×
18.07.2020
220.018.33f8

Результат интеллектуальной деятельности: ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза при шлюзовании судов. Предохранительное устройство содержит гибкий заградительный орган 5 в виде троса или цепи, перекинутый через судоходный пролет камеры шлюза, при этом концы заградительного органа 5 присоединены к двум тележкам, установленным симметрично с двух сторон пролета на рельсовые пути 2, проложенные вдоль стен камеры. Рельсовые пути 2 имеют уклон с повышением в сторону ворот 10 шлюза. На концах рельсовых путей 2 могут быть установлены лебедки с грузовыми канатами, присоединенными к тележкам с возможностью подъема тележек на высоту расположения заградительного органа 5, превышающую высоту надводного габарита шлюзуемых судов 9. Предохранительное устройство позволяет повысить надежность конструкции и сократить временные и трудозатраты, связанные с перекрытием судоходного пролета шлюза заградительным органом при шлюзовании судна. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза при шлюзовании судов.

Известны устройства, обеспечивающие защиту ворот судоходного шлюза при входе судна в шлюз (а.с. СССР №872635, МПК E02C 1/10, опубл. 1981 г.; а.с. СССР №1079745, МПК E02C 1/10, опубл. 1984 г.; пат. РФ №2425922, МПК E02C 1/00, опубл. 2011 г. ). Устройства включают гибкий заградительный элемент, перекрывающий судоходный пролет шлюза и амортизаторы, установленные на стенах камеры шлюза.

Недостатком таких устройств является сложная система соединения заградительного органа с амортизаторами, а также необходимость перекрытия судоходного пролета перед каждым входом судна в шлюз.

Известны устройства, в которых установка заградительного элемента производится посредством подъема и опускания наклонных штанг, установленных на тележках, при этом тележки оборудованы амортизаторами в виде резиновых блоков (пат. РФ №2532036, МПК E02C 1/10, опубл. 27.10.2014).

В указанном устройстве соединение заградительного органа с амортизаторами производится автоматически, однако для осуществления операции требуется сложная конструкция подъема и опускания наклонных штанг.

Из известных решений наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого устройства по технической сущности и назначению является предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов по пат. РФ №2579229, МПК E02C 1/10, опубл. 10.04.2016. Устройство-прототип состоит из гибкого заградительного органа в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет шлюза и соединенного с тележками. Вдоль стен камеры шлюза проложены рельсовые пути, на которых установлены тележки. При навале судна на гибкий орган происходит передача усилия на тележки с амортизаторами, в результате чего осуществляется гашение энергии навала и соответственно торможение судна.

Недостатком предохранительного устройства является сложность и низкая надежность его тормозной системы из-за использования в качестве прижимных элементов резиновых блоков. Кроме того освобождение судоходного пролета от заградительного органа при выходе судна из шлюза в нижний бьеф и установка его перед приближением судна к воротам является достаточно трудоемкой операцией, усложняющей и замедляющей шлюзование судна.

Предлагаемое решение позволяет повысить надежность устройства и сократить временные и трудозатраты, связанные с перекрытием судоходного пролета шлюза заградительным органом и освобождением от него при шлюзовании судна.

Для решения проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: в предохранительном устройстве защиты ворот шлюза от навала судов, состоящем, также как и прототип, из гибкого заградительного органа в виде троса или цепи, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, при этом концы заградительного органа присоединены к двум тележкам, установленным симметрично с двух сторон пролета на рельсовые пути, проложенные вдоль стен камеры, в отличие от прототипа, рельсовые пути имеют уклон с повышением в сторону ворот шлюза. В свою очередь на концах рельсовых путей установлены лебедки с грузовыми канатами, присоединенными к тележкам, с возможностью подъема тележек на высоту расположения заградительного органа, превышающую высоту надводного габарита шлюзуемых судов.

Сущность изобретения заключается в остановке судна перед воротами шлюза при его навале на заградительный орган, за счет того, что система «судно - заградительный орган - тележки», перемещаясь вверх по наклонным путям, обеспечивает торможение и остановку судна. В свою очередь, для пропуска судна под заградительными органами при выходе судна из шлюза в нижний бьеф эта тормозная система вместе с лебедкой, осуществляет подъем заградительного органа на высоту, превышающую надводные габариты судна. При входе судна в шлюз из верхнего бьефа с помощью лебедок заградительный орган вместе с тележками опускается в исходное положение.

Сопоставление предлагаемого устройства, предохраняющего ворота шлюза от навала судна с помощью заградительного органа, и его прототипа показало, что задача - повышение надежности устройства и снижение временных и трудозатрат, связанных с перекрытием судоходного пролета шлюза заградительным органом и освобождением от него при шлюзовании судна, решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию «новизна».

В свою очередь, проведенный информационный поиск в области водного транспорта не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии способа критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 представлено изображение шлюза с предохранительным устройством (вид сверху);

на фиг. 2 продольный разрез шлюза, когда судно находится в контакте с заградительным устройством;

на фиг. 3 продольный разрез шлюза, когда судно выходит из шлюза и заградительный орган поднят выше надводных надстроек суда;

на фиг. 4 разрез шлюза по I-I;

на фиг. 5 разрез шлюза по II-II.

Предлагаемое устройство выполнено следующим образом.

На стенах камеры шлюза 1 проложены рельсовые пути 2, на которых установлены тележки 3. Рельсовые пути 2 имеют уклон, повышающийся в сторону ворот шлюза. Тележки 3, установленные на рельсовые пути 2, опираются на боковую стенку 4, принимающую горизонтальные нагрузки, действующие на тележки. Между тележками 3 через камеру шлюза перекинут заградительный орган (трос, цепь) 5, заключенный в оболочку из фрикционного материала (резины). Рельсовые пути прокладывают по эстакадам 6, в конце которых установлены грузовые лебедки 8, связанные канатами с тележками 3. С помощью лебедок тележки поднимаются по эстакаде, поднимая при этом заградительный орган на высоту, превышающую надводные габариты судна.

Тележки 3 могут быть выполнены двухъярусными, нижний ярус которых опирается на рельсовые пути 2 и стенку 4, а верхний ярус соединяет канатом тележку с лебедкой 8.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Судно 9 при подходе к воротам 10 шлюза 1 встречает форштевнем заградительный орган 5, передавая усилие от навала на тележки 3, которые перемещаются по наклонным рельсовым путям 2 вверх. При этом возникает тормозная сила, которая рассчитывается по уравнению:

где W - водоизмещение судна, αi - уклон рельсовых путей.

Задаваясь значениями уклона рельсовых путей, можно рассчитать «тормозной» путь судна перед воротами шлюза по уравнению (2):

где V - скорость судна при навале на заграждения, Р - присоединенная масса воды, α - пройденный «тормозной путь».

После остановки судна 9 и его отхода к швартовым рымам, тележки 3 лебедками 8 поднимаются вверх по рельсовым путям (эстакадам 6), поднимая заградительный орган 5 на высоту, позволяющую судну 9 беспрепятственно выйти в нижний бьеф.

Высота эстакады 6 в верхней точке может быть вычислена по формуле

где TH - высота надводной части судна, Н - напор воды перед выходом судна из камеры, h - высота подъема заградительного органа над стенками шлюза.

Предлагаемое решение позволяет защитить ворота шлюза от навала судов и сократить время их шлюзования, за счет уменьшения временных и трудозатрат, связанных с освобождением и установкой заградительного органа в шлюзе при каждом проходе судна в нижний бьеф.

Конструкция была разработана специалистами кафедры Гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в ходе научно-исследовательских работ. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования устройства в шлюзовых камерах канала им. Москвы и гидроузлов Волжского каскада. В дальнейшем предполагается рекомендовать устройство для использования на внутренних водных путях Российской Федерации, что позволит значительно повысить безопасность шлюзования судов.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».


ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
Показаны записи 1-10 из 12.
10.10.2013
№216.012.7364

Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495197
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
28.02.2019
№219.016.c837

Грунтовая плотина

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для удержания подпора воды в створе водотока и для защиты территорий от наводнений при паводках. Грунтовая плотина выполнена из песчаного грунта и включает порог, верховой и низовой откосы и дренажную систему. Песчаный грунт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680696
Дата охранного документа: 25.02.2019
30.03.2019
№219.016.f953

Устройство защиты ворот шлюза

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов. Устройство включает узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683527
Дата охранного документа: 28.03.2019
29.04.2019
№219.017.4450

Способ отгона льда от причальных сооружений

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано для улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации. Способ включает установку на причале насоса и создание струйных потоков, направленных от сооружения в сторону акватории. Для этого на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002453656
Дата охранного документа: 20.06.2012
17.04.2020
№220.018.154e

Противопаводковая грунтовая дамба

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты населенных пунктов от паводковых наводнений при разливе рек. Противопаводковая грунтовая дамба содержит защитный экран, водосборник с обратным фильтром и гибкий водонепроницаемый материал, прижатый к верхней кромке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718836
Дата охранного документа: 14.04.2020
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d5c

Ледовый причал

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным сооружениям, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера. Сооружение предназначено для швартовки судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002764806
Дата охранного документа: 21.01.2022
+ добавить свой РИД