×
16.05.2023
223.018.607e

Результат интеллектуальной деятельности: Способ закалки зубчатых колес

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области технологии машиностроения и может быть использовано при упрочняющей термообработке зубчатых колес. Способ закалки зубчатых колес включает воздействие на зубчатое колесо токами высокой частоты для поверхностной закалки зубьев, при этом зубчатое колесо устанавливают и закрепляют в устройстве вращения. С каждого торца зубчатого колеса беззазорно с зубчатым колесом устанавливают и закрепляют металлические макеты, повторяющие форму зубчатого колеса, выполненные шириной а, составляющей не менее 0,1 длины зуба зубчатого колеса каждый. Над зубчатым колесом с металлическими макетами устанавливают индуктор, длина рабочей части которого выполнена равной 1,2-1,5 длины зуба зубчатого колеса. Индуктором воздействуют на зубья зубчатого колеса и металлических макетов токами высокой частоты, при этом токи Фуко, превышающие допустимые значения токов закалки, наводят на острых краях торцов зубьев металлических макетов. После окончания процесса закалки металлические макеты отсоединяют от устройства вращения и зубчатого колеса. Обеспечивается закалка зубчатых колес без перезакалки острых краев торцов зубьев из-за концентрации токов Фуко на их краях, при этом достигается одинаковая твердость всей поверхности зуба зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к области технологии машиностроения и может быть использовано при упрочняющей термообработке зубчатых колес, в частности косозубых зубчатых колес.

Известен способ упрочнения рабочей поверхности зубьев в зубчатом колесе, в котором для увеличения долговечности зубьев зубчатых передач при повышении качества и снижении себестоимости в рабочую поверхность зубьев подвергают цементации и закалке ТВЧ с получением переходного слоя путем перекрытия глубины закалки ТВЧ по отношению к глубине цементации для снижения внутренних термических напряжений при переходе от основного металла к упрочненному слою. За счет глубины закалки ТВЧ, которая в 1,5-2,0 раза превышает глубину цементации, получается слой по твердости ниже упрочненного, но выше твердости основного металла. Цементацию проводят на глубину h1, а последующую закалку ТВЧ на глубину h2 с температурой t2, где 0,16 m≤h1≤0,24 m, h1<h2<0,7 m, a Ac3<t2<Ас3 исх., Ас3-температура закалки для цементованного слоя, Ас3 исх. - температура закалки основного металла, t2 - температура нагрева ТВЧ, 0,7 m; 0,16 m; 0,24 m - заданные величины (патент RU №2 436 850 С2, МПК C21D 9/32, С23С 8/22, C21D 1/10, опубл. 20.12.2011).

Недостатком данного способа закалки является возможность перекалки острых краев торцов зубьев, особенно косозубых зубчатых колес, из-за концентрации токов Фуко на их острых краях, что приводит к разрушению краев зубьев.

Известен способ нагрева и закалки зубчатых колес и устройство для его осуществления, при котором осуществляют размещение зубчатого колеса внутри первого нагревателя, размещение второго нагревателя во внутреннем отверстии зубчатого колеса, подачу переменного электрического тока от второго нагревателя для индукционного нагрева зубчатого колеса, которое устанавливают с возможностью вращения, нагреватели содержат постоянные магниты и электромагниты переменного и постоянного тока, осуществляют подачу переменного электрического тока от третьего и четвертого нагревателей, размещенных вблизи боковых поверхностей зубчатого колеса, увеличивая частоту вращения колеса до заданного значения, при этом частоту переменного тока от первого нагревателя определяют по определенным формулам. Изобретение обеспечивает получение и выделение дополнительной тепловой энергии с разными частотами тока, что повышает равномерность нагрева (патент RU №2 534 047 С1, МПК Н05В 6/10, C21D 1/10, опубл. 27.11.2014).

Недостатком данного способа закалки является возможность перекалки острых краев торцов зубьев, особенно косозубых зубчатых колес, из-за концентрации токов Фуко на их острых краях, что приводит к разрушению краев зубьев.

Известен способ индукционной закалки зубчатого колеса, принятый за прототип, который включает последовательный нагрев индуктором локального нагрева зубьев вращающегося зубчатого колеса до заданной температуры и их охлаждение жидкостью, при этом используют индуктор с магнитопроводом, ширину рабочей части индуктора выполняют не менее шага зацепления зубчатого колеса по его делительной окружности, а ее длину выполняют равной 1,2-1,5 длины зуба зубчатого колеса. Рабочую часть индуктора размещают ее серединой на расстоянии 0,3-0,5 мм от поверхности вершины зуба, а продольную ось рабочей части индуктора размещают под углом 15-30° относительно направления зуба (патент RU №2 575 262 С1, МПК C21D 9/32, C21D 1/42, опубл. 20.02.2016).

Недостатком данного способа закалки является возможность перекалки острых краев торцов зубьев, особенно косозубых зубчатых колес, из-за концентрации токов Фуко на их острых краях, что приводит к разрушению краев зубьев.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание способа закалки зубчатых колес, при котором отсутствует возможность перекалки острых краев торцов зубьев, особенно косозубых зубчатых колес, из-за концентрации токов Фуко на их краях, при этом достигается одинаковая твердость всей поверхности зуба косозубого зубчатого колеса.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе закалки зубчатых колес, заключающемся в том, что на зубчатое колесо воздействуют токами высокой частоты для поверхностной закалки зубьев, зубчатое колесо устанавливают и закрепляют в устройство вращения, с каждого торца зубчатого колеса беззазорно с зубчатым колесом устанавливают и закрепляют металлические макеты, повторяющие форму зубчатого колеса, выполненные шириной а, составляющей не менее 0,1 длины зуба зубчатого колеса каждый, причем над зубчатым колесом с металлическими макетами устанавливают индуктор, длина рабочей части которого выполнена равной 1,2-1,5 длины зуба зубчатого колеса, которым воздействуют на зубья зубчатого колеса и металлических макетов токами высокой частоты, при этом токи Фуко, превышающие допустимые значения токов закалки, наводятся на острых краях торцов зубьев металлических макетов, после окончания процесса закалки металлические макеты отсоединяют от устройства вращения и зубчатого колеса и используются для дальнейшей закалки с новыми зубчатыми колесами, при этом острые края торцов зубьев зубчатого колеса будут иметь такую же твердость, как и вся поверхность зуба.

На фиг. 1 изображена схема установки косозубого зубчатого колеса и металлических макетов;

На фиг. 2 изображена схема установки индуктора для поверхностной закалки зубьев колеса и металлических макетов.

Способ закалки зубчатых колес, заключающийся в том, что на зубчатое колесо 1 воздействуют токами высокой частоты для поверхностной закалки зубьев 2. Зубчатое колесо 1 устанавливают и закрепляют в устройство вращения 3, с каждого торца 4 зубчатого колеса 1 беззазорно с зубчатым колесом 1 устанавливают и закрепляют металлические макеты 5, повторяющие форму зубчатого колеса 1, выполненное шириной а, составляющей не менее 0,1 длины зуба 2 зубчатого колеса 1 каждый, причем над зубчатым колесом 1 с металлическими макетами 5 устанавливают индуктор 6, длина рабочей части 7 которого выполнена равной 1,2-1,5 длины зуба 2 зубчатого колеса 1, которым воздействуют на зубья 2 зубчатого колеса 1 и металлических макетов 5 токами высокой частоты,

Реализацию способа рассмотрим на примере косозубого зубчатого колеса.

Косозубое зубчатое колесо 1, подлежащее закалке, устанавливают в устройство вращения 3 и соответствующим образом закрепляют в нем. С каждого торца 4 косозубого зубчатого колеса 1 беззазорно устанавливают металлические макеты 5 косозубого зубчатого колеса шириной а, составляющей не менее 0,1 длины зуба 2 косозубого зубчатого колеса 1 каждый. Над косозубым зубчатым колесом 1 с металлическими макетами 5 устанавливают индуктор 6, длина рабочей части 7 которого выполнена равной 1,2-1,5 длины зуба 2 косозубого зубчатого колеса 1. В процессе закалки в косозубом зубчатом колесе 1 и металлических макетах 5 наводятся токи Фуко, которые превышают допустимые значения закалки на острых краях 8 торцов 9 зубьев 2 металлических макетов 5. После окончания процесса закалки металлические макеты 5 отсоединяются от устройства вращения 3 и косозубого зубчатого колеса 1 и используются для дальнейшей закалки с новыми косозубыми зубчатыми колесами. При этом острые края 10 торцов 4 зубьев 2 косозубого зубчатого колеса 1 будут иметь такую же твердость, как и вся поверхность зуба 1.

Использование изобретения позволяет создать способ закалки зубчатых колес, при котором отсутствует возможность перекалки острых краев торцов зубьев, особенно косозубых зубчатых колес, из-за концентрации токов Фуко на их краях, при этом достигается одинаковая твердость всей поверхности зуба косозубого зубчатого колеса.

Способ закалки зубчатых колес, включающий воздействие на зубчатое колесо токами высокой частоты для поверхностной закалки зубьев, отличающийся тем, что зубчатое колесо устанавливают и закрепляют в устройстве вращения, с каждого торца зубчатого колеса беззазорно с зубчатым колесом устанавливают и закрепляют металлические макеты, повторяющие форму зубчатого колеса, выполненные шириной а, составляющей не менее 0,1 длины зуба зубчатого колеса каждый, причем над зубчатым колесом с металлическими макетами устанавливают индуктор, длина рабочей части которого выполнена равной 1,2-1,5 длины зуба зубчатого колеса, которым воздействуют на зубья зубчатого колеса и металлических макетов токами высокой частоты, при этом токи Фуко, превышающие допустимые значения токов закалки, наводят на острых краях торцов зубьев металлических макетов, после окончания процесса закалки металлические макеты отсоединяют от устройства вращения и зубчатого колеса и используют для дальнейшей закалки с новыми зубчатыми колесами, при этом острые края торцов зубьев зубчатого колеса имеют такую же твердость, как и вся поверхность зуба.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652426
Дата охранного документа: 26.04.2018
Показаны записи 1-10 из 28.
20.01.2013
№216.012.1bfe

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом относится к испытанию железнодорожных средств, в частности к устройствам для определения сил трения и коэффициента трения между колесом и рельсом. Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом содержит раму, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472660
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c42

Способ технического диагностирования тепловозного дизеля методом спектрального анализа дизельного масла с обработкой результатов

Изобретение относится к способам обработки данных спектрального анализа дизельного масла при технической диагностике трущихся деталей дизеля тепловоза. Способ технического диагностирования заключается в том, что определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476857
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2014
№216.012.a927

Рельсосмазыватель ручной для консистентной смазки

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности, к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головки рельсов в кривых вспомогательных участков рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. В рельсосмазывателе роликовая тележка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509018
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.05.2014
№216.012.c40b

Способ снижения износа системы колесо-рельс

Способ снижения износа системы колесо-рельс относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к регулировке положения их колесных пар при движении по криволинейным участкам пути. Способ снижения износа заключается в уменьшении углов набегания гребней наружных колес колесных пар и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515946
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.05.2014
№216.012.c81d

Способ диагностирования состояния дизеля локомотива

Изобретение может быть использовано при диагностировании технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля. Способ заключается в измерении перепада давления на масляном фильтре грубой очистки (ФГО), определении степени его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516995
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.03.2015
№216.013.3477

Боковая опора кузова вагона на тележку

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Боковая опора кузова вагона на тележку содержит верхнюю часть боковой опоры в виде износостойкой планки (1), закрепленной на кузове, и нижнюю часть боковой опоры, установленную на надрессорной балке тележки вагона, включающую корпус (6),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544906
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.3c25

Способ изготовления многослойных уплотнений

Изобретение относится к области изготовления уплотнений, может быть использовано для производства многослойных уплотнений из эластомерных материалов методом литья. Изобретение позволяет обеспечить высокие уплотнительные свойства и возможность позиционирования уплотнения на вращающемся валу. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546885
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.05.2015
№216.013.4c4c

Способ ремонта цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. В способе осуществляют выполнение расточки отверстия блока цилиндров двигателя в зоне посадки втулки блока цилиндров с последующей компенсацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551046
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d43

Буксовый узел

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к буксовым узлам с подшипниками качения колесных пар подвижного состава. Буксовый узел с жестко соединенным с ним поводком содержит корпус буксы, роликовый подшипник, насаженный на ось колесной пары, адаптер. Корпус буксы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551293
Дата охранного документа: 20.05.2015
10.11.2015
№216.013.8bfb

Регулятор давления

Изобретение относится к устройствам регулирования давления жидкости и газа. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции регулятора давления. Регулятор давления содержит корпус с входной и выходной полостями, между которыми установлен чувствительный элемент, являющийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567442
Дата охранного документа: 10.11.2015
+ добавить свой РИД