×
31.07.2020
220.018.3a1c

Результат интеллектуальной деятельности: Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002728451
Дата охранного документа
29.07.2020
Аннотация: Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки содержит датчик высоты, акселерометр, гироскоп, электронные регуляторы хода (ESC), электродвигатели несущих винтов, бортовой полетный компьютер, выполненный с возможностью обработки информации от датчиков высотно-скоростных параметров и сравнения ее с заранее установленными пороговыми допустимыми значениями, формирования сигналов управления электродвигателями несущих винтов определенным образом и ослабления сигналов в случае перехода пороговых значений. Обеспечивается ограничение углов тангажа, крена и рысканья, горизонтальной скорости при взлете и посадке, повышение устойчивости полета, увеличение безопасности пилота и окружающих объектов. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки, например, мультикоптерам и квадрокоптерам, переносящим пилота на борту.

Из уровня техники известна полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона (см. патент RU 2490168 на изобретение, опубл. 20.08.2013).

Сущность изобретения заключается в том, что значение сигнала, управляющего приводом руля высоты, и поступающего с ручки управления через электродистанционную систему управления (ЭДСУ) сравнивается в селекторе с сигналами, которые формируют в автопилоте подсистемы и стабилизации угла тангажа. В случае, если сигнал с ЭДСУ становится больше значения, которое формирует подсистема для стабилизации максимально допустимого угла тангажа, управление передается этой подсистеме автопилота. Аналогичное, по сути, действие происходит, если сигнал с ЭДСУ становится меньше значения, которое формирует подсистема для стабилизации минимально допустимого угла тангажа. В этом случае выход селектора коммутируется с подсистемой автопилота.

Известная из уровня техники система имеет иное применение - предназначена для использования в самолетах и имеет самолетные принципы управления по сравнению с заявленной системой. Данную систему невозможно использовать в ЛА - мультикоптерах.

Из уровня техники известна система управления ЛА (см. патент RU 2537883 на изобретение, опубл. 10.01.2015).

Система управления ЛА содержит вычислительное средство, средство управления двигателем, управляющее работой двигателя на основании сигнала управления тягой, средство перемещения управляющей поверхности, осуществляющее перемещение управляющих поверхностей на основании сигнала управления углом отклонения управляющей поверхности, и средство обнаружения отказа/повреждения управляющей поверхности, способное обнаруживать неисправность по меньшей мере одной из управляющих поверхностей. В случае обнаружения неисправности по меньшей мере одной из управляющих поверхностей вычислительное средство вычисляет сигнал управления тягой и сигнал управления углом отклонения управляющей поверхности. Во втором варианте система управления ЛА, помимо охарактеризованных выше средств, содержит фильтр регулирования быстродействия, который регулирует быстроту реакции двигателя и быстроту реакции управляющих поверхностей. Достигается обеспечение устойчивости полета летательного аппарата.

Известная из уровня техники система также имеет иное применение - предназначена для использования в самолетах и имеет самолетные принципы управления по сравнению с заявленной системой.

Известные из уровня техники системы невозможно использовать на малых высотах, в них задействованы иные средства аэродинамического управления: рули высоты, рули направления, в отличии от заявленной системы, в которой управление осуществляется только двигателями, имеющими иное расположение (вертикальное).

Техническими результатами заявленного изобретения являются:

- ограничение углов тангажа, крена и рыскания, а также горизонтальной скорости при взлете и посадке за счет изменения частоты вращения электродвигателей;

- увеличение точности позиционирования ЛА;

- повышение устойчивости полета;

- увеличение безопасности пилота, окружающих людей и объектов.

Технические результаты достигаются тем, что система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки включает:

- датчик высоты, акселерометр и гироскоп;

- бортовой полетный компьютер;

- электронные регуляторы хода (ESC);

- электродвигатели несущих винтов;

при этом бортовой полетный компьютер выполнен с возможностью:

- обработки информации и данных, поступающих с датчика высоты, акселерометра и гироскопа и их сравнения с заранее установлеными пороговыми допустимыми значениями;

- ограничения коэффициента заполнения ШИМ и ослабления сигналов управления, поступающих с джойстиков, в случае, если высота ниже порогового допустимого значения, а показания с акселерометра и гироскопа превышают заданные допустимые максимальные углы крена, тангажа, скорость рыскания и горизонтальную скорость;

- формирования сигналов управления электродвигателями несущих винтов и оборотами винтов через электронные регуляторы хода (ESC), обеспечивая равномерное перераспределение или увеличение тяги к электродвигателям несущих винтов, увеличивая скорость их работы для проведения необходимого смещения и маневра;

- управления скоростями вращения каждого отдельного независимого несущего винта;

- обеспечения синхронной работы электродвигателей несущих винтов.

Признаки и сущность заявленного изобретения поясняется в последующем детальном описании, иллюстрируемом чертежом (см. фиг. 1), где показан пример реализации системы безопасности ЛА вертикального взлета и посадки

На фигуре 1 обозначено следующее:

1 - датчик высоты, акселерометр, гироскоп;

2 - бортовой полетный компьютер;

3 - электронные регуляторы хода (ESC);

4 - электродвигатели;

5 - джойстики.

Бортовой полетный компьютер (2) (см. фиг. 1) считывает показания с датчика высоты (2). При нахождении мультикоптера ниже определенной допустимой пороговой высоты включается режим помощи при взлете и посадке. В этом режиме бортовой полетный компьютер (2) непрерывно проверяет показания с акселерометра (2) и гироскопа (2) и в случае, если они превышают заданные максимальные углы крена, тангажа, скорость рыскания и горизонтальную скорость, то бортовой полетный компьютер (2) путем ограничения коэффициента заполнения ШИМ компенсирует воздействие. В свою очередь, сигналы управления, поступающие с джойстиков (5) ослабляются так, чтобы максимальное положение стика равнялось максимальному углу или скорости отклонения при посадке. Таким образом, увеличивается точность позиционирования летательного аппарата. Выше определенной допустимой пороговой высоты режим помощи отключается и мультикоптер управляется в обычном режиме.

Одним из преимуществ данной системы является то, что она исключает опрокидывание летательного аппарата (мультикоптера), столкновение лопастей винтов с поверхностью, на которую приземляется летательный аппарат (мультикоптер) и, следовательно, обеспечивает безопасность не только пилота, но и окружающих людей и объектов.

Проведенный анализ уровня техники позволил установить: аналоги с совокупностью существенных признаков, тождественных и идентичных существенным признакам заявленной системе, отсутствуют, что указывает на соответствие заявленной системы условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений с целью выявления существенных признаков, совпадающих с отличительными от аналогов существенными признаками заявленной системы, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники, а также не установлена известность влияния отличительных существенных признаков на указанные автором технические результаты. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На данный момент изготовлен опытный образец и успешно проведены испытания ЛА - мультикоптера.


Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки
Система безопасности летательного аппарата вертикального взлета и посадки
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
27.03.2014
№216.012.af2b

Беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки различных устройств, например для беспроводной зарядки маломощных электроприборов (телефон, фотоаппарат, камеры, игрушки, сувениры), в квартире, офисе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510558
Дата охранного документа: 27.03.2014
16.06.2018
№218.016.62c8

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера содержит не менее трех электродвигателей несущих винтов, такое же количество электронных регуляторов хода, двигателей внутреннего сгорания (либо один с системой распределения тяги на электродвигатели несущих винтов),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657666
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6338

Рама мультикоптера (варианты)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рам летательных аппаратов (ЛА) вертикального взлета и посадки. Рама мультикоптера представляет собой: несущую силовую платформу, выполненную из двух труб, в перехлесте образующих крест, которые усилены и закреплены силовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657650
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6366

Способ аварийной посадки квадрокоптера

Изобретение относится к области сверхлегкой авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки («летающим мотоциклам»). Техническим результатом изобретения является: обеспечение безопасности полета квадрокоптера путем стабилизации полета квадрокоптера по горизонтали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657659
Дата охранного документа: 14.06.2018
11.03.2019
№219.016.d610

Малогабаритный летательный аппарат (ла) вертикального взлета/посадки с увеличенной дальностью полета

Малогабаритный летательный аппарат вертикального взлета/посадки содержит съемные пассажирскую кабину, сиденье пилота или грузовой отсек, маршевые и взлетно-посадочные электрические турбины типа Вентури, представляющие собой ротор турбины с лопаточным аппаратом с приводом от электромотора в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681464
Дата охранного документа: 06.03.2019
04.06.2020
№220.018.23e7

Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам управления пилотируемыми летательными аппаратами (ЛА) вертикального взлета и посадки – мультикоптерами. Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки включает две рукояти - джойстика,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722651
Дата охранного документа: 02.06.2020
31.07.2020
№220.018.395d

Система для балансирного управления летательным аппаратом

Система для балансирного управления летательным аппаратом содержит датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата, бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью управления электродвигателями несущих винтов определенным образом на основе данных датчиков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728219
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.397d

Система гиростабилизации кабины пилотируемого летательного аппарата (ла)

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе стабилизации кабины летательного аппарата (ЛА). Система гиростабилизации кабины пилотируемого ЛА включает карданов подвес с осями вращения, содержащими электросервоприводы, внутренний круговой лонжерон, закрепленный своей внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728221
Дата охранного документа: 28.07.2020
05.06.2023
№223.018.7753

Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями

Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки - мультикоптерам с увеличенной мобильностью и компактностью. Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями включает независимо работающие электродвигатели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761991
Дата охранного документа: 14.12.2021
Показаны записи 1-9 из 9.
27.03.2014
№216.012.af2b

Беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки различных устройств, например для беспроводной зарядки маломощных электроприборов (телефон, фотоаппарат, камеры, игрушки, сувениры), в квартире, офисе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510558
Дата охранного документа: 27.03.2014
16.06.2018
№218.016.62c8

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера

Система для увеличения продолжительности и дальности полета мультикоптера содержит не менее трех электродвигателей несущих винтов, такое же количество электронных регуляторов хода, двигателей внутреннего сгорания (либо один с системой распределения тяги на электродвигатели несущих винтов),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657666
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6338

Рама мультикоптера (варианты)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рам летательных аппаратов (ЛА) вертикального взлета и посадки. Рама мультикоптера представляет собой: несущую силовую платформу, выполненную из двух труб, в перехлесте образующих крест, которые усилены и закреплены силовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657650
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.6366

Способ аварийной посадки квадрокоптера

Изобретение относится к области сверхлегкой авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки («летающим мотоциклам»). Техническим результатом изобретения является: обеспечение безопасности полета квадрокоптера путем стабилизации полета квадрокоптера по горизонтали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657659
Дата охранного документа: 14.06.2018
11.03.2019
№219.016.d610

Малогабаритный летательный аппарат (ла) вертикального взлета/посадки с увеличенной дальностью полета

Малогабаритный летательный аппарат вертикального взлета/посадки содержит съемные пассажирскую кабину, сиденье пилота или грузовой отсек, маршевые и взлетно-посадочные электрические турбины типа Вентури, представляющие собой ротор турбины с лопаточным аппаратом с приводом от электромотора в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681464
Дата охранного документа: 06.03.2019
04.06.2020
№220.018.23e7

Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам управления пилотируемыми летательными аппаратами (ЛА) вертикального взлета и посадки – мультикоптерами. Устройство для управления пилотируемым летательным аппаратом вертикального взлета и посадки включает две рукояти - джойстика,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722651
Дата охранного документа: 02.06.2020
31.07.2020
№220.018.395d

Система для балансирного управления летательным аппаратом

Система для балансирного управления летательным аппаратом содержит датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата, бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью управления электродвигателями несущих винтов определенным образом на основе данных датчиков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728219
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.397d

Система гиростабилизации кабины пилотируемого летательного аппарата (ла)

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе стабилизации кабины летательного аппарата (ЛА). Система гиростабилизации кабины пилотируемого ЛА включает карданов подвес с осями вращения, содержащими электросервоприводы, внутренний круговой лонжерон, закрепленный своей внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728221
Дата охранного документа: 28.07.2020
05.06.2023
№223.018.7753

Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями

Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки - мультикоптерам с увеличенной мобильностью и компактностью. Мультикоптер вертикального взлета и посадки с импеллерными движителями включает независимо работающие электродвигатели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761991
Дата охранного документа: 14.12.2021
+ добавить свой РИД