Вид РИД
Изобретение
Изобретение находится на стыке двух областей человеческой деятельности - военного дела (разминирование наземных минных полей самоходными минными разградителями) и автомобильной промышленности (утилизация подержанных автомобилей и их частей - колес и/или покрышек).
Проблема мин наблюдается примерно в 70 странах современного мира, а производят их - в 13 государствах, при этом только в 2009 году на минах подорвалось 5200 человек и минное присутствие - главное препятствие в развитии сельского хозяйства «проблемных стран [Интернет-ресурс: http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=Okazyvaetsia_Krysy_miny].
«Классическое» разминирование силами личного состава саперских подразделений, использующих ручные миноискатели и личный опыт ручной нейтрализации мин, чревато людскими потерями.
Известны различные способы разминирования наземных минных полей с привлечением транспортной техники, машин и механизмов, в том числе разминирование катками-волокушами, прикрепляемыми к танкам и др. бронированным машинам [RU 2146799, F41H 11/12, 20.03.2000]. Устройства громоздки, маломаневренны и дороги в эксплуатации, относятся к категории многоразовых, но при этом подвержены воздействию поражающих факторов, не гарантируя высокой безопасности экипажа и защиты матчасти.
Известны и такие абсолютно неприемлемые способы, как разминирование с использованием военнопленных-смертников.
К «экзотическим», но, тем ни менее, практически применяемым и в отдельных случаях эффективным способам можно отнести способ поиска и ликвидации мин на местности дрессированными гамбийскими сумчатыми крысами [Интернет-ресурс: http://www.okdzks.com/page.php?id=121]. Движение крысы задается направляющими тросами, которые натянуты над опасной территорией. Крыса крепится к тросам поводком. Небольшой вес и отличное обоняние (крыса обнаруживает мину на глубине до 1 метра по запаху закиси азота, выделяемой взрывчатым веществом) делает способ весьма эффективным.
Однако дрессировка длительна и кропотлива, а собственно нейтрализацию обнаруженных крысами мин все равно производят люди-саперы.
Как известно, последним этапом «жизни» транспортного средства (как, впрочем, и любой машины), как правило (если она, например, не становится музейным экспонатом), является ее утилизация. Современная массовая промышленная утилизация автомобилей предполагает предварительное ее опрессовывание или измельчение. В последнем варианте автомобили, как правило, приходят на предприятие в полнокомплектном состоянии. При необходимости автомобильные кузова разрезаются на части. Для этих целей используются пресс-ножницы, способные разрезать металл толщиной до 130 мм. Готовые к переработке автомобили при помощи специальных экскаваторов поставляются на ленточный конвейер, по которому поступают непосредственно на шредерную установку. Здесь закрепленные на роторе молоты разбивают металл, превращая автомобиль в крошку диаметром не более 8 мм, после чего до 82% идет на вторичную переработку в металл, а остальное подлежит захоронению на полигонах для промотходов [Последний путь: Утилизация автомобилей в действии, 09.04.2010 // Интернет-ресурс: http://spb.adlr.ru/articles/event_spb.php?id=45407].
При таком способе утилизации, однако, требуются не только дорогостоящее специализированное оборудование (пресс и/или упомянутая шредерная установка и соответствующие площади, но и огромные энергозатраты, которые осуществляют за счет промышленной электроэнергетики.
Наиболее близким к используемому способу разминирования по назначению и совокупности конструктивных признаков и в то же время общедоступным из патентной базы данных является способ разминирования минных полей, заключающийся в организации и осуществлении движения на подлежащей разминированию поверхности в определенном порядке предварительно доставленных доступным способом самодвижущихся в безэкипажном режиме наземных транспортных средств с давлением опорных элементов на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для подрыва мин [RU 2298761, F41H 11/16, 03.11.2005].
В нем в качестве указанных транспортных средств используют специализированные изделия - теле/автоматически управляемые безэкипажные малогабаритные электромеханические колесные модули сугубо военного назначения, объединенные в единый комплекс с маткой - транспортным средством-носителем для их доставки к минному полю, при этом машина-матка - автомобиль, также относящийся к транспорту военного назначения [RU 2298761, F41H 11/16, 03.11.2005; RU 2405122, F41H 11/16, 27.11.2010]. Однако такой способ, при всех его преимуществах, обладает недостаточно высокими тактико-технико-экономическими показателями: если машина-матка вполне «вписывается» в традиционную, достаточно технически приемлемую (скорость, маневренность) и экономичную концепцию военной транспортной автотехники, то в отношении главных объектов - разминирующих транспортных средств-«модулей» - такого сказать никак нельзя. Особенно при электромеханической силовой их «начинке», как это предложено авторами данной известной разработки. Комплекс получается относительно дорогостоящим и дефицитным. К тому же малогабаритность «модулей» обусловливает потребность в большом их количестве даже для осуществления одной операции. При этом решается только одна, военная задача - разминирование. Очевидно, в этом способе «органически» присутствует и известное устройство для его осуществления, весьма удачно подпадающее под потребность поиска прототипа-устройства.
Следовательно, наиболее близким к заявляемому изобретению-устройству по назначению и совокупности конструктивных признаков (устройством-прототипом) является устройство для разминирования минных полей, содержащее множество одинаковых самодвижущихся в безэкипажном режиме наземных транспортных средств с давлением опорного элемента на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для подрыва мин [RU 2298761, F41H 11/16, 03.11.2005].
При этом указанное транспортное средство является новым, специализированным, военного назначения.
Ему, соответственно, свойственны те же самые недостатки, которые перечислены выше в приложении к используемому способу, - в конечном счете, тактико-технико-экономическое несовершенство, нуждающееся в полном устранении или уменьшении.
Комплексной задачей тактико-технико-экономического характера, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение доступности, оперативности и экономичности организации и собственно осуществления процесса разминирования на открытой местности (так называемых «минных полях») при одновременном (как побочный положительный эффект) частичном решении проблемы утилизации автомобилей и др. автотехники (а также их составных частей (колес и/или шин), главным образом изначально гражданского назначения.
Комплексный тактико-технико-экономический результат в соответствии с поставленной задачей достигается за счет того, что в устройстве для разминирования минных полей, содержащем самодвижущееся в безэкипажном режиме наземное транспортное средство с давлением опорного элемента на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для подрыва мин, указанное транспортное средство является бывшим в употреблении и подлежащим утилизации и, кроме того, дополнительно оснащено автотранспортным прицепом-волокушей, который выполнен в виде множества бывших в употреблении и подлежащих утилизации колес или резиновых покрышек самоходных транспортных средств гражданского назначения, при этом колеса или их покрышки установлены параллельно друг другу посредством общей оси, с возможностью их качения по опорной поверхности, дополнительно оснащено автотранспортным прицепом-волокушей, который выполнен в виде множества бывших в употреблении и подлежащих утилизации колес или резиновых покрышек самоходных транспортных средств гражданского назначения, при этом колеса или их покрышки установлены параллельно друг другу посредством общей оси, с возможностью их качения по опорной поверхности.
Результат достигается также за счет дополнительных признаков устройства (при сформулированной выше основной совокупности признаков):
- наземное транспортное средство может представлять собой автомобиль гражданского назначения (это дает максимальный, именно комплексный, положительный результат в соответствии со сформулированной выше технической задачей, по причинам значительного превышения количественного состава подлежащих утилизации гражданских транспортных средств, главным образом легковых автомобилей, в сравнении с транспортными средствами военного или иного специального назначения);
- наземное транспортное средство может быть дополнительно снабжено аппаратурой дистанционного или автоматического управления (это позволит расширить технико-эксплуатационные возможности транспортного средства при движении на минном поле за счет возможности управления вообще, в частности обхода непреодолимых препятствий и плановой остановки);
- при любой из предыдущих совокупностей существенных признаков устройства ось может быть выполнена деревянной из бревна и соединена с тягой прицепа-волокуши посредством подшипниковых опор (это существенно удешевляет устройство и повышает надежность системы в целом за счет наличия «подручных» материалов»).
Среди известных устройств не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявленными совокупностями признаков. В то же время именно за счет последних достигается новый технический результат.
Более подробно сущность изобретения раскрывается в приведенном ниже примере реализации и иллюстрируется чертежами, на которых представлено:
на фиг. 1 - схема разминирования минного поля автомобилем с прицепом в виде валика из множества параллельно соединенных автопокрышек «б/у», вид в плане;
на фиг. 2 - прицеп к автомобилю в виде валика из множества параллельно соединенных автомобильных колес «б/у», вид в плане.
Заявляемое устройство для разминирования минных полей (см. фиг.1, 2) на поверхности 1 с распределенными по ней скрытыми минами 2 содержит как минимум одно бывшее в употреблении и подлежащее утилизации самодвижущееся в безэкипажном режиме на колесах 3 (реже - на гусеницах или иных опорно-тяговых элементах ходовых частей) наземное транспортное средство 4, преимущественно легковой автомобиль гражданского назначения, с давлением опорного элемента (колеса 3) на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для подрыва мин 2.
Такие транспортные средства (здесь - автомобили) должны быть «на ходу», то есть оставаться «самодвижущимися». Их концентрируют на автомобильных свалках или дешево целенаправленно закупают непосредственно у населения и в организациях, отбирают по технической пригодности (исправности), а при необходимости - концентрируют на открытых или крытых спецавтостоянках.
Вместо автомобилей 4 могут быть использованы, по аналогии, и другие наземные транспортные средства 4, разумеется тоже, во-первых, гражданского назначения, б/у и подлежащие утилизации и, во-вторых, с давлением опорных элементов на грунт 1 или иным инициирующим действием (механическим взаимодействием с минными растяжками, акустическим, магнитным и т.д.), достаточным для подрыва мин 2.
В принципе, допускается и дистанционное или автоматическое управление транспортным средством 4 с дооснащением, при необходимости, соответствующей относительно дешевой электронной и электромеханической аппаратурой 5, вплоть до применяемых в настоящее время на детских дистанционно управляемых авто-, авиа- и судомоделях.
Характерной отличительной особенностью устройства является наличие (дополнительное оснащение) автотранспортного прицепа-волокуши 6, который выполнен в виде множества бывших в употреблении и подлежащих утилизации колес 7 (одинаковых с колесами 3 или другого типоразмера) или резиновых покрышек (автопокрышек) 8 самоходных транспортных средств гражданского назначения 4. При этом колеса 7 или их покрышки 8 установлены параллельно друг другу посредством общей оси 9 с возможностью их качения по опорной поверхности 1.
Понятное дело, во втором случае (шины 8) ось 9 должна быть большего диаметра в сравнении со вторым вариантом (колеса 7).
В одном из рекомендуемых частных вариантов конструктивного исполнения заявляемого устройства прицепа-волокуши 6 ее ось 9 выполнена деревянной из бревна и соединена с тягой 10 прицепа-волокуши 6 посредством подшипниковых опор - левой 11 и правой 12.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
Перед применением по заявляемому назначению автомобили в необходимом (возможном) количестве доставляют к участку местности, подлежащему разминированию (априорно определенному как «минное поле» или предположительно заминированному). Это может быть сделано, в принципе, любыми доступными средствами, начиная с самоперемещения в экипажном режиме и вплоть до транспортировки существующими, широко распространенными в настоящее время специализированными автопоездами-«этажерками».
При разминировании полосы шириной, существенно большей ширины устройства, и одновременном (групповом) использовании более чем одного устройства последние движутся в определенном порядке (например, в шахматном или ином с поперечным смещением друг от друга каждой колеи от колес 3 самодвижущихся, теперь уже в безэкипажном режиме, транспортныех средств 4.
В зависимости от конкретной ситуации (прежде всего, типа мин 2), вследствие соответствующего взаимодействия опорных элементов (колес 3, гусениц и т.п.) транспортного средства происходит плановый («санкционированный») подрыв мин 2.
Как сопутствующий положительный эффект, автоматически происходят полезное использование «бросового» транспортного средства 4 плюс его частичная утилизация (расчленение на фрагменты, выгорание).
Характерной особенностью процесса разминирования является то, что инициирующий эффект на мины оказывают не только опорные элементы 3 транспортного средства 4 (в данном примере - колеса 3 автомобиля 4), но также (и главным образом, как с фронтально развитым пятном контакта с грунтовой поверхностью 1) - колеса 7 (их покрышки 8).
Тяга 10, как и всякого прицепа, выполняет функцию силовой связи (реализации тяги на крюке) транспортного средства 4 с прицепом-волокушей 6, а подшипниковые опоры способствуют качению колес 7 или покрышек (шин) 8 по грунтовой поверхности 1.
Описанные примеры конкретной реализации заявляемого оригинального устройства для разминирования и сценарии его использования не исключают других возможных вариантов в рамках заявляемой совокупности существенных конструктивных признаков (см. формулу изобретения).
Использование изобретения позволяет получить комплексный тактико-технико-экономический положительный эффект («сверхэффект» в патентоведческой терминологии) - повысить доступность, оперативность и экономичность организации и собственно осуществления процесса разминирования на открытой местности (так называемых «минных полях») при одновременном (как побочный положительный эффект) частичном решении проблемы утилизации автомобилей и др. автотехники, главным образом, изначально гражданского назначения. В итоге достигается улучшение тактико-технико-экономических характеристик средства разминирования плюс расширение технико (технолого)-экономических его возможностей за счет побочного эффекта в смежной области человеческой деятельности.