×
14.05.2023
223.018.551f

Результат интеллектуальной деятельности: Способ настройки видеокамеры для более качественного распознавания государственных регистрационных знаков в системах фиксации нарушений правил дорожного движения

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002735519
Дата охранного документа
03.11.2020
Аннотация: Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта. Способ настройки видеокамеры для более качественного распознавания ГРЗ в системах фиксации нарушений ПДД состоит в том, что вместо встроенного в видеокамеру механизма автоматического выбора параметров работы в зависимости от условий съемки используется программный механизм настройки режима работы камеры. При этом указанный программный механизм предусматривает два режима настройки камеры: 1) грубой настройки, когда ГРЗ не видны в кадре или не распознаются, и 2) тонкой настройки, когда ГРЗ видны в кадре и распознаются. Механизм грубой настройки использует эмпирически найденные значения характерной яркости кадра, оптимальные для распознавания ГРЗ при различных уровнях яркости снимаемой сцены, где уровень яркости снимаемой сцены определяется по параметрам настройки камеры. Механизм тонкой настройки используется, когда в кадре есть программно найденные изображения ГРЗ, и корректирует режим работы видеокамеры для достижения оптимальных характерных яркостей фона и символов на найденных ГРЗ. Достигается повышение качества распознавания ГРЗ в системах фиксации нарушений ПДД. 1 ил.

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта, а именно к способам выявления нарушений правил дорожного движения (ПДД) и может применятся для автоматического круглосуточного определения и регистрации транспортных средств, нарушивших ПДД.

В системах фиксации нарушений ПДД (остановки и стоянки, проезда перекрестков и железнодорожных переездов, пропуска пешеходов и др.) для нахождения автомобиля, определения факта его остановки или построения траектории движения и его идентификации в основе лежит поиск государственного регистрационного знака (ГРЗ) на видеокадрах.

Системы должны работать в разных погодных условиях, днем и ночью. Обычно видеокамеры имеют встроенную систему настройки экспозиции, адаптирующую режим работы камеры к условиям съемки. Также применяется инфракрасная (ИК) подсветка, которая включается в ночное время.

Однако эта система ориентирована на получение наиболее качественного изображения в целом, а отнюдь не изображения, на котором наиболее качественно распознается ГРЗ. При этом режим съемки для оптимального распознавания ГРЗ может существенно отличаться от режима, необходимого для получения в целом оптимального кадра в тех же условиях. Так, если солнце светит из-за камеры («со спины»), то при оптимальном в целом кадре ГРЗ оказывает пересвеченным, так как имеет высокий коэффициент отражения. Напротив, при встречном освещении изображение ГРЗ оказывается слишком темным для нормального распознавания ГРЗ

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является способ, описанный в патенте RU 149201 U1. В системе видеофиксации нарушений по патенту RU 149201 U1 упоминается автоматическое переключение режима «день-ночь» для обеспечения круглосуточной работы. Ночью камера переводится из цветного в монохромный режим и включается ИК прожектор подсветки. Однако это не решает перечисленных выше проблем.

Недостатком прототипа является то, что камера не распознает качественно ГРЗ.

Задачей заявленного изобретения является создание способа настройки видеокамеры для более качественного распознавания ГРЗ в системах фиксации нарушений ПДД.

Поставленная задача достигается за счет того, что способ предполагает использование собственного механизма настройки камеры, ориентированного на оптимальное распознавание ГРЗ, вместо обычного режима, характерная яркость изображения, на которую должна настраиваться камера, различны для дня и ночи, оптимальные значения для дня и ночи найдены эмпирически для используемого нами алгоритма распознавания ГРЗ. Для промежуточных режимов оптимальное значение находим линейной интерполяцией, определение фактической освещенности по параметрам камеры, которые пришлось установить, чтобы получить требуемую яркость, и коррекция требуемой яркости исходя из полученной фактической освещенности, переход от режима грубой настройки к режиму точной настройки на сами номерные пластины.

Сущность технического решения поясняется чертежом.

На фиг 1 изображена схема работы способа настройки видеокамеры для более качественного распознавания ГРЗ в системах фиксации нарушений ПДД.

Согласно изобретению, предлагается следующий механизм для настройки оптимального режима работы камеры.

Для этого необходимо использовать камеры, в которых можно отключить автоматический режим настройки экспозиции и которые позволяют управлять им программно.

Производится управление следующими параметрами: выдержка, включение/выключение подсветки, усиление.

Алгоритм ориентируется на 2 уровня настройки: грубый (на характерную яркость кадра) и точный (на характерные яркости в области ГРЗ). Пока ГРЗ не распознаются, выполняется грубая настройка. Когда режим работы камеры настроен в соответствии с требованиями грубой настройки, если ГРЗ распознаются, выполняется коррекция настройки для улучшения распознавания ГРЗ.

В основу механизма грубой настройки положено достижение эмпирически найденной «характерной яркости» изображения для данной фактической освещенности сцены (определяемой временем суток и погодными условиями).

Характерная яркость («яркость асфальта») определяется как медиана или заданная квантиль (значение квантили - параметр алгоритма) яркостей точек изображения. Это позволяет исключить из рассмотрения области засветки (например, от фар) и наиболее темные участки.

Для различной освещенности сцены (в частности для дневного и ночного времени) оптимальная характерная яркость различна.

Алгоритм в начале работы с включенным ПК прожектором корректирует выдержку и усиление так, чтобы получить характерную яркость вблизи середины динамического диапазона камеры.

Для достижения требуемой характерной яркости в начале работы алгоритм (Фиг. 1) устанавливает минимальное усиление и выдержку и начинает увеличивать выдержку так, чтобы получить требуемую характерную яркость. Если освещенность сцены так низка, что выдержка увеличивается до времени импульса ИК прожектора (около 1/1000 с), но требуемая характерная яркость не получена, алгоритм включает ИК прожектор и увеличивает усиление. После того, как усиление достигает максимума, алгоритм продолжает увеличивать выдержку. Процесс продолжается, пока наблюдаемая характерная яркость изображения не достигнет требуемой. В дальнейшем, если получаемая характерная яркость выше требуемой, алгоритм корректирует параметры в сторону ее уменьшения в обратном порядке.

После того, как в ходе описанного выше процесса достигнута требуемая характерная яркость, по установленным для этого параметрам камеры (выдержка и усиление, при которых достигнуто требуемое значение) определяется фактическая освещенность сцены. Для различных уровней освещенности эмпирически определена оптимальная характерная яркость. В текущей реализации определены оптимальные уровни для дневного (выдержка<некоторого порога) и ночного (выдержка и усиление>некоторого порога) режимов. В промежутке требуемая характерная яркость рассчитывается линейно.

После того, как определена характерная яркость для данного уровня освещенности, алгоритм в соответствии с описанным выше порядком корректирует параметры камеры, чтобы получить уточненное требуемое значение характерной яркости.

Коррекция параметров происходит на небольшую величину в единицу времени так, что требуемые значения достигаются за время порядка одной - нескольких минут. Это позволяет избежать реакции на временные быстрые изменения освещенности (блики фар и т.п.)

Когда режим работы камеры настроен достаточно близко к оптимальному так, что алгоритм распознавания номеров начинает находить ГРЗ, вместо настройки на оптимальную характерную яркость алгоритм начинает корректировать параметры так, чтобы достичь оптимального качества изображения в пределах найденной рамки номера. В качестве параметров качества изображения в пределах рамки используется характерная яркость фона номера и символов номера, рассчитываемые как 90% и 5% квантили яркостей точек в пределах найденной рамки номера. На каждом кадре алгоритм изменяет на небольшую величину параметры камеры в описанном выше порядке в сторону получения более темного или более светлого изображения так, чтобы приблизить к оптимальным характерные яркости в области ГРЗ к оптимальным (Фиг. 1).

Техническим результатом от использования заявленного технического решения является повышение качества работы системы распознавания ГРЗ при работе в изменяющихся, в том числе неблагоприятных условиях освещения: уменьшение количества не распознанных номеров и ошибочно распознанных номеров. В том числе работоспособность системы в условиях освещения, при которых без использования заявленного решения работа системы распознавания ГРЗ не обеспечивается.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
10.08.2016
№216.015.5607

Система и способ обнаружения винтокрылых беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к области систем безопасности, предназначенных для предотвращения несанкционированного доступа винтокрылых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в контролируемую зону и отслеживания перемещения винтокрылых БПЛА 1 в контролируемой зоне 3 с одновременной их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593439
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.6b40

Способ и система определения скорости транспортного средства

Группа изобретений относится к области регулирования движения дорожного транспорта, а именно к определению скорости транспортного средства. Способ и система определения скорости транспортного средства заключаются в том, что с помощью видеокамеры формируют изображение дорожного полотна и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592712
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6bea

Способ и система калибровки комплекса измерения скорости транспортных средств

Группа изобретений относится к области измерений, а именно к калибровке комплекса измерения скорости транспортных средств. Система и способ калибровки комплекса измерения скорости транспортных средств (ТС) содержат электронно-вычислительное устройство (ЭВУ), соединенное с видеокамерой, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592711
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.87c8

Система и способ определения нарушений правил дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта. Заявлены система и способ определения нарушений правил дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе. Система включает только одну видеокамеру, а способ обеспечивает возможность определения нарушений правил...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603455
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.a91a

Устройство и способ воспроизведения архивного видео

Изобретение относится к области обработки изображений. Техническим результатом является сокращение времени воспроизведения потока изображений за счет определения областей события в потоке изображений. Предложено устройство воспроизведения архивного видео. Устройство содержит память, устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611472
Дата охранного документа: 22.02.2017
10.05.2018
№218.016.4910

Устройство и способ каскадной обработки потока изображений с помощью свёрточных нейронных сетей

Группа изобретений относится к области автоматического анализа изображений. Техническим результатом является повышение достоверности автоматического определения движущихся объектов в поле зрения видеокамеры за счет сочетания быстрого метода определения движущихся объектов и метода нейросетевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651147
Дата охранного документа: 18.04.2018
13.11.2018
№218.016.9ca6

Видеокамера для получения и обработки видеоданных в формате 4k с обзором 360x360 градусов и способ ее функционирования

Изобретение относится к области видеосъемки. Технический результат – создание видеокамеры с увеличенной функциональностью за счет отсутствия необходимости использования внешних вычислительных систем и сетевой инфраструктуры для обработки и анализа видеоизображения. Видеокамера для получения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672136
Дата охранного документа: 12.11.2018
16.05.2023
№223.018.6112

Система фиксации нарушения правил парковки

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта. Система фиксации нарушений правил парковки, содержащая поворотную видеокамеру, программно-аппаратные средства обработки видеозаписей и блок связи, обеспечивающий передачу информации. Система фиксации нарушений правил...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002743455
Дата охранного документа: 18.02.2021
16.05.2023
№223.018.61a5

Способ определения траектории движения автомобиля по видео для выявления нарушений правил дорожного движения

Изобретение относится к способу определения траектории движения автомобиля по видео для выявления нарушений правил дорожного движения. При осуществлении способа происходит нахождение положения государственного регистрационного знака (ГРЗ) автомобиля на видеокадре, на котором поиск ГРЗ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002746057
Дата охранного документа: 06.04.2021
23.05.2023
№223.018.6c8f

Система определения скорости транспортного средства на участке

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения. Система определения скорости транспортного средства на участке состоит по меньшей мере из двух видеоблоков регистрации, каждый из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002733638
Дата охранного документа: 05.10.2020
+ добавить свой РИД