×
30.05.2023
223.018.7395

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Сущность способа заключается в определении периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который фиксируют в момент изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%, при этом построение развернутой индикаторной диаграммы осуществляется с дискретностью 40 мкс. Технический результат - повышение точности с одновременным снижением трудоемкости определения периода задержки воспламенения топлив. 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС).

Период задержки воспламенения - время (τi) или угол поворота коленчатого вала двигателя (ϕi) от начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя до момента резкого подъема давления цилиндровых газов или температуры, или начала свечения.

Период задержки воспламенения оказывает большое влияние на процесс сгорания в поршневом ДВС и должен быть наиболее оптимальным для каждого двигателя. При чрезмерно длительном периоде задержки воспламенения большая часть топлива успевает испариться и смешаться с воздухом; в результате объемного воспламенения образовавшегося заряда резко возрастают давление, динамические нагрузки на детали двигателя и шум. При малом периоде задержки воспламенения топливо сгорает около распылителя форсунки и новые порции топлива поступают не в зону горячего воздуха, а в смесь воздуха с продуктами сгорания. Это приводит к неполному сгоранию топлива и, как следствие, к дымлению, потере мощности и снижению экономичности двигателя. Продолжительность периода задержки воспламенения зависит от интенсивности предпламенной физико-химической подготовки топлива, которая определяется прочностью молекул топлива, давлением, температурой и газодинамическим состоянием воздушного заряда, его микро- и макроструктурой.

Перед авторами поставлена задача - разработать способ, позволяющий определить период задержки воспламенения жидких и газообразных топлив с высокой точностью и меньшей трудоемкостью для оценки процесса сгорания в поршневом ДВС, который может быть реализован для техники двойного назначения (военной и гражданской техники) на доступном российском оборудовании.

Известен способ определения периода задержки жидких и газообразных топлив путем нагрева потока смеси топлива и окислителя до температуры самовоспламенения в зоне циркуляции и регистрации момента вспышки по появлению фронта пламени за механическим стабилизатором (в описании не раскрыто конструктивное выполнение) [1 - SU 659943, G01N 25/52, 1979 г.], или на пути потока до нагрева создают струйный экран из топливовоздушной смеси, а момент вспышки определяют по появлению фронта пламени за струйным экраном [2 - SU 979976, G01N 25/52,1982 г.].

Общим недостатком указанных способов являются низкая точность получаемых данных по причине отсутствия регистрации момента впрыска топлива в камеру сгорания и большая трудоемкость проведения исследований, т.к. требуется измерить десять параметров (давление перед шайбой манометра и за ней, температуру потока перед шайбой, статическое давление потока в камере воспламенения, температуру воспламенения, давление воздуха в трубопроводе, давление горючего газа и жидкого топлива, давление и температура топливовоздушной смеси) и по измеренным параметрам определить период задержки воспламенения.

Известен способ определения периода задержки воспламенения топлив, заключающийся в том, что период задержки воспламенения определяют на установке ИТД-69 с одноцилиндровым дизельным отсеком по измерению отрезка времени между началом впрыскивания (подъем иглы распылителя) и началом воспламенения струи топлива (появление светового сигнала от фотодатчика). Сигнал от датчика хода иглы распылителя форсунки поступает на первый вход осциллографа. Момент начала воспламенения топлива регистрируется фотодиодом, размещенным в оптической схеме световода, передающего световой сигнал. Излучение через кварцевое стекло оптического датчика поступает на фотодиод фотодатчика. Полученный в датчике электрический сигнал после усиления в усилителе подается на второй вход осциллографа. Период задержки воспламенения регистрируют непосредственно на экране осциллографа по смещению сигналов от датчиков хода иглы распылителя форсунки и фотодиода (момент начала воспламенения) [3 - Исследование периода задержки воспламенения биотоплив / П.Р. Вальехо Мальдонадо, С.В. Гусаков, С.Н. Девянин, В.А. Марков, Е.Г. Пономарев // Альтернативные топлива. - 2013. - №1 (31). - С. 55-61].

Недостатком данного способа являются неточность получаемых данных и большая трудоемкость проведения исследований, т.к. момент начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя не совпадает с моментом начала подъема иглы форсунки, а также возникает необходимость синхронизации сигналов от датчиков хода иглы распылителя форсунки и датчика фотодиода, фиксирующего момент воспламенения.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению и взятый за прототип является способ определения периода задержки воспламенения топлив, заключающийся в том, что период задержки воспламенения определяют на развернутой индикаторной диаграмме осциллографа как время от начала впрыска топлива до начала резкого подъема давления, т.е. фактически это точка отрыва кривой давления при сгорании от кривой давления при сжатии без впрыска топлива. За начало впрыска топлива принимают установочный угол опережения впрыска топлива ϕвп (задает завод-изготовитель двигателя) [4 - Химмотология горюче-смазочных материалов / А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В.В. Гришин. - СПб.: Изд-во НПИКЦ, 2007, С. 96-99, рис. 3.30 - точки 1 и 2 - прототип].

Недостатком данного способа являются значительная погрешность получаемых данных, т.к. момент начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя не соответствует установочному углу опережения впрыска топлива. Кроме того, вызывает затруднения создание идентичных условий снятия развернутых индикаторных диаграмм (с впрыском топлива и без впрыска топлива), что приводит к значительной трудоемкости исследований.

Технический результат изобретения - повышение точности с одновременным снижением трудоемкости определения периода задержки воспламенения топлив.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, включающем фиксацию текущего значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя и угла поворота коленчатого вала, построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала», согласно изобретению, фиксацию давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя осуществляют с дискретностью 40 мкс, а за период задержки воспламенения принимают отрезок времени от момента изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более, чем на 4%.

На фиг. 1 представлена развернутая индикаторная диаграмма с дискретностью 20 мкс изменения давления цилиндровых газов (по прототипу);

фиг. 2 развернутая индикаторная диаграмма с дискретностью 60 мкс изменения давления цилиндровых газов (по прототипу);

фиг. 3 развернутая индикаторная диаграмма с дискретностью 40 мкс изменения давления цилиндровых газов (заявленный способ);

фиг. 4 зависимость изменения периода задержки воспламенения от частоты вращения коленчатого вала двигателя при работе на летнем и зимнем дизельных топливах (ДТ) в условиях внешней скоростной характеристики (заявленный способ);

фиг. 5 зависимость изменения периода задержки воспламенения от частоты вращения коленчатого вала двигателя при работе на летнем и зимнем ДТ в условиях внешней скоростной характеристики (по прототипу);

Для обоснования дискретности фиксации текущих значений показаний давления цилиндровых газов, по которой осуществляется построение развернутой индикаторной диаграммы для определения периода задержки воспламенения, были проведены исследования с использованием установленной системы измерения на моторном стенде с четырехцилиндровым дизелем Д-245.12С. Дискретность задавалась от 20 до 60 мкс при построении развернутых индикаторных диаграмм.

Для определения давления цилиндровых газов использовался пьезокварцевый датчик, который устанавливается через специальную вставку таким образом, что осевой канал вставки соединяет внутреннюю полость камеры сгорания четвертого цилиндра (как наиболее теплонапряженного) с осевым каналом датчика. Сигналы с пьезокварцевого датчика давления цилиндровых газов поступают по соответствующему каналу через усилитель заряда и аналогово-цифровой преобразователь сигнала на плату компьютера и преобразуются в развернутые индикаторные диаграммы рабочего процесса двигателя. Для регистрации угла поворота коленчатого вала устанавливают на специальном кронштейне напротив зубьев маховика двигателя датчики отметки зубьев маховика и верхней мертвой точки. Сигнал от датчика отметки зубьев маховика позволяет определить угловое положение коленчатого вала относительно верхней мертвой точки с точностью до 2,5°. Сигнал от датчика верхней мертвой точки синхронизирован с прохождением поршнем четвертого цилиндра верхней мертвой точки. Полученные сигналы (электромагнитный импульс) от датчиков поступают по соответствующим каналам на плату компьютера. Визуальный контроль за наличием сигналов исследуемых процессов и их формой осуществляют по изображению на дисплее компьютера. Запись и архивация всех регистрируемых параметров и отметок зубьев маховика (времени по углу поворота коленчатого вала) синхронизированы между собой.

Способ задержки воспламенения реализуется следующим образом.

Как было приведено выше (с. 4), с дискретностью 40 мкс осуществлялась запись давления цилиндровых газов и регистрация угла поворота коленчатого вала двигателя, в результате чего получена развернутая индикаторная диаграмма (фиг. 3). На развернутой индикаторной диаграмме виден момент начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя (точка 1) и момент резкого подъема давления цилиндровых газов (точка 2). Давление цилиндровых газов после точки 1 изменяется на величину менее 4% до момента резкого подъема давления цилиндровых газов (точка 2) более, чем на 4%. Отрезок между точкой 1 и точкой 2 - период задержки воспламенения.

Пример. Необходимо сравнивать период задержки воспламенения двух опытных образцов товарного нефтяного ДТ: товарного летнего ДТ экологического класса К5 (ДТ-Л-К5) и товарного зимнего ДТ экологического класса К5 (ДТ-З-К5) по снятым развернутым индикаторным диаграммам рабочего процесса дизеля Д-245.12С. Два образца товарного нефтяного ДТ соответствуют ГОСТ 32511 (таблица 1).

Оценка периода задержки воспламенения исследуемых ДТ осуществлялась на экспериментальной установке, в состав которой входили автомобильный дизель Д-245.12С с системой подачи топлива, динамометрическая машина VSETIN IDS 932N с пультом управления и контрольно-измерительные приборы (измерители нагрузки на тормозе стенда, частоты вращения коленчатого вала дизеля, расхода топлива, температуры и давления масла в двигателе и т.п.).

Исследования дизеля при работе на исследуемых топливах проводили в условиях внешней скоростной характеристики, снимаемой в диапазоне частот вращения коленчатого вала от минимальной (1000 мин-1) до номинальной частоты (2400 мин-1) через каждые 200 мин-1.

Дизель Д-245.12С запускают и нагружают динамометрической машиной через карданный вал. Испытуемые образцы топлив поступают из двух топливных баков поочередно по топливопроводам через топливный фильтр и расходомер топлива к топливному насосу высокого давления. Изменение подачи топлив осуществляют регулировочной рейкой топливного насоса высокого давления приводимой электроприводом дистанционно с пульта управления. Для подержания рабочего температурного режима двигателя (температура охлаждающей жидкости tЖ=85-90°С, моторного масла tM=90-95°С) дополнительно установлен теплообменник, находящийся в смесительном баке охлаждения двигателя. Снятие параметров двигателя с регистрирующей аппаратуры моторного стенда осуществляют с помощью приборов выведенных на панель приборов управления и персональный компьютер. Запись развернутых индикаторных диаграмм рабочего процесса двигателя осуществляют на персональный компьютер через аналогово-цифровой преобразователь.

Для определения периода задержки воспламенения при работе дизеля на различных видах топлива в соответствии с ГОСТ 14846-81 и ГОСТ 18509-88 на установившихся нагрузочно-скоростных и тепловых режимах с дискретностью 40 мкс снимаются развернутые индикаторные диаграммы. Результаты в каждом эксперименте заносят в протокол испытаний после работы двигателя на установившемся режиме не менее 5 минут. Сигналы с датчиков давления цилиндровых газов, отметки зубьев маховика и верхней мертвой точки на исследуемых режимах работы дизеля воспроизводятся на экране компьютера в виде развернутых индикаторных диаграмм рабочего процесса дизеля и далее записываются на жесткий диск. Запись всех показателей дизеля и сигналов с датчиков производится в трехкратной повторности в следующей последовательности.

Результаты определения периода задержки воспламенения заявленным способом и по прототипу показали, что значения периода задержки воспламенения предложенным способом, меньше чем у известного. Так, при работе двигателя на летнем ДТ при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 период задержки воспламенения предложенным способом равен 0,656 мс, а у известного способа - 1,015 мс, то повышение точности определения показателей, зависимых от периода задержки воспламенения, очевидно.

Таким образом, применение изобретения позволит определять период задержки воспламенения с высокой точностью за счет того, что используемый существенный отличительный признак - измерения изменения текущих значений показаний давления цилиндровых газов с дискретностью 40 мкс от угла поворота коленчатого вала, позволило зафиксировать начало впрыска топлива в камеру сгорания двигателя (точка 1) и изменение давления менее чем на 4% в течение отрезка времени до момента резкого подъема давления цилиндровых газов (точка 2) более чем на 4%, на развернутой индикаторной диаграмме. Кроме того, уменьшаются трудозатраты, т.к. исключается наложение двух индикаторных диаграмм, снятых с подачей топлива и без топлива для фиксации отрыва линии сжатия от линии сгорания (точка 2).

Способ определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, включающий фиксацию текущего значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя и угла поворота коленчатого вала, построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала», отличающийся тем, что фиксацию давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя осуществляют с дискретностью 40 мкс, а за период задержки воспламенения принимают отрезок времени от момента изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6f0

Способ управления перекачкой жидкости по трубопроводу

Способ предназначен для автоматического регулирования процесса принудительного вытеснения светлых нефтепродуктов сжатым газом из участков трубопроводов. Способ включает вытеснение разделителем под действием сжатого газа, подаваемого от установленной на начальном пункте трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520802
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.da2d

Установка для отделения от воды нефтепродуктов и мехпримесей

Изобретение относится к установкам гравитационного принципа действия для разделения несмешивающихся жидкостей и может быть использовано на складах и базах горючего для отделения от воды нефтепродуктов и механических примесей при зачистке и мойке резервуаров и при ликвидации аварийных проливов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521631
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.07.2014
№216.012.e5e8

Способ оценки качества мыльных пластичных смазок на минеральной основе при длительном хранении в герметичной таре

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре. Определяют исходные значения наиболее информативных показателей качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524646
Дата охранного документа: 27.07.2014
Показаны записи 1-10 из 30.
20.08.2014
№216.012.e921

Фильтр-смеситель двухкомпонентного топлива

Изобретение относится к области автомобиле- и тракторостроения и может быть использовано в системе питания автотракторных двигателей. Фильтр-смеситель двухкомпонентного топлива содержит корпус с входным и выходным каналами, стакан, фильтрующий элемент, представляющий собой набор попарных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525489
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.12.2014
№216.013.14cb

Двухтопливная система питания автотракторного дизеля

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двухтопливная система питания автотракторного дизеля, содержащая бак минерального топлива (1), бак растительного топлива (2), топливный фильтр (3) грубой очистки, топливный фильтр (4) тонкой очистки, топливоподкачивающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536747
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1a69

Смеситель компонентов дизельного смесевого топлива

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Смеситель компонентов дизельного смесевого топлива, содержащий закрепленную внутри нижней части бака наружную трубу с входным каналом в днище, внутреннюю трубу с радиальными отверстиями и выходным каналом, коническую воронку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538189
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1afe

Смеситель компонентов биоминерального топлива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системе питания двигателя внутреннего сгорания. Смеситель компонентов биоминерального топлива размещен в топливном баке автотранспортного средства и содержит наружную трубу 1, сообщенную с магистралью подачи биологического компонента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538338
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.02.2015
№216.013.2ba1

Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления

Изобретение может быть использовано в системах испытания топливной аппаратуры дизельных двигателей. Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления содержит топливный бак (1), электронасос (2), нагнетательный (3) и сливной (4) топливопроводы. Также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542626
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.04.2015
№216.013.3c2b

Ультразвуковой смеситель растительного масла и минерального топлива

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен ультразвуковой смеситель растительного масла и минерального топлива, содержащий ультразвуковой излучатель (1), электронный блок управления (3). Ультразвуковой излучатель (1) размещен в полости корпуса (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546891
Дата охранного документа: 10.04.2015
27.04.2016
№216.015.379e

Смеситель-дозатор растительного масла и минерального дизельного топлива

Изобретение относится к смешиванию двухкомпонентного топлива и может быть использовано в системе питания дизелей автотракторной техники. Смеситель-дозатор содержит корпус, камеру предварительного смешивания, образованную двумя входными каналами с установленными в них дозаторами, камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582700
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.04.2016
№216.015.39dd

Двухтопливная система питания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе питания дизелей автотракторной техники. Предложена двухтопливная система питания дизеля, содержащая бак 1 минерального топлива, бак 2 растительного масла, фильтры 3 и 4 грубой очистки, фильтр 5 тонкой очистки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582535
Дата охранного документа: 27.04.2016
13.01.2017
№217.015.824a

Смеситель компонентов биоминерального топлива

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложенный смеситель размещен в нижней части топливного бака автотранспортного средства и содержит внутреннюю и наружную трубы 4 и 1, полости которых разделены конической воронкой 7,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601326
Дата охранного документа: 10.11.2016
26.08.2017
№217.015.e1b0

Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке коррозионной активности реактивных топлив. Сущность изобретения заключается в том, что топливо циркулирует в вертикально расположенном замкнутом контуре из нержавеющей стали, представляющем собой конструкцию из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625837
Дата охранного документа: 19.07.2017
+ добавить свой РИД