Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам определения параметров электрических машин, и может найти применение при создании установок для идентификации параметров, например, моментных двигателей постоянно тока.
Известна установка для исследований режимов работы электродвигателей переменного тока (Полезная модель РФ №133321, опубликовано 10.10.2013,бюл. №28), в которой нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается высокомоментным двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, для этого валы двух двигателей соединены муфтой. Для изменения нагрузки на валу двигателя переменного тока к якорю двигателя постоянного тока подключен электронный блок нагрузки и датчик напряжения.
Недостатком установки является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.
Известен также учебно-лабораторный стенд для изучения электрических машин и электроприводов (Патент РФ №2473921, опубликовано 27.01.2013, бюл. №3), в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается двигателем постоянного тока и наоборот - нагрузочный момент для двигателя постоянного тока создается двигателем переменного тока. При этом выходные валы двигателей соединены между собой через промежуточные мотор-редукторы и муфту.
Однако недостатком стенда является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.
Известен стенд, принятый за прототип, для изучения средств автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов (Патент РФ №2334967, опубликовано 27.09.2008, бюл. №27). Управляемое тормозное устройство содержит тормозной барабан, с которым жестко связан вал исследуемого двигателя. Тормозной барабан размещен с небольшим зазором между фрикционными неподвижной и подвижной колодками. К неподвижной колодке подвижно, например, с помощью шарнира, крепится котировочный винт, резьба которого находится в зацеплении с резьбой отверстия в одном из плеч П-образной крепежной скобы. Подвижная колодка жестко закреплена на штоке, например, с помощью гайки с шайбой, который проходит через отверстие во втором плече П-образной крепежной скобы. Другой конец штока взаимосвязан с тяговым барабаном посредством гибкой тяги. Тяговый барабан размещен на валу электропривода, закрепленного на втором плече П-образной крепежной скобы, который создает регулируемое усилие путем перемещения подвижной колодки. На штоке между подвижной колодкой и плечом П-образной крепежной скобы находится цилиндрическая пружина, обеспечивающая возврат подвижной колодки в исходное положение. Электропривод тягового барабана подключен к управляющей ЭВМ через интерфейсный блок.
Недостатком данного фрикционного модуля создания момента нагрузки является сложность и громоздкость конструкции в применении для исследования маломощных двигателей постоянного тока.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении конструкции фрикционного модуля для создания момента нагрузки на валу двигателя.
Технический результат достигается тем, что в устройстве создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока, содержащем собственно двигатель, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью дополнительного вала соединен с ротором измерителя частоты вращения, закрепленного также на корпусе, регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя, а также функциональный узел создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения в виде фрикционного модуля, новым является то, что фрикционный модуль, с которым жестко связан маятниковый груз, представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей дополнительный вал, сила сжатия которой регулируется перемещением винта, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении дополнительного вала, определяется по формуле
,
где
– масса маятникового груза;
– расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения;
– угол отклонения маятникового груза от местной вертикали;
частота вращения дополнительного вала.
Сущность изобретения поясняется чертежом, приведенным на фиг.1, на которой представлена кинематическая схема устройства.
На фиг.1 приняты следующие обозначения:
1 – двигатель постоянного тока;
2 – первая соединительная муфта;
3 – вторая соединительная муфта;
4 – измеритель частоты вращения (тахогенератор);
5 – дополнительный фрикционный вал;
6 – фрикционный модуль;
6.1 – винт;
7 – эталонный груз;
8 – стрелка;
9 – шкала;
10 – стойка левая;
11 – стойка правая;
12 – основание (корпус);
13 – штанга;
14 – окно.
Буквенные обозначения:
центр масс эталонного груза;
масса эталонного груза;
ускорение силы тяжести;
расстояние между центром масс эталонного груза и осью вращения;
угол отклонения эталонного груза от местной вертикали;
электромагнитный момент на валу двигателя;
момент нагрузки, создаваемый фрикционным модулем.
Описание устройства.
Исследуемый двигатель постоянного тока 1крепится к левой стойке 10, измеритель частоты вращения 4 крепится к правой стойке 11. Обе стойки выставляются по оси вращения двигателя и крепятся к основанию 12. Для кинематического (жесткого) соединения между собой валов двигателя 1 и измерителя частоты вращения 4 служат первая 2 и вторая 3 соединительные муфты, которые соединяют фрикционный вал 5, соответственно с ротором двигателя и ротором тахогенератора 4. Для создания момента нагрузки на валу двигателя 1и, соответственно, на фрикционном валу служит фрикционный модуль 6, который представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал. При этом сила сухого трения, возникающая между струбциной и фрикционным валом, регулируется перемещением винта 6.1. С фрикционным модулем с помощью штанги 13 соединен эталонный груз 7, расстояние
между центром масс груза и осью вращения может регулироваться, а сам груз может быть заменяемым. Для измерения угла поворота эталонного груза служит стрелка 8, жестко соединенная с ним, и шкала 9, нанесенная на левой стойке 10. Для перемещения стрелки 8 в левой стойке 10 имеется окно 14.
Работа устройства при испытаниях двигателя.
Устройство предназначено для создания момента нагрузки
при вращении двигателя. Но предварительно для максимального момента двигателя, который равен
, где
коэффициент момента двигателя;
максимальный ток ротора (якоря) двигателя, необходимо подобрать маятниковость эталонного груза
, которая определяется максимальным размахом шкалы – максимальным измеряемым углом
. Для нормальной работы устройства
должен быть меньше
Желательно, чтобы
Таким образом из условия
определяем маятниковость эталонного груза
|
по которой при заданном значении
подбираем массу эталонного груза
Чтобы пользоваться одной шкалой 9 для различных двигателей при заданном
, масса груза, выполненного в виде цилиндра, будет варьироваться только за счет его диаметра.
При подаче на ротор двигателя напряжения
в обмотках ротора в установившемся режиме будет протекать ток 
где
коэффициент противоэдс;
частота е вращения и активное сопротивление ротора двигателя.
Если струбцина 6 не зажата винтом 6.1, то момент сил сухого трения на фрикционном валу практически равен нулю (эталонный груз 7 не отклоняется от вертикали
), и момент нагрузки будет определяться только моментом трения в опорах и коллекторах двигателя и тахогенератора, что соответствует режиму холостого хода
ток и частота вращения ротора двигателя холостого тока для заданного напряжения
.
Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что момент сил сухого трения на фрикционном валу больше пускового момента двигателя (эталонный груз 7 отклоняется от вертикали на максимальный угол
), то ротор двигателя вращаться не будет, что соответствует режиму торможения (используется в силовых гиростабилизаторах).
пусковой ток для заданного напряжения
.
Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что ротор двигателя (и соответственно фрикционного вала) вращаются и эталонный груз отклонен от вертикали на угол
, то момент нагрузки на валу будет формироваться моментом сил сухого трения между фрикционным валом 5 и струбциной 6 фрикционного модуля и определяться выражением
, (1)
а данный режим соответствует режиму управления, например, в следящих системах.
При этом параметрами установившегося режима будут следующие
напряжение управления, ток ротора, частота вращения и момент нагрузки.
Данное устройство рационально применять для определения параметров маломощных приборных двигателей постоянного тока корпусных, типа ДПР-32, ДПР-42, ДПР-52 и т.п. и бескорпусных плоских, типа моментных двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов марки ДМ различных серий, применяемых в качестве безредукторных приводов, например, в качестве стабилизирующих моторов в гиростабилизаторах.
В качестве примера выбора параметров устройства создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока рассмотрим выбор параметров для бескорпусного двигателя типа ДМ-20.
Элементарная площадь сцепления струбцины с фрикционным валом
где
диаметр фрикционного вала; ширина струбцины;
элементарный угол.
Элементарная сила сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом
где
коэффициент трения между фрикционным валом и струбциной;
давление, создаваемое винтом 6.1.
Элементарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом
Суммарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом
(2)
который и является нагрузочным моментом
для двигателя и определяется формулой (1).
Выражение (2) можно использовать для определения параметров фрикционного модуля, если известен максимальный момент нагрузки
. (3)
С другой стороны по максимальному моменту нагрузки и заданному максимальному углу
отклонения груза можно определить маятниковость груза
.(4)
Если
и
,
, то
1). В соответствии с (3) максимальное давление, развиваемое винтом 6.1 в струбцине будет равно
.
2). В соответствии с (4) маятниковость будет равна
.
Задавая из конструктивных соображений
, по маятниковости определяем массу груза, а с учетом плотности материала и его размеры.
Например, если
, то
Размеры груза (материал латунь,
)
. Если
,
,
где
радиус и высота цилиндрического груза.










