×
12.04.2023
223.018.4273

Результат интеллектуальной деятельности: Способ контроля участков пути при помощи бесстыковых тональных рельсовых цепей

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике для определения свободности и занятости участков пути. В способе при помощи бесстыковых тональных рельсовых цепей, где к рельсовым линиям на некотором расстоянии друг от друга подключают путевые генераторы, каждый из которых питает две смежные рельсовые цепи, расположенные по обе стороны от точки подключения соответствующего генератора, между генераторами в некоторой точке к рельсовым линиям подключают по два путевых приемника, при этом один из приемников настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного справа от точки подключения приемников, а второй приемник настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного слева от точки подключения приемников, и при этом уровни принятых сигналов на входе приемников сравнивают с пороговыми значениями освобождения и занятия поездом соответствующих участков пути.В точке подключения двух путевых приемников устанавливают по два дополнительных путевых приемника, один из дополнительных путевых приемников настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету слева от этого приемника, другой дополнительный путевой приемник настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету справа от этого приемника, при этом конкретный участок пути считают свободным, если на выходах хотя бы одного из путевых приемников рельсовых цепей, контролирующих данный участок пути, есть сигнал свободности, в противном случае данный участок пути считают занятым. Достигается повышение надежности работы устройств контроля участков при отказе аппаратуры отдельных рельсовых цепей. 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для определения свободности и занятости участков пути.

Известен способ контроля участков пути при помощи бесстыковых тональных рельсовых цепей, при котором к рельсовым линиям на некотором расстоянии друг от друга подключают путевые генераторы, каждый из которых питает две смежные рельсовые цепи, расположенные по обе стороны от точки подключения соответствующего генератора, между генераторами в некоторой точке к рельсовым линиям подключают по два путевых приемника, один из приемников настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного справа от точки подключения приемников, второй приемник настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного слева от точки подключения приемников, при этом уровни принятых сигналов на входе приемников сравнивают с пороговыми значениями освобождения и занятия поездом соответствующих участков пути (Брылеев А.М., Кравцов Ю.А., Шишляков А.В. Теория, устройство и работа рельсовых цепей. - М.: Транспорт, 1978, с. 168-173).

Недостатком этого способа является то, что при любом отказе аппаратуры рельсовых цепей, возникает потеря (невозможность) контроля свободности и занятости одного или нескольких участков пути, что приводит к остановке движения поездов.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности работы устройств контроля свободности, занятости участков пути посредством обеспечения контроля свободности, занятости контролируемых участков пути при отказе аппаратуры отдельных (некоторых) рельсовых цепей.

Заявляемый технический результат достигается тем, что в способе контроля участков пути при помощи бесстыковых тональных рельсовых цепей, где к рельсовым линиям на некотором расстоянии друг от друга подключают путевые генераторы, каждый из которых питает две смежные рельсовые цепи, расположенные по обе стороны от точки подключения соответствующего генератора, между генераторами в некоторой точке к рельсовым линиям подключают по два путевых приемника, при этом один из приемников настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного справа от точки подключения приемников, а второй приемник настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного слева от точки подключения приемников, и при этом уровни принятых сигналов на входе приемников сравнивают с пороговыми значениями освобождения и занятия поездом соответствующих участков пути, согласно изобретению в точке подключения двух путевых приемников устанавливают по два дополнительных путевых приемника, один из дополнительных путевых приемников настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету слева от этого приемника, другой дополнительный путевой приемник настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету справа от этого приемника, при этом конкретный участок пути считают свободным, если на выходах хотя бы одного из путевых приемников рельсовых цепей, контролирующих данный участок пути, есть сигнал свободности, в противном случае данный участок пути считают занятым.

Сущность изобретения заключается в том, что для принятия решения о свободности или занятости участка пути используется более чем один сигнал от рельсовых цепей, проходящий через рельсовую линию данного участка пути. Это обеспечивает избыточность информации о свободности или занятости данного участка пути, что позволяет обеспечить непрерывность движения поездов при отказах аппаратуры отдельных рельсовых цепей.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где: на Фиг. 1 изображена рельсовая линия в виде отдельных контролируемых участков 1.(i-2)…1.(i+2), между которыми отсутствуют изолирующие стыки, а на Фиг. 2 показана схема передачи и приема сигналов рельсовых цепей, контролирующих участок 1.i.

Между контролируемыми участками 1.(i-2)…1.(i+2) попеременно включены путевые генераторы 2.(i-1)…2.(i+1), путевые приемники 3.(i-1)…3.(i+1) и 4.(i-1)…4.(i+1), и дополнительные путевые приемники 5.(i-1)…5.(i+1) и 6(i-1)…6.(i+1).

Путевые приемники 3.(i-1)…3.(i+1) настроены на прием сигнала от соседнего путевого генератора, расположенного слева; например, путевые приемники 3.i и 3.(i+1) принимают сигналы от путевых генераторов 2.(i-1) и 2.i соответственно.

Путевые приемники 4.(i-1)…4.(i+1) настроены на прием сигнала от соседнего путевого генератора, расположенного справа; например, путевые приемники 4.(i-1), 4.i и 4.(i+1) принимают сигналы от путевых генераторов 2.(i-1), 2.i и 2.(i+1) соответственно.

Дополнительные путевые приемники 5 настроены на прием сигналов от путевого генератора второго по счету слева от этого приемника; например, дополнительный путевой приемник 5.(i+1) принимает сигнал от путевого генератора 2.(i-1).

Дополнительные путевые приемники 6 настроены на прием сигналов от путевого генератора второго по счету справа от этого приемника; например, дополнительные путевые приемники 6.(i-1) и 6.i принимает сигналы от путевых генераторов 2.i и 2.(i+1) соответственно.

На выходе каждого приемника 6.(i-1) и 6.i по результатам сравнения уровней принятых сигналов с пороговыми значениями освобождения и занятия формируется сигнал о свободности или занятости соответствующей РЦ. Величины пороговых значений настраиваются индивидуально для каждого приемника. В соответствии с результатом сравнения, на выходе путевого приемника выдается сигнал о свободности или занятости соответствующей РЦ (участка пути между каким-то конкретным путевым приемником и соответствующим путевым генератором, на прием сигнала которого настроен данный приемник).

Каждому контролируемому участку пути соответствует решающее устройство 7.(i-2)…7.(i+2), выходной сигнал которого является признаком свободности или занятости данного участка. Выходы 8.(i-2)…8.(i+2) решающих устройств 7.(i-2)…7.(i+2) выдают информацию о свободности или занятости подвижным составом соответствующих участков пути.

Пунктиром показаны связи между путевыми приемниками и решающими устройствами, отсутствующими на чертеже.

К входам каждого решающего устройства подключаются выходы четырех путевых приемников. Эти путевые приемники выбирают таким образом, чтобы между точкой подключения путевого приемника и точкой подключения путевого генератора, на который настроен этот приемник, лежал контролируемый участок пути, который относится к данному решающему устройству. Например, участок 1.i лежит между следующими парами путевых приемников и генераторов: 4.i и 2.i, 6.i и 2.(i+1), 5.(i+1) и 2.(i-1), 6(i-1) и 2.i. Поэтому к решающему устройству 7.i подключены выходы путевых приемников 4.i, 6.i, 5.(i+1) и 6(i-1).

Решающее устройство работает следующим образом: если на его входе имеется 1, 2, 3 или 4 сигнала свободности от подключенных к нему путевых приемников, то на выходе данного решающего устройства выдается сигнал о свободности соответствующего участка пути. Если на входе решающего устройства нет ни одного сигнала свободности, то на выходе решающего устройства выдается сигнал о занятости соответствующего участка пути.

Предлагаемый способ контроля свободности участка пути функционирует следующим образом.

Если вся аппаратура рельсовых цепей контролируемого участка пути исправна, и все участки пути фактически свободны, то на вход каждого решающего устройства поступают четыре сигнала свободности от путевых приемников, и на выходе каждого решающего устройства также выдается сигнал свободности.

При вступлении поезда на участок пути 1.(i-2) на входе решающего устройства 7.(i-2) все сигналы от путевых приемников переходят в состояние занятости, и на выходе этого устройства 8.(i-2) также выдается сигнал занятости. На входе следующего решающего устройства 7.(i-1) сигнал от путевого приемника 6.(i-1) переходит в состояние занятости, на выходе устройства 8.(i-1) по-прежнему выдается сигнал свободности. При вступлении поезда на участок пути 1.(i-1), на входе решающего устройства 7.(i-1) все сигналы переходят в состояние занятости, и на выход 8.(i-1) выдается сигнал занятости.

При полном отказе аппаратуры приемного конца, например, путевых приемников 3.i, 4.i, 5.i, 6.i, и при всех свободных участках пути, сохраняется информация о свободности участков 1.(i-1) и 1.i. Отказ вносит особенности в сигнализацию занятости участков 1.(i-1) и 1.i: сигнал о занятости этих участков будет выдаваться не только в случае их фактической занятости, но и в случае фактической занятости соседних участков пути. Так, на выходе 8.(i-1) сигнал о занятости будет выдаваться не только в случае фактической занятости участка 1.(i-1), но и в случае фактической занятости участка 1.i, или в случае одновременного занятия участков 1.(i-2) и 1.(i+1). Аналогично, на выходе 8.i сигнал о занятости будет выдаваться не только в случае фактической занятости участка 1.i, но и в случае фактической занятости участка 1.(i-1), или в случае одновременного занятия участков 1.(i-2) и 1.(i+1).

При отказе аппаратуры питающего конца, например, путевого генератора 2.i, и при всех свободных участках пути, также сохраняется информация о свободности участков 1.i и 1.(i+1). Отказ вносит особенности в сигнализацию занятости участков 1.i и 1.(i+1): сигнал о занятости обоих участков будет выдаваться, если хоть один из них фактически занят. Кроме того, на выходах 8.i и 8.(i+1) будет выдаваться сигнал занятости при одновременном занятии участков 1.(i-1) и 1.(i+2).

При использовании предлагаемого изобретения отказы аппаратуры могут приводить к преждевременному занятию и позднему освобождению участков пути. Однако, так как последовательность занятия участков пути не нарушается, возможность движения поездов сохраняется. Следовательно, исключается возможность возникновения постоянной ложной занятости участка пути из-за отказа аппаратуры одной из рельсовых цепей, полностью блокирующей движение поездов.

Способ контроля участков пути при помощи бесстыковых тональных рельсовых цепей, заключающийся в том, что к рельсовым линиям на некотором расстоянии друг от друга подключают путевые генераторы, каждый из которых питает две смежные рельсовые цепи, расположенные по обе стороны от точки подключения соответствующего генератора, между генераторами в некоторой точке к рельсовым линиям подключают по два путевых приемника, где один из приемников настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного справа от точки подключения приемников, а второй приемник настроен на прием сигнала от соседнего генератора, расположенного слева от точки подключения приемников, при этом уровни принятых сигналов на входе приемников сравнивают с пороговыми значениями освобождения и занятия поездом соответствующих участков пути, отличающийся тем, чтов точке подключения двух путевых приемников устанавливают по два дополнительных путевых приемника, один из дополнительных путевых приемников настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету слева от этого приемника, другой дополнительный путевой приемник настраивают на прием сигнала от путевого генератора второго по счету справа от этого приемника, при этом конкретный участок пути считают свободным, если на выходах хотя бы одного из путевых приемников рельсовых цепей, контролирующих данный участок пути, есть сигнал свободности, в противном случае данный участок пути считают занятым.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
22.11.2019
№219.017.e4f8

Автоматизированная система закрепления железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к средствам железнодорожной автоматики для закрепления подвижного состава. Система содержит устройства закрепления подвижного состава, подсистему управления устройствами закрепления, связанную с маневровой колонкой, с устройствами закрепления и по меньшей мере одним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706751
Дата охранного документа: 20.11.2019
31.01.2020
№220.017.fb68

Устройство для закрепления железнодорожного состава

Изобретение относится к вспомогательному железнодорожному оборудованию, а именно к фиксаторам для закрепления подвижного состава. Устройство включает в себя смонтированные между рельсами модуль закрепления состава и поглощающий модуль, каждый из которых содержит раму с приводом, соединенным с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712389
Дата охранного документа: 28.01.2020
15.04.2020
№220.018.1498

Способ формирования информационной модели поезда

Изобретение относится к средствам формирования информационной модели поезда. В способе используют пункт считывания параметров поезда, в состав которого входят контрольные участки (КУ) пути, ограниченные реверсивными датчиками колеса (РД), расположенными на пути следования поезда и подключенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718750
Дата охранного документа: 14.04.2020
17.04.2020
№220.018.1544

Способ обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта

Изобретение относится к средствам контроля занятости/свободности и неразрушающего контроль состояния рельсовых путей. Способ включает установку на шейках рельсов железнодорожного пути на расстоянии друг от друга ультразвуковых преобразователей, подключенных к соответствующей аппаратуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718839
Дата охранного документа: 14.04.2020
12.04.2023
№223.018.4238

Устройство для определения схода колесных пар подвижного состава или волочащейся металлической детали и датчик контроля схода подвижного состава

Изобретение относится к средствам обнаружения схода колесных пар, волочения металлических деталей подвижного состава или элементов закрепления грузов. Устройство содержит по меньшей мере два датчика контроля схода подвижного состава, выполненных в виде индуктивных датчиков, соединенных с блоком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002770322
Дата охранного документа: 15.04.2022
Показаны записи 1-10 из 38.
27.06.2013
№216.012.5253

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта. Технический результат - создание устройства, аналогичного триггеру Шмитта, при работе которого не требуется какого-либо внешнего источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486668
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5254

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486669
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5255

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486670
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ba

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487037
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.09.2013
№216.012.674a

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к автоматике и телемеханике для регулирования движения железнодорожного транспорта. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце к рельсам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492089
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.674c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру питающего и релейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492091
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.08.2014
№216.012.ec8c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526364
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.03.2015
№216.013.320a

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда. В устройстве управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544285
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4025

Способ управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда. Технический результат изобретения - увеличение длины участка приближения и расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547909
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.57ff

Безопасный логический элемент "и"

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а именно к устройствам коммутации и блокировки, которые обеспечивают сопряжение выходных сигналов контроллеров и других управляющих устройств с поляризованным реле в системах железнодорожной автоматики и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554057
Дата охранного документа: 20.06.2015
+ добавить свой РИД