESC) (2) (электродвигатель полностью компенсирует разницу предыдущего состояния и нового). Сразу после этого отправляются данные на алгоритм пропорционально-интегрально-дифференцирующего регулятора (PID-регулятора), который заложен в ПО бортового летного компьютера (4). В результате меняется ток двигателя, электронный регулятор хода (ESC) (2) это определяет и отправляет данные о токе, оборотах, а также о других параметрах винтомоторной группы на бортовой летный компьютер (4), который проверяет соответствие с запрашиваемыми параметрами (если достигли - ничего не предпринимаем, если не достигли повторяем процедуру).

Возможность маневрирования по рысканию, как и тангажу и крену, с точки зрения распределения энергии на движители полетным компьютером, остается для данного изобретения неизменной. Т.к. крутящий момент присутствует как у открытого пропеллера, так и у импеллера, то разница моментов может быть нивелирована программно.

Использование импеллеров (1) позволяет обеспечить требуемый уровень тяги по сравнению с использованием открытых пропеллеров малых диаметров. При аналогичных диаметрах, тяга открытого пропеллера будет меньше, чем у импеллера (1) за счет отсутствия концентрирующего воздушный поток канала, меньшего количествава лопастей и индуктивных потерь.

В заявленном ЛА не требуется дополнительная защита пропеллеров, т.к. вместо пропеллеров используются "рабочие колеса" с лопатками, скрытые в цилиндрическом воздушном канале импеллера (см. фиг. 1, поз. 1).

Также, в заявленном изобретении не требуется специальное помещение пропеллеров с электродвигателями и их пар в защитный корпус - кольцо.

Одним из преимуществ заявленного ЛА является то, что основным параметром является тяга винтомоторной группы, которая устанавливается сразу же после получения данных от пилота или бортового летного компьютера с заданной программой полета, что показывает отличные динамические характеристики.

Увеличение компактности и мобильности летательного аппарата достигаются благодаря использованию импеллеров - "рабочих колес" с лопатками, скрытых в цилиндрическом воздушном канале импеллера малого размера.

Увеличение безопасности полета мультикоптера достигается за счет отсутствия открытых вращающихся лопастей и наличия пропорционально-интегрально-дифференциального алгоритма стабилизации полета (ПИД-регулятора).

Увеличение эффективности работы движителей на больших скоростях (увеличения тяги) достигается за счет аэродинамических свойств используемых импеллеров.

Заявленный мультикоптер, в частных вариантах выполнения, может быть выполнен беспилотным, либо может содержать кабину пилота или сидение».

Проведенный анализ уровня техники позволил установить: аналоги с совокупностью существенных признаков, тождественных и идентичных существенным признакам заявленного мультикоптера отсутствуют, что указывает на соответствие заявленной мультикоптера условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений с целью выявления существенных признаков, совпадающих с отличительными от аналогов существенными признаками заявленного мультикоптера, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники, а также не установлена известность влияния отличительных существенных признаков на указанные автором технические результаты. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Несмотря на то, что заявленное изобретение показано и описано со ссылкой на его определенные предпочтительные варианты осуществления, специалистам в данной области техники будет понятно, что различные изменения по форме и содержанию могут быть сделаны в нем без отклонения от сущности и объема изобретения, которые определены прилагаемой формулой изобретения с учетом описания и чертежа.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
27.03.2014
№216.012.af2b

Беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки различных устройств, например для беспроводной зарядки маломощных электроприборов (телефон, фотоаппарат, камеры, игрушки, сувениры), в квартире, офисе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510558
Дата охранного документа: 27.03.2014
16.06.2018
№218.016.62c8

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера содержит не менее трех электродвигателей несущих винтов, такое же количество электронных регуляторов хода, двигателей внутреннего сгорания (либо один с системой распределения тяги на электродвигатели несущих винтов),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657666
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6338

Рама мультикоптера (варианты)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рам летательных аппаратов (ЛА) вертикального взлета и посадки. Рама мультикоптера представляет собой: несущую силовую платформу, выполненную из двух труб, в перехлесте образующих крест, которые усилены и закреплены силовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657650
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6366

Способ аварийной посадки квадрокоптера

Изобретение относится к области сверхлегкой авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки («летающим мотоциклам»). Техническим результатом изобретения является: обеспечение безопасности полета квадрокоптера путем стабилизации полета квадрокоптера по горизонтали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657659
Дата охранного документа: 14.06.2018
11.03.2019
№219.016.d610

Малогабаритный летательный аппарат (ла) вертикального взлета/посадки с увеличенной дальностью полета

Малогабаритный летательный аппарат вертикального взлета/посадки содержит съемные пассажирскую кабину, сиденье пилота или грузовой отсек, маршевые и взлетно-посадочные электрические турбины типа Вентури, представляющие собой ротор турбины с лопаточным аппаратом с приводом от электромотора в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681464
Дата охранного документа: 06.03.2019
04.06.2020
№220.018.23e7

Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам управления пилотируемыми летательными аппаратами (ЛА) вертикального взлета и посадки – мультикоптерами. Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки включает две рукояти - джойстика,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722651
Дата охранного документа: 02.06.2020
31.07.2020
№220.018.395d

Система для балансирного управления летательным аппаратом

Система для балансирного управления летательным аппаратом содержит датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата, бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью управления электродвигателями несущих винтов определенным образом на основе данных датчиков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728219
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.397d

Система гиростабилизации кабины пилотируемого летательного аппарата (ла)

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе стабилизации кабины летательного аппарата (ЛА). Система гиростабилизации кабины пилотируемого ЛА включает карданов подвес с осями вращения, содержащими электросервоприводы, внутренний круговой лонжерон, закрепленный своей внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728221
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.3a1c

Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки

Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки содержит датчик высоты, акселерометр, гироскоп, электронные регуляторы хода (ESC), электродвигатели несущих винтов, бортовой полетный компьютер, выполненный с возможностью обработки информации от датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728451
Дата охранного документа: 29.07.2020
Показаны записи 1-9 из 9.
27.03.2014
№216.012.af2b

Беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки различных устройств, например для беспроводной зарядки маломощных электроприборов (телефон, фотоаппарат, камеры, игрушки, сувениры), в квартире, офисе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510558
Дата охранного документа: 27.03.2014
16.06.2018
№218.016.62c8

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера содержит не менее трех электродвигателей несущих винтов, такое же количество электронных регуляторов хода, двигателей внутреннего сгорания (либо один с системой распределения тяги на электродвигатели несущих винтов),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657666
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6338

Рама мультикоптера (варианты)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рам летательных аппаратов (ЛА) вертикального взлета и посадки. Рама мультикоптера представляет собой: несущую силовую платформу, выполненную из двух труб, в перехлесте образующих крест, которые усилены и закреплены силовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657650
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6366

Способ аварийной посадки квадрокоптера

Изобретение относится к области сверхлегкой авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки («летающим мотоциклам»). Техническим результатом изобретения является: обеспечение безопасности полета квадрокоптера путем стабилизации полета квадрокоптера по горизонтали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657659
Дата охранного документа: 14.06.2018
11.03.2019
№219.016.d610

Малогабаритный летательный аппарат (ла) вертикального взлета/посадки с увеличенной дальностью полета

Малогабаритный летательный аппарат вертикального взлета/посадки содержит съемные пассажирскую кабину, сиденье пилота или грузовой отсек, маршевые и взлетно-посадочные электрические турбины типа Вентури, представляющие собой ротор турбины с лопаточным аппаратом с приводом от электромотора в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681464
Дата охранного документа: 06.03.2019
04.06.2020
№220.018.23e7

Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам управления пилотируемыми летательными аппаратами (ЛА) вертикального взлета и посадки – мультикоптерами. Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки включает две рукояти - джойстика,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722651
Дата охранного документа: 02.06.2020
31.07.2020
№220.018.395d

Система для балансирного управления летательным аппаратом

Система для балансирного управления летательным аппаратом содержит датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата, бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью управления электродвигателями несущих винтов определенным образом на основе данных датчиков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728219
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.397d

Система гиростабилизации кабины пилотируемого летательного аппарата (ла)

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе стабилизации кабины летательного аппарата (ЛА). Система гиростабилизации кабины пилотируемого ЛА включает карданов подвес с осями вращения, содержащими электросервоприводы, внутренний круговой лонжерон, закрепленный своей внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728221
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.3a1c

Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки

Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки содержит датчик высоты, акселерометр, гироскоп, электронные регуляторы хода (ESC), электродвигатели несущих винтов, бортовой полетный компьютер, выполненный с возможностью обработки информации от датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728451
Дата охранного документа: 29.07.2020
+ добавить свой РИД