×
03.06.2023
223.018.769a

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкциям роторов турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД). Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий промежуточный вал, носок с размещенным на нем подшипником, при этом в носке выполнены отверстия для подачи масла из форсунки в подшипник, лопаточный диск, соединенный с носком, отличающийся тем, что промежуточный вал выполнен из титана, носок и промежуточный вал состыкованы и зафиксированы друг с другом радиальными штифтами, радиальные штифты расположены в двух параллельных плоскостях, разнесенных в осевом направлении, при этом радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, смещены относительно радиальных штифтов, расположенных в другой плоскости, в осевом направлении таким образом, чтобы радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, находились в шахматном порядке относительно штифтов, расположенных в другой плоскости, отверстия для подачи масла выполнены в один ряд, при этом выходная часть форсунки расположена во внутренней полости носка. Отверстия для подачи масла расположены под осью симметрии подшипника. Техническим результатом предложенного изобретения является значительное снижение трудозатрат на изготовление материальной части ротора ТНД, увеличение ресурса подшипника ротора и повышение надежности двигателя в целом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкциям роторов турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД).

Известен ротор ТНД ГТД, содержащий вал, состоящий из трех частей -передний вал, промежуточный вал, концевой вал, носок, установленный на концевом валу, и диск с лопатками. На носке установлен подшипник, при этом концевой вал имеет отверстия для подачи масла ко внутренней поверхности носка, форсунка подает масло к внутренней поверхности концевого вала и затем через отверстия в носке к подшипнику. Носок зафиксирован в окружном направлении на концевом валу посредством шлицевого соединения, (см. чертеж турбины двигателя АЛ-З1Ф по ссылке https://vmasshtabe.ru/wp-content/uploads/2014/12/212321-vms-GOTOVYIY-AL-31F.jpg). Известная конструкция выбрана в качестве прототипа. К недостаткам известного ротора ТНД ГТД можно отнести следующее.

Для фиксации диска на валу использован носок, который является дополнительной промежуточной деталью между диском и валом. Это усложняет сборку ротора, требует ряда дополнительных механических операций по изготовлению носка, требует изготовления дополнительных деталей для фиксации носка на валу и приводит к значительному увеличению цены ротора ТНД. В результате усложняется процесс сборки ротора ТНД и возникает отрицательное влияние на его дисбаланс, особенно после переборок ротора ТНД. При подаче масла из форсунки к подшипнику масло под действием центробежной силы проходит через отверстия концевого вала и отверстия носка, соприкасаясь с большой площадью внутренних поверхностей вала и носка. Для подвода масла к подшипнику срезаны несколько зубьев в шлицевом соединении носка и концевого вала.

В связи со значительным осевым расстоянием от места подачи масла до места расположения подшипника происходит дополнительный нагрев масла перед его подачей к подшипнику сквозь отверстия носка. Это отрицательно влияет на жизненный цикл подшипника и двигателя в целом. Кроме того, применение в конструкции ротора отдельного носка приводит к возможности потери его центровки относительно вала и разбалансировки ротора в некоторые моменты эксплуатации двигателя. Потеря центровки носка ведет к перекосу носка и подшипника относительно вала, повышению вибрации ротора и может привести к разрушению подшипника и выходу из строя двигателя. В стыке промежуточного вала с концевым валом для их взаимной осевой и окружной фиксации применены радиально расположенные штифты, находящиеся в одной поперечной плоскости. Расположение штифтов в одной поперечной плоскости менее надежно, чем их расположение в двух параллельных плоскостях, с точки зрения исключения взаимного перекоса промежуточного вала и концевого вала в зоне их стыковки.

Техническим результатом предложенного изобретения является значительное снижение трудозатрат на изготовление материальной части ротора ТНД, увеличение ресурса подшипника ротора и повышение надежности двигателя в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что в роторе турбины низкого давления газотурбинного двигателя, содержащем промежуточный вал, носок с размещенным на нем подшипником, при этом в носке выполнены отверстия для подачи масла из форсунки в подшипник, лопаточный диск, соединенный с носком, согласно предложению промежуточный вал выполнен из титана, носок и промежуточный вал состыкованы и зафиксированы друг с другом радиальными штифтами, радиальные штифты расположены в двух параллельных плоскостях, разнесенных в осевом направлении, при этом радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, смещены относительно радиальных штифтов, расположенных в другой плоскости, в осевом направлении таким образом, чтобы радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, находились в шахматном порядке относительно штифтов, расположенных в другой плоскости, отверстия для подачи масла выполнены в носке в один ряд, при этом выходная часть форсунки расположена во внутренней полости носка. Отверстия для подачи масла расположены под осью симметрии подшипника.

Носок и вал ротора ТНД состыкованы в один сборочный узел, при этом кольцевой выступ вала установлен до упора в кольцевую проточку носка и зафиксирован двумя рядами радиальных штифтов. Это снижает стоимость ротора ТНД, упрощает процесс сборки турбины, исключает возможность внезапного увеличения дисбаланса ротора в некоторые моменты эксплуатации двигателя, предотвращает перекос и вибрацию подшипника, что повышает надежность двигателя в целом.

Промежуточный вал ротора ТНД изготовлен из титана. Это позволяет снизить вес ротора и улучшить динамическую характеристику длинного, состоящего двух частей вала малого диаметра. В связи с малым диаметром промежуточного и концевого вала, радиальные штифты в зоне их стыка расположены в двух параллельных плоскостях, разнесенных в осевом направлении. Это дает возможность разместить в стыке малого диаметра достаточное для передачи крутящего момента количество штифтов и иметь необходимое расстояние между ними в окружном направлении. Установка штифтов в двух разнесенных плоскостях таким образом, чтобы радиальные штифты находились в шахматном порядке друг относительно друга, позволяет снизить риск взаимного перекоса вала и носка, избежать разрушения подшипника и повысить надежность двигателя в целом.

При подаче масла из форсунки к подшипнику масло под действием центробежной силы проходит через отверстия в носке сразу из проточки на внутренней поверхности носка, выполненной под подшипником и, соприкасаясь с небольшой площадью внутренней поверхности носка, поступает в подшипник. Это минимизирует нагрев масла перед его подачей к подшипнику сквозь отверстия и благоприятно влияет на работоспособность подшипника, что повышает ресурс двигателя в целом.

Отверстия для подачи масла расположены под осью симметрии подшипника для того, чтобы обеспечить равномерную температуру внутренней обоймы подшипника с обеих сторон и следовательно избежать перекоса его беговой дорожки, что может привести к проскальзыванию роликов, разрушению подшипника и выходу из строя двигателя в целом.

На фигуре представлена предложенная конструкция сборочного узла вала с носком ротора ТНД.

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, содержит промежуточный вал 1, выполненный из титана, носок 2 с размещенным на нем подшипником 3, при этом в носке 2 выполнены отверстия 4 для подачи масла из форсунки 5 в подшипник 3, лопаточный диск (на фигуре не показан), соединенный с носком 2. Носок 2 и промежуточный вал 1 состыкованы и зафиксированы друг с другом радиальными штифтами 6. Радиальные штифты 6 расположены в двух параллельных плоскостях, разнесенных в осевом направлении, при этом радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, смещены относительно радиальных штифтов, расположенных в другой плоскости, в осевом направлении таким образом, чтобы радиальные штифты, расположенные в одной плоскости, находились в шахматном порядке относительно штифтов, расположенных в другой плоскости. Отверстия 4 для подачи масла выполнены в один ряд, при этом выходная часть форсунки 5 расположена во внутренней полости носка 2.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 25.
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.32ed

Устройство для обеззараживания стоков электрическими разрядами

Изобретение относится к системам водоочистки и водоподготовки для бытовых и промышленных нужд, а именно к устройствам для очистки стоков с высоким содержанием органических веществ электрическими разрядами, и может быть использовано в промышленности для обработки и обеззараживания питьевой воды,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478580
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.375d

Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления. Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины содержит канал для охлаждающего воздуха, выполненный внутри лопатки в направлении вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479726
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.02.2014
№216.012.9f18

Устройство оптимизации радиальных зазоров многоступенчатого осевого компрессора авиационного газотурбинного двигателя

Устройство для оптимизации радиальных зазоров многоступенчатого осевого компрессора газотурбинного авиационного двигателя сжатым воздухом, отводимым из компрессора, содержит корпус с проточной частью. Сжатый воздух последовательно проходит внутренние полости ступеней компрессора. Ротор каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506436
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.06.2014
№216.012.d293

Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя содержит наружный корпус, установленные в нем надроторную вставку и сопловой аппарат с периферийными отверстиями, соединенными с системой подвода охлаждающего воздуха, ротор с рабочими лопатками с каналами охлаждения и выступом по периметру торцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519678
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.09.2014
№216.012.f7cc

Рабочая лопатка турбины газотурбинного двигателя

абочая лопатка турбины газотурбинного двигателя содержит верхнюю торцевую бандажную полку, с размещенными на ней зубцами лабиринтного уплотнения. Бандажная полка имеет сквозную полость для охлаждающего воздуха и выполнена в виде параллелограмма, две стороны которого ориентированы в направлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529273
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.10.2014
№216.012.fe51

Ротор осевой газовой турбины

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения и может быть использовано преимущественно в турбомашинах, на роторе которых закрепляются лопатки и средства для охлаждения и устранения деформаций и вибраций. Ротор осевой газовой турбины содержит диск ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530961
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.12.2014
№216.013.139b

Направляющая лопатка турбины

Статор турбины, в частности газовой турбины, содержит несколько направляющих лопаток. По меньшей мере каждая из двух смежных в направлении вдоль окружности направляющих лопаток имеет аэродинамический профиль, бандажную полку, расположенную у внутреннего торца аэродинамического профиля, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536443
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.05.2015
№216.013.48fa

Способ обезвреживания циансодержащих растворов и пульп

Изобретение относится к способам очистки, обезвреживания цианид- и роданидсодержащих сточных вод и может быть использовано для обезвреживания жидкой фазы и пульпы хвостов цианидного выщелачивания благородных металлов из руд, концентратов и техногенных отходов. Способ заключается в перемешивании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550189
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.06.2015
№216.013.50ce

Способ управления процессом биоокисления сульфидных концентратов

Изобретение относится к гидрометаллургии цветных и благородных металлов, а именно к извлечению металлов из сульфидных руд и продуктов обогащения. Способ включает регулирование расхода воздуха, подаваемого на биоокисление, и скорость перемешивания в чане, где проводится биоокисление, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552207
Дата охранного документа: 10.06.2015
+ добавить свой РИД