×
29.03.2019
219.016.ecea

Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002682974
Дата охранного документа
25.03.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к силоизмерительной технике и предназначено для дистанционного измерения динамического давления в слое крупнозернистого материала, например в балластной призме железнодорожного пути, при прохождении высокоскоростного железнодорожного состава, особенно в условиях повышенных осевых нагрузок на железнодорожные пути. Устройство для измерения давления в слое щебеночного балласта содержит корпус с упругим элементом в виде мембраны, часть поверхности которой выполнена вогнутой, размещенные внутри корпуса термокомпенсаторы и тензометрическую мостовую схему, в противоположные измерительные плечи которой включены тензорезисторы, поперечные оси которых расположены на внутренней поверхности мембраны в концентрической зоне ее максимальной чувствительности к внешней деформации, вызванной давлением щебеночного балласта и расположенной в диапазоне от 0,64 до 0,79D, где D - диаметр мембраны. Технический результат - повышение точности и увеличение чувствительности измерения давления в слое щебеночного балласта. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к силоизмерительной технике и предназначено для дистанционного измерения динамического давления в слое крупнозернистого материала, например, в балластной призме железнодорожного пути, при прохождении высокоскоростного железнодорожного состава, особенно в условиях повышенных осевых нагрузок на железнодорожные пути.

Известен тензорезисторный мембранный датчик веса и силы, предназначенный для использования в весоизмерительных устройствах и содержащий профилированную мембрану и тензорезисторы, расположенные на плоской поверхности мембраны (патент РФ №124796, MПК: G01L 1/22, опубл. 10.02.2013 г) - аналог.

Недостатком известного решения является наличие достаточно жесткой профилированной мембраны с силовводящим выступом на верхней поверхности мембраны, которые в условиях низких давлений в грунте не обеспечивают достаточно требуемой чувствительности и точности измерений. Для измерений давления в крупнозернистой загрузке данному устройству необходима дополнительная насадка.

Известно устройство для измерения давления (напряжения) в сыпучем теле, содержащее корпус и мембрану, часть поверхности которой выполнена вогнутой (А.с. СССР №72504, MПК: G01L 7/08, опубл. 01.01.1948 г) - аналог.

Недостатком известного решения является то, что несмотря на преимущество вогнутой мембраны в части повышения чувствительности данное устройство, работающее по принципу изменения сопротивления графитового резистора (т.е. увеличения величины сигнала) при замыкании части его площади вогнутой мембраной не обеспечивает требуемой точности измерений.

Несмотря на обилие выпускаемых датчиков давления, отсутствует информация о датчиках давления в крупнозернистых грунтах. Известны датчики серии ВЕЕ-А и BEF-A (Япония). Это датчики грунтового давления с наружным диаметром 200 мм, которые успешно используются при проведении широкого диапазона измерений давлений в сыпучих грунтах. С помощью этих датчиков можно также измерять грунтовое давление 3- или 4-гранных объектов. Однако их недостатком является плоская мембрана большого диаметра, которая в неоднородном крупнозернистом грунте искажает реальные показания.

Задачей заявляемого решения является устранение недостатков аналогов, с обеспечением возможности широкого применения мембранных датчиков давления с тензорезисторными мостовыми схемами.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение является повышение точности и увеличение чувствительности измерения давления в слое крупнозернистого материала.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала, содержит корпус с упругим элементом в виде мембраны, часть поверхности которой выполнена вогнутой, размещенные внутри корпуса термокомпенсаторы и тензометрическую мостовую схему, в противоположные измерительные плечи которой включены тензорезисторы, поперечные оси которых расположены на внутренней поверхности мембраны в концентрической зоне ее максимальной чувствительности к внешней деформации, вызванной давлением крупнозернистого материала, и расположенной в диапазоне от 0,6D до 0,8D, где D - диаметр мембраны.

Устройство, характеризующееся тем, что измерительные тензорезисторы расположены на мембране равномерно по окружности.

Устройство, характеризующееся тем, что соответствующие измерительные тензорезисторы, включенные в соответствующее измерительное плечо измерительной мостовой схемы, соединены последовательно-параллельно.

Устройство, характеризующееся тем, что мембрана встроена в корпус с образованием герметичной конструкции.

Устройство, характеризующееся тем, что корпус выполнен осесимметричным.

Под крупнозернистым материалом в рамках данного решения понимается щебеночный балласт по ГОСТ 7392-85 фракции 25-70 мм для путей железных дорог.

С учетом условий специфики эксплуатации разрабатываемого устройства, оно должно соответствовать следующим требованиям:

- высокая чувствительность (величина измеряемого давления до 1 кг/см2);

- площадь взаимодействия с крупнозернистым материалом (т.е. площадь рабочей части мембраны) зависит от размера крупнозернистого материала с возможностью обеспечения его максимального контакта с измерительной мембраной;

- мембрана должна быть достаточно жесткой, чтобы отдельные крупные куски щебня не вызывали ее перекоса;

- корпус устройства должен быть герметичным.

Заявляемое с учетом этих требований устройство изображено на фиг. 1 - фиг. 4, где на фиг. 1 представлено поперечное сечение устройства, на фиг. 2 - расположение тензорезисторов на мембране (вид со стороны выгнутой поверхности), на фиг. 3 - измерительная мостовая схема устройства, на фиг. 4 - экспериментальный тарировочный график зависимости давления от напряжения сигнала в выбранном диапазоне давлений.

На фиг. 1 представлен вариант заявляемого устройства, при котором оно выполнено в виде цилиндрической конструкции, составные части которой путем взаимного соединения через слой полимерного герметика образуют разборный герметичный осесимметричный корпус. Радиус кривизны мембраны выбран из условия, что кривизна должна быть достаточной для придания ей жесткости, при которой вероятность неравномерного давления щебня на поверхность мембраны минимальна. Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала состоит из корпуса 1, вогнутой мембраны 2, на которой с выгнутой (внутренней) стороны наклеены периферийные 3 и центральные 4 измерительные тензорезисторы, расположенные симметрично относительно оси мембраны в радиальном направлении через 45° и образующие с термокомпенсаторами 5 мостовую тензометрическую схему, с чередованием перифирийных и центральных тензорезисторов таким образом, что продольная ось тензорезистора направлена радиально. Опорой датчика в грунте служит жесткое дно 6. На фиг. 2 показано размещение тензорезисторов по внутренней (выгнутой) поверхности мембраны. Поперечные оси тензорезисторов 3 и 4 расположены соответственно на диаметрах D1 и D2 мембраны - в концентрической зоне максимальной чувствительности мембраны к внешней деформации, вызванной давлением на нее крупнозернистого материала.

Измерительная часть датчика представлена на фиг. 3 и представляет собой тензометрический мост с двумя активными плечами R1 и R4, состоящими из перефирийных (R1-1, R1-2, R4-1, и R4-2) и центральных (R1-3, R1-4, R4-3 и R4-4) тензорезисторов. Термокомпенсаторы R2 и R3 расположены отдельно на кронштейне корпуса (обечайки) 1 (на фиг. 1 позиция 5). Количество тензорезисторов активных плеч R1 и R4 увеличено за счет последовательно- параллельного их соединения в каждом плече с условием выполнения основного требования тензометрии для мостовых схем: R1=R2=R3=R4. Увеличение числа измерительных тензорезисторов, расположенных в зоне максимальной чувствительности мембраны и распределенных равномерно через 45° по ее длине, обусловлено необходимостью повышения точности измерений при несимметричном распределении давления на поверхность мембраны.

На фиг. 4 представлена экспериментальная зависимость воздействия давления на мембрану от величины сигнала, вызванного деформацией мембраны, в диапазоне вероятных давлений в щебеночной балластной призме железнодорожного пути.

Так как передача давления грунта на мембрану зависит от вида грунта и его механических свойств, для определения реальной чувствительности датчика необходимо провести его тарировку. Для этого реальный грунт с введенным в него датчиком нагружают на гидравлическом прессе. Авторами изобретения проведены теоретические и экспериментальные исследования, в результате которых установлено, что для принятого в данной заявке понятия «крупнозернистый материал», зона максимальной чувствительности к внешнему воздействию расположена в диапазоне от 0,6D (D1 - на фиг. 2) до 0,8D (D2 - на фиг. 2), где D - диаметр рабочей зоны вогнутой мембраны. Если тензорезисторы размещены за пределами заявленной зоны, то величина сигнала, поступающая на измерительную схему резко уменьшается, что приводит к снижению чувствительности измерений для слоя крупнозернистого материала и искажению достоверности результата.

Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала работает следующим образом.

При воздействии на датчик давления щебня при прохождении железнодорожного состава его мембрана деформируется (деформируются также и измерительные тензорезисторы). Величина деформации преобразуется тензорезисторами, образующими тензометрический мост в электрический сигнал, пропорциональный приложенному давлению.

Пример конкретного выполнения.

Устройство с наружным диаметром корпуса 219 мм, круглой вогнутой мембраной с диаметром рабочей (вогнутой) части 203 мм. и радиусом вогнутости ~500 мм. 8 тензорезисторов наклеены на мембрану через 45° и в диапазоне от 0,64D до 0.79D, где D - диаметр рабочей части вогнутой мембраны. По соединительному кабелю через герметичную втулку в стальном корпусе сигнал с тензометрического моста поступает на измерительное устройство (на схеме не указаны).

Техническое решение настоящего изобретения не ограничивается вышеописанными конкретными вариантами осуществления, и любые технические модификации, выполненные в соответствии с техническим решением настоящего изобретения, входят в объем настоящего изобретения.


Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала
Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала
Устройство для измерения давления в слое крупнозернистого материала
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
10.04.2016
№216.015.30d4

Сталь для производства железнодорожных бандажей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу конструкционной стали повышенной прочности и трещиностойкости, используемой для изготовления высоконагруженных бандажей колес тягового подвижного состава железных дорог. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580764
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.04.2016
№216.015.3509

Способ усиления линейных объектов на карстоопасных участках

Изобретение относится к области строительства и ремонта линейных объектов, расположенных на карстоопасных участках, а именно к укреплению грунтового основания. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение безопасности линейных объектов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581851
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0a6e

Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами

Изобретение относится к устройствам для управления локомотивами при работе по системе многих единиц. Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами содержит установленные на каждом локомотиве центральный процессор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632039
Дата охранного документа: 02.10.2017
01.07.2018
№218.016.69b1

Способ оценки напряженно-деформированного состояния пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки фактического состояния элементов железнодорожного пути по условию их прочности по силам взаимодействия подвижного состава и железнодорожного пути. В составе грузового поезда размещают диагностический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659365
Дата охранного документа: 29.06.2018
03.10.2018
№218.016.8d73

Стенд для испытания и регулировки электронно-управляемых топливных насосов высокого давления дизелей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области технической диагностики дизельной топливной аппаратуры. Заявляемый стенд позволяет проводить испытания и регулировку топливных насосов высокого давления (ТНВД) с электронным управлением с высокой точностью в условиях, максимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668509
Дата охранного документа: 01.10.2018
22.01.2019
№219.016.b28b

Форсунка песочницы локомотива

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции форсунок пескоподающей системы локомотива. Форсунка содержит корпус с двумя входными и одним выходным патрубками. Первый входной патрубок предназначен для подачи сжатого воздуха. Регулировочный узел подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677739
Дата охранного документа: 21.01.2019
30.05.2019
№219.017.6b90

Воздуховод для системы охлаждения и вентилирования тяговых электродвигателей локомотивов

Изобретение относится к гибким трубопроводам для использования в качестве соединительных патрубков между вентиляторами охлаждения, расположенными в кузове локомотива, и тяговых электродвигателей (ТЭД), установленных в тележках локомотивов. Технический результат - повышение прочностных свойств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689393
Дата охранного документа: 28.05.2019
21.05.2020
№220.018.1f83

Устройство мониторинга рельсового транспортного средства

Изобретение относится к средствам регистрации пробега и мониторинга состояния элементов подвижного состава. Устройство содержит установленные в корпусе со съемной крышкой магнитоэлектрический генератор, механически соединенный с осью колесной пары, блок управления, блок хранения данных, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721219
Дата охранного документа: 18.05.2020
06.07.2020
№220.018.2fbc

Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ управления рекуперативным торможением железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения заключается в том, что угол запаздывания основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725649
Дата охранного документа: 03.07.2020
12.04.2023
№223.018.4410

Способ управления режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке

Изобретение относится к области машиностроения. Управляют режимами тяги, выбега и горячего отстоя железнодорожного электроподвижного состава с входным однофазным широтно-импульсным преобразователем напряжения на его стоянке. При снижении полного потребляемого тока электроподвижного состава ниже...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729500
Дата охранного документа: 07.08.2020
Показаны записи 1-3 из 3.
13.01.2017
№217.015.6978

Устройство для измерения вертикальных и боковых сил взаимодействия между колесом и рельсом

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительным устройствам для измерения и регистрации сил взаимодействия между колесом и рельсом. Техническим результатом является повышение точности измерения сил взаимодействия колеса с рельсом за счет уменьшения влияния на измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591739
Дата охранного документа: 20.07.2016
09.06.2018
№218.016.5ee7

Система автоматизированного анализа фактов

Изобретение относится к системе проверки и анализа поведенческих действий пользователей в социальных медиа. Технический результат заключается в повышении эффективности автоматизированного выявления поведенческих рисков пользователей социальных медиа. Система содержит связанные общей шиной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656583
Дата охранного документа: 05.06.2018
01.07.2018
№218.016.69b1

Способ оценки напряженно-деформированного состояния пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки фактического состояния элементов железнодорожного пути по условию их прочности по силам взаимодействия подвижного состава и железнодорожного пути. В составе грузового поезда размещают диагностический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659365
Дата охранного документа: 29.06.2018
+ добавить свой РИД