×
20.04.2023
223.018.4b72

Результат интеллектуальной деятельности: Способ расчетно-экспериментального определения динамического момента в энергосиловом блоке транспортной машины

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к транспортному машиностроению. Способ расчетно-экспериментального определения динамического момента в энергосиловом блоке транспортной машины заключается в определении действующего момента двигателя по сигналам датчиков частоты вращения вала двигателя и положения органа управления подачей топлива. На основе спектрального анализа сигнала датчика частоты вращения двигателя осуществляется выделение несущей частоты и определение диапазона ее изменения. На основе применения циклических функций для вычисления частоты каждого цикла определяются временная функция отфильтрованного модулирующего сигнала, наведенного на несущую модулируемую частоту. Дифференцированием и нормированием этой функции определяется угловое ускорение вала двигателя и соответственно функция динамического момента. На основе прямого преобразования Фурье определяется амплитудно-частотная функция момента. Осуществляется экспериментальная оценка динамической нагруженности. 4 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при экспериментальном исследовании динамической нагруженности энергосилового блока транспортной машины (ЭСБТМ) в процессе испытаний.

Одной из задач создания конструкций перспективных ЭСБТМ и модернизации существующих является экспериментальная оценка динамической нагруженности в процессе ходовых испытаний для оценки корректности допущений, принятых при моделировании, сбора информации для выполнения расчетов на прочность и долговечность.

Известен способ экспериментального определения динамического момента (аналог: Шушкевич В.А. Основы электротензометрии. Минск, «Вышейш. Школа», 1975. 352 с. с ил., рис. 21, стр. 121, рис. 22, стр. 122 и рис. 23, стр. 124) заключающийся в установке на вращающие детали ЭСБТМ тензометрических датчиков, измерительной системы, последующей регистрации и статистической обработки данных. В этом случае требуется введения в измерительную систему устройств для контактной (токосъемники) или бесконтактной (телеметрия) передачи сигналов с датчиков, установленных на вращающихся деталях, и обеспечения их питающим напряжением, для последующей обработки. Такой способ характеризуется сложностью измерений и обработки информации, а так же ограниченным ресурсом элементов системы.

В современных и перспективных конструкциях транспортных машин создаются бортовые информационно-измерительные управляющие системы (БИИУС), включающие датчики для измерения угловой скорости элементов ЭСБТМ и задающие управляющие воздействия (прототип: Щербин A.M. Современные бортовые информационно-управляющие системы автомобильной техники, Журнал автомобильных инженеров, №3, 2015, с. 26-29). Это позволяет определить момент двигателя при известной его внешней скоростной характеристике по измеренным значениям угловой скорости вращения вала двигателя и положения органа управления подачей топлива. Такой способ обеспечивает измерение действующего (статического) момента двигателя, возможность управления движением транспортной машины, диагностику технического состояния, решение др. задач, но не обеспечивает точного измерения динамического момента и анализа источников его формирования. Реальный динамический момент существенно отличается от значения, определенного по алгоритмам расчета, заложенным в БИИУС. Динамический момент содержит высокочастотные составляющие, формируемые механизмами двигателя: кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ), а так же генерируемые динамическими процессами в масляных насосах, гидротрансформаторе, электрогенераторе, движителе машины и др., которые не стабильны во времени и наиболее точно определяются спектральной плотностью процесса. Именно динамический момент (его периодические составляющие, характеризуемые амплитудами, частотами и фазами) определяет долговечность элементов конструкции ЭСБТМ.

В предлагаемом способе определение динамического момента в элементах ЭСБТМ осуществляется, как и в прототипе по результатам измерения угловой скорости датчиком БИИУС.Сущность и новизна способа состоят в определении динамического момента как произведения момента инерции i-го элемента динамической системы на угловое ускорение:

где - угловое ускорение вала двигателя;

Ji - момент инерции i-го элемента динамической системы.

Функция углового ускорения определяется по результатам измерения и дифференцирования, выделенных из суммарного сигнала высокочастотных периодических отклонений угловой скорости, наводимых (модулирующих) на несущую частоту импульсов датчиков (частоту прохождения меандра). Полезный (искомый) сигнал модулирующей частоты возникает вследствие функционирования различных механизмов, формирующих возмущающие воздействия. Например, на маховике двигателя таковыми возмущениями могут быть порядковые частоты моторных гармоник ДВС, возмущения от колебаний генератора на собственной частоте, возмущения от ГРМ и масляного насоса двигателя, возмущения от колебаний дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии и др. При этом аппаратное обеспечение должно, в соответствии с теоремой Котельникова-Шеннона, обеспечивать требуемую частоту опроса датчика, а программа обработки поддерживать функции фильтрации, прямого-обратного преобразования Фурье, циклические функции определения частоты, дифференцирования и др.

Блок-схема алгоритма определения динамического момента в энергосиловом блоке в процессе движения транспортной машины приводится на фиг. 1.

В блоке 1 формируются исходные данные, а в блоке 2 сигнал с датчика частоты вращения вала двигателя оцифровывается и передается на устройство регистрации и обработки. В блоке 3 на основе спектрального анализа сигнала (прямое преобразования Фурье) осуществляется выделение несущей частоты и определение диапазона ее изменения. В блоке 4 выполняется определение параметров низкочастотного или полосового фильтра, осуществляется фильтрация сигнала. На основе применения циклических функций (вычисление частоты каждого цикла) в бл. 5 определяются временная функция отфильтрованного сигнала (круговая частота модулирующего сигнала, наведенного на несущую частоту (модулируемую). Дифференцированием и нормированием этой функции (бл. 6) определяется угловое ускорение двигателя и соответственно функции динамического момента На основе прямого преобразования Фурье (бл. 7) определяется амплитудно-частотная функцию момента, включающую основные моторные гармоники двигателя, гармонические составляющие, формируемые КШМ и ГРМ двигателя, приводом генератора, колебаниями в трансмиссии и др. В блоке 8 завершается выполнение алгоритма. Таким образом, предложенный способ позволяет по сигналам датчиков угловой скорости вала двигателя определить величину динамического момента и его структурные составляющие.

Полученные значения позволяют определить динамическую нагруженность и прогнозировать вероятностную оценку долговечности элементов энерго-силового блока транспортной машины, а так же определять источники формирования динамических составляющих момента.

Эффективность предлагаемого способа определения динамического момента, иллюстрируется фиг. 2-4. На фиг. 2 показан фрагмент осциллограммы изменения динамической составляющей момента на входном валу трансмиссии. Фиг. 3 иллюстрирует зависимость действующего (статического) момента двигателя от угловой скорости вращения при двух положениях педали подачи топлива αпт=0,8 и αпт=0,9. Графики построены по результатам измерения угловой скорости вала двигателя ωq и положения органа управления подачей топлива (определяются по CAN - шине БИИУС). Зависимость Mq(αптq) соответствует статической характеристике испытуемого двигателя. Фиг. 4 иллюстрирует определенный предлагаемым расчетно-экспериментальным способом набор i-х переменных составляющих динамического момента, в общем случае характеризуемых амплитудой, частотой, и фазой (Ai, ωi, и ϕi). Для рассматриваемого случая максимальное значение динамического момента соответствует 3-й гармонике двигателя, являющейся основным источником динамического момента (возбуждения). В других случаях, на амплитудно-частотной характеристике могут присутствовать переменные составляющие динамического момента, формируемые механизмами дизельного двигателя (КШМ и ГРМ, приводом генератора, колебаниями в трансмиссии и др.). Данное представление динамического момента (результат обработки сигнала датчика угловой скорости двигателя) дает возможность точно определять и прогнозировать динамическую нагруженность элементов конструкции ЭСБТМ, обоснованно формировать блоки нагружения, отображающие совокупность уровней напряжений и соответствующих им чисел циклов, которые деталь нарабатывает в переделах единицы параметра долговечности.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
10.02.2015
№216.013.2254

Сталь для изготовления кованых прокатных валков

Изобретение относится к области металлургии, а именно к инструментальным сталям, используемым для изготовления кованых прокатных валков для горячей прокатки металла, например, профилей и труб. Сталь содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: углерод (С) 1,2-1,4, кремний (Si) 0,2-0,5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540241
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.10.2015
№216.013.8220

Способ двухтактного аналого-цифрового преобразования интегрирующего типа и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике. Технический результат - уменьшение относительной погрешности аналого-цифрового преобразования с двухтактным интегрированием. Способ двухтактного аналого-цифрового преобразования интегрирующего типа основан на измерении искомого временного интервала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564909
Дата охранного документа: 10.10.2015
25.08.2017
№217.015.abf9

Способ изготовления композитных заготовок на основе титана

Изобретение относится к изготовлению композитных заготовок на основе титана. Способ включает приготовление шихты, содержащей отходы титановых сплавов, и компактирование шихты в заготовки путем прессования. Шихту готовят путем добавления порошка титана в очищенные в щелочном растворе отходы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612106
Дата охранного документа: 02.03.2017
21.07.2018
№218.016.739f

Резонансный трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, к резонансным трансформаторам, и может быть использовано в радиотехнических устройствах для преобразования частоты и передачи электрической энергии. Технический результат состоит в повышении эффективности за счет снижения потребления мощности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661888
Дата охранного документа: 20.07.2018
09.12.2018
№218.016.a502

Способ ковки длинномерных заготовок

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к ковке длинномерных заготовок, и может быть использовано при изготовлении поковок из конструкционных, специальных, нержавеющих и труднодеформируемых сталей и сплавов. Заготовку подают в пару бойков и производят ее обжатие в два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674369
Дата охранного документа: 07.12.2018
29.04.2019
№219.017.3e40

Пресс-форма для двухстороннего прессования порошка

Изобретение относится к области порошковой металлургии. Пресс-форма для прессования порошка содержит подвижную матрицу, верхний подвижный и нижний неподвижный пуансоны, корпус, два пружинящих элемента, направляющие колонки и основание. Пружинящие элементы выполнены из материала с коэффициентом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686436
Дата охранного документа: 25.04.2019
17.10.2019
№219.017.d6d7

Способ упрочняющей обработки поверхностей деталей выглаживанием

Изобретение относится к упрочняющей обработке поверхностей деталей выглаживанием. Осуществляют многократные проходы выглаживателя с индентором, выполненным из синтетического алмаза, по поверхности детали. При этом осуществляют принудительное охлаждение рабочей зоны смазочно-охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703072
Дата охранного документа: 15.10.2019
02.08.2020
№220.018.3bae

Способ исключения резонансных режимов в фрикционных дисках гидромеханической трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к области машиностроения. Определяют спектр собственных частот диска и спектр возмущений, формируемых системой. Идентифицируют параметры расчетной схемы системы. Рассчитывают спектральную плотность процесса возбуждаемых в нелинейной системе колебаний. Математическую модель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728584
Дата охранного документа: 30.07.2020
27.05.2023
№223.018.70ab

Способ гашения низкочастотных колебаний в трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к способу гашения низкочастотных колебаний в трансмиссии транспортной машины на стадии после кинематического выравнивания скоростей ведущих и ведомых частей. Способ заключается в создании противофазного управляющего воздействия на собственной частоте динамической системы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735455
Дата охранного документа: 02.11.2020
27.05.2023
№223.018.7117

Способ изготовления изделий из алюмоматричного композита, армированного карбидом кремния

Изобретение относится к области металлургии, в частности к обработке и изготовлению изделий из композиционных материалов на основе алюминиевых сплавов, армированных карбидом кремния. Способ изготовления изделий из алюмоматричного композита, армированного карбидом кремния, путем формообразования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002766392
Дата охранного документа: 15.03.2022
Показаны записи 1-10 из 16.
27.11.2013
№216.012.85c9

Способ исключения резонансных режимов колебаний металлокерамических дисков гидромеханической трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к способу исключения резонансных режимов колебаний металлокерамических дисков гидромеханической трансмиссии транспортной машины. Способ заключается в аналитическом или экспериментальном определении спектра частот возмущений двигателя и спектра собственных частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499927
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.10.2014
№216.012.fa53

Мехатронная система управления поворотом быстроходной гусеничной машины

Изобретение относится к системе управления поворотом быстроходных гусеничных машин (БГМ). БГМ оснащена гидромеханической трансмиссией и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом. Система управления поворотом состоит из объемного гидропривода, гидронасос которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529929
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.11.2014
№216.013.0aa0

Система управления движением быстроходной транспортной машины

Изобретение относится к системам управления движением быстроходных гусеничных машин (БГМ). БГМ оснащена гидромеханической трансмиссией и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом. Автоматизированная система управления движением состоит из измерителей управляющих воздействий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534128
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.01.2015
№216.013.2195

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к устройству ступенчатой планетарной коробки передач, предназначенной для транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 19, входное звено 20, выходное звено 21,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540045
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.01.2015
№216.013.2196

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540046
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d7e

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543114
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d80

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543116
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.04.2015
№216.013.3811

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая шесть передач переднего хода и две передачи заднего хода, содержит картер (16), входное звено (13), выходное звено (14), гидродинамический преобразователь крутящего момента и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545841
Дата охранного документа: 10.04.2015
27.04.2015
№216.013.45af

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач, которая может быть использована в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549343
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.45b0

Гидромеханическая коробка передач

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549344
Дата охранного документа: 27.04.2015
+ добавить свой РИД