×
04.06.2023
223.018.76b4

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам определения параметров электрических машин, и может найти применение при создании установок для идентификации параметров, например, моментных двигателей постоянного тока. Технический результат заключается в упрощении конструкции фрикционного модуля для создания момента нагрузки на валу двигателя. Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока содержит двигатель 1, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью фрикционного вала 5 соединен с ротором измерителя частоты вращения 4, закрепленного также на корпусе. Также содержит регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя. Для создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения применен фрикционный модуль 6, с которым жестко с помощью штанги 13 связан маятниковый груз 7. Фрикционный модуль 6 представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал 5. Сила сжатия струбцины регулируется перемещением винта 6.1, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении фрикционного вала 5, определяется по формуле где – масса маятникового груза; – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; частота вращения фрикционного вала. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам определения параметров электрических машин, и может найти применение при создании установок для идентификации параметров, например, моментных двигателей постоянно тока.

Известна установка для исследований режимов работы электродвигателей переменного тока (Полезная модель РФ №133321, опубликовано 10.10.2013,бюл. №28), в которой нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается высокомоментным двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, для этого валы двух двигателей соединены муфтой. Для изменения нагрузки на валу двигателя переменного тока к якорю двигателя постоянного тока подключен электронный блок нагрузки и датчик напряжения.

Недостатком установки является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.

Известен также учебно-лабораторный стенд для изучения электрических машин и электроприводов (Патент РФ №2473921, опубликовано 27.01.2013, бюл. №3), в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается двигателем постоянного тока и наоборот - нагрузочный момент для двигателя постоянного тока создается двигателем переменного тока. При этом выходные валы двигателей соединены между собой через промежуточные мотор-редукторы и муфту.

Однако недостатком стенда является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.

Известен стенд, принятый за прототип, для изучения средств автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов (Патент РФ №2334967, опубликовано 27.09.2008,  бюл. №27). Управляемое тормозное устройство содержит тормозной барабан, с которым жестко связан вал исследуемого двигателя. Тормозной барабан размещен с небольшим зазором между фрикционными неподвижной и подвижной колодками. К неподвижной колодке подвижно, например, с помощью шарнира, крепится котировочный винт, резьба которого находится в зацеплении с резьбой отверстия в одном из плеч П-образной крепежной скобы. Подвижная колодка жестко закреплена на штоке, например, с помощью гайки с шайбой, который проходит через отверстие во втором плече П-образной крепежной скобы. Другой конец штока взаимосвязан с тяговым барабаном посредством гибкой тяги. Тяговый барабан размещен на валу электропривода, закрепленного на втором плече П-образной крепежной скобы, который создает регулируемое усилие путем перемещения подвижной колодки. На штоке между подвижной колодкой и плечом П-образной крепежной скобы находится цилиндрическая пружина, обеспечивающая возврат подвижной колодки в исходное положение. Электропривод тягового барабана подключен к управляющей ЭВМ через интерфейсный блок.

Недостатком данного фрикционного модуля создания момента нагрузки является сложность и громоздкость конструкции в применении для исследования маломощных двигателей постоянного тока.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении конструкции фрикционного модуля для создания момента нагрузки на валу двигателя.

Технический результат достигается тем, что в устройстве создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока, содержащем собственно двигатель, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью дополнительного вала соединен с ротором измерителя частоты вращения, закрепленного также на корпусе, регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя, а также функциональный узел создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения в виде фрикционного модуля, новым является то, что фрикционный модуль, с которым жестко связан маятниковый груз, представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей дополнительный вал, сила сжатия которой регулируется перемещением винта, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении дополнительного вала, определяется по формуле

,

где – масса маятникового груза; – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; частота вращения дополнительного вала.

Сущность изобретения поясняется чертежом, приведенным на фиг.1, на которой представлена кинематическая схема устройства.

На фиг.1 приняты следующие обозначения:

1 – двигатель постоянного тока;

2 – первая соединительная муфта;

3 – вторая соединительная муфта;

4 – измеритель частоты вращения (тахогенератор);

5 – дополнительный фрикционный вал;

6 – фрикционный модуль;

6.1 – винт;

7 – эталонный груз;

8 – стрелка;

9 – шкала;

10 – стойка левая;

11 – стойка правая;

12 – основание (корпус);

13 – штанга;

14 – окно.

Буквенные обозначения:

центр масс эталонного груза;

масса эталонного груза;

ускорение силы тяжести;

расстояние между центром масс эталонного груза и осью вращения;

угол отклонения эталонного груза от местной вертикали;

электромагнитный момент на валу двигателя;

момент нагрузки, создаваемый фрикционным модулем.

Описание устройства.

Исследуемый двигатель постоянного тока 1крепится к левой стойке 10, измеритель частоты вращения 4 крепится к правой стойке 11. Обе стойки выставляются по оси вращения двигателя и крепятся к основанию 12. Для кинематического (жесткого) соединения между собой валов двигателя 1 и измерителя частоты вращения 4 служат первая 2 и вторая 3 соединительные муфты, которые соединяют фрикционный вал 5, соответственно с ротором двигателя и ротором тахогенератора 4. Для создания момента нагрузки на валу двигателя 1и, соответственно, на фрикционном валу служит фрикционный модуль 6, который представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал. При этом сила сухого трения, возникающая между струбциной и фрикционным валом, регулируется перемещением винта 6.1. С фрикционным модулем с помощью штанги 13 соединен эталонный груз 7, расстояние между центром масс груза и осью вращения может регулироваться, а сам груз может быть заменяемым. Для измерения угла поворота эталонного груза служит стрелка 8, жестко соединенная с ним, и шкала 9, нанесенная на левой стойке 10. Для перемещения стрелки 8 в левой стойке 10 имеется окно 14.

Работа устройства при испытаниях двигателя.

Устройство предназначено для создания момента нагрузки при вращении двигателя. Но предварительно для максимального момента двигателя, который равен , где коэффициент момента двигателя; максимальный ток ротора (якоря) двигателя, необходимо подобрать маятниковость эталонного груза , которая определяется максимальным размахом шкалы – максимальным измеряемым углом . Для нормальной работы устройства должен быть меньше Желательно, чтобы Таким образом из условия

определяем маятниковость эталонного груза

(1)

по которой при заданном значении подбираем массу эталонного груза

Чтобы пользоваться одной шкалой 9 для различных двигателей при заданном , масса груза, выполненного в виде цилиндра, будет варьироваться только за счет его диаметра.

При подаче на ротор двигателя напряжения в обмотках ротора в установившемся режиме будет протекать ток

где коэффициент противоэдс; частота е вращения и активное сопротивление ротора двигателя.

Если струбцина 6 не зажата винтом 6.1, то момент сил сухого трения на фрикционном валу практически равен нулю (эталонный груз 7 не отклоняется от вертикали ), и момент нагрузки будет определяться только моментом трения в опорах и коллекторах двигателя и тахогенератора, что соответствует режиму холостого хода

ток и частота вращения ротора двигателя холостого тока для заданного напряжения .

Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что момент сил сухого трения на фрикционном валу больше пускового момента двигателя (эталонный груз 7 отклоняется от вертикали на максимальный угол ), то ротор двигателя вращаться не будет, что соответствует режиму торможения (используется в силовых гиростабилизаторах).

пусковой ток для заданного напряжения .

Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что ротор двигателя (и соответственно фрикционного вала) вращаются и эталонный груз отклонен от вертикали на угол , то момент нагрузки на валу будет формироваться моментом сил сухого трения между фрикционным валом 5 и струбциной 6 фрикционного модуля и определяться выражением

, (1)

а данный режим соответствует режиму управления, например, в следящих системах.

При этом параметрами установившегося режима будут следующие

напряжение управления, ток ротора, частота вращения и момент нагрузки.

Данное устройство рационально применять для определения параметров маломощных приборных двигателей постоянного тока корпусных, типа ДПР-32, ДПР-42, ДПР-52 и т.п. и бескорпусных плоских, типа моментных двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов марки ДМ различных серий, применяемых в качестве безредукторных приводов, например, в качестве стабилизирующих моторов в гиростабилизаторах.

В качестве примера выбора параметров устройства создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока рассмотрим выбор параметров для бескорпусного двигателя типа ДМ-20.

Элементарная площадь сцепления струбцины с фрикционным валом

где диаметр фрикционного вала; ширина струбцины; элементарный угол.

Элементарная сила сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

где коэффициент трения между фрикционным валом и струбциной; давление, создаваемое винтом 6.1.

Элементарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

Суммарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

(2)

который и является нагрузочным моментом для двигателя и определяется формулой (1).

Выражение (2) можно использовать для определения параметров фрикционного модуля, если известен максимальный момент нагрузки

. (3)

С другой стороны по максимальному моменту нагрузки и заданному максимальному углу отклонения груза можно определить маятниковость груза

.(4)

Если и , , то

1). В соответствии с (3) максимальное давление, развиваемое винтом 6.1 в струбцине будет равно

.

2). В соответствии с (4) маятниковость будет равна

.

Задавая из конструктивных соображений , по маятниковости определяем массу груза, а с учетом плотности материала и его размеры.

Например, если , то

Размеры груза (материал латунь, )

. Если , ,

где радиус и высота цилиндрического груза.


Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
13.01.2017
№217.015.6b32

Бортовая система измерения параметров вектора скорости ветра на стоянке, стартовых и взлетно-посадочных режимах вертолета

Изобретение относится к области авиационного метеорологического оборудования. Бортовая система измерения параметров вектора скорости ветра содержит неподвижное ветроприемное устройство, преобразователи информативных сигналов, канал аналого-цифрового преобразования, вычислительное устройство,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592705
Дата охранного документа: 27.07.2016
26.08.2017
№217.015.da63

Измеритель выходных характеристик спиральных пружин

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного определения величины момента, создаваемого плоской спиральной пружиной или торсионом с неограниченным углом закрутки. Сущность изобретения заключается в том, что измеритель выходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623816
Дата охранного документа: 29.06.2017
19.01.2018
№218.016.0af7

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Сущность изобретения: двигатель состоит из секций, каждая из которых содержит: цилиндр 1, в стенках которого прорезаны окна для впуска топливовоздушной смеси или воздуха 2 и выпуска отработанных газов 3. Внутри цилиндра расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632355
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b28

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Сущность изобретения: двигатель состоит из секций, каждая из которых содержит: цилиндр 1, в стенках которого прорезаны окна для впуска топливовоздушной смеси или воздуха 2 и выпуска отработанных газов 3. Внутри цилиндра расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632357
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b3c

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Сущность изобретения: двигатель состоит из секций, каждая из которых содержит: цилиндр 1, в стенках которого прорезаны окна для впуска топливовоздушной смеси или воздуха 2 и выпуска отработанных газов 3. Внутри цилиндра расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632356
Дата охранного документа: 04.10.2017
06.03.2020
№220.018.09ac

Устройство для определения упруго-вязкой и вязкой среды

Изобретение относится к области контрольно-измерительного оборудования для определения упруго-вязкой среды и вязкой среды, в частности полимерных сред. Устройство для определения упруго-вязкой и вязкой среды полимерной смолы состоит из двух коаксиальных цилиндров, имеющих вращение, между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715895
Дата охранного документа: 04.03.2020
21.04.2023
№223.018.4fee

Способ для определения упруго-вязкой и вязкой среды

Изобретение относится к области контрольно-измерительного оборудования для определения вида среды, в частности вида полимерных сред. Устройство для определения упруго-вязкой и вязкой среды состоит из двух коаксиальных цилиндров, имеющих вращение, между которыми находится полимерная смола, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002747933
Дата охранного документа: 17.05.2021
22.05.2023
№223.018.6b33

Способ получения защитного покрытия в вакууме на формообразующей поверхности металлической пресс-формы для литья магниевых сплавов

Изобретение относится к способу получения защитного покрытия в вакууме на формообразующей поверхности металлической пресс-формы для литья магниевых сплавов. Проводят предварительный нагрев и очистку формообразующей поверхности металлической пресс-формы путем бомбардировки ионами, осуществляемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795775
Дата охранного документа: 11.05.2023
Показаны записи 1-10 из 15.
20.11.2013
№216.012.830c

Гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов. Гироинерциальный модуль содержит одноосный силовой гироскопический стабилизатор, на платформе (3) которого размещены два акселерометра (9.1, 9.2) и гироузел, представляющий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499224
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8384

Синхронный электродвигатель

Изобретение относится к области электротехники, а именно к синхронным электродвигателям с реактивным ротором, и может быть применено в электромеханических системах с большими скоростями вращения, например в компрессоростроении. В предлагаемом синхронном электродвигателе П-образные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499344
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.09.2014
№216.012.f34b

Гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов (СП) непрерывных малогабаритных гироскопических инклинометров (ГИ) с автономной начальной выставкой (АНВ) в азимуте для определения координат оси симметрии скважин....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528105
Дата охранного документа: 10.09.2014
26.08.2017
№217.015.e18c

Гиростабилизатор оптических элементов

Изобретение относится к гироскопической технике, а конкретно к двухосным гироскопическим стабилизаторам оптических элементов, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления оптическими элементами, и может найти применение в создании систем типа бинокль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625643
Дата охранного документа: 17.07.2017
25.06.2018
№218.016.661a

Тренажер для изучения авиагоризонта

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов систем управления, а именно к тренажерам для изучения принципа построения авиагоризонтов. Тренажер содержит блок ввода учебной информации, узел индикации, логический блок, блок имитации движения оси ротора гиромотора и блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658554
Дата охранного документа: 21.06.2018
26.12.2018
№218.016.ab02

Система формирования выходного сигнала блоков демпфирующих гироскопов

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах автоматического управления, например, летательными аппаратами. Технический результат – повышение точности. Для этого система формирования выходного сигнала блоков демпфирующих гироскопов содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676049
Дата охранного документа: 25.12.2018
13.01.2019
№219.016.af05

Устройство для определения и регистрации взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для непрерывного измерения и записи взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения и регистрации взаимного положения рельсовых нитей в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676951
Дата охранного документа: 11.01.2019
02.10.2019
№219.017.cb34

Установка для снятия механических характеристик гиромотора

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано при проектировании герметичных газозаполняемых гирокамер гироузлов гироскопических приборов. Установка для снятия механических характеристик гиромотора содержит герметичную гирокамеру с установленным в ней гиромотором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701458
Дата охранного документа: 26.09.2019
15.03.2020
№220.018.0c43

Одноосный силовой горизонтальный гиростабилизатор

Изобретение относится к гироскопической технике и может найти применение в составе путеизмерителей для определения взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости. Одноосный силовой горизонтальный гиростабилизатор содержит гиромотор с ротором, установленный в карданов подвес. Цепь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716599
Дата охранного документа: 13.03.2020
20.04.2020
№220.018.1656

Колесный датчик линейной скорости наземного транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерителям линейной скорости, работающим на основе измерений акселерометров, и может быть использовано для измерения линейной скорости движения наземных транспортных средств. На колесе транспортного средства (9) равномерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719238
Дата охранного документа: 17.04.2020
+ добавить свой РИД