×
27.06.2013
216.012.5253

УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГИСТЕРЕЗИСА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта. Технический результат - создание устройства, аналогичного триггеру Шмитта, при работе которого не требуется какого-либо внешнего источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной характеристики определяются только параметрами используемых элементов схемы. Указанная цель достигается введением в известный триггер Шмитта стабилитрона, четвертого, пятого резисторов и третьего р-канального МОП транзистора, исток которого подключен к выходу триггера Шмитта, затвор соединен с истоком первого транзистора триггера Шмитта, а сток, который одновременно является выходом устройства электронного гистерезиса, соединен с первым выводом четвертого резистора, второй вывод которого соединен с общей шиной устройства и триггера Шмитта, а шина питания триггера Шмитта, которая одновременно является входом устройства электронного гистерезиса, соединена с первым выводом стабилитрона, второй вывод которого соединен с входом триггера Шмитта и с первым выводом пятого резистора, вторым выводом соединенного с общей шиной. Предлагаемое устройство обладает гистерезисной передаточной функцией, не требует дополнительного источника питания, а значения напряжений срабатывания и отпускания петли гистерезиса однозначно определяются параметрами используемых элементов схемы. 2 ил.
Основные результаты: Устройство электронного гистерезиса, содержащее триггер Шмитта, состоящий, например, из первого и второго n-канальных МОП транзисторов, первого и второго сопротивлений истоков, где исток первого транзистора соединен с затвором второго МОП транзистора, и одного общего сопротивления стоков транзисторов, второй вывод которого соединен с общей шиной, отличающееся тем, что в него введены стабилитрон четвертый пятый резисторы и третий р-канальный МОП транзистор, исток которого подключен к выходу триггера Шмитта, затвор соединен с истоком первого транзистора триггера Шмитта, а сток, который одновременно является выходом устройства электронного гистерезиса, соединен с первым выводом четвертого резистора, второй вывод которого соединен с общей шиной устройства и триггера Шмитта, а шина питания триггера Шмитта, которая одновременно является входом устройства электронного гистерезиса, соединена с первым выводом стабилитрона, второй вывод которого соединен с входом триггера Шмитта и с первым выводом пятого резистора вторым выводом соединенного с общей шиной.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта.

Известен триггер Шмитта на основе операционного усилителя (http://rus12.on.ufanet.ru/el/39.htm). Это устройство является компаратором с гистерезисом передаточной характеристики и реализуется при охвате его положительной обратной связью по неинвертирующему входу. Особенностью такого построения является необходимость двух источников питания для работы операционного усилителя и наличие дополнительного опорного напряжения, что существенно сужает спектр применения схемы.

Известно устройство, представленное в авторском свидетельстве SU 1213522. Устройство решает задачу обеспечения возможности передачи величины амплитуды входного напряжения на выход триггера при превышении некоторого порогового уровня на входе. Достоинством указанного устройства является возможность обеспечения работы устройства без внешнего источника питания. Однако значение порогов срабатывания и отпускания схемы одинаковы, и теряется свойство гистерезисной передаточной функции.

За прототип предлагаемого устройства электронного гистерезиса взят известный триггер Шмитта, построенный на двух транзисторах одного типа проводимости с одним общим сопротивлением в цепи обратной связи (http://radioforall.ru/2010-01-11-19-05-54/311-2010-01-14-15-06-33). В таком триггере ширина петли гистерезиса передаточной функции определяется разностью падений напряжения на общем сопротивлении, стоящем в цепи положительной обратной связи, от токов первого и второго транзисторов, стоящих в разных плечах триггера. Однако для работы такого триггера требуется источник питания, а пороги срабатывания и отпускания триггеров Шмитта находятся в прямой зависимости от значения питающего напряжения. Кроме того, у рассматриваемого триггера нижний уровень петли гистерезиса на выходе не равен нулю. Это существенно затрудняет возможность его использования и снижает область применения такой схемы.

Целью разработки специального устройства электронного гистерезиса является создание устройства, аналогичного триггеру Шмитта. Но его работа не должна требовать какого-либо внешнего источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной характеристики должны определяться только параметрами используемых элементов схемы.

Указанная цель достигается тем, что в известный триггер Шмитта, имеющий гистерезисную характеристику и состоящий, например, из первого и второго n-канальных МОП транзисторов, первого и второго сопротивлений истоков, где исток первого транзистора соединен с затвором второго МОП транзистора, и одного общего сопротивления стоков транзисторов, второй вывод которого соединен с общей шиной, введены стабилитрон, четвертый, пятый резисторы и третий p-канальный МОП транзистор, исток которого подключен к выходу триггера Шмитта, затвор соединен с истоком первого транзистора триггера Шмитта, а сток, который одновременно является выходом устройства электронного гистерезиса, соединен с первым выводом четвертого резистора, второй вывод которого соединен с общей шиной устройства и триггера Шмитта, а шина питания триггера Шмитта, которая одновременно является входом устройства электронного гистерезиса, соединена с первым выводом стабилитрона, второй вывод которого соединен с входом триггера Шмитта и с первым выводом пятого резистора, вторым выводом соединенного с общей шиной.

Электрическая схема устройства приведена на фиг.1, а его передаточная характеристика, поясняющая принцип его работы, приведена на фиг.2.

Схема состоит из двух транзисторов одного типа проводимости 1, 2, например n-канальных МОП транзисторов, одного транзистора второго типа проводимости 3, например p-канального МОП транзистора, одного стабилитрона 4, пяти сопротивлений 5, 6, 7, 8, 9, входной шины 10, выходной шины 11 и общей шины 12.

Устройство работает следующим образом. В исходном, обесточенном состоянии все транзисторы закрыты. Выход устройства через резистор 9 подключен к общей шине. На выходе устройства устанавливается нулевой уровень напряжения. С появлением напряжения на входной шине это напряжение через резисторы 5 и 6 прикладывается к затвору и стоку p-канального транзистора 3 и одновременно через сопротивление 5 к затвору n-канального транзистора 2. Некоторое время еще все транзисторы будут оставаться закрытыми. Когда напряжение на входе транзистора 2 достигнет порога срабатывания, последний откроется. Триггер, состоящий из транзисторов 1, 2 и резисторов 5, 6 и 7, принимает свое первое устойчивое состояние. По резисторам 6 и 7 начнет протекать ток, и на затворах транзисторов 1 и 3 возникнет дополнительное запирающее напряжение за счет падения напряжений на этих резисторах. На выходе схемы продолжает удерживаться нулевой уровень напряжения (фиг.2). К затвору транзистора 1 относительно его стока будет приложено обратное напряжение Такая ситуация сохраняется до тех пор, пока уровень входного напряжения не достигнет уровня срабатывания стабилитрона 4. После этого напряжение на сопротивлении 8 начнет быстро нарастать и будет изменяться по закону UR8=Uвх-Uст, где Uст - напряжение открывания стабилитрона. Поскольку это напряжение направлено встречно по отношению к напряжению на сопротивлении 7, отрицательное напряжение на затворе транзистора 1 относительно его стока сначала начнет уменьшаться, а затем поменяет знак и начнет расти. По достижении напряжения затвора порога срабатывания ток исток - сток транзистора 1 начинает возрастать, и напряжение на его истоке и соответственно на затворе транзистора 2 начнет падать, и последний будет закрываться. Так как ток истока транзистора 2 (Iист2) выбран больше тока истока транзистора 1 (Iист1), напряжение на сопротивлении 7 уменьшается еще больше открывая транзистор 1. Развивается лавинообразный процесс, в результате которого триггер Шмитта и все устройство примет свое второе устойчивое состояние. Транзистор 1 откроется, транзистор 2 закроется. К затвору р-канального транзистора 3 вместо запирающего положительного напряжения будет приложено отпирающее отрицательное напряжение. И он откроется (линия «a-b» на фиг.2). В дальнейшем при увеличении или уменьшении входного напряжения в некоторых пределах относительно точки «a» напряжение на выходе устройства (СЭГ) будет определяться входным напряжением схемы и соотношением резисторов 6 и 9. Оно будет отклоняться относительно точки «b», показанной на фиг.2, в соответствии со следующим выражением: Поскольку падение напряжения открытого МОП транзистора 3 практически равно нулю, это напряжение .

Напряжение на входе, при котором это происходит, принимается за порог срабатывания устройства электронного гистерезиса Ucp (фиг.2).

При уменьшении входного напряжения ниже некоторого значения, при котором разница напряжений на сопротивлении 8 и сопротивлении 7 станет меньше удержания транзистора 1 в открытом состоянии, последний начнет закрываться. При этом напряжение на истоке транзистора 1 и соответственно на затворе транзистора 2 начнет расти. Транзистор 2 начнет открываться, его ток коллектора и падение напряжения на резисторе 7 будет увеличиваться, еще более закрывая транзистор 1. Развивается лавинообразный процесс, в результате которого триггер Шмитта и все устройство электронного гистерезиса перейдут в свое первоначальное состояние (линия «с-d» на фиг.2). На выходе СЭГ опять устанавливается нулевой уровень напряжения. Входное напряжение, при котором это происходит, принимается за напряжение отпускания (или возврата - фиг.2) устройства электронного гистерезиса Uотп. В дальнейшем при уменьшении или увеличении входного напряжения в некоторых пределах относительно точки «d» выходное напряжение схемы будет оставаться равным нулю до тех пор, пока входное напряжение опять не превысит порог срабатывания схемы.

Условие отпускания СЭГ описывается выражением

Условие срабатывания СЭГ описывается выражением

Если принять, что Uзакр. затв-сток = Uоткр. затв-сток = Uзатв-сток, из приведенных выражений можно вычислить Ucp и Uотп предлагаемой схемы электронного гистерезиса.

Из приведенных выражений и описания работы схемы следует, что значения параметров Ucp и Uотп определятся параметрами используемых элементов и могут варьироваться в широких пределах

Таким образом, предлагаемое устройство гистерезиса обладает гистерезисной передаточной функцией, не требует дополнительного источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной функции определяются параметрами используемых элементов схемы.

Устройство электронного гистерезиса, содержащее триггер Шмитта, состоящий, например, из первого и второго n-канальных МОП транзисторов, первого и второго сопротивлений истоков, где исток первого транзистора соединен с затвором второго МОП транзистора, и одного общего сопротивления стоков транзисторов, второй вывод которого соединен с общей шиной, отличающееся тем, что в него введены стабилитрон четвертый пятый резисторы и третий р-канальный МОП транзистор, исток которого подключен к выходу триггера Шмитта, затвор соединен с истоком первого транзистора триггера Шмитта, а сток, который одновременно является выходом устройства электронного гистерезиса, соединен с первым выводом четвертого резистора, второй вывод которого соединен с общей шиной устройства и триггера Шмитта, а шина питания триггера Шмитта, которая одновременно является входом устройства электронного гистерезиса, соединена с первым выводом стабилитрона, второй вывод которого соединен с входом триггера Шмитта и с первым выводом пятого резистора вторым выводом соединенного с общей шиной.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГИСТЕРЕЗИСА
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГИСТЕРЕЗИСА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 28.
27.06.2013
№216.012.5254

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486669
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5255

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486670
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ba

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487037
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.09.2013
№216.012.674a

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к автоматике и телемеханике для регулирования движения железнодорожного транспорта. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце к рельсам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492089
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.674c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру питающего и релейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492091
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.08.2014
№216.012.ec8c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526364
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.03.2015
№216.013.320a

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда. В устройстве управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544285
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4025

Способ управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда. Технический результат изобретения - увеличение длины участка приближения и расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547909
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.57ff

Безопасный логический элемент "и"

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а именно к устройствам коммутации и блокировки, которые обеспечивают сопряжение выходных сигналов контроллеров и других управляющих устройств с поляризованным реле в системах железнодорожной автоматики и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554057
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.08.2015
№216.013.74f7

Способ управления движением поездов на перегоне при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах диспетчерского управления. Предлагаемый способ включает автоматическое поддержание локомотивными бортовыми устройствами управления безопасных скоростей и интервала между поездами, оборудованными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561518
Дата охранного документа: 27.08.2015
Показаны записи 1-10 из 38.
27.06.2013
№216.012.5254

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486669
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5255

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486670
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ba

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487037
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.09.2013
№216.012.674a

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к автоматике и телемеханике для регулирования движения железнодорожного транспорта. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце к рельсам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492089
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.674c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру питающего и релейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492091
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.08.2014
№216.012.ec8c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526364
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.03.2015
№216.013.320a

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда. В устройстве управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544285
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4025

Способ управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда. Технический результат изобретения - увеличение длины участка приближения и расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547909
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.57ff

Безопасный логический элемент "и"

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а именно к устройствам коммутации и блокировки, которые обеспечивают сопряжение выходных сигналов контроллеров и других управляющих устройств с поляризованным реле в системах железнодорожной автоматики и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554057
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.08.2015
№216.013.74f7

Способ управления движением поездов на перегоне при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах диспетчерского управления. Предлагаемый способ включает автоматическое поддержание локомотивными бортовыми устройствами управления безопасных скоростей и интервала между поездами, оборудованными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561518
Дата охранного документа: 27.08.2015
+ добавить свой РИД