×
14.05.2023
223.018.56e7

Результат интеллектуальной деятельности: Транспортный самолет-амфибия

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002732523
Дата охранного документа
18.09.2020
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники. Транспортный самолет-амфибия содержит лодку, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение. Днище лодки выполнено с двумя поперечными реданами переменной поперечной килеватости, плавно переходящей в постоянную, от второго редана к первому и от первого редана к носу лодки. В носовой части лодки установлены брызгоотражающие щитки с выполненными в шахматном порядке отверстиями. Центр тяжести самолета-амфибии расположен между первым и вторым реданами лодки на удалении от первого редана к корме лодки на 25÷35% длины межреданной части. Вторым реданом является кормовая часть лодки. Межреданная часть лодки выполнена постоянной ширины. Над кормовым реданом располагается габаритный грузовой люк, выполненный по ширине редана и открывающийся вверх. Вертикальное оперение выполнено в виде двух килевых поверхностей, разнесенных по бортам кормовой части лодки, с размещенным наверху горизонтальным оперением. Изобретение направлено на обеспечение устойчивого глиссирования самолета-амфибии на волне. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к устройству лодки (фюзеляжа) транспортного самолета-амфибии и его общей компоновки.

В чрезвычайных ситуациях возможно повреждение многих сухопутных полос аэродромов России и поэтому необходимо иметь тяжелый транспортный самолет-амфибию, способный доставить к месту назначения как можно больший объем груза, осуществив посадку на водную поверхность, которой на территории России достаточно.

Необходимо отметить, что на этих водных поверхностях (реках, озерах, заливах) практически нет смешанного волнения. На них преобладает ветровая волна. Спектр волнения которой (частотный и энергетический) имеет один, ярко выраженный, всплеск, что говорит об отсутствии на данной водной поверхности смешанного волнения. Такой характер волнения водной поверхности способствует возникновению меньших нагрузок на днище лодок, более устойчивому глиссированию самолета-амфибии на волне с меньшими амплитудами продольных колебаний по углу дифферента, вертикальными перемещениями центра тяжести и с меньшими значениями вертикальных перегрузок.

Заявляемый транспортный самолет-амфибия предназначается, в основном, для выполнения транспортировки грузов, оборудования, доставки или десантирования в назначенные зоны отрядов МЧС или ВДВ. При наличии дополнительного оборудования на борту транспортный самолет-амфибия может выполнять пассажирские перевозки. Он может выполнять полеты днем и ночью с сухопутных аэродромов и водных акваторий.

Известны самолеты-амфибии, которые можно отнести к габаритным - «тяжелым», такие как самолет-амфибия А-40 (https://ru/wikipedia.org/wiki/A-40) и самолет-амфибия Бе-200ЧС (https://ru/wikipedia.org/wiki/Бе-200). Самолет-амфибия А-40 не предназначался для доставки грузов, а мог выполнять полеты для решения задач министерства обороны. Самолет-амфибия Бе-200ЧС используется для тушения лесных пожаров, но способен доставить грузы и спецотряд МЧС к месту назначения, выполняет полеты для решения задач МЧС. Конструкция его лодки (фюзеляжа) и ее габариты не позволяют погрузить на него габаритные и тяжелые грузы. При загрузке грузов общим весом до 5 тонн дальность его полета не превосходит 1100 км.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Беспилотный самолет-амфибия» (патент РФ на изобретение №2661379, МПК В64С 35/00). Этот беспилотный самолет-амфибия не относится к классу «тяжелых». Он предназначен, в основном, для тушения лесных пожаров.

Недостатком прототипа, для реализации поставленных целей (транспортировки габаритных грузов, оборудования, доставки в зоны десантирования отрядов МЧС и ВДВ), является его малый взлетный вес, размеры лодки, не имеющей объемов для размещения габаритных грузов и небольшие дальности полетов.

Для устройства днища лодки предполагаемого изобретения транспортного самолета-амфибии применены технические решения патента РФ №2661379 это:

- размещение реданов днища лодки, относительно центра тяжести беспилотного самолета-амфибии;

- их геометрическая форма и переходы переменной поперечной килеватости в постоянную (в носовой и кормовой частях лодки);

- расположение и конструкция брызгоотражающих щитков.

Технический результат предполагаемого изобретения заключается в транспортировке габаритных грузов с обеспечением устойчивого глиссирования самолета-амфибии на волне, а именно:

- уменьшение амплитуд продольных угловых колебаний и вертикальных перемещений центра тяжести по высоте, при глиссировании транспортного самолета-амфибии на волне;

- уменьшение углов дифферента во всем диапазоне скоростей глиссирования;

- снижение гидродинамических нагрузок на корпус лодки;

- создание оптимальных условий для работы системы продольного и поперечного управлений, способствующих сохранению ее ресурса и самолета-амфибии в целом.

Технический результат достигается тем, что обводы лодки, заявляемого транспортного самолета-амфибии, также выполнены с двумя эффективными в работе поперечными реданами. Первый редан располагается впереди центра тяжести самолета-амфибии. Вторым реданом является кормовая часть днища лодки, имеющая необходимую ширину для эффективной гидродинамической работы. В поперечных сечениях лодки на реданах установлен профиль переменной поперечной килеватости, обеспечивающий два срыва потока воды, идущей по поперечным обводам днища. Это позволяет в 2-3 раза уменьшить значения вертикальных перегрузок и существенно понизить нагрузки на днище лодки транспортного самолета-амфибии, на режимах его глиссирования.

Центр тяжести транспортного самолета-амфибии находится между первым и вторым реданами лодки. На днище лодки созданы две поверхности, воспринимающие гидродинамические нагрузки в процессе глиссирования. От этих нагрузок возникает два момента сил, относительно центра тяжести транспортного самолета-амфибии. При определенном угле дифферента лодки (угла хода лодки на воде) эти моменты равны и он глиссирует с установившимся углом. Такое расположение реданов относительно центра тяжести не допускает на транспортном самолете-амфибии возникновения существенных колебаний по углу дифферента на режимах его глиссирования на волне. Угол дифферента, с которым должен глиссировать транспортный самолет-амфибия, должен быть выбран при разработке обводов днища лодки. Существенную роль при этом играет угол продольной килеватости межреданной части лодки. Гидродинамическими испытаниями динамически подобной модели транспортного самолета-амфибии должны быть подтверждены заложенные в проект параметры. Реданы, расположенные таким образом, обеспечивают стабилизацию углов дифферента транспортного самолета-амфибии на режимах его глиссирования на волне.

Для исключения заливаемости водными струями надводных частей конструкции транспортный самолет-амфибия снабжен брызгоотражающими щитками, установленными в носовой части лодки, которые являются продолжением бортовых поверхностей лодки, опускаясь ниже ее скул на определенную величину, определяемую испытаниями на воде. В шахматном порядке на этих щитках расположены сквозные отверстия. Отверстия не дают возможности образоваться существенному давлению воды в их зоне, перепуская за борт лодки струи воды. Из-за этого струи воды не поднимаются вверх и не заливают надводные части лодки и нижнюю поверхность крыльев.

Технический результат достигается и тем, что межреданная часть лодки предлагаемого транспортного самолета-амфибии выполнена постоянной ширины, при этом над кормовым реданом располагается габаритный грузовой люк, выполненный по ширине редана и открывающийся вверх. Люк открывается вверх, вращением вокруг оси, и позволяет с кормы лодки загрузить ее габаритными грузами. В связи с этим, для обеспечения путевой устойчивости в полете, установлено вертикальное оперение в виде двух килевых поверхностей, разнесенных по бортам кормовой части лодки, с размещенным наверху горизонтальным оперением. Для того чтобы грузовой люк свободно открывался, килевые поверхности транспортного самолета-амфибии выполнены с отклонением 7°÷9° в вертикальной плоскости (от бортов лодки).

Площади рулевых поверхностей не превышают 18% от площади оперения, а угловые скорости их отклонения не более 60° в секунду.

Таким образом, заявляемая конструкция (компоновка) транспортного самолета-амфибии соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими, защищенными патентами техническими решениями в данной области, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению в авиационной промышленности.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемыми чертежами, где:

на фигуре 1 изображен транспортный самолет-амфибия (вид сбоку);

на фигуре 2 изображен транспортный самолет-амфибия (вид спереди);

на фигуре 3 изображен транспортный самолет-амфибия (вид сверху).

Фюзеляж (лодка) транспортного самолета-амфибии снабжен днищем лодки 1, имеющим свои специфические формы. Днище лодки 1 выполнено с реданом 2 и реданом 3, которые имеют переменную поперечную килеватость. На боковых поверхностях лодки расположены брызгоотражающие щитки 4. По форме они плоские и опущены ниже скулы лодки. В шахматном порядке на брызгоотражающих щитках 4 расположены сквозные отверстия. Отверстия не дают возможности образоваться существенному давлению воды в их зоне, перепуская за борт лодки струи воды. Из-за этого струи воды не поднимаются вверх и не заливают надводные части лодки, нижнюю поверхность крыла 5 и двигателей 6.

Редан 2 расположен впереди центра тяжести транспортного самолета-амфибии. Реданом 3 является кормовая часть лодки. Редан 3 выполнен аналогично редану 2 и имеет одинаковую с реданом 2 гидродинамическую эффективность. Центр тяжести (масс) транспортного самолета-амфибии находится между реданом 2 и реданом 3. Такое расположение реданов 2 и 3 лодки относительно центра тяжести (ЦТ) создает транспортному самолету-амфибии устойчивое глиссирование на волне, с установившимся углом дифферента. Угол дифферента, с которым будет глиссировать транспортный самолет-амфибия на волне, зависит от соотношения нагрузок между реданами 2 и 3. При различном положении центра тяжести между реданами 2 и 3 возникнут различные углы дифферента, вокруг которых будет происходить его стабилизация при глиссировании на волне. Выбором угла продольной килеватости межреданной части лодки γм (фиг. 1) и положения центра тяжести между реданом 2 и реданом 3 можно получить различные углы дифферента устойчивого глиссирования транспортного самолета-амфибии на волне. Желательно центр тяжести транспортного самолета-амфибии расположить на удалении от редана 2 к редану 3, составляющем 25÷35% длины межреданной части лодки и угол продольной килеватости межреданной части лодки (γм) не превышающий 4. В этом случае можно ожидать угол дифферента порядка 5° при глиссировании на волне. Это вполне приемлемо с гидродинамической и аэродинамической точек зрения.

В процессе глиссирования на волне между реданами 2 и 3 устанавливается положение равновесия. Если угол дифферента транспортного самолета-амфибии на режиме глиссирования увеличится, то на редане 2 гидродинамическая нагрузка уменьшится, а на редане 3 увеличится. При этом возникнут разные моменты гидродинамических сил относительно центра тяжести транспортного самолета-амфибии. Это приведет к изменению угла дифферента. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит балансировка моментов. Практика показала, что стабилизация происходит быстро (1÷1,5 секунды), а размах колебаний по углу дифферента при этом незначительный ± (30÷40)'. Таким образом, можно иметь устойчивое глиссирование транспортного самолета-амфибии на волне с небольшим диапазоном изменения (размахом колебаний) по углу дифферента.

Это существенно улучшает условия работы системы его продольной и поперечной управляемости. Частота изменений и величина гидродинамических нагрузок на днище лодки также уменьшается. Происходит экономия ресурса систем и конструкции в целом транспортного самолета-амфибии. В совокупности это улучшает надежность в эксплуатации и гидродинамические характеристики транспортного самолета-амфибии.

Для выполнения своих основных функций по доставке габаритных грузов, оборудования, доставке или десантированию в назначенные зоны отрядов МЧС или ВДВ в корме лодки (фюзеляже), заявляемого транспортного самолета-амфибии, предусмотрен габаритный грузовой люк 7. Люк 7 открывается вверх. В носовой части лодки, на левом борту установлен грузовой люк 8, имеющий меньшие размеры и позволяющий выполнить десантирование команд, загрузку и выгрузку различных малогабаритных грузов.

Обеспечение путевой устойчивости и управляемости транспортного самолета-амфибии в полете обеспечивают две поверхности киля 9, установленные в кормовой части лодки. Для того чтобы грузовой люк 7 свободно открывался, кили 9 транспортного самолета-амфибии имеют небольшое отклонение в вертикальной плоскости 7°÷9° (от бортов лодки). Горизонтальное оперение 10, позволяющее осуществлять управление самолетом в продольной плоскости, расположено на верху килевых поверхностей лодки.

Поперечную остойчивость лодки, при нахождении ее на плаву и малых скоростях движения на воде, обеспечивают герметичные бортовые наплывы (жабры) 11. В жабры 11 убираются основные стойки шасси 12.

Технико-экономическая эффективность предполагаемого изобретения выражается в обеспечении более устойчивого глиссирования транспортного самолета-амфибии на волне. Достигается это уменьшением амплитуд продольных угловых колебаний и перемещений центра тяжести транспортного самолета-амфибии в вертикальной плоскости, при его глиссирования на волне; уменьшения диапазона изменений угла дифферента во всем диапазоне скоростей глиссирования; снижения гидродинамических нагрузок на корпус лодки; доставки на большие расстояния тяжелых и габаритных грузов, специальных команд ВДВ или МЧС; создания оптимальных условий для работы систем продольного и поперечного управления, способствующих сохранению их ресурса и транспортного самолета-амфибии в целом.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.d2dd

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло самолета состоит из центроплана и двух консолей крыла. Кессон центроплана образован верхними и нижними панелями, передним и задним лонжеронами, нервюрами. Кессон консольной части крыла состоит из верхних и нижних панелей, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621925
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed33

Устройство удаления воздуха из водовоздушной струи, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628632
Дата охранного документа: 21.08.2017
Показаны записи 1-1 из 1.
18.07.2018
№218.016.71a8

Беспилотный самолет - амфибия

Изобретение относится к авиации. Беспилотный самолет - амфибия содержит лодку, крыло, горизонтальное и вертикальное (8) оперение, размещенное на продольных балках. Днище лодки выполнено с двумя поперечными реданами (3, 4), имеющими равную гидродинамическую эффективность. Первый редан (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661379
Дата охранного документа: 16.07.2018
+ добавить свой РИД