×
23.04.2023
223.018.5170

Результат интеллектуальной деятельности: Топливный аккумулятор и способ управления волновыми явлениями в линии высокого давления аккумуляторной топливной системы двигателей внутреннего сгорания

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002737571
Дата охранного документа
01.12.2020
Аннотация: Группа изобретений относится к машиностроению, а именно к аккумуляторным топливным системам высокого давления двигателей внутреннего сгорания. Предложенный топливный аккумулятор содержит полость, в которой находится топливо под давлением 10-350 МПа. Полость разделена на два объема перегородкой 3 с центральным калибровочным отверстием. Один объем 4 содержит канал с клапаном 5 для слива топлива в линию низкого давления 6, а другой объем 2 содержит канал 1 для подачи топлива от топливного насоса к аккумулятору и по меньшей мере один канал 7 подачи топлива к форсунке. Достигается создание возможности управления волновыми явлениями в линии высокого давления аккумуляторной топливной системы двигателя, что необходимо для повышения точности управления впрыскиванием топлива. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Область применения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к аккумуляторным топливным системам высокого давления двигателей внутреннего сгорания.

Уровень техники

Современные двигатели внутреннего сгорания оборудованы топливными системами аккумуляторного типа (АТС), позволяющими обеспечить наилучшие его экономические и экологические характеристики. Основными элементами АТС являются топливный аккумулятор и форсунка с электрическим управлением, представляющие собой линию высокого давления.

Основным преимуществом АТС является обеспечение возможности многократного впрыскивания топлива в цилиндр двигателя за один цикл.

Поскольку такие системы работают под давлением до 350 МПа, при реализации многократного впрыскивания за короткий промежуток времени, в линии высокого давления АТС возникают негативные гидравлические явления, известные как волновые явления. Эти явления оказывают влияния на последующие впрыскивания, а именно изменяется величина цикловой подачи последующего впрыскивания. Результатом влияния таких явлений является снижение точности управления двигателем, а следовательно, ухудшение его экономических и экологических показателей.

Из уровня техники известно большое количество аккумуляторных топливных систем.

Например, известна топливная система двигателя внутреннего сгорания, содержащая топливный бак, фильтр-топливоприемник, топливоподкачивающий насос, фильтр тонкой очистки топлива, трубопроводы линии низкого давления топлива, топливный насос, трубопроводы линии высокого давления топлива, аккумулятор топлива с датчиком давления топлива, клапаном-регулятором давления и ограничителем подачи топлива, форсунки, линии возврата топлива и электронный блок управления (ЭБУ) (см. RU 2635429 С1, 13.11.2017).

Также известен топливный аккумулятор, содержащий цилиндрическую трубу круглого профиля с пересекающимися осевым и радиальными отверстиями. Труба установлена в круглых отверстиях, сделанных в кронштейнах, закрепленных на двигателе внутреннего сгорания. Между кронштейнами на трубе размещены промежуточные втулки. В кронштейнах и промежуточных втулках сделаны радиальные резьбовые отверстия, в которых установлены штуцеры с коническим концом, соединенные с топливопроводами, по меньшей мере один из которых соединен с топливным насосом высокого давления, а остальные соединены с форсунками двигателя внутреннего сгорания (см. RU 2595317 С1, 27.08.2016). Принят за прототип.

Общими недостатками известных АТС является отсутствие возможности учета и компенсации волновых явлений, а также возможности управления волновыми явлениями в линии высокого давления АТС в целом.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей заявленного изобретения является повышение точности топливоподачи АТС двигателей внутреннего сгорания.

Технический результат заключается в создании возможности управления волновыми явлениями в линии высокого давления АТС.

Технический результат достигается за счет использования следующей совокупности существенных признаков, а именно - топливный аккумулятор содержит полость, в которой находится топливо под давлением 10-350 МПа, согласно изобретению, полость разделена на два объема перегородкой с центральным калибровочным отверстием, причем один объем содержит канал с клапаном для слива топлива в линию низкого давления, а другой объем содержит канал для подачи топлива от топливного насоса (ТНВД) к аккумулятору и, по меньшей мере, один канал подачи топлива к форсунке. Способ управления волновыми явлениями в аккумуляторе заключается в том, что управляют открытием и закрытием клапана, создавая компенсирующую волну в топливе аккумулятора АТС.

В частных случаях реализации изобретения, в качестве клапана может использоваться электромагнитный или пьезоэлектрический клапан. Объем, содержащий канал с клапаном для слива топлива в линию низкого давления может не превышать 0,4 от общего объема аккумулятора. Диаметр калибровочного отверстия может не превышать 0,2 максимального диаметра полости аккумулятора.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежом.

На чертеже представлен схематический общий вид топливного аккумулятора АТС.

Осуществление изобретения

Ниже будет приведено описание примерных вариантов осуществления заявленной группы изобретений. Однако заявленная группа изобретений не ограничивается только этими вариантами осуществления. Специалистам будет очевидно, что под объем заявленной группы изобретений, описанной в формуле, могут попадать и другие варианты реализаций.

Основная причина возникновения негативных волновых явлений в линии высокого давления АТС - гидроудар, возникающий в результате мгновенного запирания распылителя форсунки и создающий волновой импульс.

В современных двигателях внутреннего сгорания, частота подачи топлива в цилиндры двигателя настолько высока, что возникающие негативные волны в топливе не успевают затухать и оказывают влияние на последующее впрыскивание топлива. Наличие негативных волновых явлений в топливе увеличивает или уменьшает величину последующей подачи топлива в зависимости от попутного или противоположного направления «негативной» волны и течения топлива.

Экспериментальные исследования, проведенные в Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ) в 2019 году, показали, что на большинстве режимов работы АТС, негативные волновые эффекты уменьшают величину последующей подачи топлива. Уменьшение величины последующей подачи от заданной (необходимой) может достигать 60%. В результате снижается точность управления двигателем внутреннего сгорания, что приводит к ухудшению экономических и экологических его показателей.

На Фиг. схематически показан топливный аккумулятор АТС, содержащий внутреннюю полость, разделенную на два объема перегородкой с центральным калибровочным отверстием, выводы трубопроводов и клапан с датчиком давления.

Топливный аккумулятор включает выводы топливопровода высокого давления 1 от топливного насоса высокого давления (ТНВД), топливопровода 7 к форсунке, перегородку полости 3, разделяющую полость на объем 2 и объем 4.

Объем 2 полости содержит вывод трубопровода 1 и вывод трубопровода 7, связывающий его с форсункой. Объем 2 полости также может содержать несколько выводов трубопровода 7 к нескольким форсункам.

Объем 4 полости содержит клапан 5 с датчиком давления. Датчик 5 соединен со сливным трубопроводом 6 низкого давления.

Заявленная конструкционная схема аккумулятора АТС позволяет реализовать управление как возникающими «негативными» волнами, так и волновыми явлениями в целом а именно учитывать, компенсировать путем увеличения или уменьшения «негативных» волн.

Работа заявленного топливного аккумулятора осуществляется следующим образом. Топливо от ТНВД под давлением от 10 до 350 МПа по трубопроводу высокого давления 1 поступает в полость 2, далее через центральное калибровочное отверстие в перегородке 3 поступает в полость 4. Также топливо из объема 2 через выводы трубопровода 7 поступает к форсунке. Топливный аккумулятор может содержать несколько выводов трубопроводов 7, через которые топливо поступает к нескольким форсункам.

В какой-то момент времени давление в объемах 2, 4 выравнивается, однако в процессе работы АТС, давление в них будет отличаться.

При подаче управляющего электрического импульса на исполнительный элемент форсунки, ее запирающий элемент открывается и происходит впрыскивание топлива в цилиндр двигателя.

При резком закрытии запирающего элемента форсунки, при окончании подачи топлива, возникает гидроудар и последующий импульс в виде «негативной» волны в топливе АТС. Эта волна распространяется от форсунки, через топливопровод 7 в объем 2 топливного аккумулятора, далее проникает в объем 3, вывод топливопровода 1. Волна распространяется в соответствии с законами гидродинамики в жидкости. Траектория распространения, отражения и затухания волны зависит от внутренней конфигурации АТС высокого давления и от величины давления в ней. Траектория распространения, отражения и затухания волны имеет сложный характер движения.

Последующий управляющий электронный импульс на исполнительный элемент форсунки и соответственно открытие ее запирающего элемента с впрыскиванием топлива происходит до затухания волны от предыдущего впрыскивания. Возникает течение топлива из полости 2 через вывод трубопровода 7 к форсунке с одновременным воздействием на него остаточной «негативной» волны от предыдущего впрыскивания топлива. Если остаточная «негативная» волна от предыдущего впрыскивания топлива совпадает по направлению с течением топлива при последующим впрыскивании, то она усиливает его и происходит подача большего количества топлива в цилиндр, а если остаточная волна направлена противоположно течению топлива, то уменьшает его количество.

Возможность управления негативными волновыми явлениями достигается за счет наличия объема 4, связанного с клапаном 5 и трубопроводом 6. Объем 4 не превышает 0,4 от общего объема аккумулятора. В зависимости от внутренней конфигурации АТС высокого давления и от величины давления в АТС, объем 4 может варьироваться от 0,05 до 0,4 от общего объема топливного аккумулятора.

Объем 2 полости топливного аккумулятора связан с объемом 4 калибровочным отверстием в центре перегородки 3.

Размер калибровочного отверстия и величина объема 4 выбираются в зависимости от внутренней конфигурации АТС высокого давления и от величины давления в ней. Диаметр калибровочного отверстия не должен превышает 0,2 максимального диаметра полости топливного аккумулятора.

Объем 4 и калибровочное отверстие в перегородке 3 выполняют функцию демпфера давления топлива.

Управление волновыми явлениями заключается в создании компенсирующей волны (компенсирующий импульс), возникающей от созданного импульса при мгновенном открытии и закрытии клапана 5, направляющего часть топлива из объема 4 через трубопровод низкого давления 6 на слив.

В качестве клапана 5 может использоваться электромагнитный или пьезоэлектрический клапан.

Компенсирующая волна распространяется от клапана 5 по объему 4 и через калибровочное отверстие в перегородки 3 в объем 2.

При встрече, компенсирующей и «негативной» волн, в зависимости от их величин и направления, «негативная» волна может исчезать, ослабевать или увеличиваться. Таким образом, заложив в электронный блок управления (ЕБУ) двигателем, определенный алгоритм подачи управляющих импульсов на форсунку и клапан 5 можно добиться учета «негативных» волн и компенсации их, т.е. управления волновыми явлениями в АТС высокого давления.

Данный принцип управления волновыми явлениями справедлив при наличии нескольких выводов трубопроводов 7 к нескольким форсункам. В таком случае усложняется алгоритм подачи управляющих импульсов на все форсунки и клапан 5.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
10.06.2014
№216.012.d207

Электрогидравлическая форсунка для дизеля

Изобретение может быть использовано в топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Электрогидравлическая форсунка для дизеля с разгруженным от давления управляющим клапаном с электромагнитным приводом содержит корпус с каналами, один из которых сообщен с подыгольным пространством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519538
Дата охранного документа: 10.06.2014
25.08.2017
№217.015.b21d

Электрогидравлическая форсунка для дизеля

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Предложена электрогидравлическая форсунка, содержащая корпус 1 с размещенными в нем управляющим подпружиненным клапаном 2 с электромагнитным приводом 3, распылитель 4, в полости 5 которого находится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613009
Дата охранного документа: 14.03.2017
04.04.2018
№218.016.3755

Способ управления характеристикой впрыскивания топлива

Предлагается способ управления характеристикой впрыскивания топлива аккумуляторной топливной системой дизеля с электрогидравлическими форсунками с электромагнитным управлением, включающий воздействие на управляющие импульсы тока, подаваемые на управляющий электромагнитный клапан форсунки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646669
Дата охранного документа: 06.03.2018
Показаны записи 1-5 из 5.
25.08.2017
№217.015.b21d

Электрогидравлическая форсунка для дизеля

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Предложена электрогидравлическая форсунка, содержащая корпус 1 с размещенными в нем управляющим подпружиненным клапаном 2 с электромагнитным приводом 3, распылитель 4, в полости 5 которого находится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613009
Дата охранного документа: 14.03.2017
04.04.2018
№218.016.3755

Способ управления характеристикой впрыскивания топлива

Предлагается способ управления характеристикой впрыскивания топлива аккумуляторной топливной системой дизеля с электрогидравлическими форсунками с электромагнитным управлением, включающий воздействие на управляющие импульсы тока, подаваемые на управляющий электромагнитный клапан форсунки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646669
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.4fe5

Способ формирования ступенчатой характеристики впрыскивания топлива

Изобретение направлено на формирование ступенчатой характеристики впрыскивания топлива аккумуляторной топливной системой дизеля без усложнения конструкции электрогидравлической форсунки. Предложен способ формирования ступенчатой характеристики впрыскивания топлива, в котором управляющие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652855
Дата охранного документа: 03.05.2018
08.03.2019
№219.016.d307

Устройство для регистрации характеристики впрыскивания топлива

Изобретение относится к приборам для испытания топливных систем дизелей. Изобретение направлено на повышение точности регистрации характеристики впрыскивания топлива топливной системой дизеля путем исключения возможности попадания воздуха в корпус устройства в периоды между впрыскиваниями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681293
Дата охранного документа: 05.03.2019
02.10.2019
№219.017.ceb7

Распылитель для дизельного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, точнее к топливной системе дизеля. Распылитель содержит корпус (1) и запирающую иглу (2). Корпус имеет запирающий конус (3), подыгольный объем (4), распыливающие отверстия первой (5) и второй (6) групп, при этом распыливающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700119
Дата охранного документа: 12.09.2019
+ добавить свой РИД