×
12.04.2023
223.018.44e3

Результат интеллектуальной деятельности: Парашютная автоотцепка

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиации, а именно к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект - парашют». Парашютная автоотцепка содержит корпус и размещенные в нем стопорно-пусковой механизм, блокировочный механизм, взаимодействующий с втулкой стопорно-пускового механизма, расцепной механизм, взаимодействующий своим поршнем посредством стопорного пальца с втулкой стопорно-пускового механизма. При этом на втулке и на стопорном пальце выполнены метки, а в корпусе выполнено смотровое окно, содержащее метку, совмещаемую одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма. Целью изобретения является повышение надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения объективного визуального предполетного контроля ее подготовки к применению («готовности к работе»), а также окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки в положении: «готовность автоотцепки к работе»). 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к авиации, а именно, к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности, к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект-парашют».

Парашютная автоотцепка (далее - автоотцепка) представляет собой устройство, обеспечивающее временную блокировку от ее произвольного срабатывания при изменении усилий в системе «объект-парашют» и надежное срабатывание только в момент приземления.

В момент приземления десантируемый объект должен быть автоматически освобожден от парашюта, так как протаскивание за счет ветра в приземном слое приводит к опрокидыванию и, как следствие, к повреждению или порче десантируемого объекта.

При транспортировании объекта, подготовленного к парашютному десантированию, при его размещении в летательном аппарате и в процессе парашютного спуска до момента приземления, то есть, до снижения нагрузки в системе «объект-парашют» до заданного значения, необходимого для срабатывания автоотцепки, исполнительный механизм автоотцепки должен быть выключен (заблокирован).

Все автоотцепки имеют блокировочный механизм, предназначенный для блокирования расцепного механизма с целью исключения самопроизвольного срабатывания автоотцепки в воздухе, особенно в период включения парашюта в работу, когда в системе «объект-парашют» возникают за счет пульсации купола парашюта резкие изменения нагрузки, что может привести к преждевременному самопроизвольному срабатыванию автоотцепки в воздухе.

Цель работы блокировочного механизма - заблокировать расцепной механизм автоотцепки на промежуток времени возможных изменений нагрузки в системе «объект-парашют» в сторону ее снижения до заданного значения срабатывания, и, таким образом, дать возможность автоматически сработать исполнительному механизму и освободить объект от парашюта при снижении нагрузки до заданного значения срабатывания в системе «объект-парашют» именно в момент приземления.

В основу конструкций блокировочного механизма заложено использование замедлителей: в виде часового механизма, замедлителей пиротехнического типа, пневматического типа, гидравлического типа, или иной конструкции.

Уровень техники.

Известно техническое решение, в котором автоотцепка состоит из корпуса, блокировочного механизма, стопорно-пускового механизма, состоящего из втулки, пружины и стопорного пальца, расцепного механизма, состоящего из поршня, пружины, рычага и ушка. Ушко крепится к балке, на которую устанавливаются петли тросового переходного звена, соединенных, в свою очередь, с коушами парашютов. Полость корпуса под поршень закрыта гайкой, а полость под втулку закрыта заглушкой.

Расцепной механизм предназначен для присоединения автоотцепки с помощью тросовых петель к парашютной системе, обеспечения автоматического запуска в работу блокировочного механизма в воздухе, отсоединения парашютной системы от объекта (груза) в момент его приземления и разъединения парашютов.

Такая автоотцепка недостаточно надежна и недостаточно контролепригодна, поскольку не обеспечивается надежный визуальный предполетный пооперационный контроль ее приведения в «готовность к работе», а также - окончательный контроль в грузовой кабине летательного аппарата (например, самолета) перед полетом на парашютное десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Раскрытие изобретения.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат заключается в повышении надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения надежного визуального предполетного контроля ее приведения в «готовность к работе», а также за счет окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование: объективное подтверждение правильности установки стопорного пальца расцепного механизма (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Технический результат достигается путем выполнения контрольных меток на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, а также путем выполнения в корпусе автоотцепки смотрового окна, содержащего контрольную метку, совмещаемых одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, в положении «готовность автоотцепки к работе».

Совмещение контрольных меток на втулке, на стопорном пальце и на смотровом окне является объективным подтверждением правильности установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (объективным подтверждением правильности блокировки расцепного механизма), что соответствует положению автоотцепки в «готовности к работе».

Автоотцепка имеет следующие частные случаи исполнения. Метка на втулке выполнена в виде линии с отличительным покрытием. Метка на втулке выполнена в виде риски, заполненной отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде круга с отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием.

Метка на смотровом окне выполнена в виде треугольника и покрыта отличительным покрытием.

Практическое применение меток на автоотцепках: метка на втулке в виде риски, заполненной черной краской, метка на стопорном пальце в виде цилиндрического углубления, заполненного красной краской и метка на смотровом окне в виде треугольника, покрытого белой краской, прошли практическую апробацию на предприятии АО «МКПК «Универсал» с положительным результатом, а также на полигоне при транспортировании и парашютном десантировании объектов из грузовой кабины самолетов типа Ил-76 с положительным результатом, и приняты к серийному производству как наиболее информативные метки в таком их исполнении и в сочетаниях цветов покрытия.

Краткое описание чертежей.

Изобретение поясняется чертежами, которые не охватывают и, тем более, не ограничивают весь объем притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая его выполнения, например, в варианте применения автоотцепки с блокировочным механизмом, например, в виде часового механизма, со смотровым окном на корпусе автоотцепки для контроля готовности автоотцепки к работе.

Фиг. 1 отображает автоотцепку в положении «готовность автоотцепки к работе», общий вид сбоку, продольный разрез;

фиг. 2 отображает смотровое окно, общий вид, метки на смотровом окне, на втулке и на стопорном пальце совмещены: расцепной механизм автоотцепки заблокирован - автоотцепка находится в положении «готовность автоотцепки к работе»;

фиг. 3 отображает смотровое окно, поперечный разрез. Осуществление изобретения.

Автоотцепка включает корпус 1, стопорно-пусковое устройство, имеющее втулку 2 с прямозубой рейкой, пружину 3, стопорный палец 4, блокировочный механизм 5 в виде часового механизма, и расцепной механизм, включающий поршень 6, пружину 7, рычаг 8 и ушко 9.

Ушко 9 крепится к балке 10, на которую устанавливаются тросовые петли 11 переходного звена парашютной системы.

Полость корпуса 1 закрыта гайкой 12, а полость под втулку 2 закрыта заглушкой 13 (фиг. 1).

На хвостовике поршня 6 выполнен скос 14, а на рычаге 8 - ответный скос 15.

В положении «готовность автоотцепки к работе» плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу.

На втулке 2 выполнено прямоугольное отверстие 16, наклонный уступ 17 и лыска 18 (фиг. 1).

Втулка 2 от произвольного перемещения (при приведении автоотцепки в «готовность к работе») удерживается стопорным пальцем 4, который своим торцом под действием составляющей реакции поршня 6 прижат к лыске 18, а также - наклонным уступом 17, контактирующим с ответным уступом на стопорном пальце 4 (фиг. 1).

На втулке 2 и на стопорном пальце 4 выполнены, соответственно, метки: 19 (например, в виде линии с отличительным покрытием, например, черной краской, или в виде риски, заполненной отличительным покрытием, например, черной краской) и 20 (например, в виде круга с отличительным покрытием, например, красной краской, или в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием, например, красной краской) (фиг. 2).

Для контроля за зацеплением стопорного пальца 4 с наклонным уступом 17 (на втулке 2) на корпусе 1 предусмотрено смотровое окно с прозрачным элементом 21. Прозрачный элемент 21 смотрового окна, изготовленный, например, из листового органического стекла, вставлен в выточку корпуса 1 и удерживается от выпадения крышкой 22 с прокладками 23, прикрепленных к корпусу 1 винтами 24 (фиг. 2, фиг. 3).

Под крышкой 22 смотрового окна установлена плоская шайба 25, включающая метку 26 в виде, например, треугольника (фиг. 2). Метка 26 имеет отличительное покрытие, например, белой краской.

Плоская шайба 25 (с меткой 26) может быть выполнена, например, из антикоррозионного металла, например, из алюминия.

Прокладки 23 - одинаковые, и могут быть выполнены, например, из эластичной листовой резины.

Приведение автоотцепки в «готовность к работе».

На балку 10 надеваются петли 11 тросового переходного звена парашютной системы. Ушко 9 заводится под рычаг 8, который поворачивается по часовой стрелке так, чтобы выступ рычага 8 был выше выступа поршня 6 (фиг. 1).

В гайку 12 ввертывается технологический вороток, который, упираясь в поршень 6, перемещает его вправо до зацепления выступа рычага 8 с хвостовиком поршня 6 (при этом плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу).

Через отверстие под заглушку 13 в дно втулки 2 ввертывается технологическая взводная рукоятка до упора ее торца в корпус 1, при ее дальнейшем вращении втулка 2 переместится влево до упора.

Технологический вороток извлекается из гайки 12, при этом положение втулки 2 фиксируется стопорным пальцем 4 (фиг. 1).

Технологическая взводная рукоятка извлекается из отверстия под заглушку 13.

В результате метки 26, 19 и 20 должны быть совмещены (фиг. 2). Таким образом, автоотцепка приведена в «готовность к работе».

При этом, при визуальном предполетном контроле состояния автоотцепки в «готовности к работе», а также для ее окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование метки должны быть в положении: метка 26 на смотровом окне одновременно совмещена с меткой 19 на втулке 2 и с меткой 20 на стопорном пальце 4 расцепного механизма, что служит объективным подтверждением состояния автоотцепки в «готовности автоотцепки к работе» (фиг. 2).

Подготовка автоотцепки «к срабатыванию в момент приземления».

После выхода десантируемого объекта из летательного аппарата, в результате действия растягивающей нагрузки, возникающей при работе парашютной системы в воздухе, подключенное с помощью тросовых петель 11 к балке 10 ушко 9, воздействуя на рычаг 8, заставляет его поворачиваться на своей оси. Поворачиваясь, рычаг 8 своим скосом 15 давит на скос 14 хвостовика поршня 6 (фиг. 1).

Поршень 6, смещаясь вправо, снимает нагрузку со стопорного пальца 4, и он, перемещаясь вниз от действия составляющей реакции наклонного уступа 17 на втулке 2, освобождает ее от стопорения.

Втулка 2 с прямозубой рейкой под действием пружины 3 перемещается вправо, заставляя работать блокировочный механизм 5.

Блокировочный механизм 5 работает до тех пор, пока торец втулки 2 не коснется дна глухого отверстия под втулку 2 в корпусе 1. При этом прямоугольное отверстие 16 втулки 2 окажется над торцом стопорного пальца 4 (фиг. 1).

Таким образом, автоотцепка подготовлена «к срабатыванию в момент приземления».

В дальнейшем от расцепления в воздухе автоотцепка удерживается силами трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу), которые, воздействуя на рычаг 8, удерживают поршень 6 от перемещения влево.

Работа автоотцепки.

При приземлении, в момент соприкосновения объекта с площадкой приземления усилия в системе «объект-автоотцепка-парашют» резко уменьшаются. Соответственно, уменьшаются и силы трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу).

При достижении величин сил трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6», меньших осевого усилия пружины 7, поршень 6 под действием пружины 7 резко перемещается влево, лишая опоры хвостовик рычага 8.

При этом стопорный палец 4 проталкивается поршнем 6 вверх в прямоугольное отверстие 16 во втулке 2 (фиг. 1).

Рычаг 8, лишенный опоры, поворачивается на своей оси и освобождает от зацепления ушко 9. Вследствие этого ушко 9 и балка 10, поворачиваясь на своих осях, освобождают тросовые петли 11, прикрепленные к коушам парашютов парашютной системы, и, таким образом, происходит отсоединение парашютной системы от объекта и разъединение парашютов.

Техническое решение автоотцепки по настоящему изобретению пригодно к серийному выпуску и к модернизации (доработке) изготовленных ранее автоотцепок промышленным способом на отечественном оборудовании из отечественных недефицитных материалов и комплектующих на машиностроительных предприятиях (цехах и участках).

При этом потребуются минимальные: трудозатраты, капиталовложения и финансовые ресурсы, а также модернизация производства, поскольку технология изготовления или доработки автоотцепки, а также ее ремонт и эксплуатация по предлагаемому техническому решению - технически несложные и нетрудоемкие.

Использование автоотцепки по назначению и ее утилизация не наносят вреда окружающей среде и человеку.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-7 из 7.
20.08.2013
№216.012.5fe0

Рифленый парашют (варианты)

Группа изобретений относится к парашютной технике. Первый вариант рифленого парашюта включает пояс рифления купола парашюта, расположенный вдоль кромки купола, и ленту рифления, выполненную с участком сострочки. Пояс рифления дополнительно снабжен второй лентой рифления. Середины лент рифления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490176
Дата охранного документа: 20.08.2013
25.08.2017
№217.015.b57d

Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам форсажных камер турбореактивных двухконтурных двигателей, в частности к узлам подачи топлива в форсажную камеру. Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя содержит топливные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614268
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.c9b3

Парашютная платформа

Изобретение относится к области авиационной техники. Парашютная платформа содержит единый силовой каркас, включающий стяжные узлы, замыкающие поперечные и продольные балки, настил, средства для смягчения удара и средства для фиксации десантируемого груза. Единый силовой каркас платформы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619482
Дата охранного документа: 16.05.2017
07.06.2020
№220.018.24ec

Пневмоамортизатор для парашютного десантирования объекта (варианты)

Группа изобретений относится к парашютно-десантной технике. Первый-четвертый варианты пневмоамортизатора для парашютного десантирования объекта содержат мягкую оболочку с выпускными клапанами, снабжёнными регулятором давления воздуха в виде тарированной мембраны, выполненным в виде концентрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722828
Дата охранного документа: 04.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b2

Парашютная платформа

Изобретение относится к области парашютостроения и к системам десантирования вооружения и военной техники. Парашютная платформа содержит нижнее основание, амортизатор и верхнее основание. Амортизатор выполнен в виде стальных упругих сильфонов, соединенных вакуумноплотно с основаниями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727534
Дата охранного документа: 22.07.2020
12.04.2023
№223.018.49d3

Парашютная платформа

Изобретение относится к авиации, к парашютно-десантной технике, к платформенным средствам десантирования. Техническое решение может быть использовано как многоцелевая унифицированная и универсальная «Парашютная платформа»: для десантирования существующих, разрабатываемых и перспективных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002763204
Дата охранного документа: 28.12.2021
12.04.2023
№223.018.49dd

Энергоёмкий пневмоамортизатор для десантирования грузов (варианты)

Группа изобретений относится к парашютно-десантной технике. Пневмоамортизатор содержит мягкую оболочку с выпускными клапанами. При этом выпускной клапан снабжен концентрично размещенной с наружной стороны оболочки, по меньшей мере, одной мягкой выпускной камерой с выпускным клапаном,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002753782
Дата охранного документа: 23.08.2021
+ добавить свой РИД