×
24.07.2020
220.018.3765

Результат интеллектуальной деятельности: Способ буксировки транспортного средства с изменяемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002727219
Дата охранного документа
21.07.2020
Аннотация: Изобретение относится к способам буксировки транспортных средств. Способ буксировки транспортного средства с изменяемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью состоит в том, что буксируемое транспортное средство перемещают за счет временной механической связи с буксирующим транспортным средством или лебедкой. Буксируемое транспортное средство снабжено опорными элементами ходовой части. Опорные элементы предварительно устанавливают в положение, соответствующее минимальной величине дорожного просвета, в пределах диапазона его возможных значений, или с возможностью перемещения буксируемого транспортного средства непосредственно на днище. Достигается повышение энергетической эффективности. 1 ил.

Изобретение относится к области наземного транспорта, главным образом транспортных средств (ТС) повышенной и высокой проходимости, конкретно - к способам буксировки (буксирования) ТС другим ТС (тягачом, буксировщиком, ремонтно-эвакуационной машиной и др.) или лебедкой.

В тяжелых дорожных условиях (на бездорожье), в смысле несущей проходимости, даже ТС повышенной и высокой проходимости (танки, бронетранспортеры, полноприводные автомобили и т.д.) могут увязнуть без перспектив «самовытаскивания» и потому нуждаются в сторонних источниках тяговой силы (тракторе-буксировщике, тягаче, эвакуационной машине, «равноценного» по тяге на крюке ТС в лучших дорожных условиях, лебедке и др.). Буксировку осуществляют и в случае неисправности ТС или отсутствии энергии (топлива, электроэнергии) для самостоятельного движения. В любом случае, буксировка (буксирование) предполагает наличие минимум двух ТС и временной механической связи между ними - гибкой или жесткой (в случае применения лебедки - одного ТС неподвижного физического тела на местности) [1. Mur29>Блог>Под Петербургом в грязи застряла колонна частной бронетехники. URL: https://www.drive2.ru/b/3226644/?page=0; 2. Тест-драйв вездехода на болоте. URL: https://yandex.ru/images/search?p=11&source=wiz&text=% D0%B1%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0% B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5&pos=465&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FTMWT2zg9DQ0%2Fmaxresdefault.jpg&lr=2&stype=image; 3. Пособие для бойца-танкиста. Воениздат НКО СССР, 1941.- Гл. III. Вождение танка. 11. Буксировка танка. Рис. 101. URL: http://pro-tank.ru/tanki-v-bou/posobie-for-tankist/116-glava-3-vogdenie-tanka/404-11-buksirovka-tanka; 4. RU 2121937 С1, B62D 53/04, В60Р 3/12, F41H 7/00, 20.11.1998; 5. RU 148303 U1, B60F 3/00, 27.11.2014; 6. Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя. Воениздат НКО СССР, 1942. - Способы вытаскивания застрявших танков при помощи несложных приспособлений, однотипных танков и тракторов (Способы, не требующие применения больших тяговых усилий), п. 3, рис. 3 URL: http://pro-tank.ru/tanki-v-bou/1231-evacuation-tanks].

Во всех известных источниках информации, в части способов буксировки ТС на суше (на грунте, к которому относят и болото, в отличие от водоемов, где речь может идти не о грунте, а о воде), дорожный просвет (клиренс) буксируемого ТС «положителен», т.е. больше нуля и в этом смысле он в принципе есть. Есть он и в санном режиме движения ТС, в том числе ТС с комбинированным санно-гусеничной ходовой частью, выполненной с возможностью подъема гусеничной ходовой части выше уровня полозьев санной ходовой части (лыжи - возможная аналогия) [7. RU 2373097 С1, В62В 13/16, B62D 55/00, D62M 27/00, 20.11.2009].

Однако при превышении удельного давления опорных элементов движителя над несущей способностью грунта в «пятнах контакта» ТС с грунтом, последний интенсивно разрушается, выдавливается и ходовая часть вместе с корпусом ТС погружаются в его толщу. Соответственно, резко возрастает коэффициент сопротивления грунта, «бульдозерный эффект», энергозатраты.

Известны ТС, снабженные ходовой частью (в частности и преимущественно -колесной или колесно-шагающей) с изменяемым дорожным просветом (путем управления подвеской) и, соответственно, возможностью дистанционного оперативного изменения дорожного просвета в том или ином диапазоне значений вплоть до нулевого и даже «отрицательного» (подъем опорных элементов выше уровня днища корпуса ТС) [8. Wagner Go Devil. Wagner Go Devil, 1961. See Chap 'The Go Devil Of Wagner Brothers'. J M MArchivesfromErwinWagner. URL: http://www.unusuallocomotion.com/album/self-levelling-vehicles/wagner-go-devil.html; 9. Hyundai показала свой первый шагающий концепт. URL: https://dvizhok.su/komtrans/hyundai-pokazala-svoj-pervyij-shagayushhij-konczept (дата выкладки 10.01.2019 г.); 10. Селиванов И.И. Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости. - М.: Наука, 1967. URL: https://yadi.sk/i/AcJZgdqhCcv4Cg/.- Фиг. 117].

Отдельную «нишу» занимают амфибийные ТС с подъемными и/или убирающимися в ниши корпуса колесами с целью снижения сопротивления самостоятельному движению на плаву (по воде), в том числе в глиссирующем режиме (на большой скорости с опорой на заднюю часть днища) [11. RU 244444.4 С1, B60F 3/00, B62D 61/12, 10.03.2012; 12. Степанов А.П. Плавающие машины. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1971. - С. 47-48, рис. 31].

Однако ТС с «подъемным» сухопутным движителем и на грунтах (в том числе в «грязи» и в болотах) и на плаву (в водоемах) перемещаются исключительно самостоятельно (за счет сухопутного или водоходного движителя соответственно). А движение на плаву находится вне области данной заявки, поскольку режимы «на плаву» и «на суше» принципиально различны, в связи с чем и классификация ТС «разводит их по большим группам - наземные (сухопутные) и подземные, водные (надводные и подводные), воздушные, космические, двух- и много-средные.

Во всяком случае, какой-либо общедоступной информации о режимах (способах) буксировки заявителем не обнаружено. А значит, и на них распространяются известные способы буксировки при «положительном» дорожном просвете.

Наиболее близким по назначению и совокупности существенных признаков является способ буксировки (буксирования) транспортного средства с «положительным» дорожным просветом на грунтах, при котором буксируемое транспортное средство, снабженное опорными элементами ходовой части, перемещают за счет временной механической связи с буксирующим транспортным средством [13. RU 2657655 С1, B60D 1/36, B62D 53/04, B60D 1/00, 14.06.2018. - Фиг. 1].

В нем буксировку (буксирование) буксирующим ТС (гусеничной ремонтно-эвакуационной машиной) осуществляют при неизменном значении дорожного просвета буксируемого ТС, то есть остающимся «положительным». При этом грунт по умолчанию может быть, естественно, любым, в том числе с низкой несущей способностью (конкретно топким болотом или «мокрой грязью»).

На грунтах с низкой несущей способностью опорные элементы ходовой части ТС с недостаточно высокой несущей проходимостью (с относительно большим удельным давлением на грунт) погружается в грунт, порой вплоть до выборки дорожного просвета и «посадке» ТС на грунт днищем своего корпуса, что иллюстрируется вышеприведенным примером-аналогом [1. 2]. Удельное давление ТС в целом резко уменьшается и дальнейшее погружение в грунт прекращается или существенно замедляется. Естественно, чрезмерное «утапливание» ходовой части (включая движитель и подвеску) в грунт однозначно увеличивает сопротивление поступательному движению ТС, резко увеличивает расход топлива, если оно вообще осталось. Собственно, поэтому (наряду с отказом двигателя или другими неисправностями ТС) и возникает необходимость в буксировке «аварийного» ТС.

Задача (проблема), на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении энергетической эффективности (расширении возможностей буксировки, уменьшении коэффициента сопротивления грунта и «бульдозерного эффекта», повышения топливной экономичности). Это - в сравнении с «утопленной» ходовой частью, характерной для перемещения в пассивном или активном режимах при «положительном» дорожном просвете (клиренсе).

Поставленная задача (проблема) решается за счет того, что в способе буксировки (буксирования) транспортного средства с изменяемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью, при котором буксируемое транспортное средство, снабженное опорными элементами ходовой части, перемещают за счет временной механической связи с буксирующим транспортным средством или лебедкой, согласно заявляемому изобретению опорные элементы ходовой части буксируемого транспортного средства предварительно устанавливают в положение, соответствующее минимальной величине дорожного просвета, в пределах диапазона его возможных значений.

Обозначенная выше задача (проблема) решается также за счет дополнительного (рекомендуемого более эффективного) признака-способа: опорные элементы ходовой части буксируемого транспортного средства могут предварительно устанавливать в положение, соответствующее нулевому (и даже «отрицательному») дорожному просвету, с возможностью перемещения буксируемого транспортного средства непосредственно на днище (большая эффективность обусловлена практически обнулением сопротивления ходовой части буксируемого транспортного средства).

Для осуществления заявляемого способа не требуется какое-либо принципиально новое устройство, точнее - какие-либо устройства в составе всей «тройственной» системы (эвакопоезда) - буксируемого ТС, буксирующего ТС и механической связи между ними. Как показано в аналитическом обзоре аналогов, известны все «участники» способа как процесса:

- во-первых, любая тяговая или транспортно-тяговая машина с достаточной для транспортировки другой машины, подлежащей такому действию над нею;

- во-вторых, упомянутая машина, подлежащая буксировке, причем обязательно из числа машин с изменяемым дорожным просветом;

- в-третьих, механическая связь (трос, канат, труба, стержень, сцепное устройство и т.д.) между этими двумя ТС при их движении колонной.

Пример взаимосвязи буксирующего и буксируемого ТС приведен и в характеристике ближайшего аналога (прототипа) [13. RU 2657655 С1, B60D 1/36, B62D 53/04, B60D 1/00, 2018. - Фиг. 1], а примером буксируемого ТС - любое из аналогов [7-10] - только те ТС, у которых подвеска выполнена или может быть выполнена управляемой с возможностью изменения величины дорожного просвета. Наиболее подходит в качестве буксируемого ТС амфибийное транспортное средство по источнику [11. RU 2444444 С1, B60F 3/00, B62D 61/12, 10.03.2012].

При этом само устройство (сами устройства) не является(ются) предметом изобретения. Заявляется только способ буксировки (буксирования).

На фигуре графически изображен заявляемый процесс перемещения (буксировки) буксирующим транспортным средством (тягачом) буксируемого ТС, на примере гусеничного тягача-болотохода и буксируемого ТС с колесным движителем и управляемой подвеской с переменным дорожным просветом, вид сбоку (в движении системы справа налево), где F - вектор силы тяги на крюке (натяжения в сцепке).

Способ буксировки транспортного средства с управляемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью заключается в буксировке (буксировании) транспортным средством - ТС 1 с ходовой частью 2 (здесь - гусеничным тягачом-болотоходом) и силой тяги на крюке не менее величины F (см. фигуру) другого транспортного средства - ТС 3, менее приспособленного к движению на слабых грунтах или в аварийном состоянии. ТС 3 снабжено опорными элементами ходовой части. В данном примере ими являются колеса 4, установленные на принудительно, посредством системы управления, поворотных балансирах 5. ТС 3 содержит также корпус с плоским днищем 6. ТС 3 перемещают (буксируют) за счет временной механической связи 7 (гибкой или жесткой) с ТС 1 или лебедкой (не показана).

Опорные элементы (колеса) 4 ходовой части 4, 5 ТС 3 предварительно (как правило, после соединения ТС 1 и ТС 3 механической связью 7) устанавливают, посредством также упомянутой системы управления, в положение, соответствующее минимальной величине (в частности и преимущественно нулю и даже отрицательной величине, как это показано на фигуре) дорожного просвета (клиренса - расстояния от днища 6 до опорной поверхности, т.е. до грунта 8), в пределах диапазона его возможных значений.

При таком способе буксировки (буксирования) буксируемое ТС 3, в частности на болоте и размокшей «грязи» 8, как правило, «садится днищем на грунт» и перемещается, скользя по грунту 8. При этом поднятые выше уровня, по крайней мере горизонтальной части, днища 6 опорные элементы 4 движителя (колеса 4 и сами балансиры 5) оказываются выше грунта 8 и не оказывают сопротивления продольному перемещению ТС 3 (сопротивление воздуха при скоростях буксировки в таких дорожных условиях пренебрежимо мало).

Это решает поставленную задачу - существенно повышает энергетическую эффективность (расширяет возможностей буксировки, уменьшает коэффициент сопротивления грунта и «бульдозерный эффект», повышает топливную экономичность). Причем в сравнении с «утопленной» ходовой частью 4, 5, характерной для перемещения в пассивном или активном режимах при «положительном» дорожном просвете (клиренсе).

Способ буксировки транспортного средства с изменяемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью, при котором буксируемое транспортное средство, снабженное опорными элементами ходовой части, перемещают за счет временной механической связи с буксирующим транспортным средством или лебедкой, отличающийся тем, что опорные элементы ходовой части буксируемого транспортного средства предварительно устанавливают в положение, соответствующее минимальной величине дорожного просвета, в пределах диапазона его возможных значений, или с возможностью перемещения буксируемого транспортного средства непосредственно на днище.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 90.
27.01.2013
№216.012.2099

Устройство для регулирования микроклимата

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха. Устройство содержит полый корпус с проточно-воздушной смесительной камерой, входными и выходными отверстиями и наддонным пространством, расположенным ниже выходных отверстий - для размещения жидких, консистентных или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473846
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.10.2013
№216.012.714a

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения содержит две чаши и бретельки с замками для фиксации чаш на теле пользователя. По крайней мере, чаши выполнены из множества соединенных друг с другом бок-о-бок посредством гибких связей цилиндрических уплощенных элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494659
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.12.2013
№216.012.8850

Винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных вертолетов. Винтокрыл содержит фюзеляж, комбинированный воздушный движитель, устройство преобразования несущего винта в статическую стреловидную совокупность крылообразующих лопастей. Комбинированный движитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500578
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.01.2014
№216.012.9875

Бронированный наземный транспортный комплекс

Изобретение относится к машиностроению, в частности к танкостроению. Бронированный наземный транспортный комплекс содержит бронированную машину с установленными на ней двигателем, трансмиссией, ходовой частью с движителем, вооружением и обитаемой бронированной капсулой. Капсула снабжена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504728
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2014
№216.012.b1f1

Способ управления поворотом наземного транспортного средства и самоходный минный разградитель

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Способ управления поворотом наземного транспортного средства заключается в силовом управляющем воздействии на подвижный относительно несущей конструкции (1) транспортного средства орган (2) управления системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511269
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3d7

Способ разминирования минных полей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Устройство для разминирования минных полей содержит как минимум одно самодвижущееся в безэкипажном режиме наземное транспортное средство с давлением опорного элемента на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511755
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.05.2014
№216.012.c040

Бронированный объект с динамической защитой и электрооборудованием

Изобретение относится к бронированным объектам, преимущественно к электрифицированным танкам с динамической (реактивной) броневой защитой. Бронированный объект содержит защитное устройство динамического типа, которое включает в себя элементы с корпусом и крышкой, установленные на части площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514965
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.08.2014
№216.012.e6ca

Способ парашютного десантирования

Изобретение относится к военному делу и находится на стыке областей: муляжи (куклы), наполняемые текучей средой; способы ведения военных или иных специальных операций; камуфляж (маскировка); средства наступления или обороны; авиационные бомбы. Способ парашютного десантирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524875
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.11.2014
№216.013.0a3d

Способ зарядки литий-ионного аккумулятора, разряженного ниже допустимого уровня

Использование: в области электротехники для зарядки литий-ионных (Li-Ion) электрических аккумуляторов. Технический результат - восстановление переразряженного (разряженного ниже допустимого уровня) аккумулятора. Согласно способу аккумулятор подключают к зарядному устройству и включают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534029
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.01.2015
№216.013.1c36

Гусеничная цепь ходовой части снегоболотоходного транспортного средства

Изобретение относится к гусеничным движителям транспортных средств. Гусеничная цепь ходовой части содержит соединенные между собой посредством пальцев и скоб с цевками траки. Трак представляет собой опорную плиту с проушинами для пальцев, грунтозацепами, предусмотренными на лицевой ее стороне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538650
Дата охранного документа: 10.01.2015
Показаны записи 1-10 из 118.
27.01.2013
№216.012.2099

Устройство для регулирования микроклимата

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха. Устройство содержит полый корпус с проточно-воздушной смесительной камерой, входными и выходными отверстиями и наддонным пространством, расположенным ниже выходных отверстий - для размещения жидких, консистентных или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473846
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.10.2013
№216.012.714a

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения содержит две чаши и бретельки с замками для фиксации чаш на теле пользователя. По крайней мере, чаши выполнены из множества соединенных друг с другом бок-о-бок посредством гибких связей цилиндрических уплощенных элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494659
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.12.2013
№216.012.8850

Винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных вертолетов. Винтокрыл содержит фюзеляж, комбинированный воздушный движитель, устройство преобразования несущего винта в статическую стреловидную совокупность крылообразующих лопастей. Комбинированный движитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500578
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.01.2014
№216.012.9875

Бронированный наземный транспортный комплекс

Изобретение относится к машиностроению, в частности к танкостроению. Бронированный наземный транспортный комплекс содержит бронированную машину с установленными на ней двигателем, трансмиссией, ходовой частью с движителем, вооружением и обитаемой бронированной капсулой. Капсула снабжена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504728
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2014
№216.012.b1f1

Способ управления поворотом наземного транспортного средства и самоходный минный разградитель

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Способ управления поворотом наземного транспортного средства заключается в силовом управляющем воздействии на подвижный относительно несущей конструкции (1) транспортного средства орган (2) управления системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511269
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3d7

Способ разминирования минных полей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Устройство для разминирования минных полей содержит как минимум одно самодвижущееся в безэкипажном режиме наземное транспортное средство с давлением опорного элемента на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511755
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.05.2014
№216.012.c040

Бронированный объект с динамической защитой и электрооборудованием

Изобретение относится к бронированным объектам, преимущественно к электрифицированным танкам с динамической (реактивной) броневой защитой. Бронированный объект содержит защитное устройство динамического типа, которое включает в себя элементы с корпусом и крышкой, установленные на части площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514965
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.08.2014
№216.012.e6ca

Способ парашютного десантирования

Изобретение относится к военному делу и находится на стыке областей: муляжи (куклы), наполняемые текучей средой; способы ведения военных или иных специальных операций; камуфляж (маскировка); средства наступления или обороны; авиационные бомбы. Способ парашютного десантирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524875
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.11.2014
№216.013.0a3d

Способ зарядки литий-ионного аккумулятора, разряженного ниже допустимого уровня

Использование: в области электротехники для зарядки литий-ионных (Li-Ion) электрических аккумуляторов. Технический результат - восстановление переразряженного (разряженного ниже допустимого уровня) аккумулятора. Согласно способу аккумулятор подключают к зарядному устройству и включают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534029
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.01.2015
№216.013.1c36

Гусеничная цепь ходовой части снегоболотоходного транспортного средства

Изобретение относится к гусеничным движителям транспортных средств. Гусеничная цепь ходовой части содержит соединенные между собой посредством пальцев и скоб с цевками траки. Трак представляет собой опорную плиту с проушинами для пальцев, грунтозацепами, предусмотренными на лицевой ее стороне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538650
Дата охранного документа: 10.01.2015
+ добавить свой РИД