×
30.03.2019
219.016.f953

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов. Устройство включает узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза. Узел формирования встречной волны выполнен в виде оболочки из эластичного водо- и воздухонепроницаемого материала и двух газогенераторов, установленных на противоположных стенках камеры шлюза и соединенных трубопроводами с двух концов с полостью оболочки. Оболочка закреплена на днище шлюза перпендикулярно оси шлюза. На верхнем ригеле ворот установлен экран, вогнутая поверхность которого обращена в сторону камеры. Использование изобретения позволит повысить безопасность шлюзования, а также сократить время остановки судна перед воротами за счет мгновенного формирования в камере шлюза водной преграды в виде водяного вальца. 3 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов, и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов.

Известны устройства защиты ворот, основанные на формировании в камере шлюза встречной волны, останавливающей судно перед воротами шлюза во время шлюзования судна (см. пат. РФ №2335599, МПК Е02С 1/00, опубл. 2008; пат. РФ №2594536, МПК Е02С 1/00, опубл. 2016). В устройстве по пат. РФ №2335599 образование встречной волны обеспечивается попуском воды из двух емкостей, установленных на нижней голове шлюза. При этом волна образуется в камере шлюза по сигналу от датчика скорости, установленного на стенке камеры шлюза. По команде с датчика, контролирующего скорость движения судна в камере, срабатывают быстропадающие затворы и происходит опорожнение емкостей с водой в водоводах камеры. Достоинством системы является то, что гидравлическая система защиты ворот шлюза исключает необходимость перекрытия судоходного пролета шлюза механическими средствами. Однако создание встречной волны требует необходимости накопления значительных объемов воды и соответственно монтажа на стенах камеры шлюза достаточно объемных резервуаров.

Устройство по пат. №2594536 сохраняет достоинства предыдущего аналога, но при этом, для создания водяной «подушки безопасности», обеспечиваемой встречной волной, не требует объемных накопительных резервуаров с водой и устройств их опорожнения. Указанное устройство по технической сущности и назначению является наиболее близким аналогом (прототипом) заявляемого устройства.

Устройство-прототип состоит из узла формирования встречной волны в виде ориентированных навстречу движению судна винторулевых механизмов, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости движения судна, установленного на стенке камеры шлюза. Винторулевые механизмы смонтированы на подвижных тележках с возможностью подъема и опускания в камеру шлюза ниже уровня воды, а тележки установлены на рельсовых путях, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами.

Недостатком устройства является недостаточно быстрое торможение судна перед воротами, что при большой скорости судна может привести к его навалу на ворота.

Предлагаемое решение позволяет сократить время торможения судна перед воротами за счет мгновенного формирования в камере шлюза преграды, предотвращающей навал судна.

Для решения проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: в устройстве защиты ворот шлюза, включающем, так же как и прототип, узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза, в отличие от прототипа, узел формирования встречной волны выполнен в виде оболочки из эластичного водо- и воздухонепроницаемого материала, закрепленной на днище шлюза перпендикулярно его продольной оси, и двух газогенераторов, установленных на противоположных стенках камеры шлюза и соединенных трубопроводами с двух концов с полостью оболочки. При этом на верхнем ригеле ворот установлен экран, вогнутая поверхность которого обращена в сторону камеры.

Сущность изобретения заключается в том, что за счет упругой оболочки, уложенной перед воротами шлюза поперек камеры и сопряженной с газогенераторами, при угрозе навала судна на ворота происходит мгновенное заполнение оболочки газом. При этом деформация оболочки вызывает подъем поверхности воды в камере с формированием вальца перед движущимся судном, предотвращающим его навал на ворота.

Сопоставление предлагаемого решения и прототипа показало, что поставленная задача - снижение времени остановки судна перед воротами шлюза - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь, проведенный информационный поиск в области водного транспорта не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемой конструкции критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлена схема формирования встречной волны в камере шлюза,

на фиг. 2 дано схематическое изображение камеры шлюза с расположенной в ней оболочки,

на фиг. 3 представлена схема формирования продольного уклона воды после отражения от экрана.

Для формирования встречной волны 1 перед судном 2 на днище камеры шлюза 3 (фиг. 1, 2) укладывается эластичная водо- и воздухонепроницаемая оболочка 4, которая крепится к бетонному основанию анкерами 5. На стенках камеры шлюза 3 размещены газогенераторы 6, которые посредством системы трубопроводов (на рис.не показаны) соединяются с полостью оболочки 4. На верхнем ригеле ворот 7 установлен экран 8, вогнутая поверхность которого обращена в сторону камеры. На воротах 8 закреплены датчики 9, соединенные с газогенераторами 6, например, с помощью оптико-электронной системы (на рис. не показана).

Устройство работает следующим образом.

При угрозе навала судна на ворота шлюза датчики 9, контролирующие скорость судна 2, подают сигналы в газогенераторы 6, инициирующие синхронное возгорание в них порохового заряда. Газы, поступающие в полость оболочки 4 от газогенераторов 6, мгновенно заполняют ее, вызывая явление, подобное гидравлическому удару, который распространяется к поверхности воды, формируя водяной валец 1. Размеры и форма вальца 1 зависят от контура и размеров оболочки 4, а также времени наполнения оболочки газами. Валец 1 должен иметь размеры, которые могли бы остановить судно 2 перед воротами 7 или погасить его скорость, чтобы при навале исключить повреждение верхнего ригеля ворот 7. При растекании вальца в сторону ворот в камере шлюза происходит отражение волны от экрана 8, установленного на воротах 7.

Остановка судна происходит вследствие воздействия на корпус судна:

- водяного вальца при формировании вальца непосредственно перед носом судна. В этом случае остановка судна происходит практически мгновенно в результате воздействия на него как гидростатических, так и гидродинамических сил (фиг. 1).

- уклона водной поверхности при формировании вальца до подхода судна. В этом случае остановка судна происходит за счет воздействия уклона водной поверхности, который формируется при растекании водяного вальца в сторону камеры и отражения его от экрана 8. (фиг. 3). На судно при этом действует продолжительная тормозная сила.

Предлагаемая конструкция была разработана специалистами кафедры Гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в ходе научно-исследовательских работ.

Применение изобретения наиболее эффективно в шлюзах р. Волги и канала им. Москвы, где ширина камер шлюзов составляет 30 м. Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».

Устройство защиты ворот шлюза, включающее узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза, отличающееся тем, что узел формирования встречной волны выполнен в виде оболочки из эластичного водо- и воздухонепроницаемого материала, закрепленной на днище шлюза перпендикулярно его продольной оси, и двух газогенераторов, установленных на противоположных стенках камеры шлюза и соединенных трубопроводами с двух концов с полостью оболочки, кроме того на верхнем ригеле ворот установлен экран, вогнутая поверхность которого обращена в сторону камеры шлюза.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
Показаны записи 1-10 из 12.
10.10.2013
№216.012.7364

Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495197
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
28.02.2019
№219.016.c837

Грунтовая плотина

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для удержания подпора воды в створе водотока и для защиты территорий от наводнений при паводках. Грунтовая плотина выполнена из песчаного грунта и включает порог, верховой и низовой откосы и дренажную систему. Песчаный грунт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680696
Дата охранного документа: 25.02.2019
29.04.2019
№219.017.4450

Способ отгона льда от причальных сооружений

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано для улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации. Способ включает установку на причале насоса и создание струйных потоков, направленных от сооружения в сторону акватории. Для этого на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002453656
Дата охранного документа: 20.06.2012
17.04.2020
№220.018.154e

Противопаводковая грунтовая дамба

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты населенных пунктов от паводковых наводнений при разливе рек. Противопаводковая грунтовая дамба содержит защитный экран, водосборник с обратным фильтром и гибкий водонепроницаемый материал, прижатый к верхней кромке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718836
Дата охранного документа: 14.04.2020
18.07.2020
№220.018.33f8

Предохранительное устройство защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза при шлюзовании судов. Предохранительное устройство содержит гибкий заградительный орган 5 в виде троса или цепи, перекинутый через судоходный пролет камеры шлюза, при этом концы заградительного органа 5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726893
Дата охранного документа: 16.07.2020
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d5c

Ледовый причал

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным сооружениям, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера. Сооружение предназначено для швартовки судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002764806
Дата охранного документа: 21.01.2022
+ добавить свой РИД