×
23.05.2023
223.018.6e2d

Результат интеллектуальной деятельности: Система связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к средствам мониторинга систем электропоездов и дистанционного управления их движением. Система содержит на электропоезде блок микропроцессорной системы управления и диагностики скоростного электропоезда, подключенный к CAN интерфейсу, блок системы технического зрения и средство связи и синхронизации, включающее в себя процессор с подключенным к нему приемником спутниковой навигационной системы, соединенным с антенной, к которой подключен модем, соединенный с процессором через блок шифрации и дешифрации, при этом средство связи и синхронизации подключено к CAN интерфейсу, а посредством высокоскоростного интерфейса Ethernet соединено с блоком системы технического зрения, по линии связи LTE средство связи и синхронизации соединено со стационарным центром дистанционного контроля и управления. Причем центр включает в себя последовательно соединенные антенну, модем, блок шифрации и дешифрации, вычислитель и пульт управления. Достигается возможность обеспечения визуального контроля и дистанционного управления скоростным электропоездом. 2 ил.

Изобретение относится к средствам дистанционного обеспечения контроля движения железнодорожного транспорта и может быть использовано для осуществления удаленного управления и мониторинга систем скоростного электропоезда посредством защищенных каналов связи.

Известно устройство для автоматизированного управления тяговым подвижным составом, содержащее средства управления, связанные с блоком регистрации, внешним блоком накопления информации, блоками ввода аналоговых и дискретных сигналов, измерительным блоком и установленными на пульте машиниста средствами индикации, средства управления включают в себя системный блок, состоящий из мастер-модуля, модуля питания, модуля CPU и внутреннего дублирующего блока накопления информации, при этом мастер-модуль предназначен для выполнения сетевого управления с возможностью использования протокола верхнего уровня CAN, управления нижнего уровня при реализации модулем CPU функции автоведения, связи с блоками комплекса по системному CAN-интерфейсу, связи с внешними системами по гальванически развязанному CAN-интерфейсу, загрузке программного обеспечения и данных, хранящихся на внешнем блоке накопления информации в блоки комплекса по CAN-интерфейсу, циклической перезаписи информации с внешнего блока накопления информации на внутренний дублирующий блок накопления информации, задания системного времени, контроля температуры внутри системного блока, при этом мастер-модуль установлен в установочном месте, предусмотренном в пульте управления локомотивом, с возможностью обмена информацией с центральным вычислителем пульта управления, связанным посредством общей информационной шины с микропроцессорным блоком управления и блоком связи аппаратуры микропроцессорной системы управления локомотивом, блоком согласования интерфейсов аппаратуры комплекса локомотивных устройств безопасности, блоком контроллера и блоком приемника аппаратуры системы контроля бодрствования машиниста (RU 2254256, B61L 15/00, 20.06.2005).

Известное устройство основано на применении свойств и функций CAN шин с возможностью использования протокола верхнего уровня CAN, управления нижнего уровня при реализации модулем CPU функции автоведения, связи с блоками комплекса по системному CAN-интерфейсу, связи с внешними системами по гальванически развязанному CAN-интерфейсу, загрузке программного обеспечения и данных, хранящихся на внешнем блоке накопления информации в блоки комплекса по CAN-интерфейсу, циклической перезаписи информации с внешнего блока накопления информации на внутренний дублирующий блок накопления информации, задания системного времени, контроля температуры внутри системного блока, при этом мастер-модуль установлен в установочном месте, предусмотренном в пульте управления локомотивом, с возможностью обмена информацией с центральным вычислителем пульта управления, связанным посредством общей информационной шины с микропроцессорным блоком управления и блоком связи аппаратуры микропроцессорной системы управления локомотивом, блоком согласования интерфейсов аппаратуры комплекса локомотивных устройств безопасности, блоком контроллера и блоком приемника аппаратуры системы контроля бодрствования машиниста. Данное устройство принято в качестве прототипа.

К недостаткам этого устройства следует отнести ограниченность информационного потока от датчиков, обусловленную тем, что все устройства в системе объединены при помощи CAN-шины, которая не позволяет пропускать большие потоки информации, например, видео, и перенаправлять ответственную информацию в диспетчерский пункт.

Технический результат изобретения заключается в создании системы, обеспечивающей устойчивую связь, визуальный контроль параметров и дистанционное управление скоростным электропоездом посредством защищенных каналов радиосвязи, передачу информации о состоянии узлов и агрегатов электропоезда, управление внешними исполнительными устройствами посредством передачи команд в микропроцессорную систему управления и диагностики скоростного электропоезда.

Технический результат достигается тем, что в системе связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда, содержащей на электропоезде блок микропроцессорной системы управления и диагностики скоростного электропоезда, подключенный к CAN интерфейсу, согласно изобретению электропоезд снабжен блоком системы технического зрения и средством связи и синхронизации, включающим в себя процессор с подключенным к нему приемником спутниковой навигационной системы, соединенным с антенной, к которой подключен модем, соединенный с процессором через блок шифрации и дешифрации, при этом средство связи и синхронизации подключено к CAN интерфейсу, а посредством высокоскоростного интерфейса Ethernet соединено с блоком системы технического зрения, по линии связи LTE средство связи и синхронизации соединено со стационарным центром дистанционного контроля и управления, включающим в себя последовательно соединенные антенну, модем, блок шифрации и дешифрации, вычислитель и пульт управления, с возможностью вывода получаемой информации.

Техническое решение с вышеперечисленной совокупностью признаков обеспечивает достижение технического результата за счет непрерывного информационного обмена между центром дистанционного контроля и управления и электропоездом посредством средства связи и синхронизации и управления скоростным электропоездом посредством специализированной информационно - управляющей CAN-шины, обеспечивающей гарантию доставки информационных посылок, защиту от изменения информации и детерминированную адресацию устройств, с одновременным взаимодействием устройства с системой технического зрения посредством скоростного интерфейса Ethernet, с одновременным сбором информации о точном времени от приемника спутниковой навигационной системы для синхронизации всех данных, агрегацией и обработкой информации для выдачи команд управления в микропроцессорную систему управления и диагностики скоростного электропоезда.

На чертеже (фиг. 1) представлена блок-схема системы связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда. На фиг. 2 представлен алгоритм работы системы связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда.

Система связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда содержит на электропоезде блок 1 микропроцессорной системы управления и диагностики (МПСУиД) скоростного электропоезда, подключенный к CAN интерфейсу 2, блок 3 системы технического зрения (СТЗ) и средство 4 связи и синхронизации, включающее в себя процессор 5 с подключенным к нему приемником 6 спутниковой навигационной системы (СНС), соединенным с антенной 7, к которой подключен модем 8, соединенный с процессором 5 через блок 9 шифрации и дешифрации, при этом средство 4 связи и синхронизации подключено через CAN интерфейс 2 к блоку 1 микропроцессорной системы управления и диагностики (МПСУиД), а посредством высокоскоростного интерфейса 10 Ethernet соединено с блоком 3 системы технического зрения, по линии беспроводной сети связи LTE средство 4 связи и синхронизации соединено со стационарным центром И дистанционного контроля и управления (ЦДКУ), включающим в себя последовательно соединенные антенну 12, модем 13, блок 14 шифрации и дешифрации, вычислитель 15 и пульт 16 управления, с возможностью вывода получаемой информации.

Суть работы системы заключается в следующем. Процессор 5 посредством операционной системы и прикладного программного обеспечения взаимодействует с приемником 6 спутниковой навигационной системы для синхронизации всех данных, обрабатывает данные, поступающие с датчиков (на чертеже не показаны) блока 3 системы технического зрения для осуществления реализации технического зрения и данные телеметрии от блока 1 МПСУиД электропоезда с передачей этих данных через блок 9 шифрации и дешифрации для защиты и кодирования информации от несанкционированного доступа третьих лиц, модем 8 и антенну 7 посредством линии беспроводной сети связи LTE на стационарную часть (центр 11 дистанционного контроля и управления) диагностической информации о состоянии систем электропоезда на пульт 16 управления, с возможностью вывода получаемой информации, через последовательно соединенные антенну 12, модем 13, блок 14 шифрации и дешифрации для декодирования информации и обработки его в вычислителе 15. Дистанционное управление скоростным электропоездом осуществляется в обратном порядке.

Система связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда работает следующим образом.

После подачи питания на средство 4 связи и синхронизации и загрузки операционной системы в процессоре 5 выполняется процедура инициализации, в которой выполняются следующие действия: происходит инициализация интерфейсов, считывание системного времени от приемника 6 спутниковой навигационной системы для синхронизации данных по времени и запускаются средства защиты информации: блок 9 шифрации и дешифрации в составе средства 4 связи и синхронизации скоростного электропоезда и блока 14 шифрации и дешифрации в составе центра 11 дистанционного контроля и управления, после чего происходит инициализация и запуск прикладных процессов. Шифрация данных необходима для кодирования информации с целью недопущения использования их третьими лицами и воздействия на управление электропоездом при информационных и кибер атаках извне. В ходе выполнения фонового процесса выполняются следующие действия: происходит проверка подключения устройств через CAN интерфейс 2 и интерфейс 10 Ethernet, далее выполняется прием и обработка данных от пульта 16 управления (ЦДКУ), определяется текущий режим управления скоростным электропоездом, выполняется разбор принятых данных (телеметрии) через CAN интерфейс 2 от блока 1 МПСУиД электропоезда, формируются управляющие команды и передаются посредством CAN интерфейса 2 в блок 1 МПСУиД, после чего происходит формирование и передача ответных сообщений на стационарную часть центра 11 дистанционного контроля и управления электропоездом и выполняется технологическая регистрация параметров. Взаимодействие средства 4 связи и синхронизации с блоком 3 системы технического зрения происходит посредством интерфейса 10 Ethernet. Получаемые данные от датчиков блока 3 системы технического зрения должны содержать признак исправности системы технического зрения, сигнал об обнаруженном препятствии в габаритах следования скоростного электропоезда, а также признаки команд торможения и подачи сигнала, а именно значение до достижения целевой заданной скорости и расстояния до обнаруженного препятствия. Взаимодействие средства 4 связи и синхронизации с блоком 1 МПСУиД происходит посредством CAN-интерфейса путем получения входных данных о скорости движения электропоезда и состоянии систем и агрегатов скоростного электропоезда, а также направления управляющих сигналов от оператора-машиниста ЦДКУ 11 для осуществления дистанционного управления электропоездом в случае нештатных ситуации и аварийного торможения.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить синхронизированное дистанционное управление скоростным электропоездом за счет передачи телеметрии, управляющих команд и видеопотока с набора датчиков блока системы технического зрения для осуществления безопасного движения и управления скоростным электропоездом с одновременным получением информации об окружающей среде, внутренних параметрах систем электропоезда и контролем системы связи в режиме реального времени (с блока МПСУиД) с возможностью организации управления скоростным электропоездом без участия машиниста и с использованием отдельного организованного удаленного рабочего места машиниста - оператора Центра дистанционного контроля и управления.

Система связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда, содержащая на электропоезде блок микропроцессорной системы управления и диагностики скоростного электропоезда, подключенный к CAN интерфейсу, отличающаяся тем, что электропоезд снабжен блоком системы технического зрения и средством связи и синхронизации, включающим в себя процессор с подключенным к нему приемником спутниковой навигационной системы, соединенным с антенной, к которой подключен модем, соединенный с процессором через блок шифрации и дешифрации, при этом средство связи и синхронизации подключено к CAN интерфейсу, а посредством высокоскоростного интерфейса Ethernet соединено с блоком системы технического зрения, по линии беспроводной сети связи LTE средство связи и синхронизации соединено со стационарным центром дистанционного контроля и управления, включающим в себя последовательно соединенные антенну, модем, блок шифрации и дешифрации, вычислитель и пульт управления, с возможностью вывода получаемой информации.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 436.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-10 из 28.
10.06.2013
№216.012.47ca

Система контроля поверхности катания железнодорожной колесной пары

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для автоматического контроля технического состояния рельсового подвижного состава в процессе его эксплуатации. Система контроля поверхности катания колеса железнодорожной колесной пары содержит две группы датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483958
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.03.2014
№216.012.abb5

Способ интервального регулирования движения поездов и система для его реализации

Группа изобретений относится к области диспетчерского управления железнодорожным транспортом. В способе интервального регулирования движения поездов вычисляют расстояние до конца состава следующего впереди поезда суммированием приращений его координаты, и скорость его движения по приращению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509672
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.06.2014
№216.012.d130

Система интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система интервального регулирования движения поездов содержит центры радиоуправления движением поездов, в которых приемопередатчики соединены с блоками электрической централизации и автоблокировки соседних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519323
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d246

Система автоматизированного управления движением поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система автоматизированного управления движением поездов содержит автоматизированное рабочее место поездного диспетчера центра управления, включающее процессор с блоками отображения и ввода/вывода, стационарный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519601
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.db26

Устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и локомотивным устройством безопасности

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, телемеханике и связи. Устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и комплексным локомотивным устройством безопасности содержит установленные в корпусе модули: центрального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521880
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.12.2015
№216.013.9dbf

Система для контроля нахождения подвижного состава на участке пути

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает установленный на каждом электроподвижном составе с импульсными статическими преобразователями для питания асинхронных тяговых электродвигателей блок формирования дополнительного сигнала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572013
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.03.2016
№216.014.c687

Система для оперативной передачи предупреждений и электронных карт на высокоскоростной поезд

Изобретение относится к системам управления движением на железнодорожном транспорте. Система содержит установленные в диспетчерском пункте вычислительное устройство, состоящее из основного и резервного серверов и АРМ оператора, базовые станции систем радиосвязи, блок хранения данных, блоки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578643
Дата охранного документа: 27.03.2016
13.01.2017
№217.015.6707

Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для регулирования движения поездов по перегону между соседними станциями. Система содержит на ограничивающих перегон станциях станционную аппаратуру рельсовых цепей, входной и выходной светофоры, блок аппаратуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591553
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7f2b

Система передачи ответственной информации о маршрутах приема/отправления и кодах алс

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает стационарную аппаратуру, содержащую вычислительный комплекс, состоящий из двух серверов, соединенных между собой и подключенных к устройству ввода/вывода информации, каждый из серверов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601085
Дата охранного документа: 27.10.2016
25.08.2017
№217.015.c5c7

Система интервального регулирования движения поездов на основе спутниковых навигационных средств и цифрового радиоканала с координатным методом контроля

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает локомотивные бортовые устройства, выполненные на основе комплексного локомотивного устройства безопасности, и стационарное устройство, состоящее из персонального компьютера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618659
Дата охранного документа: 05.05.2017
+ добавить свой РИД