×
06.07.2020
220.018.2fbc

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения заключается в том, что угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике устанавливают и поддерживают равным 180 электрических градусов. При этом после увеличения напряжения на токоприемнике до наибольшего допустимого значения угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике электроподвижного состава изменяют до значения, исключающего превышение напряжения на токоприемнике наибольшего допустимого значения, и стабилизируют на установленном уровне. При этом угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники на токоприемнике регулируют в диапазоне от 180 до 270 электрических градусов. Технический результат изобретения заключается в повышении продолжительности рекуперативного торможения, а также в уменьшении величины реактивного тока в контактной сети. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к железнодорожной технике, в частности, к управлению рекуперативным торможением электроподвижного состава (ЭПС), получающего питание от сети однофазного переменного тока и использующего для преобразования параметров электрической энергии однофазные преобразователи напряжения с широтно-импульсной модуляцией.

Известен способ управления рекуперативным торможением ЭПС с тяговыми электродвигателями переменного тока, в частности асинхронными, получающих питание от контактной сети переменного тока и использующих для преобразования питающего напряжения однофазные преобразователи с широтно-импульсной модуляцией (4-х квадрантные преобразователи), заключающийся в том, что угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике поддерживается постоянным и равным 180 электрических градусов (Литовченко В.В. 4q-S-четырехквадрантный преобразователь электровозов переменного тока (принцип работы, анализ и экспериментальные исследования), Известия ВУЗов, Электромеханика, 2000 г., №3, с. 70-71, рис. 10а) - прототип.

Известное решение позволяет осуществлять непрерывное поддержание заданной тормозной силы при наличии на токоприемнике напряжения, величина которого находится внутри пределов по ГОСТ 6962-75 - «Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений», и близкого к единице коэффициента мощности в широком диапазоне изменения нагрузки. В этом же стандарте определено наибольшее допускаемое значение напряжения 29 кВ на токоприемниках ЭПС при любых эксплуатационных условиях, за исключением коммутационных режимов.

Устройство для реализации указанного известного способа представлено, например, в источнике информации - Широченко Ю.Н. Совершенствование системы управления входным преобразователем двухсистемного электровоза с асинхронными тяговыми двигателями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук, МГУПС, 2010 г., с. 14-16.

Недостатком известного решения является то, что напряжение на токоприемнике при рекуперации может быстро достигать наибольшего допускаемого значения. В этом случае происходит либо переход на реостатное торможение, либо отключение рекуперации и переход в режим выбега с последующим восстановлением режима рекуперации при снижении напряжения.

Переход на реостатное торможение сопряжен с большими потерями электроэнергии в тормозных резисторах. Временное отключение режима рекуперации снижает эффективность торможения.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение продолжительности рекуперативного торможения, а также уменьшение величины реактивного тока в контактной сети.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе управления рекуперативным торможением электроподвижного железнодорожного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения, при котором угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике устанавливают и поддерживают равным 180 электрических градусов, после увеличения напряжения на токоприемнике до наибольшего допускаемого значения, угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике ЭПС изменяют до значения, исключающего превышение напряжения на токоприемнике наибольшего допускаемого значения, и стабилизируют на установленном уровне, например, автоматически.

Способ, характеризующийся тем, что угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике ЭПС регулируют в диапазоне от 180 до 270 электрических градусов.

Рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава (электровозов и электропоездов) - это торможение, осуществляемое посредством электродинамического тормоза, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

При изменении угла запаздывания основной гармоники тока ЭПС от основной гармоники напряжения на токоприемнике в пределах от нуля до 90 электрических градусов и от 270 до 360 электрических градусов ЭПС работает в тяговом режиме; при изменении этого угла запаздывания в пределах от 90 до 180 электрических градусов и от 180 до 270 электрических градусов ЭПС работает в режиме электродинамического, в частности рекуперативного, торможения.

Авторами проведены исследования по влиянию изменения угла запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения на токоприемнике ЭПС в большую или меньшую сторону от значения 180 электрических градусов, т.е. в диапазоне от 90 до 180 электрических градусов и от 180 до 270 электрических градусов (угол запаздывания увеличивают или уменьшают), при увеличении напряжения на токоприемнике.

При таком изменении угла запаздывания (увеличение или уменьшение), напряжение на токоприемнике уменьшается и, как следствие, исключается возможность превышения оговоренного в ГОСТ 6962-75 уровня допускаемого напряжения и срыва рекуперативного торможения. Однако такое уменьшение напряжения сопряжено с появлением реактивной составляющей основной гармоники рекуперируемого ЭПС тока. При уменьшении угла запаздывания (от 90 до 180 электрических градусов) реактивная составляющая основной гармоники рекуперируемого ЭПС приобретает индуктивный характер, при увеличении (от 180 до 270 электрических градусов) - емкостной. Реактивная составляющая тягового тока сопутствующих единиц ЭПС с коллекторными двигателями и выпрямительно-инверторными преобразователями, находящихся на той же межподстанционной зоне, имеет индуктивный характер. Наличие емкостного тока рекуперирующего ЭПС с однофазными преобразователями напряжения с широтно-импульсной модуляцией частично или даже полностью компенсирует вышеуказанную реактивную составляющую тягового тока и, следовательно, уменьшает потери мощности в контактной сети.

Предложенный новый способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения возможно реализовать, например, на базе известной системы автоматического регулирования, поддерживающей заданное значение регулируемой величины, в данном случае напряжения на токоприемнике ЭПС («Проектирование систем управления электроподвижным составом. Под ред. Н.А. Ротанова, М., Транспорт, 1986 г., разделы 6.5 и 6.6).

Таким образом, при увеличении напряжения на токоприемнике рекуперирующего ЭПС, угол запаздывания основной гармоники рекуперативного тока от основной гармоники напряжения плавно увеличивают свыше 180 электрических градусов и автоматически стабилизируют на уровне, исключающем превышение напряжения на токоприемнике наибольшего допустимого напряжения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
10.04.2016
№216.015.30d4

Сталь для производства железнодорожных бандажей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу конструкционной стали повышенной прочности и трещиностойкости, используемой для изготовления высоконагруженных бандажей колес тягового подвижного состава железных дорог. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580764
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.04.2016
№216.015.3509

Способ усиления линейных объектов на карстоопасных участках

Изобретение относится к области строительства и ремонта линейных объектов, расположенных на карстоопасных участках, а именно к укреплению грунтового основания. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение безопасности линейных объектов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581851
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0a6e

Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами

Изобретение относится к устройствам для управления локомотивами при работе по системе многих единиц. Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами содержит установленные на каждом локомотиве центральный процессор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632039
Дата охранного документа: 02.10.2017
01.07.2018
№218.016.69b1

Способ оценки напряженно-деформированного состояния пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки фактического состояния элементов железнодорожного пути по условию их прочности по силам взаимодействия подвижного состава и железнодорожного пути. В составе грузового поезда размещают диагностический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659365
Дата охранного документа: 29.06.2018
03.10.2018
№218.016.8d73

Стенд для испытания и регулировки электронно-управляемых топливных насосов высокого давления дизелей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области технической диагностики дизельной топливной аппаратуры. Заявляемый стенд позволяет проводить испытания и регулировку топливных насосов высокого давления (ТНВД) с электронным управлением с высокой точностью в условиях, максимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668509
Дата охранного документа: 01.10.2018
22.01.2019
№219.016.b28b

Форсунка песочницы локомотива

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции форсунок пескоподающей системы локомотива. Форсунка содержит корпус с двумя входными и одним выходным патрубками. Первый входной патрубок предназначен для подачи сжатого воздуха. Регулировочный узел подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677739
Дата охранного документа: 21.01.2019
29.03.2019
№219.016.ecea

Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала

Изобретение относится к силоизмерительной технике и предназначено для дистанционного измерения динамического давления в слое крупнозернистого материала, например в балластной призме железнодорожного пути, при прохождении высокоскоростного железнодорожного состава, особенно в условиях повышенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682974
Дата охранного документа: 25.03.2019
30.05.2019
№219.017.6b90

Воздуховод для системы охлаждения и вентилирования тяговых электродвигателей локомотивов

Изобретение относится к гибким трубопроводам для использования в качестве соединительных патрубков между вентиляторами охлаждения, расположенными в кузове локомотива, и тяговых электродвигателей (ТЭД), установленных в тележках локомотивов. Технический результат - повышение прочностных свойств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689393
Дата охранного документа: 28.05.2019
21.05.2020
№220.018.1f83

Устройство мониторинга рельсового транспортного средства

Изобретение относится к средствам регистрации пробега и мониторинга состояния элементов подвижного состава. Устройство содержит установленные в корпусе со съемной крышкой магнитоэлектрический генератор, механически соединенный с осью колесной пары, блок управления, блок хранения данных, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721219
Дата охранного документа: 18.05.2020
12.04.2023
№223.018.4410

Способ управления режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке

Изобретение относится к области машиностроения. Управляют режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке. При снижении полного потребляемого тока электроподвижного состава ниже...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729500
Дата охранного документа: 07.08.2020
Показаны записи 1-4 из 4.
10.04.2019
№219.017.0999

Устройство контроля тягового тока электровоза по условиям электромагнитной совместимости с фазочувствительными рельсовыми цепями железнодорожной автоматики (варианты)

Изобретение относится к средствам диагностики электрооборудования электровоза и может быть использовано на электроподвижном составе, в частности на электровозах с импульсными регуляторами тяговых двигателей. Устройство контроля тягового тока электровоза содержит датчик тягового тока,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002463177
Дата охранного документа: 10.10.2012
06.08.2020
№220.018.3cfe

Способ и система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами

Изобретение относится к железнодорожной технике и может быть использовано для автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины, в которых для тяги используется несколько локомотивов, распределенных по длине поезда, в том числе соединенных поездов. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729157
Дата охранного документа: 04.08.2020
12.04.2023
№223.018.4410

Способ управления режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке

Изобретение относится к области машиностроения. Управляют режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке. При снижении полного потребляемого тока электроподвижного состава ниже...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729500
Дата охранного документа: 07.08.2020
01.06.2023
№223.018.7498

Устройство дистанционного контроля уровня сыпучей среды в бункере железнодорожного транспортного средства

Изобретение предназначено для использования на железнодорожном подвижном составе, в частности для дистанционного измерения текущего уровня песка в металлических бункерах и для прогнозирования резерва песка на предстоящий путь движения железнодорожного состава. Техническим результатом является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002730052
Дата охранного документа: 14.08.2020
+ добавить свой РИД